Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностика и развитие читательской грамотности средствами обучения иностранному языку в основной школе

Работа №170400

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретико-методологические основы диагностики и развития умений
читательской грамотности при обучении иностранному языку 8
1.1 Специфика изучения иностранного языка в основной школе 8
1.2 Читательская грамотность: определение, компонентный состав,
характеристика 12
1.3 Развитие читательской грамотности: диагностика и методика развития17
Выводы по главе 1 21
2 Опытно-экспериментальная работа, направленная на диагностику и развитие умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7
классе 23
2.1 Диагностика уровня сформированности читательской грамотности
обучающихся 7 класса 23
2.2 Серия заданий, направленная на повышение уровня читательской
грамотности обучающихся 7 класса в дополнение к УМК “Wunderkinder рйА’ 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер) 32
2.3 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 60
Приложение Г 62
Приложение Д 64
Приложение Е 67
Приложение Ж 69
Приложение И 71
Приложение К 73
Приложение Л 74

Информационная эпоха, период, в котором живет и развивается современный человек, выводит на передний план умение работать с информацией, создавать инновации и совершать научные прорывы. Все это невозможно без языка - инструмента мысли и коммуникации, инструмента человеческого познания. В процессе изучения любого языка осуществляется работа в рамках четырех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо, чтение. Данная работа посвящена проблеме диагностики и развития читательской грамотности средствами иностранного языка в основной школе. Тема является актуальной, поскольку многие методисты единогласно утверждают, что на современном этапе ситуация в области чтения напряжена. Дело в том, что время на чтение постоянно сокращается, литературные вкусы делаются более примитивными, круг чтения сужается, именно поэтому от современного учителя требуется осознание, что без привлечения к чтению, без формирования уважения и любви к книге, без сознательного чтения невозможно формирование читательской информационной культуры. В процессе школьного обучения предполагается воспитание читателя, способного извлекать из текста необходимую информацию, ее интерпретировать и интегрировать, а также оценивать содержание и форму текста. А значит, задача современного учителя состоит в том, чтобы научить обучающихся основной школы учиться с помощью текстов, превышающих интеллектуальный и эмоциональный опыт читателя.
Объект: процесс развития читательской грамотности в условиях
общеобразовательной школы.
Предмет: приемы и средства развития и диагностики читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе.
Цель исследования: разработка и апробация серии заданий, направленной на диагностику и развитие читательской грамотности на уроках немецкого языка в основной школе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• проанализировать литературу по психологии, педагогике, методике преподавания иностранных языков в рамках темы;
• раскрыть сущностные характеристики читательской грамотности;
• выявить способы диагностики и развития читательской грамотности среди обучающихся основной школы;
• проанализировать УМК «Wunderkinder plus» для 7 класса (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), а также трудности при развитии умений читательской грамотности в основной школе;
• разработать серию заданий в дополнение к УМК «Wunderkinder plus» для 7 класса (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), направленную на диагностику и развитие умений читательской грамотности;
• провести апробацию разработанной серии на базе МАОУ Гимназии №6.
Для решения поставленных задач в ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме; комплексное изучение и обобщение педагогического опыта; метод моделирования условий предстоящей деятельности; рефлексивно - оценочные процедуры; метод сравнительно­сопоставительного анализа.
Теоретико-методологическую базу работы составляют положения по исследованию процесса развития навыков и умений читательской грамотности на уроке иностранного языка, изложенные в трудах Г.С. Ковалевой, М.И. Кузнецовой, Р.П. Мильруда, Г.А. Цукерман; материалы программы по оценке достижений обучающихся PISA; а также материалы по диагностике умений читательской грамотности были рассмотрены в работе Ю. Н. Гостевой, М. И. Кузнецовой, Л. А. Рябининой, Г. А. Сидоровой, Т. Ю. Чабан.
Научная новизна работы: разработка серии заданий в дополнение к УМК “Wunderkinder р1ш” 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), направленной на диагностику и развитие умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении чтению и при развитии умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников и приложения. Работа изложена на 56 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования и содержание работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы процесса диагностики и развития умений читательской грамотности при обучении иностранному языку; описаны особенности процесса развития умений читательской грамотности на уроке иностранного языка в 7 классе.
Вторая глава содержит результаты диагностики уровня читательской грамотности обучающихся 7 класса, разработанную автором исследования серию заданий, направленную на диагностику и развитие умений читательской грамотности на уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder plus» для 7 класса (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), а также анализ опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МАОУ Гимназии №6. Для проверки эффективности заданий была проведена контрольная работа в смешанной форме, применялись как письменные, так и задания, требующие от обучающихся построения собственного краткого монологического высказывания и направленные на решение коммуникативной задачи с использованием информации текста.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 32 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари.
Приложение А содержит пример актуального текста из учебника по немецкому языку «Вундеркинды» для 7 класса.
Приложение Б содержит пример упражнений к текстам из учебника по немецкому языку «Вундеркинды» для 7 класса.
Приложение В содержит тексты входной контрольной работы.
Приложение Г содержит тексты серии заданий для работы в рамках темы 2 раздела учебника “Wunderkinder” - “Weihnachten in Deutschland”.
Приложение Д содержит вариант работы в рамках темы 2 раздела учебника “Wunderkinder” - “Neujahr in Russland”.
Приложение Е содержит тексты серии заданий для работы в рамках 3 раздела учебника “Wunderkinder” - “Umweltschutz”
Приложение Ж содержит текст и схему серии заданий для работы в рамках 4 раздела учебника “Wunderkinder” - “Gesundheit”
Приложение И содержит текст серии заданий для работы в рамках 4 раздела учебника “Wunderkinder” - “Gesundheit”.
Приложение К содержит текст серии заданий для работы в рамках 5 раздела учебника “Wunderkinder” - “Auf dem Land oder in der Stadt”
Приложение Л содержит тексты итоговой контрольной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие читательской грамотности тесно взаимосвязано с развитием навыков и умений понимать, интерпретировать, анализировать различные тексты. Перечисленные умения необходимы обучающимся для того, чтобы расширять кругозор, иметь широкие возможности участвовать в социальной жизни общества и успешно достигать поставленных целей.
В ходе проведенного нами исследования выявлено, что развитие читательской грамотности в процессе обучения иностранному языку выступает в качестве инструмента формирования различного рода компетенций, инструмента познавательной деятельности обучающихся, который применяется для того, чтобы на протяжении всей жизни человек мог использовать навыки и умения чтения для решения не только повседневных, но и профессиональных задач.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы, нами была определена цель - разработка и апробация серии заданий, направленной на диагностику и развитие читательской грамотности на уроках немецкого языка в основной школе.
Представленная цель была достигнута последовательностью шагов. Так, в работе, был проанализирован УМК “Wunderkinder рйА’ 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер), на базе МАОУ “Гимназия №6” города Красноярска проведена входная контрольная работа среди обучающихся 7 класса с целью диагностики уровня развития умений читательской грамотности, которая показала необходимость дополнительной работы в рамках всех четырех групп умений читательской грамотности.
Это побудило нас к разработке серии заданий в дополнение к УМК “Wunderkinder рЫз” 7 класс (Авторы: О.А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер). Представленная в работе серия была апробирована. Экспериментальной группой стали обучающиеся 7 класса МАОУ «Гимназия № 6» города Красноярска.
По завершению работы над серией заданий, нами была проведена итоговая контрольная работа, в ходе которой обучающиеся показали достаточно высокие
52 результаты, что подтверждает эффективность проведенной опытно - экспериментальной работы.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке целого методического комплекса, направленного на развитие умений читательской грамотности у обучающихся 7 класса средствами иностранного языка.


