Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие компенсаторной компетенции с использованием метода полного физического реагирования на уроках английского языка в начальной школе

Работа №170419

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития компенсаторной компетенции обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка с использованием метода полного физического реагирования .... 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся начальной
школы с точки зрения обучения иностранному языку 10
1.2 Методика (стратегии и приемы) развития компенсаторной
компетенции обучающихся начальных классов на уроках иностранного языка 18
1.3 Метод полного физического реагирования в обучении иностранному
языку 28
Вывод по главе 1 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию метода полного физического реагирования для развития компенсаторной компетенции в третьем классе на уроках английского языка 38
2.1. Анализ УМК Spotlight 3 на выявление применения принципов метода
полного физического реагирования 38
2.2. Разработка комплекса упражнений для развития компенсаторной
компетенции обучающихся третьего класса на уроках английского языка с применением метода полного физического реагирования (в дополнение к УМК Spotlight 3 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др.) 48
2.3. Апробирование комплекса упражнений с применением метода полного
физического реагирования для развития компенсаторной компетенции обучающихся третьего класса на уроке английского языка 58
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список используемых источников 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 82
ПРИЛОЖЕНИЕ В 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 89

Актуальность темы исследования определяется несколькими факторами: согласно требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования от 31.05.2022 г. № 286 предметные результаты по учебному предмету «Иностранный язык» должны отражать «сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и метапредметной». Это, в свою очередь, требует овладение компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную догадку. Помимо этого, использование
здоровьесберегающих технологий в начальной школе является одной из главнейших задач, обозначенных в нормах Федерального государственного образовательного стандарта [ФГОС НОО, 2021]. В связи со всем вышесказанным, метод полного физического реагирования является подходом к обучению, отвечающим всем требованиям ФГОС НОО нового поколения.
Метод полного физического реагирования (Total physical response - далее TPR) был создан американским психологом Джеймсом Ашером. Данный метод широко вошел в зарубежную практику преподавания иностранных языков в 70-х годах ХХ века. Его популярность основывается на мнении о том, что применение данного метода значительно снижает уровень стресса на занятии, повышает уровень самооценки в силу получения высоких и быстрых результатов при освоении сравнительно простых лексических и грамматических единиц посредством действий и наглядных пособий. Эти факторы делают метод TPR весьма эффективным на начальном этапе изучения языка, а также при работе с детьми. Данный метод рассматривается в трудах Блохиной А.В., Кунгурова А.П., Смоловик О.В., Шобоновой Л.Ю.
В настоящее время метод полного физического реагирования рекомендуется использовать на начальном этапе обучения наряду с другими методами, а также на более продвинутых этапах в сочетании с активной 4
фонетической разминкой и повторением пройденного лексико­грамматического материала перед началом основного этапа занятия.
Проанализировав УМК Spotlight 3 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др., мы пришли к выводу о том, что в данном УМК содержится недостаточно методических материалов и рекомендаций учителям для развития компенсаторной компетенции.
Развитие компенсаторной компетенции на уроках английского языка рассматривается в трудах Павлюкевич Л.В., Максимовой О.И, Куклиной С.С., Руновой Т.А., Гуцу Е.Г., Няголовой М.Д.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Развитие компенсаторной компетенции с использованием метода полного физического реагирования на уроках английского языка в начальной школе».
Объектом исследования является развитие компенсаторной компетенции обучающихся начальных классов на уроках иностранного языка.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем использование метода полного физического реагирования для развития компенсаторной компетенции в процессе обучения иностранным языкам.
Гипотеза исследования: развитие компенсаторной компетенции на уроках английского языка на уровне начального общего образования будет более эффективным при использовании элементов метода полного физического реагирования.
Цель исследования - теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса упражнений с применением метода полного физического реагирования для развития компенсаторной компетенции обучающихся третьего класса на уроке английского языка.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:

