Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования социокультурной компетенции обучающихся основной школы на уроках
английского языка средствами аутентичных материалов 11
1.1. Социокультурная компетенция: содержание, уровни, критерии
сформированности 11
1.2. Средства формирования социокультурной компетенции 19
1.3. Аутентичные материалы как средство формирования социокультурной
компетенции 24
1.4. Виды аутентичных материалов на уроках английского языка и критерии
их отбора 32
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. Использование аутентичных материалов в процессе
формирования социокультурной компетенции у обучающихся 5 классов на уроке английского языка 37
2.1. Использование аутентичных материалов на уроках английского языка
(комплекс упражнений и заданий) 37
2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению аутентичных материалов на уроках английского языка в МАОУ средняя школа «Комплекс Покровский» в 5 классах с целью формирования социокультурной
компетенции 46
Выводы по главе 2 66
Заключение 67
Библиографический список 71
Приложение А71
Приложение Б 79
Приложение В 84
Приложение Г 89
Приложение Д 99
Приложение Е 101
Приложение Ж 102
Приложение З 104
Приложение И 106
Приложение К 108
Актуальность исследования. Иностранный язык входит в перечень обязательных предметов для изучения в школе. Задачей учителей этого предмета является формирование коммуникативной компетенции в целом, чтобы обучающиеся могли выражать свои мысли на иностранном языке, не испытывая при этом каких-либо сложностей. Этот термин был введен американским лингвистом Н. Хомским ещё в 1972 году [Хомский, 1999]. Как отмечает М. Р. Львов [Львов, 1999] в своём словаре-справочнике по методике преподавания, коммуникативная компетенция представляет собой знание своего языка, а также иностранного, фонетического, грамматического и стилистического строев, культуры речи, владение основными механизмами, такими как: говорение, чтение, письмо, а также аудирование. В состав коммуникативной компетенции входят очень важные субкомпетенции, а именно: лингвистическая или языковая, речевая или социолингвистическая, дискурсивная, стратегическая или компенсаторная, социальная или прагматическая, социокультурная, предметная, а также профессиональная компетенции.
В рамках нашей исследовательской работы мы рассматриваем социокультурную компетенцию. Научить детей разговаривать на иностранном языке недостаточно для полноценного общения по причине того, что необходимо знать все тонкости культуры страны изучаемого языка, менталитет народа для того, чтобы избежать неловких и конфликтных ситуаций.
Для того, чтобы научить обучающихся не только говорить, но и делать
это с учётом культурных особенностей, педагоги используют различные
методы, приёмы и средства. Одним из таких средств являются аутентичные
материалы, представляющие собой оригинальны устные и письменные
тексты, а также другие предметы культуры, являющиеся реальным продуктом
носителей языка и не предназначенные для учебных целей, не адаптированные
4
для нужд учащихся с учетом их уровня владения языком. Это могут быть книги, различные тексты, аудио- и видеоматериалы и так далее. Они помогают интегрировать обучающихся в культуру той страны, язык которой они изучают. Как показывает практика, обучающимся очень интересны уроки, на которых используются аутентичные материалы.
Актуальность проблемы формирования социокультурной компетенции обусловлена следующими факторами: в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования формирование социокультурной компетенции является важнейшей составляющей коммуникативной иноязычной компетенции [Об утверждении федерального государственного...].
Основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [Там же]. Указанная цель раскрывается в единстве четырех взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Именно практический компонент цели заключается в формировании у школьников социокультурной компетенции в иностранном языке, обеспечивающей основные познавательно-коммуникативные потребности обучающихся и возможность приобщения к культурным ценностям народов - носителей изучаемых языков [Там же].
Необходимо подчеркнуть, самым эффективным средством формирования социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу ее культуры, традиций, обычаев и социокультурных норм. Однако ввиду того, что не все обучающиеся и преподаватели имеют такую возможность, необходим поиск эффективных путей развития социокультурной компетенции в неязыковой среде. Использование аутентичных материалов на уроках иностранного языка создает иллюзию приобщения к естественной языковой среде, что, согласно мнению многих ведущих специалистов в области методики, является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.
