Интерактивная тетрадь как способ формирования лексико-грамматических навыков обучающихся на уроках английского языка во 2 классе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса обучения лексико-грамматической стороне речи на уроке иностранного языка в начальной школе 8
1.1. Методические особенности работы над формированием лексических
навыков на уроке иностранного языка в начальной школе 8
1.2. Методические особенности работы над формированием грамматических навыков на уроке иностранного языка в начальной школе 15
1.3. Интерактивная тетрадь как способ формирования лексико -
грамматических навыков на уроках иностранного языка 26
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию лексикограмматических навыков на уроке английского языка во 2 классе с применением интерактивной тетради 35
2.1. Анализ упражнений, способствующих формированию лексико
грамматических навыков обучающихся, на примере темы «My family» в учебнике «Starlight» для 2 класса по английскому языку (Баранова К.М., Дули Д. ., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.) 35
2.2. Практическое применение интерактивной тетради на уроках
английского языка во 2 классе 48
2.2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 48
2.2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 55
2.2.3. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 63
Выводы по главе 2 69
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение А 82
Приложение Б 83
Приложение В 85
Приложение Г 106
Приложение Д 107
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса обучения лексико-грамматической стороне речи на уроке иностранного языка в начальной школе 8
1.1. Методические особенности работы над формированием лексических
навыков на уроке иностранного языка в начальной школе 8
1.2. Методические особенности работы над формированием грамматических навыков на уроке иностранного языка в начальной школе 15
1.3. Интерактивная тетрадь как способ формирования лексико -
грамматических навыков на уроках иностранного языка 26
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию лексикограмматических навыков на уроке английского языка во 2 классе с применением интерактивной тетради 35
2.1. Анализ упражнений, способствующих формированию лексико
грамматических навыков обучающихся, на примере темы «My family» в учебнике «Starlight» для 2 класса по английскому языку (Баранова К.М., Дули Д. ., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.) 35
2.2. Практическое применение интерактивной тетради на уроках
английского языка во 2 классе 48
2.2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 48
2.2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 55
2.2.3. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 63
Выводы по главе 2 69
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение А 82
Приложение Б 83
Приложение В 85
Приложение Г 106
Приложение Д 107
В настоящее время процесс модернизации затрагивает множество общественных сфер, в том числе и образовательную. Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания: с появлением новых требований для усовершенствования качества и уровня образования, появляются новые методы, средства и подходы к обучению, новые методические цели.
Лексическо-грамматический аспект языка является основной составляющей языковой компетенции, интегрирующей формирование лексических и грамматических навыков на уровне рецепции и продукции, как в устной, так и в письменной речи. Отечественный опыт демонстрирует положительную динамику в процессе формирования лексикограмматических навыков, которые опираются на умении обучающегося быстро сочетать иноязычные лексические и грамматические единицы, отвечающие нормам языка. Формирование лексических и грамматических навыков на уроке иностранного языка рассматривают в своих трудах Б.В. Беляев, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, А.Н. Шамов,
Формирование лексико-грамматических навыков у младших школьников одна из важнейших интегративных целей обучения иностранному языку. Существует большое количество методик, средств и приёмов, которые используются при формировании лексико-грамматических навыков, без которых невозможна реализация всех видов речевой деятельности. Из множества активных методов обучения, новых технологий и методик, всё больший интерес представляют интерактивные тетради.
Использование интерактивных тетрадей при обучении английскому языку в начальной школе становится всё более популярным. Особенно при изучении грамматических правил и пополнении активного лексического запаса обучающихся. Однако на данный момент не разработана методика работы с ними, что обуславливает актуальность данной работы.
Практически каждая современная методика обучения английскому языку уделяет большую часть учебного времени целенаправленной и систематической работе над формированием и развитием лексико - грамматических навыков, так как это заметно влияет на качество письменной и устной речи обучающихся, а также способствует усвоению всего языкового материала. Один из способов сделать процесс формирования лексико- грамматических навыков более эффективным - использование интерактивных тетрадей, что позволило определить тему исследования: «Интерактивная тетрадь как способ формирования лексико-грамматических навыков обучающихся на уроках английского языка во 2 классе».
Объект исследования - процесс формирования лексикограмматических навыков обучающихся в начальной школе на уроках иностранного языка.
