Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

Работа №170423

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития умений монологической речи у обучающихся языковых направлений подготовки в вузе 10
1.1. Говорение как вид продуктивной речевой деятельности 10
1.2. Специфика обучения монологической речи обучающихся языковых
направлений подготовки в вузе 20
1.3. Возможности для развития умений монологической речи у обучающихся
языковых направлений подготовки в вузе с использованием компьютерных средств обучения 33
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению учебной мультимедийной компьютерной программы для развития умений монологической речи у обучающихся языковых направлений подготовки в вузе 47
2.1. Проектирование учебной мультимедийной компьютерной программы для развития умений монологической речи обучающихся языковых направлений подготовки в вузе 47
2.2 Организация ОЭР по применению учебной мультимедийной
компьютерной программы для развития умений монологической речи обучающихся языковых направлений подготовки в вузе 57
2.3 Результаты и оценка эффективности проведенной ОЭР по применению
учебной мультимедийной компьютерной программы 70
Выводы по главе 2 78
Заключение 81
Список используемых источников 84
ПРИЛОЖЕНИЕ А 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 108

Обучая иностранному языку современного человека, в качестве основного требования к результату обучения мы всё чаще слышим, что обучающийся в первую очередь желает научиться говорить. Такой запрос вполне ожидаем в рамках сегодняшнего социума, в котором коммуникация играет наиважнейшую роль. Кроме того, формирование и развитие навыков говорения неразрывно сопряжено с творческим подходом к образовательному процессу, и особенно это касается такого подвида речевой деятельности как монологическая речь, поскольку умение грамотно выстраивать своё рассуждение и развёрнуто доносить его до аудитории во многих сферах человеческой деятельности является залогом успеха. Примечательно, что по данным доступной литературы все эти аспекты в большой степени относятся к обучению языку в профильном лингвистическом вузе, то есть к этапу когда навыки уже сформированы и развивать их нужно, используя весь доступный спектр потенциальных методов, средств и приёмов обучения.
Ввиду обозначенной актуальности развития умений монологической речи, мы хотим обратить внимание на другой аспект в современном языковом образовании - его информатизации и, в частности, широком введении в практику отдельных образцов мультимедийных программ в обучении различным видам речевой деятельности. В условиях повсеместного внедрения компьютерных технологий, а также повышенной роли информации в жизни индивидуума растёт необходимость изменения подходов в том числе к языковому образованию. Развитие актуальных подходов в обучении языку становится возможным путём инновационной деятельности, основывающейся на творческой интеграции актуальных методов и технологий в систему высшего образования.
Многие общественные институты в различных государствах по всему миру сегодня активно применяют информационные и коммуникационные технологии, осовременивают подходы к работе с документацией и, в случае с системой образования примером такой документации служат учебные материалы. Такая направленность инновационного развития наблюдается и в российском высшем образовании. Как правило, университеты оборудованы аудио- и видеоаппаратурой, а также компьютерными средствами, которые помогают подавать материал более наглядно, чтобы задействовать все каналы восприятия информации для ее эффективного усвоения. Кроме того, образовательный процесс теперь невозможно представить без применения цифровых средств и интернет-платформ для дистанционного либо смешанного обучения. Такие интернет-платформы могут способствовать упрощению как преподавательской деятельности, так и учебной, также использованию учебных мультимедийных компьютерных программ, реализующих такие упражнения или приёмы обучения, которые были бы невозможны при традиционном подходе.
Таким образом, цифровизация является ключевым аспектом, влияющим на содержание и технологии образования в современном мире. Процессы компьютеризации образовательного процесса необратимы, и продукты, построенные на принципах обучения с использованием компьютерных средств должны обязательно использоваться во время учебной деятельности. Мультимедийные технологии настолько универсальны и разнообразны, что должны иметь свою значимость в качестве необходимого инструмента для преподавателей и обучающихся.
Тем не менее, проведённый анализ доступных в базах данных рецензируемых научных работ показал, что вопрос использования учебных мультимедийных компьютерных программ в развитии навыков устной речи представлен мало. Кроме того, практика показывает, что на развитие навыков говорения при групповом обучении преподавателям не хватает времени в силу объективных причин: ограниченности занятия по времени.
