Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Атрибуция и реставрация иконы «Трех радостей» 2-й половины XIX в. южных регионов России

Работа №170418

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы134
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности иконографии извода «Трех радостей» 7
1.1 Истоки иконографии «Трех радостей» в православной традиции 7
1.2 Композиция и колорит иконы «Трех радостей» второй половины 19 в....19
1.3 Особенности иконописного письма южных районов России 24
Глава 2. Консервация и реставрация иконы Божией Матери «Трех радостей» 32
2.1 Техническая реставрация 32
2.2 Живописная реставрация 55
Заключение 58
Список литературы 63
Приложение 1. Иллюстративный материал 72
Приложение 2. Паспорт объекта культурного наследия 75


Икона Божией Матери «Трех радостей» является ярким примером секулярного образа, пришедшего с Запада, который является не каноничным для русской иконописи, но который со временем прославился и стал весьма почитаемым именно на Руси. Иконописный образ имеет множество различных изводов, сформировавшихся в зависимости от региона написания иконы. Так же известны различные виды образа по технике исполнения. Для южных районов России характерно влияние академического письма в иконописи. Все это постепенное формирование иконографии «Трех радостей» требует углубленного изучения и анализа.
Для исследования специфики написания иконы, в зависимости от места и времени ее создания, необходимо рассмотреть развитие иконографии в историческом процессе, изучить конфессиональные признаки различных иконописных традиций и провести их сравнительный анализ.
Актуальность дипломной работы заключается в необходимости исследования иконографии Божией Матери «Трех радостей» не каноничной для русской иконописи, данный извод встречается достаточно редко, что требует дополнительного изучения, экспертизы ее происхождения, ретрансляции в культурную среду России. Консервация и реставрация икон XIX века, затруднена ввиду того, что древесная основа, на которой написано произведение, подвержена многим видам разрушений (биологические, механические, климатические, разрушения из-за несоблюдения технологии изготовления деревянной основы или в следствии нарушения технологии предшествующей реставрации). Основа и сама живопись подвержена естественному процессу старения, всё это требует изучения и проведения консервационных и реставрационных работ, для сохранения памятника культурного наследия.
Цель данной работы — исследование иконографии и реставрация иконы Божией Матери «Трех радостей».
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
- Рассмотреть историю возникновения образа «Трех радостей»;
- Провести сравнительный анализ иконографии «Трех радостей» в православной и униатской иконописной традиции;
- Рассмотреть специфику написания ликов и фигур святых в иконописи южных районов России;
- Проанализировать колорит и композиционное решение иконы «Трех радостей»;
- Рассмотреть процесс реставрации иконы.
Предметом исследования работы является изучение иконографии иконы Божией Матери «Трех радостей» второй половины 19 века.
Объектом исследования работы являются особенности иконографии иконы «Трех радостей» южных районов России...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Извод Божией Матери испокон веков является высокопочитаемым образом. В Византии ее образ был практически в каждом доме, ведь она считалась Покровительницей и Защитницей. С принятием православия на Руси, было принято и искусство Византии. В России икона имела особое распространение и являлась важной частью жизни человека. В Великом княжестве Московском отмечалась особая любовь жителей к иконам, для них не существовало «некрасивых» икон, каждая икона особо почитаемая, вне зависимости от красоты изображения. Иконопись же на Руси развивалась не только под влиянием Византии, но и под влиянием Запада, а также под взаимовлиянием живописи и иконописи. С одним из таких интересных примеров взаимовлияния культур и удалось ознакомиться в ходе исследования иконографии и реставрации иконы «Трех радостей», что и является главной задачей дипломной работы. В процессе данного исследования была подробно рассмотрена история возникновения и развития иконографического образа Божией Матери «Трех радостей» и определена специфика написания иконы, в зависимости от места и времени ее создания . Изучены конфессиональные признаки различных иконописных традиций и проведен их сравнительный анализ.
На основе проделанной теоретической и практической работы были выполнены все поставленные задачи и сформированы следующие выводы:
1. Образ, поступивший на реставрацию, является одним из уникальных памятников, который не каноничен для русской иконописи, но со временем обрел особое почитание именно на Руси. Данный образ является писком иконы «Трех радостей», которая в свою очередь, исторически, являлась копией с картины итальянского художника Рафаэля Санти «Мадонна в кресле» 1513-1514г. Сама типология изображения образа Богоматери с младенцем Христом и младенцем Иоанном Крестителем относится к сюжету «Святое семейство». Он повествует об отдыхе Святого семейства у берегов Нила. Картину «Мадонна в кресле» довольно часто копировали, и во времена Петра I. В то время некий благочестивый иконописец был послан обучаться живописи в Италии, благодаря чему копия и появилась в XVIII в России. Спустя же 40 лет она прославилась тремя чудесами, в честь чего икона и получила свое название.
2. Иконография образа «Трех радостей» развивалась в контексте места и времени ее создания. После прославления извода на Руси, последовали его списки в традиции древнерусской иконописи, с соответствующим изменением в композиции иконы. Однако в южных районах России проявляется более академическое письмо, которому характерен уход от канонических образов в сторону секулярных.
3. В южных районах России сформировалась своя особая школа иконописи, которая отличается объединением византийских канонов и Западных тенденций, привнося в иконы мотивы своих местных традиций.
4. Иконопись южных районов России развивалась под влиянием трех конфессий: православие, униатство, католичество и представляет собой синтез различных религиозных учений. Некий диалог различных христианских конфессий посредством таких икон призывает верующих к прекращению разделения людей по религиозной или национальной причине и способствует объединению верующих.
В ходе практической работы были разобраны методики консервации и реставрации темперной живописи и древесной основы.
Целью данной работы стало исследование иконографии и реставрации иконы «Трех радостей» второй половины XIX века. В ходе него были изучены особенности иконографии данной иконы и рассмотрены все этапы реставрации темперной живописи и древесной основы, а именно:
- Рассмотрены способы изготовления древесной основы, проанализированы нюансы и тонкости работы с ней, возможные ошибки, допущенные на этапе создания основы, которые ухудшают сохранность памятника. А также дальнейшие действия при создании живописи на доске, рассмотрена необходимость наличия паволоки, которая обеспечивает защиту левкаса и красочного слоя, а также виды и особенности грунта, наносимого поверх паволоки. Изучены виды красок и покрывных лаков, необходимых как при первоначальном покрытии памятника, так и тех, что используются при реставрационной деятельности.
- Подробно рассмотрены различные виды повреждений, характерные для древесины и живописи на ней. Установлены необходимые нормы хранения памятника для максимально возможного продления его сохранности без реставрационного вмешательства. Определены рекомендуемые условия хранения памятника в музейных помещениях: температура от 17 до 19°С, влажность от 50 до 60%. Освещенность в переделах от 75 до 150 люкс. Помещения должны соответствовать санитарным нормам.
- Проанализированы особенности биопоражений икон, таких как микроорганизмы и насекомые. Выяснено, что входящий в связующее темперных красок желток, активно поглощается микроорганизмами. Так же микроорганизмы питаются минеральными и органическими пигментами, входящими в состав живописи. Для жуков же древесина является удобным местом для пребывания и размножения, с течением времени личинка разрушает основу, питаясь компонентами древесины . Рассмотрены способы предотвращения их появления и методы борьбы с ними, с последующей реставрацией последствий от их жизнедеятельности.
- Изучены способы укрепления древесной основы, разные виды материалов, необходимые для данной операции, от классических природных до современных синтетических, их достоинства и недостатки, а также особенности применения. Выяснено, что в последнее время широкое применение обрел раствор полибутилметакрилата (ПБМА) в ксилоле, внедренный в технологию реставрации сотрудниками Эрмитажа. На практике применен классический метод укрепления основы пропиткой клеем...


