Введение 4
1 Теоретические основы культурно-познавательного туризма 6
1.1 Основные понятия культурно-познавательного туризма 6
1.2 Особенности, классификация видов культурно-познавательного туризма 10
2 Анализ потребительских предпочтений 19
2.1 Анкетирование: предпочтения туристов в культурно-познавательном туризме 19
2.2 Анализ результатов анкетирования 21
3 Разработка экскурсионной программы в рамках культурно-познавательного туризма в Минусинском районе Красноярского края 27
3.1 Выявление объектов для экскурсионной программы в рамках культурно-познавательного туризма по Минусинскому району Красноярского края 27
3.2 Анализ существующих экскурсионных программ культурно-познавательного характера в Минусинском районе Красноярского края 37
3.3 Разработка экскурсионной программы в рамках культурно-познавательного туризма в Минусинском районе Красноярского края 40
Заключение 50
Список использованных источников 51
Туризм - это многогранно развитая отрасль хозяйства, являющаяся одной из главных составляющих дохода в некоторых странах, влияющая на развитие их экономики и мирового сотрудничества.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, то есть выступает своеобразным помощником социально-экономического развития.
Культурно-познавательный туризм является одним из самых распространенных видов туризма, что в большей степени определяет развитие экономики «данной» местности. Данный вид туризма привлекателен в силу наличия на территории объектов культурного и исторического наследия, которые являются визитной карточкой - без этого местность теряет свою уникальность.
Поэтому, анализ развития культурно-познавательного туризма очень важен, поскольку от него отчасти зависит развитие города, области, страны в целом.
В процессе исследования темы выпускной квалификационной работы работы будут применены следующие методы: литературный обзор основных понятий, опрос (анкетирование).
Объект исследования: культурно-познавательный туризм.
Предмет исследования: экскурсионная программа.
Цель: разработать экскурсионную программу в рамках культурно-познавательного туризма по Минусинскому району Красноярского края.
Задачи:
1) Охарактеризовать основные понятия культурно-познавательного туризма.
2) Определить объекты для экскурсионной программы по Минусинскому району Красноярского края.
3) Разработать экскурсионную программу в рамках культурно- познавательного туризма в Минусинском районе Красноярского края.
В выпускной квалификационной работе в результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Изучено понятие «культурно-познавательного туризма», которое представляет собой временный выезд граждан с постоянного места жительства в целях знакомства с культурой и ее познанием. Уточнили, что всего существует три подхода к определению понятия «культурно-познавательный туризм»: технический, концептуальный и ресурсный. Уточнили характерные особенности и рассмотрели несколько вариантов классификаций видов культурно-познавательного туризма.
2. Определены объекты, которые включены в программу экскурсионного маршрута в рамках культурно-познавательного туризма в Минусинском районе Красноярского края. Среди объектов представлены объекты истории г. Минусинска, а также сельских поселений Минусинского района: с. Восточное, с. Большая Ничка, с. Большая Иня.
3. В процессе разработки экскурсионной программы в рамках культурно-познавательного туризма по Минусинскому району Красноярского края было сделано следующее: определены цель и задачи экскурсионной программы, определена тема экскурсионной программы, составлен маршрут экскурсионной программы, определены методические приемы проведения экскурсионного маршрута.
1. Об основах туристской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 16.10.2019). - Режим доступа:http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
2. Авансова , Л.П. Туризм, гостеприимство, сервис / Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И Маслов, А.И. Фролов. - М. : Аспект Пресс, 2015. - 367 с.
3. Абакумов, С. Н. Российский энциклопедический словарь "Туризм" / С.Н. Абакумов, М.В. Арифуллин , М.Б. Биржаков . - М. : Институт наследия, 2018. - 492 с.
4. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2014. - 252 с.
5. Бутузов, А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации / А.Г. Бутузов // Сервис в России и за рубежом. - 2015. - №4. - С. 11-15.
6. Боголюбов, В.С. Экономика туризма / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. - М. : Академия, 2015. - 435 с.
7. Браун, Я. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века / Я. Браун, В. Андерсен, В. Гордин . - СПб . : Издательство СПбГУЭФ , 2016. - 211 с.
8. Барчуков, И.С. Экскурсионная деятельность в индустрии гостеприимства / И.С. Барчуков, Ю.Б. Башин . - М. : издательство «Инфра- м», 2014. - 204 с.
9. Бугорский , В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы / В. П. Бугорский . - М. : Издательство Юрайт , 2019. - 165 с.
10. Большой Глоссарий терминов международного туризма. Изд. 2-е. В 2-х т. СПб . : Невский Фонд, 2014. - 992 с.
11. Гаранин, Н.И. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности / Н. И. Гаранин, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, В. А. Квартальной. - М., 2017. - 645 с.
12. Глушко, А. А. География туризма / А. А. Глушко, А. М. Сазыкин . - Владивосток : Издательство Дальневосточного университета, 2016. - 270 с.
13. Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности / В.Г. Гуляев. - М. : Финансы и статистика, 2015. - 320 с.
14. Дурович , А.П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович . - Минск: Новое знание, 2013. - 496 с.
15. Демина, С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества / С.А. Демина. - М. : Политика, государство и право, 2015. - 345 с...(50)