Предмет исследования - интерактивная тетрадь как способ формирования лексико-грамматических навыков обучающихся на уроках английского языка во 2 классе.
Гипотеза исследования: использование интерактивных тетрадей на уроке английского языка в начальной школе будет способствовать формированию лексико-грамматических навыков обучающихся.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и опытно-экспериментальная проверка эффективности применения интерактивных тетрадей в процессе формирования лексико-грамматических навыков обучающихся в начальной школе на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «лексический навык» и «грамматический навык», а также определить их место в процессе обучения иностранному языку;
2. Проанализировать содержание понятия «интерактивная тетрадь» и методические возможности ее использования при формировании лексико - грамматических навыков обучающихся в начальной школе;
3. Разработать интерактивную тетрадь, направленную на формирование лексическо-грамматических навыков в начальной школе в дополнение к УМК «Starlight 2» (Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.);
4. Апробировать разработанную интерактивную тетрадь на практике в МКОУ Имисская СОШ № 13;
5. Проанализировать полученные результаты по использованию интерактивных тетрадей во 2 классе.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные обучению лексической (Алиев Э.Г., Абдулаева Р.Н., Коваленко Е.Г., Тетакаева Л.М., Цатковская Ю.С.) и грамматической стороне речи (Архангельская Н.Н., Жуманиязова Г.Т., Ксенофонтова Т.С., Соболева Е.А., Потапова Н.В.); интерактивные модели обучения иностранному языку (Павлова Е.Б., Лебедева И.С.); интерактивная тетрадь как средство обучения (Григорьева Е.Н., Жила Л.И., Кириллова Ю.В., Круглякова А.В., Минина Е.В., Морозова О.А., Павлова Е.Б., Певнева Л.Н., Савина А.Ф., Тальков А.В.),
Методическую базу исследования составляют: теоретические методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; основных понятий и терминов исследования; анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация. Эмпирические методы: мониторинг учебного процесса с целью выявления особенностей использования интерактивной тетради в учебном процессе, уровня навыков обучающихся в лексическом и грамматическом аспекте языка, моделирование процесса обучения с помощью интерактивной тетради в начальной школе. Диагностические методы: интерпретация, обобщение, сравнение, диагностирование; методы статистической обработки данных.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации интерактивной тетради, способствующей формированию лексикограмматических навыков на уроке английского языка в начальной школе.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования разработанного материала при обучении лексики и грамматики на уроках английского языка в начальной школе.
Сведения об апробации: результаты исследования внедрены в образовательный процесс МКОУ Имисской СОШ №13.
Структура данной работы включает введение, две главы - теоретическую и практическую, которые поделены на параграфы, заключение, список использованной литературы, приложение. Во Введении обосновываются актуальность работы и выбор темы исследования, формулируются её цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются метод исследования, структура и содержание работы. Первая глава посвящена рассмотрению понятия «лексико - грамматические навыки»; в этой главе описаны особенности обучения иностранному языку в начальной школе. Вторая глава определяет эффективность применения интерактивных тетрадей в процессе формирования лексико-грамматических навыков на уроке английского языка в начальной школе. Практическая часть главы содержит разработку интерактивной тетради, способствующей формированию лексикограмматических навыков на уроке английского языка в начальной школе и описание результатов методического эксперимента по его внедрению в образовательный процесс во 2 классе. В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы. Список использованных источников включает более 50 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания. Приложение включает методические разработки, созданные в ходе реализации практической части: контрольноизмерительные материалы для проведение констатирующего и контрольного эксперимент; разработанные элементы интерактивной тетради, используемые для проведение формирующего эксперимента. Также представлены технологические карты уроков; документы, подтверждающие апробацию разработанной автором исследования интерактивной тетради на базе МКОУ Имисской СОШ №13.