Решить данную проблему могли бы речевые упражнения с использованием цифровых средств в качестве дополнительного задания к основному курсу. Сочетая принципы и положения касательно развития умений говорения в целом и монологической речи в частности, а также свои знания о природе мультимедийных программ для изучения языка, мы предполагаем, что теоретически возможно создать такую учебную мультимедийную компьютерную программу, которая позволила бы получить инструмент для развития умений монологической речи, интегрированный в цифровую среду.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность проблемы использования программного обеспечения для развития навыков монологической речи с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся языковых направлений в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Развитие умений монологической речи у обучающихся языковых вузов с использованием учебных мультимедийных компьютерных программ».
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку студентов языковых вузов.
Предмет исследования - развитие умений монологической речи путём использования мультимедийных компьютерных программ в работе со студентами языковых вузов.
Цель исследования - теоретическое обоснование возможности применения мультимедийных программ для обучения монологической речи, разработка и апробация учебной мультимедийной компьютерной программы в условиях языкового направления подготовки в вузе.
Задачи исследования
1. Раскрыть сущность обучения говорению как продуктивному виду речевой деятельности, характерные особенности монологической речи как формы говорения.
2. Определить особенности обучения говорению и монологической речи в частности обучающихся языковых направлений подготовки в вузе.
3. Выявить возможности для развития умений монологической речи у обучающихся языковых направлений подготовки в вузе с использованием компьютерных средств обучения.
4. На основе определённых особенностей и выявленных возможностей разработать учебную мультимедийную программу для развития умений монологической речи в дополнение к УМК «Английский язык. Навыки устной речи (I am all Ears!)» [Минаева, 2023].
5. В ходе опытно-экспериментальной работы провести апробацию учебной мультимедийной компьютерной программы в дополнение к занятиям по дисциплине «Практикум по культуре речевого общения английского языка» на базе ФГБОУ ВО СибГУ им. М.Ф. Решетнёва и оценить её эффективность.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что применение учебных мультимедийных компьютерных программ, разработанных в соответствии с принципами обучения студентов языковых направлений подготовки в вузе будет способствовать развитию умений монологической речи благодаря компенсации недостатка времени для их развития на очных занятиях.
Теоретико-методологическая база исследования включила в себя нормативные документы, определяющие процесс обучения в высшем учебном заведении (ФГОС ВО 3++), положения, представленные в методике обучения иностранным языкам за авторством Гальсковой Н.Д., Василевич А.П., Гез Н.И., Щукина А.Н., Фроловой Г.М., Солововой Е.Н., Миролюбова А.А., Паниной Т.С., Вавиловой Л.Н., Лапидуса Б.А., Еловской С.В. и Роговой Г.В., а также публикации посвящённые информатизации образовательной среды в работах Сысоева П.В., Бартоша Д.К., Харламовой М.В.
Методы исследования - теоретический анализ педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, моделирование, статистический анализ.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке образца учебной мультимедийной компьютерной программы для развития умений монологической речи обучающихся языковых направлений подготовки в вузе в дополнение к занятиям по английскому языку.
Практическая ценность исследования состоит в возможности внедрения разработанной в ходе опытно-экспериментальной работы учебной мультимедийной компьютерной программы для развития умений монологической речи в занятия студентов языковых направлений подготовки в вузе в дополнение к материалам, используемым в ходе их обучения в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Апробация результатов исследования подтверждается публикацией «Компьютерный тренинг в развитии речевых умений студентов неязыковых вузов: о перспективах применения компьютерных программ в высшем профессиональном образовании» в сборнике «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 6-7 декабря 2021 г» (Приложение А) [Корягин, Таранчук, 2022], а также представленным на межрегиональной студенческой научно­практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» докладом «Проектирование коммуникативного тренинга для развития речевой компетенции обучающихся языковых направлений подготовки в вузе» (Приложение Б).
Результаты и материалы исследования внедрены в деятельность кафедры лингвистики, теории и практики перевода ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (Приложение В).
Объем и структура исследования содержит в себе введение, две главы, выводы к главам, заключение, список использованных литературных источников и приложения.
Введение включает в себя актуальность, объект и предмет исследования, его цель и задачи, гипотезу, теоретико-методологическую базу исследования; представлены методы исследования, обоснованы научная новизна и практическая ценность исследования; приводятся данные об апробации результатов исследования.
