Диагностика и развитие читательской грамотности средствами обучения иностранному языку в основной школе
|
Введение 4
1 Теоретико-методологические основы диагностики и развития умений
читательской грамотности при обучении иностранному языку 8
1.1 Специфика изучения иностранного языка в основной школе 8
1.2 Читательская грамотность: определение, компонентный состав,
характеристика 12
1.3 Развитие читательской грамотности: диагностика и методика развития17
Выводы по главе 1 21
2 Опытно-экспериментальная работа, направленная на диагностику и развитие умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7
классе 23
2.1 Диагностика уровня сформированности читательской грамотности
обучающихся 7 класса 23
2.2 Серия заданий, направленная на повышение уровня читательской
грамотности обучающихся 7 класса в дополнение к УМК “Wunderkinder рйА’ 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер) 32
2.3 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 60
Приложение Г 62
Приложение Д 64
Приложение Е 67
Приложение Ж 69
Приложение И 71
Приложение К 73
Приложение Л 74
1 Теоретико-методологические основы диагностики и развития умений
читательской грамотности при обучении иностранному языку 8
1.1 Специфика изучения иностранного языка в основной школе 8
1.2 Читательская грамотность: определение, компонентный состав,
характеристика 12
1.3 Развитие читательской грамотности: диагностика и методика развития17
Выводы по главе 1 21
2 Опытно-экспериментальная работа, направленная на диагностику и развитие умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7
классе 23
2.1 Диагностика уровня сформированности читательской грамотности
обучающихся 7 класса 23
2.2 Серия заданий, направленная на повышение уровня читательской
грамотности обучающихся 7 класса в дополнение к УМК “Wunderkinder рйА’ 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер) 32
2.3 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 60
Приложение Г 62
Приложение Д 64
Приложение Е 67
Приложение Ж 69
Приложение И 71
Приложение К 73
Приложение Л 74
Информационная эпоха, период, в котором живет и развивается современный человек, выводит на передний план умение работать с информацией, создавать инновации и совершать научные прорывы. Все это невозможно без языка - инструмента мысли и коммуникации, инструмента человеческого познания. В процессе изучения любого языка осуществляется работа в рамках четырех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо, чтение. Данная работа посвящена проблеме диагностики и развития читательской грамотности средствами иностранного языка в основной школе. Тема является актуальной, поскольку многие методисты единогласно утверждают, что на современном этапе ситуация в области чтения напряжена. Дело в том, что время на чтение постоянно сокращается, литературные вкусы делаются более примитивными, круг чтения сужается, именно поэтому от современного учителя требуется осознание, что без привлечения к чтению, без формирования уважения и любви к книге, без сознательного чтения невозможно формирование читательской информационной культуры. В процессе школьного обучения предполагается воспитание читателя, способного извлекать из текста необходимую информацию, ее интерпретировать и интегрировать, а также оценивать содержание и форму текста. А значит, задача современного учителя состоит в том, чтобы научить обучающихся основной школы учиться с помощью текстов, превышающих интеллектуальный и эмоциональный опыт читателя.
Объект: процесс развития читательской грамотности в условиях
общеобразовательной школы.
Предмет: приемы и средства развития и диагностики читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе.
Цель исследования: разработка и апробация серии заданий, направленной на диагностику и развитие читательской грамотности на уроках немецкого языка в основной школе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• проанализировать литературу по психологии, педагогике, методике преподавания иностранных языков в рамках темы;
• раскрыть сущностные характеристики читательской грамотности;
• выявить способы диагностики и развития читательской грамотности среди обучающихся основной школы;
• проанализировать УМК «Wunderkinder plus» для 7 класса (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), а также трудности при развитии умений читательской грамотности в основной школе;
• разработать серию заданий в дополнение к УМК «Wunderkinder plus» для 7 класса (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), направленную на диагностику и развитие умений читательской грамотности;
• провести апробацию разработанной серии на базе МАОУ Гимназии №6.
Для решения поставленных задач в ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме; комплексное изучение и обобщение педагогического опыта; метод моделирования условий предстоящей деятельности; рефлексивно - оценочные процедуры; метод сравнительносопоставительного анализа.
Теоретико-методологическую базу работы составляют положения по исследованию процесса развития навыков и умений читательской грамотности на уроке иностранного языка, изложенные в трудах Г.С. Ковалевой, М.И. Кузнецовой, Р.П. Мильруда, Г.А. Цукерман; материалы программы по оценке достижений обучающихся PISA; а также материалы по диагностике умений читательской грамотности были рассмотрены в работе Ю. Н. Гостевой, М. И. Кузнецовой, Л. А. Рябининой, Г. А. Сидоровой, Т. Ю. Чабан.