Лексическо-грамматический аспект языка является основной составляющей языковой компетенции, интегрирующей формирование лексических и грамматических навыков на уровне рецепции и продукции, как в устной, так и в письменной речи. Отечественный опыт демонстрирует положительную динамику в процессе формирования лексикограмматических навыков, которые опираются на умении обучающегося быстро сочетать иноязычные лексические и грамматические единицы, отвечающие нормам языка. Формирование лексических и грамматических навыков на уроке иностранного языка рассматривают в своих трудах Б.В. Беляев, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, А.Н. Шамов,
Формирование лексико-грамматических навыков у младших школьников одна из важнейших интегративных целей обучения иностранному языку. Существует большое количество методик, средств и приёмов, которые используются при формировании лексико-грамматических навыков, без которых невозможна реализация всех видов речевой деятельности. Из множества активных методов обучения, новых технологий и методик, всё больший интерес представляют интерактивные тетради.
Использование интерактивных тетрадей при обучении английскому языку в начальной школе становится всё более популярным. Особенно при изучении грамматических правил и пополнении активного лексического запаса обучающихся. Однако на данный момент не разработана методика работы с ними, что обуславливает актуальность данной работы.
Практически каждая современная методика обучения английскому языку уделяет большую часть учебного времени целенаправленной и систематической работе над формированием и развитием лексико - грамматических навыков, так как это заметно влияет на качество письменной и устной речи обучающихся, а также способствует усвоению всего языкового материала. Один из способов сделать процесс формирования лексико- грамматических навыков более эффективным - использование интерактивных тетрадей, что позволило определить тему исследования: «Интерактивная тетрадь как способ формирования лексико-грамматических навыков обучающихся на уроках английского языка во 2 классе».
Объект исследования - процесс формирования лексикограмматических навыков обучающихся в начальной школе на уроках иностранного языка.
Предмет исследования - интерактивная тетрадь как способ формирования лексико-грамматических навыков обучающихся на уроках английского языка во 2 классе.
Гипотеза исследования: использование интерактивных тетрадей на уроке английского языка в начальной школе будет способствовать формированию лексико-грамматических навыков обучающихся.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и опытно-экспериментальная проверка эффективности применения интерактивных тетрадей в процессе формирования лексико-грамматических навыков обучающихся в начальной школе на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «лексический навык» и «грамматический навык», а также определить их место в процессе обучения иностранному языку;
2. Проанализировать содержание понятия «интерактивная тетрадь» и методические возможности ее использования при формировании лексико - грамматических навыков обучающихся в начальной школе;
3. Разработать интерактивную тетрадь, направленную на формирование лексическо-грамматических навыков в начальной школе в дополнение к УМК «Starlight 2» (Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.);
4. Апробировать разработанную интерактивную тетрадь на практике в МКОУ Имисская СОШ № 13;
5. Проанализировать полученные результаты по использованию интерактивных тетрадей во 2 классе.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные обучению лексической (Алиев Э.Г., Абдулаева Р.Н., Коваленко Е.Г., Тетакаева Л.М., Цатковская Ю.С.) и грамматической стороне речи (Архангельская Н.Н., Жуманиязова Г.Т., Ксенофонтова Т.С., Соболева Е.А., Потапова Н.В.); интерактивные модели обучения иностранному языку (Павлова Е.Б., Лебедева И.С.); интерактивная тетрадь как средство обучения (Григорьева Е.Н., Жила Л.И., Кириллова Ю.В., Круглякова А.В., Минина Е.В., Морозова О.А., Павлова Е.Б., Певнева Л.Н., Савина А.Ф., Тальков А.В.),
Методическую базу исследования составляют: теоретические методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; основных понятий и терминов исследования; анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация. Эмпирические методы: мониторинг учебного процесса с целью выявления особенностей использования интерактивной тетради в учебном процессе, уровня навыков обучающихся в лексическом и грамматическом аспекте языка, моделирование процесса обучения с помощью интерактивной тетради в начальной школе. Диагностические методы: интерпретация, обобщение, сравнение, диагностирование; методы статистической обработки данных.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации интерактивной тетради, способствующей формированию лексикограмматических навыков на уроке английского языка в начальной школе.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования разработанного материала при обучении лексики и грамматики на уроках английского языка в начальной школе.
Сведения об апробации: результаты исследования внедрены в образовательный процесс МКОУ Имисской СОШ №13.
