Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты обучения лексике в начальной школе с применением метода полного физического реагирования 10
1.1. Особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного
возраста 10
1.2. Принципы и особенности процесса обучения лексическим навыкам
обучающихся начальной школы 17
1.3. Специфика применения метода полного физического реагирования при
обучении иностранному языку 25
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению метода полного физического реагирования при обучении лексике английского
языка в начальной школе 34
2.1. Диагностика уровня сформированности лексических навыков обучающихся начальной школы на уроках английского языка 34
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы по использованию метода полного физического реагирования при обучении лексике английского языка
во втором классе 39
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы по формированию лексических навыков у обучающихся начальной
школы 52
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложение А 73
Приложение Б 75
Приложение В 79
Приложение Г 81
Приложение Д 83
Приложение E 88
Актуальность темы исследования. Начальный этап обучения иностранному языку является основополагающим и формирующим дальнейший интерес и мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка. Результативность обучения во многом зависит от педагога и здесь возникает вопрос о том, какие методы и приемы обучения будут являться наиболее эффективными в работе с младшими школьниками. Одним из эффективных методов является метод полного физического реагирования. Включение метода полного физического реагирования в образовательный процесс способствует созданию на уроке эффективных условий для формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы. Метод полного физического реагирования значительно снижает уровень стресса на занятии, повышает уровень самооценки в силу получения высоких результатов при освоении лексических единиц посредством действий и наглядных пособий.
Формирование лексических навыков у младших школьников на уроках английского языка освещается в работах И.Л. Бим [Бим, 2001], Н.Д. Гальсковой [Гальскова, 2017], Н.И. Гез [Гальскова, Гез, 2009], Р. К. Миньяр - Белоручева [Миньяр-Белоручев, 1990], А.А. Миролюбова [Методика обучения ..., 2010], Е.И. Пассова [Пассов, 2002], Е.Н. Солововой [Соловова, 2002], А.Н. Щукина [Щукин, 2006].
Применение метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку рассматривают О.В. Смоловик [Смоловик, 2019], О.П. Чигишева [Чигишева, 2017], James J. Asher [Asher, 2009], А. Muhren [А. Muhren, 2003], J. Richards [Richards, Rodgers 2001].
В сфере обучения иностранному языку в начальной школе использовались работы И.А. Зимней [Зимняя, 1991], Р.П. Мильруда [Мильруд, 2005], Е.И. Пассова [Пассов, Кузовлев, 2010], Г.В. Роговой [Рогова, Верещагина, 2000].
Тем не менее, применение метода полного физического реагирования при обучении английскому языку в начальной школе рассмотрено в отечественной и зарубежной научно-методической литературе, по нашим данным, в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования: «Применение метода полного физического реагирования при обучении лексике английского языка в начальной школе».
Объектом исследования является процесс обучения лексике на уроках английского языка на уровне начального общего образования.
В качестве предмета исследования рассматривается использование метода полного физического реагирования при обучении лексике английского языка в начальных классах.
Гипотеза исследования: обучение иноязычной лексике на уроках английского языка во 2-ом классе будет более эффективным, если использовать метод полного физического реагирования.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить в ходе проведения опытно-экспериментальной работы эффективность комплекса упражнений на основе метода полного физического реагирования для обучения лексике английского языка во 2-ом классе общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить особенности и специфику обучения лексике английского языка на уровне начального общего образования.
2. Проанализировать содержание понятия «метод полного физического реагирования».
3. Рассмотреть принципы обучения лексике английского языка с применением метода полного физического реагирования.
4. Разработать комплекс упражнений, направленных на обучение лексике английского языка с применением метода полного физического реагирования во 2-м классе (в дополнение к УМК Spotlight 2. «Английский в фокусе» Авторы: Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс).
5. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по внедрению разработанного комплекса упражнений в образовательный процесс на базе МАОУ СШ № 144; проанализировать данные эксперимента и дать рекомендации по внедрению метода полного физического реагирования в процесс обучения лексике английского языка на уровне начального общего образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической,
методической литературы по проблеме исследования; анализ педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Теоретическую базу исследования составили труды в области формирования лексических навыков: И.Л. Бим [Бим, 2001], Н.Д. Гальсковой [Гальскова, 2017], Н.И. Гез [Гальскова, Гез, 2009], Р.К. Миньяр - Белоручева [Миньяр-Белоручев, 1996], А.А. Миролюбова [Методика обучения ..., 2010], Е.И. Пассова [Пассов, 2002], Е.Н. Солововой [Соловова, 2002], А.Н. Щукина [Щукин, 2006]; применения метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку: О.В. Смоловик [Смоловик, 2019], О.П. Чигишевой [Чигишева, 2017], James J. Asher [Asher, 2009], А. Muhren [А. Muhren, 2003], J. Richards [Richards, Rodgers 2001]; по обучению иностранному языку в начальной школе: И.А. Зимней [Зимняя, 1991], Р.П. Мильруда [Мильруд, 2005], Е.И. Пассова [Пассов, Кузовлев, 2010], Г.В. Роговой [Рогова, Верещагина, 2000].