1. Басинский П. В. Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой. История одной вражды. М.: АСТ. 2016г. С. 302-315
2. Бекетов А. Н. Деревянистые растения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. X. С. 97
3. Бобров Ю. Г., Бобров Ф.Ю, Консервация и реставрация станковой темперной живописи — М.: Художественно-Педагогическое издательство, 2008. С.30-98
4. Богдан. В.-И.Т. «Канон красоты по Рафаэлю» - СПб.: АО «Славия», 2008 г. С. 128
5. Борисов И.Б. Обработка дерева (Учебный курс), Ростов-на-Дону. Феникс. 1999. С. 26
6. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Аспергиллус // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.: Брокгауз Ф. А. — Ефрон И. А. 1890—1907. С. 20
7. Брилиант С. М. Серия: Жизнь замечательных людей. Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность. Томск: ТомСувенир. 2013г. С. 22-87
8. Булгаков С., прот. Купина Неопалимая: Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном понимании Богоматери. Париж, 1927. С. 10-20
9. Вазари Д. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Альфа-книга. 2001, Т. З. С.131
10. Волкова П. Д. Мост через бездну: полная энциклопедия всех направлений и художников. Большая книга искусства и истории. М.: АСТ. 2018 г. С. 235-297
11. Волкова П. Д. Мост через бездну. В пространстве христианской культуры. М.: АСТ.. 2015 г. С. 121
12. Высоцкая Н. Иконопись и алтарная живопись Беларуси XII-XVIII веков. Беларусь. 2012 г. С. 150
13. Гордеева М. Серия: Великие художники. Рафаэль Санти. М.: Директ-Медиа, Комсомольская правда. 2009г. С. 5-40
14. Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля. Рафаэль и его время. М.: Наука. 1986 С. 23-48
15. Гращенков В.Н. История и историки искусства. М.: КДУ. 2005 С. 52...89


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