Структура данной работы включает введение, две главы - теоретическую и практическую, которые поделены на параграфы, заключение, список использованной литературы, приложение. Во Введении обосновываются актуальность работы и выбор темы исследования, формулируются её цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются метод исследования, структура и содержание работы. Первая глава посвящена рассмотрению понятия «лексико - грамматические навыки»; в этой главе описаны особенности обучения иностранному языку в начальной школе. Вторая глава определяет эффективность применения интерактивных тетрадей в процессе формирования лексико-грамматических навыков на уроке английского языка в начальной школе. Практическая часть главы содержит разработку интерактивной тетради, способствующей формированию лексикограмматических навыков на уроке английского языка в начальной школе и описание результатов методического эксперимента по его внедрению в образовательный процесс во 2 классе. В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы. Список использованных источников включает более 50 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания. Приложение включает методические разработки, созданные в ходе реализации практической части: контрольноизмерительные материалы для проведение констатирующего и контрольного эксперимент; разработанные элементы интерактивной тетради, используемые для проведение формирующего эксперимента. Также представлены технологические карты уроков; документы, подтверждающие апробацию разработанной автором исследования интерактивной тетради на базе МКОУ Имисской СОШ №13.
Преподавание иностранного языка в современной школе ориентируется на всестороннее развитие как лексических так и грамматических навыков, необходимых для овладения языком.
Проанализировав методические особенности работы по формированию лексических навыков, мы выяснили, что для того чтобы данный навык был успешно сформирован у обучающихся начальной школы необходимо подходить к изучению лексики комплексно. Это подразумевает использование разнообразных образовательных методов и средств, а также индивидуального подхода к каждому обучающемуся, учитывая его специфические потребности и уровень языковой грамотности. Важными компонентами комплексного подхода являются разнообразные тексты и учебные материалы, специально подобранные для соответствия возрасту и интересам учащихся. При подготовке к введению нового лексического материала учителю важно учитывать, что у каждого обручающегося свой ведущий канал восприятия, соответственно подача лексического материала должно быть разносторонней. Кроме того, важно внимательно мониторить прогресс каждого обучающегося, проводя регулярные оценки и корректируя методику обучения в зависимости от результатов. Все эти аспекты в совокупности позволяют сформировать лексические навыки обучающихся начальной школы наиболее эффективным образом, обеспечивая им качественное владение лексикой и закреплением ее в активном словаре.
Рассмотрев подходы к обучению грамматике, и важность формирования грамматических навыков, начиная с первых занятий, мы определили, что эффективное овладение грамматикой является фундаментальным элементом языкового образования. Грамматические навыки играют решающую роль в способности структурировать и выразить свои мысли точно и четко. Корректное использование грамматики обогащает коммуникативные навыки, способствует успешной коммуникации и содействует освоению языка на более глубоком уровне. Начинать формирование грамматических навыков с первых занятий особенно важно, поскольку на этом этапе обучающиеся формируют основы языка, которые будут использовать в дальнейшем. Освоение грамматических правил с самого начала обучения позволяет избежать накопления ошибок и неясностей, что упрощает путь к более продвинутым уровням владения языком. Для этого учителю нужно планомерно вводить правила в процесс обучения, начиная с имитативных упражнений, которые и не дают полного понимания о грамматическом строе речи, но являются важным этапом, позволяющим обучающимся заговорить уже с первых уроков, заканчивая упражнениями трансформационными, которые помогают закрепить тонкости употребления грамматических явлений. Таким образом, грамматика не является лишь отдельным элементом языкового образования, а фундаментом, на котором строится навык свободной и грамотной коммуникации на иностранном языке.
Исследование системы заданий, предлагаемых обучающимся во 2 классе, говорит о системности работы по формированию лексико - грамматических навыков. Однако, несмотря на то, что рассмотренный нами учебник предназначен для углубленного изучения английского языка, мы отметили, что упражнений, направленных на формирование и развитие грамматических навыков в нем приведено недостаточно. Также проанализированный учебник с точки рассмотрения темы исследования позволяет сделать заключение, что для формирования лексико - грамматических навыков учителю стоит акцентировать внимание на применении дополнительных подходов, таких как интерактивные тетради, для успешного обучения английскому языку в начальной школе.
Можно отметить, что самой трудной темой при формировании лексико-грамматических навыков, в рамках проанализированной темы «My family», является работа по формированию грамматических навыков связанных с изучением глагола to be. В процессе исследования были выявлены приемы, которые достаточно успешно себя показали.