Научная новизна исследования состоит в разработке комплекса упражнений, направленных на обучение лексике английского языка на основе метода полного физического реагирования во 2-ом классе (в дополнение к УМК Spotlight 2. «Английский в фокусе» Авторы: Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на уроках английского языка в МАОУ СШ № 144 (г.
Красноярск) во 2 «В» классе. Всего в эксперименте приняло участие 34 обучающихся контрольной группы 2 «Д» класса и экспериментальной
группы 2 «В» класса.
Результаты исследования внедрены в образовательный процесс в МАОУ СШ № 144 (г. Красноярск) во 2-х классах.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса упражнений при формировании лексических навыков обучающихся начальной школы в процессе применения метода полного физического реагирования на уроке английского языка во 2-ом классе.
Апробация исследования проводилась через публикацию статей: «Применение метода полного физического реагирования при обучении лексике на уроках английского языка в начальной школе» в сборнике материалов XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики», май 2023 г.; «Особенности применения метода полного физического реагирования при обучении английскому языку в начальной школе» в международном научном журнале «Молодой ученый», ноябрь 2023 г. (Приложение Д).
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованных источников и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и гипотеза, указывается практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования и сведения об апробации.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования лексических навыков обучающихся начальной школы с применением метода полного физического реагирования» анализируются особенности обучения иностранному языку обучающихся младшего школьного возраста. Рассматривается специфика обучения лексике иностранного языка обучающихся на этапе начального основного образования, изучаются основополагающие принципы метода полного физического при обучения иностранного языка.
Во второй главе «Реализация опытно-экспериментальной работы по применению метода полного физического реагирования при обучении лексике английского языка в начальной школе» представлены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации комплекса упражнений, направленного на обучение лексике английского языка с применением метода полного физического реагирования во 2-м классе (в дополнение к УМК Spotlight 2. «Английский в фокусе» Авторы: Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), описан проведенный урок с применением разработанного комплекса упражнений на основе метода полного физического реагирования, представлены результаты опытноэкспериментальной работы по использованию метода полного физического реагирования при обучении лексике английского языка в начальной школе, даны рекомендации для учителей, практикующих использование метода полного физического реагирования.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы.
Список использованных источников включает 50 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания.
В приложениях представлены авторские разработки материалов к опытно-экспериментальной работе, технологическая карта урока, авторские статьи.
Приложение А содержит материалы входной контрольной работы, разработанные автором исследования, направленные на диагностику уровня сформированное™ лексических навыков.
Приложение Б содержит технологическую карту с описанием проведенного урока во 2-ом классе с целью формирования лексических навыков с применением комплекса упражнений на основе метода полного физического реагирования, разработанного автором исследования.
Приложение В содержит материалы промежуточного контроля, разработанные автором исследования.
Приложение Г содержит материалы итогового контроля, разработанные автором исследования, направленные на диагностику уровня сформированности лексических навыков.
Приложения Д-Е включают скан-копии статей «Применение метода полного физического реагирования при обучении лексике на уроках английского языка в начальной школе» в сборнике материалов XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики», май 2023 г.; «Особенности применения метода полного физического реагирования при обучении английскому языку в начальной школе» в международном научном журнале «Молодой ученый», ноябрь 2023 г.
Данная магистерская диссертация выполнена на тему «Применение метода полного физического реагирования при обучении лексике английского языка в начальной школе».
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и доказательства в ходе проведения опытно-экспериментальной работы эффективность использования метода полного физического реагирования как средства обучения лексике английского языка во 2-ом классе общеобразовательной школы.
В теоретической главе работы «Теоретические аспекты формирования лексических навыков обучающихся начальной школы с применением метода полного физического реагирования» были рассмотрены специфические особенности обучения иностранному языку обучающихся младшего школьного возраста. В процессе анализа методической литературы, мы определили понятие лексического навыка, как автоматизированного действия по выбору лексической единицы адекватно замыслу, правильного сочетания с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированного восприятия, и ассоциирования со значением в рецептивной речи, рассмотрены этапы и принципы формирования лексического навыка.