Первая глава «Теоретические основы развития умений монологической речи у обучающихся языковых направлений подготовки в вузе» выступает в качестве теоретического раздела работы, в ней мы раскрываем понятие говорения как вида продуктивной речевой деятельности, объясняем специфику обучения монологической речи обучающихся языковых направлений подготовки в вузе. В последнем подразделе первой главы выделяется частный вопрос возможностей для развития умений монологической речи у обучающихся языковых направлений подготовки в вузе с использованием компьютерных средств обучения.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по применению учебной мультимедийной компьютерной программы для развития умений монологической речи у обучающихся языковых направлений подготовки в вузе» состоит из описания спроектированной и разработанной в соответствии с выделенными в теоретической главе принципами учебной мультимедийной компьютерной программы для развития умений монологической речи обучающихся языковых направлений подготовки в вузе. Излагается суть и организация опытно-экспериментальной работы по применению разработанной учебной мультимедийной компьютерной программы в вузе, описывается ход эксперимента и приводятся результаты проведённого эксперимента.
Заключение представляет интерпретацию и обобщение проведённого исследования. В нем приводятся выводы, полученные после анализа результатов эксперимента.
Библиографический список содержит 50 наименований работ отечественных и иностранных авторов, справочных изданий и нормативных документов.
Приложения: Приложение А: текст статьи «Компьютерный тренинг в развитии речевых умений студентов неязыковых вузов: о перспективах применения компьютерных программ в высшем профессиональном образовании». Приложение Б: сертификат участия с докладом на конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики». Приложение В: справка о внедрении результатов выпускной
квалификационной работы в образовательный процесс кафедры лингвистики, теории и практики перевода ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева». Приложение Г: изображения рабочих окон разработанной программы. Приложение Д: полный список вопросов, используемых в упражнениях разработанной программы. Приложение Ж: данные исходных и итоговых показателей развития умений монологической речи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ научно-методической литературы показал значимость и актуальность развития умений устной речи в процессе изучения иностранного языка в рамках языковых направлений подготовки в вузе. Этот процесс складывается из таких компонентов, как социальный запрос, преимущество устного общения как формы языковой практики (устной основы обучения), развитие способности изучающего язык адаптироваться к различным ситуациям и креативная природа развития языковых умений при создании устных речевых высказываний.
В ходе настоящей работы мы дали характеристику монологической речи как форме говорения (её основными качествами являются выразительность, логичность, непрерывный характер, самостоятельность, смысловая законченность, целенаправленность) и выделили умения, ей соответствующие: реализовать связное высказывание в соответствии с темой общения, передавать содержание прочитанного или прослушанного текста, умение выражать свое отношение к событиям, фактам, изложенным в тексте, к действующим лицам и их поступкам.
В ходе анализа нормативной документации, а также исследовательских статей и лингводидактических пособий был охарактеризован процесс обучения говорению в целом и монологической речи в частности в рамках лингвистического высшего образования, проявляющийся в
индивидуализации, активизации и творчестве.
Далее мы обратились к вопросу компьютеризации образовательного процесса и, как логичного следствия, информатизации современного образования и создания современной информационной образовательной среды. В соответствии с целью исследования, было теоретически обосновано внедрение новых технологий и модернизации базы языковых и речевых упражнений через создание учебных мультимедийных компьютерных программ в дополнение к занятиям по изучению иностранного языка в качестве средства развития умений монологической речи обучающихся языковых направлений подготовки в вузе.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы об эффективности учебных мультимедийных компьютерных программ как средства развития умений монологической речи, существующие в методике упражнения для развития умений монологической речи были адаптированы в форме аудиовизуального средства обучения. В ходе разработки в него были заложены опоры в виде фраз-стимулов, прогрессия сложности и возможность записи своих высказываний для осуществления самоконтроля и рефлексии.
Для проверки гипотезы была проведена апробация и внедрение разработанной и реализованной учебной мультимедийной компьютерной программы в деятельность кафедры лингвистики, теории и практики перевода ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева». Всего в экспериментальной работе участвовали 22 обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика», разделённые на равные по размеру экспериментальную и контрольную группы.