1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР,
2009. 448 с.
2. Анисимова Л.М. Формирование читательской грамотности. М.: Просвещение, 2013. 220 с.
3. Банк заданий ФГБНУ СКИВ ИНСТРАО [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата обращения: 10.02.2023).
4. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению
иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 156-163.
5. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 3-7.
6. Гальскова Н.Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения // Иностранные языки в школе. 2012. №9. С. 2-9.
7. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4. Т. 1 (61). С. 34-58.
8. Ильина И.Е., Воякина Е.Ю. Формирование читательской грамотности на уроках немецкого языка // Вопросы современной науки и практики. 2022. №1. С. 115-124.
9. Ковалева Г., Красновский Э. Новый взгляд на грамотность. // Русский язык.
2005. № 14. [Электронный ресурс]. URL:
https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200501401&ysclid=lfhr1tymj3426247564 (дата обращения: 20.11.2022).
10. Колганова, Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ
читательской грамотности младших школьников. // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. 2012. С. 5 - 8. [Электронный ресурс]. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2896/?ysclid=lhoen1msnv864254230 (дата обращения: 20.03.2023).
11. Колесник И.И. Некоторые приемы обучения беспереводному чтению // Иностранные языки в школе. 2012. № 4. С. 14 - 20.
12. Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н., Кочетова Е. В., Маясова Т. В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 2. С. 240-254.
13. Крылова О. В. Формирование читательской грамотности учащихся // Школьные технологии. 2016. № 3. С. 70 - 78.
14. Кузнецова М.И., Гостева М.И., Сидорова Г.А., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2022. 21-22 с. [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_formirovaniyu_funkcionalnoj_ gramotnosti_obuchayuschihsya_5_9_klassov_s_ispolzovaniem_otkritogo_banka _za.htm (дата обращения: 17.03.2023).
15. Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка
заданий для оценки читательской грамотности обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https://doc.fipi.ru/bank-zadaniy-chitatelskoi-
gramotnosti/metod_rek_chit_gr.pdf (дата обращения: 09.03.2023)....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