Опираясь на проведенный анализ научных исследований, образовательной практики, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, было выделено противоречие между необходимостью формирования социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка и недостаточной разработанностью условий использования аутентичных материалов, алгоритмов и методических материалов по их использованию в школе на уроках иностранного языка. Выявленное противоречие и объективные предпосылки его решения, представленные в научной литературе, подтверждают актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в основной школе.
Предметом исследования является процесс формирования социокультурной компетенции обучающихся 5 классов средствами аутентичных материалов на уроках иностранного языка.
Гипотеза: аутентичные материалы будут способствовать
формированию социокультурной компетенции при условии: 1) учета интересов и психологических особенностей обучающихся и уровня сформированности их языковых и речевых навыков; 2) соблюдения методической последовательности предъявления аутентичных материалов; 3) отражения в аутентичных материалах современных реалий жизни обучающихся страны изучаемого языка.
Цель данной работы: выявить эффективность применения аутентичных материалов как средства формирования социокультурной компетенции обучающихся при обучении иностранному языку в основной школе.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
1) изучить сущность понятия социокультурной компетенции, ее уровни, критерии сформированности;
2) проанализировать эффективность средств формирования социокультурной компетенции обучающихся 5 классов на уроке иностранного языка;
3) рассмотреть подходы к определению содержания понятия «аутентичные материалы», их виды и критерии отбора на уроке иностранного языка;
4) разработать комплекс упражнений и заданий на основе аутентичных материалов с целью формирования социокультурной компетенции обучающихся 5 классов на уроках английского языка в МАОУ средняя школа «Комплекс Покровский»;
5) провести опытно-экспериментальную работу по использованию разработанного комплекса упражнений и заданий на уроках английского языка в 5 классах в МАОУ средняя школа «Комплекс Покровский» с целью формирования социокультурной компетенции обучающихся.
Основными методами, используемыми в работе, является анализ научной литературы по теме исследования; системный анализ аутентичных материалов для формирования социокультурной компетенции обучающихся, анализ профессиональной деятельности педагогов; моделирование, анкетирование обучающихся, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, анализ нормативной документации.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по обучению иностранным языкам - Е.В. Носонович и Р.П. Мильруда [Носонович, Мильруд, 2008], К.С. Кричевской [Кричевская, 1996], Г.И. Ворониной [Воронина, 1999], рассмотрены структура социокультурной компетенции: И.Л. Бим [Бим, 2010], И. К. Ярцева и др. Изучены исследования в области изучения коммуникативной компетенции, в частности социокультурной компетенции, как: И. Л. Бим [Бим, 2010], Г. А. Воробьева [Воробьев, 2003], Н. Д. Гальсковой [Гальскова, 2004], Г. В. Елизаровой [Елизарова, 2005], Н. Г. Муравьевой [Муравьева, 2011], В. В. Сафоновой [Сафонова, 1996], А. Н. Щукина [Щукин, 2011] и других.
Научная новизна исследования: заключается в комплексном рассмотрении проблемы использования аутентичных материалов как средства формирования социокультурной компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проведено на уроках английского языка в МАОУ средняя школа «Комплекс Покровский» в 5 «Б» и 5 «Д» классах, количество детей в каждой группе - 10 человек.
Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс в МАОУ средняя школа «Комплекс Покровский».
Теоретическая значимость работы заключается во внесении определенного вклада в исследование проблемы применения аутентичных материалов в средней школе с целью формирования социокультурной компетенции обучающихся.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты и методические разработки можно использовать в практике преподавания английского языка в школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию научных статей: «Информационно-коммуникативные технологии в обучении английскому языку» в сборнике материалов XXII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики». Красноярск, СибГУ им. М. Ф. Решетнева 2022 г. (Приложение Б), «Применение аутентичных материалов в процессе формирования социокультурной компетенции» в сборнике материалов XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики»: Красноярск, СибГУ им. М. Ф. Решетнева 2023 г. (Приложение В).