Одним из методов, учитывающего основные особенности обучения иностранному языку обучающихся младшего школьного возраста, является метод полного физического реагирования, разработанный Дж. Ашером. Метод полного физического реагирования базируется на теории изучения родного языка детьми.
Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МАОУ СШ № 144 г. Красноярска. Опытно-экспериментальная работа была
осуществлена в контрольной группе 2 «Д» класса, включающей 17 человек, и в экспериментальной группе 2 «В» класса, состоящей из 17 человек, в течении 2022-2023 учебного года. Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие 34 обучающихся в возрасте 8-9 лет.
Для того чтобы доказать или опровергнуть гипотезу данного исследования, которая заключалось в вопросе: обучение иноязычной лексике на уроках английского языка во 2-м классе будет более эффективным, если использовать метод полного физического реагирования, мы разработали для 2-ого класса начальной школы в дополнение к УМК Spotlight 2. «Английский в фокусе» Авторы: Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс, комплекс, состоящий из 15 упражнений для обучения лексическим навыкам на основе принципов методов полного физического реагирования. Разработанный комплекс упражнений мы апробировали в процессе проведения серии, состоящей из 6 уроков с применением комплекса упражнений с использованием метода полного физического реагирования в экспериментальной группе 2 «В» класса.
После проведения опытно-экспериментальной работы контрольные измерения позволили сделать вывод, об эффективности использования разработанного комплекса упражнений на основе метода полного физического реагирования для обучения лексическим навыкам в ходе проведения шести уроков английского языка во 2-ом классе. На основе анализа результатов опытно-экспериментальной работы были даны рекомендации по формированию лексических навыков иностранного языка с применением метода полного физического реагирования.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что цель исследования достигнута, гипотеза исследования подтверждена. Использование разработанного автором исследования комплекса упражнений может способствовать оптимизации процесса обучения лексическим навыкам иностранного языка в начальной школе.
1. Азимов, Э. Г. Современный словарь методических терминов и понятий [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва: Русский язык. - 2018. - С. 120-122.
2. Английский язык, 2 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений [Текст] / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 2-е изд.-М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. - 139 с.
3. Английский язык, 2 класс: Picture Flashcards, раздаточный материал/ Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. - 2-е изд.-М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. - 111 с.
4. Балева А.А., Николаева Ю.С. Влияние типа восприятия информации
человека на память/ А.А. Балева, Ю.С. Николаева//Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2018. - №3. - С.751-752 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tipa-vospriyatiya-
informatsii-cheloveka-na-pamyat/viewer (дата обращения 10.08.2023).
5. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам [Текст] / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 5-7.
6. Блохина А.В. Использование метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку на уровне НОО в условиях реализации ФГОС [Текст] / А.В. Блохина // Открытые сетевые инструменты и образовательные технологии в обучении иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности. - Саратов: Саратовский источник. - 2017.- №2. - С. 25-29.
7. Бондаренко, А.В., Гребенщикова, И.А. Формирование коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста в процессе обучения иностранному языку/ А.В. Бондаренко, И.А. Гребенщикова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2023. - № 3. - С.57-60 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii- detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu- yazyku/viewer (дата обращения 3.04.2023).
8. Вепрева, Т. Б. Лексика в обучении иностранным языкам [Текст] / Т. Б. Вепрева // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 6. - С. 104-107.
9. Гальскова, Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие [Текст] / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - М.: КНОРУС, 2017. - С.126-146.
10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С.287-304.
11. Иманалиева, Г.А. Изучение английского языка в начальной школе/ Г.А.
Иманалиева//Современное педагогическое образование. - 2022. - №11. - С. 176-181 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-angliyskogo-yazyka-v-nachalnoy- shkole/viewer (дата обращения 15.08.2023).
12. Захарова, Л.Б. Принцип наглядности в обучении лексике на уроках английского языка в школе/ Л.Б. Захарова //Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т.6. - С.198-203 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-naglyadnosti-v-obuchenii-leksike-na- urokah-angliyskogo-yazyka-v-shkole/viewer (дата обращения: 12.09.2023).
13. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
14. Казачкова М.Б. Применение творческих заданий в обучении английскому языку младших школьников/ М.Б. Казачкова, Т.С. Дорохова// Вестник Марийского государственного университета. - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный университет». - 2020. - Т.16, №3. - С.352-357.
15. Какорина, Ю.А. Применение метода полного физического реагирования
при обучение лексике на уроках английского языка в начальной школе/ Ю.А. Какорина// Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики [Электронный ресурс]: сборник
материалов XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СибГУ им. М.Ф.Решетнева. - Красноярск, 2023. - С.279-281 - Режим доступа: https://www.sibsau.ru/scientific -publication/
(дата обращения 15.10.2023)...50