Введение 3
1. Особенности и функции рынков ресурсов. 5
1.1. Особенности спроса на ресурсы. 5
1.2. Эластичность спроса на ресурсы 8
1.3. Особенности предложения ресурсов 15
1.4. Особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов 15
2. Виды рынков ресурсов 17
2. Правила использования ресурсов. Ресурсосбережение 19
3. Проблемы и необходимость регулирования российского рынка ресурсов. На примере рынка инновационных ресурсов 24
4. Анализ рынка труда на примере Рязанской области 33
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Приложения……………………………………………………………….42
Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От эффективности функционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы фирм, предприятий.
Все экономические ресурсы разделяются на материальные ресурсы (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Соответственно различаются рынки природных ресурсов (земли), капитала и труда. Совокупность этих рынков выполняет в современной рыночной экономике важнейшие функции: во-первых, содействует более эффективному производству товаров и услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства, с тем чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, помогает определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.
Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Цены экономических ресурсов выступают в рыночной экономике в виде денежного дохода: прибыли (предпринимательский доход), заработной платы (доход от продажи труда), ренты (земельный доход). Следовательно, ценообразование на ресурсы есть образование определенных доходов — прибыли, заработной платы, ренты.
Ценообразование на ресурсы отражает все особенности рынков ресурсов — общие для всех видов и специфические для каждого из них.
Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, что вследствие ограниченности ресурсов неизбежно ограничен и сам объем производства (предложения). В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма устойчив; более того, для рынка ресурсов характерна концентрация спроса, которая делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии (небольшое число покупателей). Яркий образец — рынок труда в небольших городах. Здесь вполне реальна такая ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма. Если к тому же эта рабочая сила немобильна, т. е. по тем или иным причинам не может переместиться на другой участок рынка (в другую отрасль), фирма имеет все возможности для того, чтобы понижать величину заработной платы. Наем меньшего количества работников обеспечивает этой фирме максимальную прибыль. Другой пример — двусторонняя Монополия на рынке капитала (например, на рынке оборудования, изготовляемого по индивидуальным заказам). На этом рынке чаще всего выступают один продавец и один покупатель. В такой ситуации не образуется единая равновесная цена и результат сделки целиком зависит от относительной силы сторон.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы курсовой работы, ее цели и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Цель курсовой работы. Изучить специфику российского рынка ресурсов, выделив особенности и проблемы его регулирования.
Задачи курсовой работы:
- выявить специфику спроса и предложения на ресурсы;
- рассмотреть правила использования ресурсов;
- исследовать российский опыт рынка ресурсов;
- выяснить необходимость регулирования российского рынка ресурсов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В непростых условиях становления российской экономики максимально повысился интерес к проблеме эффективного и рационального использования ресурсов. Оптимизация управленческих решений в области ресурсов требует пристального внимания к вопросам оценки эффективного анализа будущего положения.
Особенности государственной политики России говорят о необходимости всесторонней комплексной экономической оценки различных вариантов использования ресурсов. В свою очередь, выбор наиболее подходящей стратегии зависит от реальных экономических условий, которые требуют гибкого изменения сложившейся практики управления финансами для нормализации всего производственного процесса.
Существует масса причин заставляющих заниматься изучением ресурсов. Причины, обуславливающую эту необходимость, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на следующие виды: улучшение финансовых показателей, повышение уровня производства, наращивание объемов производственной деятельности. Степень проводимых изменений в области ресурсов различна. Так, если речь идет об увеличении существующих объемов производства, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и какие элементы ресурсов необходимо при этом увеличить. Задача осложняется, если речь идет о повышении эффективности использования ресурсов, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд факторов: возможность изменения состояния предприятия, доступность дополнительных объемов ресурсов, возможность освоения новых методик, соответствие существующих форм отчетности новым требованиям.
1. Доланд Э., Линдсей Д. Рынок. Микроэкономическая модель СПб., 2003
2. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. М., 2004
3. Курс экономической теории. Под ред. М.Н. Чепурина и др. Киров, 2008
4. Макконелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 2006
5. Райзберг В.Д. Рыночная экономика. Учебное пособие. М., 2005
6. Сергеев И.В. Экономика предприятия (Учебное пособие) Москва "Финансы и статистика", 2007.
7. Фальцман В.К. Основы микроэкономики Москва "ТЕИС", 2006.
8. Хайл брокер, Роберт, Тароц, Метер. Экономика для всех (пер. с англ) //Тверь "Фамилия", 2004
9. Хайне П. Экономический образ мышления. М., 2001
10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия //Москва, Инфра-М, 2006.
11. Экономика предприятия. Учебник под ред. В.Я.Гординская и др. М., 2005
12. Экономика. Учебник /под ред.А.С.Булатова М., 2007.
13. Экономическая теория. Учебник для вузов. /под ред. В.Д.Камаева М., 2006
14. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике // Общество и экономика. 2003. N 11. С. 88, 89.
15. Губанов С. Императивы развития // Экономист. 2004. N 2. С. 3 - 15.
16. Маляров О.В. Переходная экономика в условиях глобализации: роль государства // Беларусь и Россия: императивы общественного. М., 2002. С. 65 - 77.
17. Патрон А.П. Государственный рынок США: научно-технический прогресс и конкуренция // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. 2002. N 2. С. 96 - 109.
18. Сажина М., Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский экономический журнал № 4, 1994 год.
19. Салтыков Б.Г. Актуальные вопросы научно-технической политики // Науковедение. 2002. N 1. С. 55.
20. Glinker-Cohen Federal Acquisition Reform Act of 1996, Title XLI - Competitipn. Sec. 4001, 41.
21. Code 251. P. 104 - 106.Code of Federal Regulations. Title 48, Competitive Procurement for System Acquisition. 1997. P. 19
22. Правительство Рязанской области. Электронный ресурс. // http://www.ryazanreg.ru/