ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КИБЕРБУЛЛИНГА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 7
1.1. Кибербуллинг как социально- психологическое явление 7
1.2. Интернет- зависимость и риск столкновения с кибербуллингом 14
1.3. Самопрезентация детей в социальных сетях 19
1.4. Психологическое просвещение родителей, как способ предупреждения
психологического насилия среди их детей 24
Вывод по Главе 1 29
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КИБЕРБУЛЛИНГА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 32
2.1. Организация и результаты предпроектного этапа исследования 32
2.2. Содержание проекта по психологическому просвещению родителей по вопросам предупреждения кибербуллинга в социальных
сетях 42
Вывод по Главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования. Главной задачей в процессе воспитания подрастающего поколения является, сохранение психологического здоровья личности. В этой области специалисты выделяют некоторые значимые проблемы: агрессивность, насилие, и влияние интернет-технологий на развитие формирующейся личности.
Как известно, что такие негативные факторы, как насилие и агрессия, оказывают отрицательное воздействие на развитие детской психики, поэтому главной задачей среди специалистов является профилактика и своевременное выявление агрессивности и жестокости среди детей.
Современные дети много времени проводит в онлайн-пространстве, и подростки выстраивают свою коммуникацию через социальные сети.
Развитие информационных технологий оказывает как положительное, так и отрицательное психологическое воздействие на развитие детей и подростков. Среди положительного воздействия можно выделить, новые возможности для коммуникации, а среди негативных факторов такие как: изменение высших психических функций (память, внимание, мышление), аддикции (зависимость от гаджетов), информация с отрицательным содержанием контента, и кибербуллинг. Распространение феномена кибербуллинга в сети, набирает новые обороты и, в связи с этим все больше привлекает внимание специалистов для решения этой проблемы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные дети много уделяют времени общению в онлайн-пространстве и риск столкновения с кибербуллингом увеличивается. В силу своей особенности протекания, новый вид психологического насилия (кибербуллинг), может полностью изолировать подростка от общения со сверстниками, что является для него равносильно социальной изоляции, что отрицательно отражается на развитии и становлении его личности.
Сетевое поведение детей мало подвергается контролю. В виртуальном мире они предоставлены сами себе. Отсутствует контроль за сетевым поведением со стороны родителей и педагогов. Размытое представление идентичности и отсутствие сформированных ценностных ориентиров, создает новые проблемы в интернет-коммуникации. Дети не знают норм и правил общения в сети. Мнимая анонимность социальной сети дает большую свободу своих высказываний и действий, тем самым подвергая опасности уязвимую группу подростков.
Для развития психологически здорового поколения необходимо производить профилактику кибербуллинга в сети с помощью психологопедагогических средств, учитывая особенности протекания данного феномена. Если ребенок уже столкнулся с данным явлением, необходимо вовремя это заметить и принять необходимые меры.
Главным социальным институтом в становлении личности ребенка является семья, поэтому роль родителей в профилактике возникновения данного явления является самой главной. Стоит учитывать аспекты воспитания детей, которые могут провоцировать виктимность и агрессивность у детей.
Для выявления кибербуллинга в социальных сетях необходимо рассмотреть использование современных методов диагностики личности. Например, применение средств цифрового профайлинга с целью выявления и предотвращения кибербуллинга в социальной сети.
Кибер буллинг относится к одному из видов деструктивного поведения, которое оказывает негативное воздействие на неокрепшую детскую психику. Сталкиваясь с киберагрессией, ребенок не знает, как себя защитить и как на нее реагировать и остается один на один со своей бедой, боясь обратиться за помощью к взрослым.
Родителям необходимо самим замечать первые изменения в поведении ребенка и принять необходимые меры для помощи своему ребенку. Но родители сами не знают, как поступить при столкновении с кибербуллингом. На наш взгляд для этого необходимо провести психологическое просвещение родителей по вопросам выявления кибербуллинга.
Кибербуллинг остается мало изученным несмотря на то, что наносит огромный вред неокрепшей детской психике, например, снижение самооценки, неуверенность в себе, повышенная тревожность, постоянное чувство страха, суицидальные наклонности и др.
Стоит отметить, что отсутствуют исследования на выявления социально-психологических аспектов данного явления. Нет четкого определения и методов выявления его в социальной сети.
Задача специалистов в области психологии и образования изучить особенности протекания интернет-агрессии выявить ее причины, чтобы принять необходимые меры для профилактики и предотвращения «кибербуллинга».
Цель работы: психологическое просвещение родителей по вопросам предупреждения кибербуллинга в социальных сетях.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ по проблеме кибербуллинга в социальных сетях в научной литературе.
2. Изучить роль родителей в предупреждении кибербуллинга в социальной сети.
3. Провести предпроектное исследование психологических предпосылок к кибербуллингу.
4. Разработать проект психологическое просвещение родителей по вопросам предупреждения кибербуллинга в социальных сетях.
Объект работы: кибербуллинг как социально-психологическое явление.
Предмет работы: психологическое просвещение родителей как средство предупреждения кибербуллинга в социальных сетях.
Предпроектная идея: разработанный проект по организации психологического просвещения родителей через проведение лекции, интерактивного семинара, разработки памятки по распознаванию признаков кибербуллинга будет способствовать предупреждению кибербуллинга в социальных сетях.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение научной литературы.
Эмпирические методы: опросные методы
Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследовании:
Для исследования психологических предпосылок к кибербуллингу были применены следующие методики исследования, представленные в диагностической программе кибербуллинга Г.У. Солдатовой, Е.И. Рассказовой, С.В. Чигарькова:
1. Анкета интернет-пользователя Г.У. Солдатовой, Е.И. Рассказовой, С.В. Чигарькова, позволяющей выявить показатели пользования интернетом.
