Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение технологии «скаффолдинг» в процессе формирования навыков монологической речи на мультимедийном уроке английского языка в 4 классе

Работа №170430

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса обучения
иноязычной монологической речи в начальной школе 9
1.1. Структура и функции монологической речи 9
1.2. Особенности формирования навыков монологической речи на уроке
иностранного языка в начальной школе 21
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи обучающихся на мультимедийном уроке английского языка в 4 классе с применением технологии «скаффолдинг» 32
2.1. Цели и задачи применения технологии «скаффолдинг» в сочетании с
мультимедиа при обучении монологической речи в начальной школе 32
2.2. Разработка и апробация комплекса заданий и упражнений по формированию навыков монологической речи на мультимедийном уроке
английского языка с использованием технологии
«скаффолдинг» (в дополнение к УМК «Английский в фокусе» 4 класс. Н.И. Быкова, Д. Дули, В. Эванс, М.Д. Поспелова) 57
Выводы по главе 2 71
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложение А 82
Приложение Б 86
Приложение В 91
Приложение Г 95
Приложение Д 97

В рамках данного исследования рассматривается возможность применения технологии «скаффолдинг» при формировании навыков монологической речи обучающихся 4 класса.
Актуальность темы исследования определяется противоречием между необходимостью использования современных технологий при обучении иностранному языку в начальной школе и недостаточной разработанностью применяемых на практике методов и средств обеспечения данного процесса.
В условиях перехода на ФГОС и личностно-ориентированное обучение перед учителями встает вопрос, какие современные технологии и методы помогут индивидуализировать процесс обучения, что может способствовать развитию личности каждого обучающегося. Стратегия технологии «скаффолдинг» выделяется среди остальных своей новизной и эффективностью.
Согласно ФГОС НОО обучающиеся в образовательном процессе должны быть способны к организации собственной деятельности, готовы самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. Обучающиеся должны также развивать навыки практических, творческих работ, навыки самоанализа и самооценки, наблюдений. [Федеральный государственный стандарт. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/]
В организации учебной деятельности с развитием данных умений учителю может помочь использование технологии «скаффолдинг». В сочетании с различными видами мультимедиа технология «скаффолдинг» особенно эффективна: она помогает педагогу удержать внимание
обучающихся на решении текущих заданий, что наиболее важно в начальной школе.
Об интересе к обозначенной тематике свидетельствуют исследования в сфере обучения иностранному языку отечественных и зарубежных педагогов и методистов - Л.С. Выготского, А.С. Степановой, Г.А. Дубининой, Т.Л. Калининой, С.С. Миронцевой, Т.А. Павловой, Н.С. Роговенко и других.
Несмотря на очевидную эффективность данной технологии, её использование на уроках иностранного языка с целью развития навыков монологической речи, на наш взгляд, изучено в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования «Применение технологии «скаффолдинг» в процессе формирования навыков монологической речи на мультимедийном уроке английского языка в 4 классе».
Объектом исследования является процесс формирования навыков иноязычной монологической речи обучающихся начальной школы.
В качестве предмета исследования выступает технология «скаффолдинг» как средство формирования навыков монологической речи на мультимедийном уроке иностранного языка в начальной школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс обучения монологической речи на мультимедийном уроке иностранного языка в 4 классе будет более эффективным с применением технологии «скаффолдинг», так как подобный формат урока учитывает сочетание самостоятельной работы обучающихся и конструктивной поддержки учителя.
Цель исследования - разработать и апробировать на практике комплекс заданий и упражнений с применением технологии «скаффолдинг» для проведения мультимедийного урока, направленного на формирование навыков монологической речи у обучающихся начальной школы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать определения понятия «монологическая речь как вид речевой деятельности».
2. Изучить и описать особенности обучения иноязычной монологической речи на уроке иностранного языка в начальной школе.
3. Рассмотреть методический потенциал технологии скаффолдинг при обучении иностранному языку.
4. Разработать комплекс заданий и упражнений с применением технологии «скаффолдинг» для проведения мультимедийного урока, направленного на формирование навыков монологической речи обучающихся начальной школы (в дополнение к УМК «Английский в фокусе» Н.И. Быковой, Д. Дули, В. Эванс, М.Д. Поспеловой).
5. Провести апробацию разработанного комплекса на базе МАОУ СШ
№21 (г. Красноярск); проанализировать данные опытно­
экспериментальной работы и дать рекомендации по его внедрению в образовательную практику.
Теоретическую базу исследования составили работы по исследованию особенностей обучения иноязычной монологической речи в начальной школе: С.С. Кулмагамбетова, Л.Ю. Кузнецова, М.В. Муриева, Д.А. Казначеев, Н.С. Пронина; специфике применения технологии «скаффолдинг»: М.Л. Курьян, Е.А. Воронина, С.В. Косикова, Х.Р. Мунаввар.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативной документации; анализ и обобщение педагогического опыта, методический эксперимент.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке модели применения технологии «скаффолдинг» как способа формирования навыков монологической речи на уроках английского языка в сочетании с мультимедиа в начальной школе.