Научная новизна работы: разработка серии заданий в дополнение к УМК “Wunderkinder р1ш” 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), направленной на диагностику и развитие умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении чтению и при развитии умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников и приложения. Работа изложена на 56 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования и содержание работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы процесса диагностики и развития умений читательской грамотности при обучении иностранному языку; описаны особенности процесса развития умений читательской грамотности на уроке иностранного языка в 7 классе.
Вторая глава содержит результаты диагностики уровня читательской грамотности обучающихся 7 класса, разработанную автором исследования серию заданий, направленную на диагностику и развитие умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder plus» для 7 класса (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), а также анализ опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МАОУ Гимназии №6. Для проверки эффективности заданий была проведена контрольная работа в смешанной форме, применялись как письменные, так и задания, требующие от обучающихся построения собственного краткого монологического высказывания и направленные на решение коммуникативной задачи с использованием информации текста.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 32 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари.
Приложение А содержит пример актуального текста из учебника по немецкому языку «Вундеркинды» для 7 класса.
Приложение Б содержит пример упражнений к текстам из учебника по немецкому языку «Вундеркинды» для 7 класса.
Приложение В содержит тексты входной контрольной работы.
Приложение Г содержит тексты серии заданий для работы в рамках темы 2 раздела учебника “Wunderkinder” - “Weihnachten in Deutschland”.
Приложение Д содержит вариант работы в рамках темы 2 раздела учебника “Wunderkinder” - “Neujahr in Russland”.
Приложение Е содержит тексты серии заданий для работы в рамках 3 раздела учебника “Wunderkinder” - “Umweltschutz”
Приложение Ж содержит текст и схему серии заданий для работы в рамках 4 раздела учебника “Wunderkinder” - “Gesundheit”
Приложение И содержит текст серии заданий для работы в рамках 4 раздела учебника “Wunderkinder” - “Gesundheit”.
Приложение К содержит текст серии заданий для работы в рамках 5 раздела учебника “Wunderkinder” - “Auf dem Land oder in der Stadt”
Приложение Л содержит тексты итоговой контрольной работы.
Объект: процесс развития читательской грамотности в условиях
общеобразовательной школы.
Предмет: приемы и средства развития и диагностики читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе.
Цель исследования: разработка и апробация серии заданий, направленной на диагностику и развитие читательской грамотности на уроках немецкого языка в основной школе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• проанализировать литературу по психологии, педагогике, методике преподавания иностранных языков в рамках темы;
• раскрыть сущностные характеристики читательской грамотности;
• выявить способы диагностики и развития читательской грамотности среди обучающихся основной школы;
• проанализировать УМК «Wunderkinder plus» для 7 класса (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), а также трудности при развитии умений читательской грамотности в основной школе;
• разработать серию заданий в дополнение к УМК «Wunderkinder plus» для 7 класса (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), направленную на диагностику и развитие умений читательской грамотности;
• провести апробацию разработанной серии на базе МАОУ Гимназии №6.
Для решения поставленных задач в ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме; комплексное изучение и обобщение педагогического опыта; метод моделирования условий предстоящей деятельности; рефлексивно - оценочные процедуры; метод сравнительносопоставительного анализа.
Теоретико-методологическую базу работы составляют положения по исследованию процесса развития навыков и умений читательской грамотности на уроке иностранного языка, изложенные в трудах Г.С. Ковалевой, М.И. Кузнецовой, Р.П. Мильруда, Г.А. Цукерман; материалы программы по оценке достижений обучающихся PISA; а также материалы по диагностике умений читательской грамотности были рассмотрены в работе Ю. Н. Гостевой, М. И. Кузнецовой, Л. А. Рябининой, Г. А. Сидоровой, Т. Ю. Чабан.
Научная новизна работы: разработка серии заданий в дополнение к УМК “Wunderkinder р1ш” 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), направленной на диагностику и развитие умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении чтению и при развитии умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников и приложения. Работа изложена на 56 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования и содержание работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы процесса диагностики и развития умений читательской грамотности при обучении иностранному языку; описаны особенности процесса развития умений читательской грамотности на уроке иностранного языка в 7 классе.
Вторая глава содержит результаты диагностики уровня читательской грамотности обучающихся 7 класса, разработанную автором исследования серию заданий, направленную на диагностику и развитие умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder plus» для 7 класса (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), а также анализ опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МАОУ Гимназии №6. Для проверки эффективности заданий была проведена контрольная работа в смешанной форме, применялись как письменные, так и задания, требующие от обучающихся построения собственного краткого монологического высказывания и направленные на решение коммуникативной задачи с использованием информации текста.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 32 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари.
Приложение А содержит пример актуального текста из учебника по немецкому языку «Вундеркинды» для 7 класса.