Исходя из результатов статистического анализа характеристик монологических высказываний обучающихся в сравнении до и после ОЭР, мы смогли однозначно констатировать пользу учебных мультимедийных компьютерных программ в развитии умений монологической речи у обучающихся языковых направлений подготовки в вузе с точки зрения прироста объёма монологического высказывания и его темпа, а также о статистически значимом улучшении общего качества монологических высказываний. Соответственно, мы говорим о подтверждении выдвинутой гипотезы и доказанной методической перспективе применения учебных мультимедийных компьютерных программ в развитии умений монологической речи у обучающихся языковых направлений подготовки в вузе.
Дальнейшие перспективы по разработке данного направления могут заключаться в дополнительных теоретических изысканиях касательно фактической эффективности учебных мультимедийных компьютерных программ для развития умений монологической речи с целью уточнения полученных нами результатов, находящихся на грани статистической значимости ввиду ограниченной выборки. В практическом плане возможность дальнейшего применения заключается во внедрении созданного нами аудиовизуального средства обучения монологической речи в деятельность соответствующих кафедр, работающих по языковым направлениям подготовки в вузе.


1. Абрамова, И. Е. Обучение студентов нелингвистических направлений подготовки устной речи / И. Е. Абрамова, Е. П. Шишмолина // Весник ВГУ. - 2023. - №1. - С. 16-20.
2. Авраменко, В. В. Особенности обучения аудированию и говорению студентов языковых вузов / В. В. Авраменко // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. - 2019. - Т. 1, № 4(12). - С. 178-182.
3. Азаренкова, М. А. Значимость коммуникативного метода обучения иноязычному говорению в неязыковом военном техническом вузе / М. А. Азаренкова, И. Л. Жданова // VII Межвузовская научно-практическая конференция «Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе» : сборник материалов. - Санкт-Петербург : Изд- во ВИ (ЖДВ и ВОСО), 2021. - С. 101-107.
4. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий : (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2010. - 446 с. - ISBN 978-5-7974-0207-7.
5. Бартош, Д. К. Электронные технологии в системе обучения
иностранным языкам: теория и практика / Д. К. Бартош, Н. Д. Гальскова, М. В. Харламова. - Москва : Московский городской педагогический
университет, 2017. - 220 с. - ISBN 978-5-91730-700-8.
6. Бочарова, М. Н. Специфика обучения говорению на иностранном языке студентов в неязыковом вузе в условиях дистанционного формата / М. Н. Бочарова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2023. - Т. 16, № 3. - С. 969-975.
7. Васько, П. О. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка при работе с аутентичными текстами : направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование : магистерская диссертация / Васько Полина Олеговна. - Красноярск, 2022. - 114 с.
8. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам : лингводидактика и методика : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. - 333 с. -ISBN 978-5-7695-6473-4.
9. Геворкян, А. А. Видеокаст как средство обучения иноязычному говорению / А. А. Геворкян // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и перспективы развития : Материалы VI Международной научно-практической онлайн конференции студентов и молодых учёных, Москва, 03 марта 2021 года / Редколлегия: А. П. Василевич (отв. ред.), Н. В. Акимова, Н. Д. Гальскова [и др.]. - Москва : Московский государственный областной университет, 2021. - С. 53-56.
10. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2022 года по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. УСТНАЯ ЧАСТЬ / Федеральный институт педагогических измерений. - [Б. м. : б. и.], 2022. - 9 с.
11. Грищенко, Н. А. Становление навыка говорения на иностранном
языке у студентов неязыковых вузов (английский язык) / Н. А. Грищенко. - DOI 10.36809/2309-9380-2020-27-124-128 // Вестник Омского
государственного педагогического университета. Гуманитарные
исследования. - 2020. - № 2 (27). - С. 124-128.
12. Деева, И. Д. Игровое моделирование при обучении иноязычному диалогическому говорению студентов неязыковых вузов / И. Д. Деева // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2019. - № 2 (22). - С. 205-210.
13. Единый государственный экзамен по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (устная часть) / Федеральный институт педагогических измерений. - [Б. м. : б. и.], 2022. - 12 с.
14. Еловская, С. В. Методика обучения иностранным языкам в вузе : Методические рекомендации для студентов магистратуры по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», аспирантов по направлению 44.06.01. «Образование и педагогические науки» / С. В. Еловская. - Мичуринск : МичГАУ, 2016. - 65 с.
15. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - Москва : Просвещение, 1991. - 219 с. - (Б-ка учителя иностр. яз.) ; ISBN 5-09-001716-6 (В пер.)....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