Практическая ценность состоит в возможности использования результатов исследования при обучении английскому языку в начальной школе.
Апробация и этапы исследования.
2021-2023 гг. Определение темы, сбор материала, написание и защита выпускной квалификационной работы на тему исследования.
Апробация материалов исследования осуществлялась через
выступление с докладом на Региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета иностранных языков «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXIV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных (г. Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 13 апреля 2023 г.) и публикацию научной статьи по тематике исследования «Специфика применения технологии «скаффолдинг» на уроках иностранного языка» в сборнике материалов данной конференции.
Результаты исследования апробированы на базе МАОУ СШ №21
(г. Красноярск).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в 4-м классе на базе МАОУ СШ №21 (г. Красноярск).
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, выводов по каждой главе, Заключения, списка использованных источников и Приложения. Работа изложена на 97 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования, структура и содержание работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы процесса обучения иноязычной монологической речи в начальной школе» описывается трактовка термина «монологическое высказывание на иностранном языке», его составляющие, определяются наиболее действенные методы и приёмы обучения монологической речи на иностранном языке, предлагаются рекомендации методистов для достижения эффективных результатов по формированию навыков монологической речи на иностранном языке в начальной школе.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи обучающихся на мультимедийном уроке английского языка в 4 классе с применением технологии «скаффолдинг» посвящена описанию технологии «скаффолдинг», её целей и задач при обучении монологической речи в начальной школе в сочетании с мультимедиа; приводится описание разработки и апробации комплекса заданий и упражнений с применением технологии «скаффолдинг» для проведения мультимедийного урока, направленного на формирование навыков монологической речи обучающихся начальной школы (в дополнение к УМК «Английский в фокусе» 4 класс. Н.И. Быковой, Д. Дули, В. Эванс, М.Д. Поспеловой).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 51 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания.
Приложение А содержит примеры заданий, направленных на формирование навыков монологической речи обучающихся, разработанных автором исследования (до начала опытно-экспериментальной работы).
Приложение Б содержит примеры заданий, направленных на формирование навыков монологической речи обучающихся, разработанных автором исследования (первый урок).
Приложение В содержит примеры заданий, направленных на формирование навыков монологической речи обучающихся, разработанных автором исследования (второй урок).
Приложение Г включает сертификат участия и текст статьи «Специфика применения технологии «скаффолдинг» на уроках иностранного языка», опубликованной в сборнике материалов Межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы
лингвистики и лингводидактики»: Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, 13 апреля 2023 г.).
Приложение Д включает документы, подтверждающие апробацию разработанного автором исследования комплекса заданий и упражнений с применением технологии «скаффолдинг» на мультимедийном уроке английского языка в 4 классе, направленного на формирование навыков монологической речи обучающихся на базе МАОУ «СОШ» № 21 (г. Красноярск).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании осуществлен теоретический анализ понятий: «говорение», «монологическая речь», «технология «скаффолдинг»; рассмотрены особенности обучения иностранным языкам в начальной школе; возможности использования технологии «скаффолдинг» для формирования навыков монологической речи на мультимедийном уроке английского языка.
В ходе исследования рассмотрены основные виды и
составляющие технологии «скаффолдинг», выявлены ее преимущества и трудности, с которыми могут столкнуться учитель и обучающиеся при ее использовании; определены этапы планирования мультимедийного урока с применением технологии «скаффолдинг».
Проанализировав УМК «Английский язык» («Spotlight») Н.И. Быковой, Д. Дули, В. Эванс, М.Д. Поспеловой для 4 классов общеобразовательных учреждений, мы пришли к выводу о том, что УМК направлен на развитие коммуникативных навыков обучающихся, но при этом в нём предлагается недостаточное количество заданий, направленных на формирование
навыков монологической речевой деятельности обучающихся путём их самостоятельной работы. К тому же, в данном УМК в целом наблюдается нехватка заданий и упражнений на составление монологического высказывания на определённую тему главы и модуля. В главе «One big happy family!» модуля «Family and Friends!», которая была выбрана для проведения эксперимента, не имеется ни одного задания или упражнения, направленного на развитие навыков монологического высказывания по рассматриваемой теме «Внешность и характер».
Был разработан и апробирован на практике комплекс заданий и упражнений с применением технологии «скаффолдинг» в сочетании с мультимедиа в рамках темы «One big happy family!» УМК «Английский язык» («Spotlight») Н.И. Быковой, Д. Дули, В. Эванс, М.Д. Поспеловой для 4 классов общеобразовательных учреждений.