Приложение Б содержит пример упражнений к текстам из учебника по немецкому языку «Вундеркинды» для 7 класса.
Приложение В содержит тексты входной контрольной работы.
Приложение Г содержит тексты серии заданий для работы в рамках темы 2 раздела учебника “Wunderkinder” - “Weihnachten in Deutschland”.
Приложение Д содержит вариант работы в рамках темы 2 раздела учебника “Wunderkinder” - “Neujahr in Russland”.
Приложение Е содержит тексты серии заданий для работы в рамках 3 раздела учебника “Wunderkinder” - “Umweltschutz”
Приложение Ж содержит текст и схему серии заданий для работы в рамках 4 раздела учебника “Wunderkinder” - “Gesundheit”
Приложение И содержит текст серии заданий для работы в рамках 4 раздела учебника “Wunderkinder” - “Gesundheit”.
Приложение К содержит текст серии заданий для работы в рамках 5 раздела учебника “Wunderkinder” - “Auf dem Land oder in der Stadt”
Приложение Л содержит тексты итоговой контрольной работы.
Понятие читательской грамотности тесно взаимосвязано с развитием навыков и умений понимать, интерпретировать, анализировать различные тексты. Перечисленные умения необходимы обучающимся для того, чтобы расширять кругозор, иметь широкие возможности участвовать в социальной жизни общества и успешно достигать поставленных целей.
В ходе проведенного нами исследования выявлено, что развитие читательской грамотности в процессе обучения иностранному языку выступает в качестве инструмента формирования различного рода компетенций, инструмента познавательной деятельности обучающихся, который применяется для того, чтобы на протяжении всей жизни человек мог использовать навыки и умения чтения для решения не только повседневных, но и профессиональных задач.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы, нами была определена цель - разработка и апробация серии заданий, направленной на диагностику и развитие читательской грамотности на уроках немецкого языка в основной школе.
Представленная цель была достигнута последовательностью шагов. Так, в работе, был проанализирован УМК “Wunderkinder рйА’ 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), на базе МАОУ “Гимназия №6” города Красноярска проведена входная контрольная работа среди обучающихся 7 класса с целью диагностики уровня развития умений читательской грамотности, которая показала необходимость дополнительной работы в рамках всех четырех групп умений читательской грамотности.
Это побудило нас к разработке серии заданий в дополнение к УМК “Wunderkinder рЫз” 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер). Представленная в работе серия была апробирована. Экспериментальной группой стали обучающиеся 7 класса МАОУ «Гимназия № 6» города Красноярска.
По завершению работы над серией заданий, нами была проведена итоговая контрольная работа, в ходе которой обучающиеся показали достаточно высокие
52 результаты, что подтверждает эффективность проведенной опытно - экспериментальной работы.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке целого методического комплекса, направленного на развитие умений читательской грамотности у обучающихся 7 класса средствами иностранного языка.
В ходе проведенного нами исследования выявлено, что развитие читательской грамотности в процессе обучения иностранному языку выступает в качестве инструмента формирования различного рода компетенций, инструмента познавательной деятельности обучающихся, который применяется для того, чтобы на протяжении всей жизни человек мог использовать навыки и умения чтения для решения не только повседневных, но и профессиональных задач.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы, нами была определена цель - разработка и апробация серии заданий, направленной на диагностику и развитие читательской грамотности на уроках немецкого языка в основной школе.
Представленная цель была достигнута последовательностью шагов. Так, в работе, был проанализирован УМК “Wunderkinder рйА’ 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), на базе МАОУ “Гимназия №6” города Красноярска проведена входная контрольная работа среди обучающихся 7 класса с целью диагностики уровня развития умений читательской грамотности, которая показала необходимость дополнительной работы в рамках всех четырех групп умений читательской грамотности.
Это побудило нас к разработке серии заданий в дополнение к УМК “Wunderkinder рЫз” 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер). Представленная в работе серия была апробирована. Экспериментальной группой стали обучающиеся 7 класса МАОУ «Гимназия № 6» города Красноярска.
По завершению работы над серией заданий, нами была проведена итоговая контрольная работа, в ходе которой обучающиеся показали достаточно высокие
52 результаты, что подтверждает эффективность проведенной опытно - экспериментальной работы.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке целого методического комплекса, направленного на развитие умений читательской грамотности у обучающихся 7 класса средствами иностранного языка.
Подобные работы
- РАБОТА ПО РАСШИРЕНИЮ ФОНОВЫХ ЗНАНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-ГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Формирование интереса младших школьников к иностранному языку в процессе обучения иноязычному чтению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНОМУ ЧТЕНИЮ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Р. БРЭДБЕРИ «451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2024 - ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Особенности смысловой обработки текста у обучающихся 2-3 классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Освоение младшими школьниками лексической многозначности
на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





