ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОРЕХОЗЯЙТСВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРТА ДУДИНКА 5
1.1 Характеристика порта Дудинка 5
1.2 Деятельность порта Дудинка 10
1.3 Транспортировка нефтепродуктов компанией АО «Таймырская
топливная компания» 14
2. ОТКРЫТЫЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ 18
2.1 Геоинформационные системы 18
2.2 Платформы, помогающие отслеживать космические данные 20
2.3 Платформы, освящающие морехозяйственную деятельность 29
2.4 Платформа Google Сайты, как платформа для цифровизации
геоинформационного обеспечения порта Дудинка 41
3. РАЗРАБОТКА МАКЕТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРТА ДУДИНКА 46
3.1 Отслеживание транспортировки нефтепродуктов из порта Дудинка с
помощью открытых геоинформационных платформ 46
3.2 Функционал ресурса GoogleSites для разработки макета информационной
системы геоинформационного обеспечения порта Дудинка 59
3.3 Разработка макета информационной системы геоинформационного
обеспечения порта Дудинка 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Приложение 1 71
Дудинский морской порт - самый северный международный морской порт в России и крупнейший в Сибири. Порт расположен на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинки, через него проходит трасса Северного морского пути. Он эксплуатируется в суровых арктических условиях одновременно как морской и речной порт [1].
Особенностью порта Дудинка является весеннее половодье, во время которого, производится полная эвакуация техники и грузов на незатопляемую отметку больше 20 метров. Пик паводка во время ледохода на Енисее приходится обычно на первую декаду июня. Основные морские причалы порта на 8-метровой отметке освобождаются от воды к 1 июля. На косе для обеспечения безопасности инфраструктуры порта сооружена ледозащитная дамба [2].
Летняя навигация составляет 130 дней, с июня по октябрь. Зимняя навигация обеспечивается проводкой транспортных судов ледокольным флотом. Швартовка в ледовый период в порту Дудинка может занимать до 4-6 часов.
Морской порт Дудинка имеет большое значение не только для международных морских перевозок, но и для социально-экономического положения региона. В связи с отсутствием автомобильных и железных дорог внутренний водный транспорт является единственным безальтернативным видом транспорта для северного завоза: порт связан водным путем по Енисею с речными портами Красноярска, Лесосибирска, Абакана.
В последние годы работа Дудинского порта особенно важна: глобальные проекты, связанные с развитием Севера, экологические программы и реновация нуждаются в оборудовании и грузах, которые раньше не доводилось перевозить.
Дудинский морской порт обеспечивает грузами не только предприятия района, но и всех жителей Таймыра. Более 95 % грузов доставляется по воде, остальные 5 % — самолётами.
Актуальность данной работы заключается в том, что порт Дудинка является центром морских перевозок Красноярского края, поэтому разработка информационной системы особенно важна для круглогодичной навигации в ледовых водах.
Целью работыявляется цифровизация геоинформационного обеспечения морехозяйственной деятельности порта Дудинка.
Для достижения поставленной цели решаются основные задачи исследования:
- Изучение современного состояния области исследования;
- Анализ открытых геоинформационных платформ;
- Разработка макета информационной системы геоинформационного обеспечения порта Дудинка и демонстрация полученных результатов.
Объект исследования - морехозяйственная деятельность порта Дудинка.
Предмет исследования - транспортировка нефтепродуктов из порта Дудинка.
В результате работы была выполнена цифровизация геоинформационного обеспечения морехозяйственной деятельности порта Дудинка, путём разработки макета информационной системы, что являлось целью данной выпускной квалификационной работы. Для этого были выполнены основные задачи исследования:
- Изучение современного состояния области исследования;
- Анализ открытых геоинформационных платформ;
- Цифровизация геоинформационного обеспечения порта Дудинка и демонстрация полученных результатов.
Поставленные задачи в данной работе были выполнены в полном объеме, однако дальнейшие исследования в данной теме должны быть продолжены по причине научной новизны, теоретической и практической значимости.
Результаты исследования изложены в публикациях [1-2], опубликованы и представлены на конференции ИНФОГЕО 2022 (Приложение 1).