обучения иностранному языку в начальных классах.
2. Описать способы развития компенсаторной компетенции
обучающихся начальных классов на уроках иностранного языка.
3. Рассмотреть метод полного физического реагирования как средство развития компенсаторной компетенции обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка.
4. Разработать комплекс упражнений для развития компенсаторной компетенции обучающихся третьего класса на уроках английского языка с применением метода полного физического реагирования (в дополнение к УМК Spotlight 3 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др.).
5. Апробировать разработанный методический материал на базе МАОУ СШ №6 (г. Красноярск) в 3 «Ж» классе.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по психолого-педагогическим особенностям обучения иностранному языку в начальных классах [Азиатцева, 2017], [Архипова, Жулина, 2018], [Выготский, 2017], [Гордеева, Сычев, Сиднева, 2018], [Чекмазова, 2017]; по методике применения метода полного физического реагирования на уроках иностранного языка [Блохина, 2017], [Смоловик, Шобонова, 2020], [Asher, 1988]; по проблеме развития компенсаторной компетенции обучающихся [Бим, 2007], [Сафонова, 2022], [Павлюкевич, Максимова, 2020], [Куклина, 2017], [Рунова, Гуцу, Няголова, 2019] [Милованова, Давыденко, 2015].
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации комплекса упражнений с применением метода полного физического реагирования для развития компенсаторной компетенции обучающихся третьего класса на уроках английского языка, разработанного в дополнение к УМК Spotlight 3 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе в начальной школе.
Апробация и этапы исследования. Изучение вопросов, связанных с темой исследования, последовательно осуществлялось в период с сентября 2021 года по ноябрь 2023 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание выпускной квалификационной работы по проблемам развития компенсаторной компетенции в начальной школе, проведение опытно-экспериментальной работы, разработку методического обеспечения уроков с использованием метода полного физического реагирования, оформление результатов исследования.
Проведенное исследование было апробировано на X Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» в рамках международного научно-образовательного форума «Система педагогического образования - ресурс развития общества» в 2021 г. По итогам конференции статья «Формирование компенсаторных умений в рамках развития иноязычной коммуникативной компетенции в начальной школе» была опубликована в сборнике «X Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества», Красноярск, 2021 г. (Приложение В) [Клочко, Таранчук, 2021, с. 87-92].
Проведенное исследование было также апробировано на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXIV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в 2023 г. По итогам конференции статья «Использование метода полного физического реагирования на уроках английского языка в начальной школе» была опубликована в сборнике «Молодежь и наука XXI века. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики», Красноярск, 2023 г. (Приложение Г) [Клочко, 2023, с. 42-44].
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование будет апробировано на уроках английского языка на базе МАОУ СШ №6 в 3 Ж классе (г. Красноярск).
Результаты исследования будут внедрены в образовательный процесс на базе МАОУ СШ №6 в 3 классе (г. Красноярск).
Наименование глав диссертационного исследования и краткое их описание.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В коне каждой главы представлен вывод.
Первая глава «Теоретико-методологические основы развития компенсаторной компетенции обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка с использованием метода полного физического реагирования» представляет собой описание психолого-педагогических особенностей обучающихся начальных классов при обучении иностранному языку, способы развития компенсаторной компетенции обучающихся начальных классов на уроках английского языка, рассматривается метод полного физического реагирования как средство развития компенсаторной компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по использованию метода полного физического реагирования для развития компенсаторной компетенции в третьем классе на уроках английского языка» будет представлено описание разработки и апробации комплекса упражнений для развития компенсаторной компетенции обучающихся третьего класса с применением метода полного физического реагирования в дополнение к УМК Spotlight 3 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. на базе МАОУ СШ №6 (г. Красноярск).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа с обучающимися начальной школы требует учета их возрастных особенностей. Ключевым аспектом является тип внимания, который у детей является непроизвольным, заключающийся в реакции на новые и необычные объекты. Поэтому важно использовать яркие визуальные материалы при изучении иностранного языка, которые будут привлекать и удерживать внимание обучающихся. Также информация должна быть представлена в понятной форме, чтобы обучающиеся могли успешно усвоить материал.
Младшие школьный возраст характеризуются высокой активностью на уроках, из-за чего обучающимся часто сложно долго сидеть на одном месте. Для таких обучающихся наиболее подходящим подходом становится использование игр, песен и танцев во время обучения. Это связано с принципом наглядности, который является одним из главных методических положений в обучении. Использование разных каналов восприятия увеличивает вероятность усвоения учебного материала, так как возникают больше ассоциаций с ним.
Занятия физической активностью во время изучения иностранного языка способствуют более эффективному усвоению информации. Сочетание интеллектуальной и физической нагрузки при обучении иностранному языку помогает улучшить запоминание новых слов и продлить их нахождение в памяти. Метод полного физического реагирования является эффективным компонентом образовательного процесса для обучающихся начальной школы, так как активизирует их мыслительную деятельность, развивает двигательные навыки и учитывает их психолого-педагогическое развитие.
В целом, использование разнообразных элементов и методов при обучении иностранному языку у обучающихся начальной школы способствует их более успешному усвоению материала. Это подтверждает эффективность подхода, который учитывает особенности детей, увлекает их и развивает не только языковые навыки, но и другие сферы обучения.
В результате анализа УМК Spotlight 3 была выявлена эффективность представленного сценария введения и закрепления лексического материала. Активное использование разнообразных материалов и форматов помогает обучающимся успешно усваивать новые слова и применять их в своей речи. Такой подход способствует развитию коммуникативных навыков и повышению общего уровня владения языком. Комиксы и песни представляют собой эффективные и мотивирующие материалы, которые способствуют развитию навыков чтения, аудирования, произношения и пополнению словарного запаса.
Однако стоит отметить, что метод полного физического реагирования в данном УМК реализован не в полной мере. Малое количество упражнений, связанных с императивами, и отсутствие адаптации к новой лексике в некоторых заданиях, а также наличие незнакомой лексики, нарушающей основные принципы данного метода, не позволяют полностью использовать его потенциал.
Исходя из полученных результатов, было принято решение экспериментально проверить эффективность использования комплекса упражнений с применением метода полного физического реагирования для развития компенсаторной компетенции учащихся третьего класса на уроках английского языка. Для этого были определены шаги введения лексики согласно методу и учтены рекомендации для организации урока и работы с учащимися.
Было разработано и апробировано 17 упражнений на различные темы, такие как «Животные», «Части тела», «Прилагательные, описывающие внешность» и «Действия». Для проведения опытно-экспериментальной работы были выбраны два класса, которые прошли тестирование на определение уровня развития компенсаторной компетенции до экспериментальной работы и показали преимущественно средний и низкий уровень.
Во время проведения серии уроков в первой группе использовались упражнения из учебника и сборника упражнений, а во второй группе применялись аналогичные задания, но с использованием метода полного физического реагирования. После изучения темы было проведено тестирование, результаты которого показали, что экспериментальная группа показала более высокие результаты по уровню развития компенсаторной компетенции.
Таким образом, исследование показало, что использование элементов метода полного физического реагирования эффективно для развития компенсаторной компетенции на уроках английского языка. Предложенная гипотеза оказалась верна, что подтверждает важность внедрения данного метода в учебный процесс с целью повышения эффективности обучения и достижения успеха в изучении языка.