Структура исследования. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается тема и актуальность выбранной темы исследования, выделяются объект, предмет, цель, задачи и гипотеза работы, указываются методы исследования, теоретическая база, а также методологическая основа работы, определена научная новизна исследования, опытно-экспериментальная база исследования, представлены результаты исследования.
В первой главе раскрывается понятие социокультурной компетенции, раскрыты содержание, уровни и критерии сформированности социокультурной компетенции обучающихся средней школы. Также, определены средства формирования социокультурной компетенции. Одним из основных вопросов было рассмотрение понятия «аутентичные материалы» как средства формирования, а также изучены понятие и дана характеристика аутентичного материала, применяемого на уроках английского языка.
Во второй главе рассмотрены виды аутентичных материалов, применяемых на уроках английского языка в средней школе, а также даны критерии их отбора в учебных целях. Приведены результаты опытноэкспериментальной работы по применению аутентичных материалов на уроках английского языка в МАОУ средняя школа «Комплекс Покровский» в 5 классах с целью формирования социокультурной компетенции обучающихся.
В заключении обобщены результаты проведенного теоретического и практического исследования, сформулированы основные выводы.
Библиографический список включает наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания, в количестве 55 источников.
Подведя итог всей проделанной работе стоить выделить важность культурного компонента при изучении иностранного языка. Коммуникативная компетенция, формирование которой сегодня выносится на первый план, является комплексным явлением, которое включает в себя культурный компонент, рассматриваемый в рамках социокультурной компетенции.
В первой главе раскрывается понятие, содержание, уровни и критерии сформированности социокультурной компетенции обучающихся средней школы. Также, определены средства формирования социокультурной компетенции. Одним из основных вопросов было рассмотрение понятия «аутентичные материалы» как средства формирования, а также изучены понятие и дана характеристика аутентичного материала, применяемого на уроках английского языка.
Во второй главе рассмотрены виды аутентичных материалов, применяемых на уроках английского языка в средней школе, а также даны критерии их отбора в учебных целях. Приведены результаты опытноэкспериментальной работы по применению аутентичных материалов на уроках английского языка в МАОУ средняя школа «Комплекс Покровский» в 5 классах с целью формирования социокультурной компетенции обучающихся.
Наше исследование была разделено на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Мы разделили два 5 класса на контрольную и экспериментальную группы. Для выяснения того, как обучающиеся владеют культурной информацией страны изучаемого языка, на констатирующем этапе, мы провели тест с чтением текста о Шерлоке Холмсе. Результаты показали примерно одинаковый уровень знаний у обучающихся обеих групп.
Далее проводилась работа с обучающимися экспериментальной группы, применяя тексты с культурным компонентом в аудировании, чтении, говорении и письме. Помимо текстов мы использовали фразеологизмы и наглядности, что также помогает рассказать о культуре Англии и рассказали о менталитете самих англичан. Разработан комплекс упражнений и заданий на основе аутентичных материалов с целью формирования социокультурной компетенции обучающихся 5 классов, проведена опытно-экспериментальную работа по использованию разработанного комплекса упражнений и заданий на уроках английского языка в 5 классах в МАОУ средняя школа «Комплекс Покровский» с целью формирования социокультурной компетенции обучающихся.
С контрольной группой мы работали только рамках учебника. Стоит подчеркнуть, что УМК, по которому обучаются дети, имеет интересный грамматический и лексический материал, который вводится целыми большими блоками, занимающими даже несколько страниц. Материал объясняется очень подробно, используются различные таблицы, а также примеры, что помогает снять ряд трудностей из-за непонимания правил, но культурной информации недостаточно.
По результатам итогового контроля, который мы провели на последнем занятии видно, что результаты показали значительные улучшения в экспериментальной группе, результаты в контрольной группе остались без изменений.