технологии «скаффолдинг» будет более эффективным в учебном процессе при формировании навыков монологической речи на мультимедийном уроке английского языка в начальной школе подтверждено апробацией в 4 классе в МАОУ СШ № 21 г. Красноярска.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в создании
расширенного комплекса заданий и упражнений с применением технологии «скаффолдинг» в сочетании с мультимедиа, направленного на формирование навыков как монологической, так и диалогической речи обучающихся.


1. Апальков, В.Г. Английский язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Английский язык в фокусе». 2-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций [Текст]: сб. примерных рабочих программ / В.Г. Апальков, Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова.
• М. : Просвещение. 2018. - 238 с.
2. Аторина, О. А. Говорение как вид речевой деятельности [Текст]: непосредственный / О.А. Аторина // Молодой ученый. - 2022. - № 3 (398). - С. 67-69.
3. Ахметов, С.И. Понятие и сущность развития у подростков самостоятельности в условиях применения цифровых образовательных ресурсов. Научный результат [Текст]: непосредственный / С.И. Ахметов // Педагогика и психология образования. - 2022. - № 2. - С. 47-58.
4. Байдурова, Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам [Текст]: непосредственный / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 1.
• С. 5-11.
5. Бекманова, С.У. Применение инновационных технологий в начальной школе [Текст]: непосредственный / С.У. Бекманова // Теория и практика современной науки. - 2021. - № 12(78). - С. 53-55.
6. Быковских, О.И. Скаффолдинг как вид педагогической поддержки при реализации предметно-языкового интегрированного обучения [Текст]: непосредственный / О.И. Быковских // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2(14). - С. 22­29.
7. Выготский, Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением [Текст] / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, Эксмо. - 2004. - 512 с.
8. Дубинина, Г.А. Применение учебного скаффолдинга при контентно языковом интегрированном обучении профильным дисциплинам вуза [Текст]: непосредственный / Г.А. Дубинина // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2022. - №S1. - С. 51-55.
9. Единая система оценивания по английскому языку (ФГОС 2023).
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://znanio.ru/media/edinaya-sistema- otsenivaniya-po-anglijskomu-yazyku-fgos-2023-2872880 (дата обращения
25.11.2023).
10. Есина, Л.С. Повышение эффективности обучения монологической речи на английском языке с использованием цифровых технологий [Текст]: непосредственный / Л.С. Есина // Современное педагогическое образование.
• 2019. - №7. - С. 42-46.
11. Зорина, Е.М. Использование предметно-языкового интегрированного обучения в военном вузе [Текст]: непосредственный / Е.М. Зорина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 6-4. - С. 82­87.
12. Казначеев, Д. А., Минеева, О.А. Система упражнений для обучения монологической речи на уроках английского языка в начальной школе [Текст]: непосредственный / Д.А. Казначеев, О.А. Минеева // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. - 2020. - № 3(18). - С. 590-594.
13. Какимова, М.Е., Сабиева, Е.В., Енсегенова, Г.Ж. Роль методической поддержки (скаффолдинга) в предметно-языковом обучении: визуализация обучения через системно-функциональный мультимодальный подход [Текст]: непосредственный / М.Е. Какимова, Е.В. Сабиева, Г.Ж. Енсегенова // Вестник Казахского национального женского педагогического университета.
• 2021. - № 1. - С. 136-145.
14. Калинина, Т.Л. Скаффолдинг как обучающая стратегия для освоения иностранного языка: базовые принципы [Текст]: непосредственный / Т.Л. Калинина // Вопросы педагогики. - 2018. - № 7. - С. 45-47.
15. Килеп, Г.Л. Модель развития коммуникативной компетентности обучающихся основной школы средствами проектной деятельности [Текст]: непосредственный / Г.Л. Килеп // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2023. - № 2. - С. 60-75....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