1. Азиатцева Т.В. Эффективные приемы обучения английскому языку на начальной ступени // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. - 2017. - №6. - С. 3-13.
2. Азизова Н.И., Миназова З.М., Саутиева Ф.Б. Учебная
деятельность как фактор формирования самооценки у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №75-4. - C.12-15. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-kak-faktor- formirovaniya-samootsenki-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения:
02.10.2023).
3. Английский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. - 6-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. - 178 с.
4. Архипова М.В., Жулина Е.В., Шутова Н.В. Информационное общество и образовательный процесс // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59. - С. 56-59.
5. Бим, И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». - 2007. - С. - 156-163.
6. Блохина А.В. Использование метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку на уровне НОО в условиях реализации ФГОС // Открытые сетевые инструменты и образовательные технологии в обучении иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности: сб. статей. - 2017. - №1. - С. 25-29.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //
Альманах института коррекционной педагогики - 2017. - № 28(1). - С. 1-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28925332 (дата обращения:
30.10.2022)
8. Г алич Т.Н., Г арапшина Д.И. Формирование рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения // Вестник науки. - 2022. - №4 (49).
• C. 61-67 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-refleksivnyh-
umeniy-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения:
02.10.2023).
9. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика. М.: Академия, - 2006. - 336c. URL:
http://learnteachweb.ru/articles/galskova.pdf (дата обращения: 02.10.2022).
10. Горанская М.Н. Формирование компенсаторной компетенции в иноязычной письменной деловой речи студентов неязыковых вузов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Петрозаводск, 2011.
11. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Сиднева А.Н., Пшеничнюк Д.В. От чего зависит желание младших школьников учиться? Структура предметной мотивации школьников, обучающихся в рамках разных образовательных систем // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. - 2019.
• № 4. - С. 25-34.
12. Груздова О.Г., Щербакова Н.Е., Хайрова Х.Ж. Самовоспитание
детей младшего школьного возраста в условиях гуманно -личностной образовательной среды // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samovospitanie-detey-mladshego-
shkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-gumanno-lichnostnoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 02.10.2023).
13. Давыденко В.В. Компенсаторная компетенция как целевая
доминанта иноязычного профильно-ориентированного обучения старших школьников // Известия ВГПУ. - 2023. - №2 (77) - С. 86-89. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompensatornaya-kompetentsiya-kak-tselevaya- dominanta-inoyazychnogo-profilno-orientirovannogo-obucheniya-starshih- shkolnikov (дата обращения: 03.09.2023).
14. Данцева М.В., Глазина Ю.А., Невская П.В. Развитие
компенсаторных умений как способ формирования речевых навыков при изучении английского языка // ПНиО. - 2018. - №4 (34). - С.150-154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kompensatornyh-umeniy-kak-sposob- formirovaniya-rechevyh-navykov-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka (дата
обращения: 03.09.2023).
15. Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А. Мотивация учебной
деятельности у детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №3 (7). С. 18-22. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-u-detey- mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.09.2023)....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