интерактивной тетради, смогли показать лучшие результаты на итоговом тестировании в сравнении со своими же результатами в начале эксперимента. Однако, несмотря на хороший результат, следует отметить, что без систематического использования интерактивной тетради на уроках иностранного языка у обучающихся возможен регресс.
Таким образом, можно сказать, формирование лексических и грамматических навыков у обучающихся на начальном этапе, играет важную роль в формировании языковой базы. Использование интерактивной тетради на уроках английского языка будет способствовать лучшему усвоению знаний, а как следствие сформированности лексических и грамматических навыков.
Проанализировав методические особенности работы по формированию лексических навыков, мы выяснили, что для того чтобы данный навык был успешно сформирован у обучающихся начальной школы необходимо подходить к изучению лексики комплексно. Это подразумевает использование разнообразных образовательных методов и средств, а также индивидуального подхода к каждому обучающемуся, учитывая его специфические потребности и уровень языковой грамотности. Важными компонентами комплексного подхода являются разнообразные тексты и учебные материалы, специально подобранные для соответствия возрасту и интересам учащихся. При подготовке к введению нового лексического материала учителю важно учитывать, что у каждого обручающегося свой ведущий канал восприятия, соответственно подача лексического материала должно быть разносторонней. Кроме того, важно внимательно мониторить прогресс каждого обучающегося, проводя регулярные оценки и корректируя методику обучения в зависимости от результатов. Все эти аспекты в совокупности позволяют сформировать лексические навыки обучающихся начальной школы наиболее эффективным образом, обеспечивая им качественное владение лексикой и закреплением ее в активном словаре.
Рассмотрев подходы к обучению грамматике, и важность формирования грамматических навыков, начиная с первых занятий, мы определили, что эффективное овладение грамматикой является фундаментальным элементом языкового образования. Грамматические навыки играют решающую роль в способности структурировать и выразить свои мысли точно и четко. Корректное использование грамматики обогащает коммуникативные навыки, способствует успешной коммуникации и содействует освоению языка на более глубоком уровне. Начинать формирование грамматических навыков с первых занятий особенно важно, поскольку на этом этапе обучающиеся формируют основы языка, которые будут использовать в дальнейшем. Освоение грамматических правил с самого начала обучения позволяет избежать накопления ошибок и неясностей, что упрощает путь к более продвинутым уровням владения языком. Для этого учителю нужно планомерно вводить правила в процесс обучения, начиная с имитативных упражнений, которые и не дают полного понимания о грамматическом строе речи, но являются важным этапом, позволяющим обучающимся заговорить уже с первых уроков, заканчивая упражнениями трансформационными, которые помогают закрепить тонкости употребления грамматических явлений. Таким образом, грамматика не является лишь отдельным элементом языкового образования, а фундаментом, на котором строится навык свободной и грамотной коммуникации на иностранном языке.
Исследование системы заданий, предлагаемых обучающимся во 2 классе, говорит о системности работы по формированию лексико - грамматических навыков. Однако, несмотря на то, что рассмотренный нами учебник предназначен для углубленного изучения английского языка, мы отметили, что упражнений, направленных на формирование и развитие грамматических навыков в нем приведено недостаточно. Также проанализированный учебник с точки рассмотрения темы исследования позволяет сделать заключение, что для формирования лексико - грамматических навыков учителю стоит акцентировать внимание на применении дополнительных подходов, таких как интерактивные тетради, для успешного обучения английскому языку в начальной школе.
Можно отметить, что самой трудной темой при формировании лексико-грамматических навыков, в рамках проанализированной темы «My family», является работа по формированию грамматических навыков связанных с изучением глагола to be. В процессе исследования были выявлены приемы, которые достаточно успешно себя показали.
интерактивной тетради, смогли показать лучшие результаты на итоговом тестировании в сравнении со своими же результатами в начале эксперимента. Однако, несмотря на хороший результат, следует отметить, что без систематического использования интерактивной тетради на уроках иностранного языка у обучающихся возможен регресс.
Таким образом, можно сказать, формирование лексических и грамматических навыков у обучающихся на начальном этапе, играет важную роль в формировании языковой базы. Использование интерактивной тетради на уроках английского языка будет способствовать лучшему усвоению знаний, а как следствие сформированности лексических и грамматических навыков.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ
ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016