По итогам проведённой нами работы можно сделать вывод о том, что работа над формированием социокультурной компетенции, заключающейся в расширении кругозора обучающихся в области знания культуры страны изучаемого языка, должна быть комплексной и постоянной. Таким образом, гипотеза, которая была нами сформулирована в начале исследования полностью подтвердилась и действительно, применение материалов может способствовать формированию социокультурной компетенций при обучению английскому языку.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплексов упражнений и заданий, позволяющих формировать социокультурную компетенцию обучающихся на протяжении изучения всех тем УМК «Английский в фокусе-5» Н. Ю. Ваулиной. и при работе с аутентичными материалами в средней школе.
1. Ажибекова, Г. Д., Дуйсенбаева Ш. С. Использование аутентичных
материалов как средство формирования социокультурной компетенции на занятиях иностранного языка. 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-autentichnyh-
materialov-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-na- zanyatiyah-inostrannogo-yazyka?ysclid=lo2wlug9n0466685977 (дата
обращения 23.10.2023).
2. Алматова, Н. А. К вопросу о подборе текстов для аудирования в преподавании русского как неродного [Текст] / Н. А. Алматова // Инновационная наука. - 2015. - № 4. - C. 75-77.
3. Амосова, Н. Н. Основы английской фразеологии [Текст] / Н. Н. Амосова. - М.: Либроком, 2010. - 216 с.
4. Апенко, Е. М., Бурова, И. И., Комарова, В. П., Прошкина Е. П., Сидорченко, Л. В. Юбилей ученого: к 100-летию со дня рождения Е. И. Клименко. 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yubiley-uchenogo-k-100-letiyu-so-dnya- rozhdeniya-e-i-klimenko-1?ysclid=lpfkdbwgml936769901 (дата обращения 23.10.2023).
5. Афанасьева, Е. В. Информационно-коммуникативные технологии в обучении английскому языку [Текст] // Сборник материалов XXII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики». - Красноярск, СибГУ им. М. Ф. Решетнева, 2022. - С. 9-12.
6. Афанасьева, Е. В. Применение аутентичных материалов в процессе формирования социокультурной компетенции [Текст] // Сборник материалов XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики». - Красноярск, СибГУ им. М. Ф. Решетнева, 2023. - С. 254-257.
7. Белякова, Н. М. Требования к уровню сформированности социокультурной компетенции в современном технологическом обществе. 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-urovnyu-sformirovannosti- sotsiokulturnoy-kompetentsii-v-sovremennom-tehnologicheskom-obschestve (дата обращения 05.06.2023).
8. Белякова, Н.М. Формирование социокультурной компетенции у студентов начальных курсов языковых вузов при самостоятельной работе в сети Интернет [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02. - СПб, 2008. - 24 с.
9. Бим, И. Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к их рассмотрению // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. [Текст] / И. Л. Бим. - М.: Титул, 2010. - 464 с.
10. Ваулина, Е. Ю., Дули Д., Подоляко, О. Е, Эванс В. Английский в фокусе
(Английский в фокусе) для 5-9 классов. / Школьный гид. 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://schoolguide.ru/index.php/midschool-foreign/english-Английский в фокусе.й^ (дата обращения 05.09.2023).
11. Воробьев, В. В. Лингвокультурология. Теория и методы [Текст] / В. В. Воробьев. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1997. - 331 с.
12. Воробьев, Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2. - С. 30-35.
13. Воронина, Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением
иностранного языка [Текст] / Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе.
• 1999. - № 2. - С. 23-25.
14. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам [Текст] / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 1. - С. 49.
15. Губайдулина, И. The ways to overcome the language barrier / Инеш Губайдулина. - [Текст] // Юбилей ученого: к 100-летию со дня рождения Е. И. Клименко - 2005. -№ 34 (376). - С. 155-157. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://moluch.ru/archive/376/83723/ (дата обращения: 11.06.2023)....55