2. Тест интернет-зависимости (С.-Х. Чен, в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова).
3. Опросник диагностики агрессии А. Басса и М. Перри. Е(ель методики - диагностики склонности к агрессии (агрессивности).
4. Диагностика реакции на кибербуллинг - использование метода виньеток.
База: МАОУ СОШ.
Выборка исследования: Выборку исследования составили 40 учащихся подросткового возраста (7 класс) Красноярской средней школы. Респонденты были разделены на две группы по половому признаку: 20 девочек и 20 мальчиков.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка используемых источников.
Процесс социализации детей и подростков в современном мире в основном происходит в интернет- пространстве. Если в обычной жизни можно непосредственно наблюдать за поведением подростков, то в интернет-среде, это поведение скрыто или же из-за некомпетентности не придается особого значения, оставляя свой фокус внимания только на поведении ребенка «офлайн», тем самым упуская из вида важную часть жизни ребенка.
К сожалению, в интернет-пространстве дети не обладают цифровой компетентностью, и такие феномены как конфликты и агрессия становятся частыми явлениями в социальной сети. Например, если в жизни «офлайн» конфликт между детьми можно урегулировать при помощи посредника, учителя, родителя, завуча и т.д., то в социальной сети это становится проблематичным, так как действуют другие механизмы.
Слабая защита персональных данных и отсутствие критического мышления по отношению к информации, которую дети извлекает из сети, приводит к тому, что они легко становятся жертвами «кибербуллинга». Кибербуллинг оказывает негативное воздействие на неокрепшую детскую психику, и может привести к печальным последствиям, таким как суицид, низкая самооценка, формирование установки на поведение жертвы и др.
Жертвы «кибербуллинга» чаще всего скрывают случаи оскорбления в интернете, и редко обращаются за помощью к взрослым. Это все зависит от того насколько выстроены доверительные отношения в семье. Главная задача родителей вовремя обнаружить «кибербуллинг» и корректно отреагировать на него. Помочь своему ребенку благополучно с ним справиться.
Конфликты в интернете очень часто перерастают в травлю. «Кибербуллинг» наносит огромный вред психическому здоровью жертвы, что приводит к депрессиям, зависимостям, недоверию, а иногда и к суициду. Данный феномен является относительно новым, малоизученным и представляет собой угрозу для состояния жертвы, которой часто становятся дети и подростки, и данная проблематика требует изучения.
Проведенная нами аналитическая и проектная работа позволяет сделать следующие выводы:
Результаты диагностики и опроса подростков показали, что высокая пользовательская активность увеличивает частоту столкновениями с ситуациями кибербулинга. Наблюдение за ситуацией онлайн- агрессии связано с меньшей готовностью соблюдать правила общения онлайн. Таким образом интернет- пространство, это место, где можно выплеснуть своей гнев и остаться безнаказанным. Данный способ реагирования на ситуации кибербуллинга можно рассматривать как способ социальности в интернет- пространстве. С помощью которого можно понаблюдать со стороны и посмотреть, чем закончится ситуация, и приобрести навык цифровой компетентности в деструктивных онлайн-ситуациях. С другой стороны, такая ситуация приводит к тому, что свидетели своим бездействием и молчанием поддерживают агрессора и дают ему право утвердиться в своих действиях. Также это способствует тому, что другие подростки через подражание могут воспроизводить агрессивное поведение в сети.
С практической точки зрения полученные результаты подтверждают важность обучения и помощи детям с ситуациями кибербуллинга. Ключевой идеей в разработке проекта стало психологическое просвещение родителей в предупреждении кибербуллинга в социальной сети, для повышения компетентности родителей в вопросах профилактики кибербуллинга среди подростков. Так как интернет- среда, это новое культурное пространство в котором юные пользователи устанавливают свои правила. Раскрытие вопросов сетевого поведения участников кибербуллнга и способов обнаружения признаков кибербуллнга у своих детей, позволит избежать негативных последствий для психологического здоровья личности. Повышать уровень критичности у детей по отношению к социальным сетям. Также через повышение психологической грамотности у родителей, будет способствовать процессу цифровой социализации детей.
При изучении данного феномена мы столкнулись с проблемами, что в отечественной научной литературе нет описательного характера данного феномена. В науке пока нет четкого определения «кибербуллинга». И также не до конца раскрыта тема проблемы влияния той или иной формы «кибербуллинга». Поэтому проблема феномена «кибербуллинга» требует дальнейшего исследования, так как для предотвращения рисков, необходимы разъяснения такого поведения и связанных с ним причины, и последствия.
Дети, а в частности подростки, самые уязвимые в сети интернет. Они беззаботно чувствуют себя в киберпространстве, пока не столкнутся с феноменом «кибербуллинга». На наш взгляд, родителям стоит чаще уделять внимание страницам детей в социальных сетях, и знать кого они добавляют в друзья. Важно научить особенностям коммуникации в социальной сети юных пользователей, сформировать внимательное отношение при размещении информации о себе на своей странице.
Важно сформировать у пользователя не только знания и навыки, а прежде всего мотивацию и ответственность. Формирования навыков и знаний будут способствовать развитию ответственности у пользователя, за свои действия в виртуальном мире, формировать понимание о том, что можно, а что недопустимо в социальной сети, к чему надо относиться осторожно, как не причинить вреда окружающим, куда обратиться при столкновении с негативной информацией. Такие знания дадут пользователям большую уверенности и чувство безопасности перед другими пользователями.
Умение распознавать потенциальные риски в процессе общения, позволят подросткам обеспечить свою безопасность в интернет-пространстве. Избежать ошибок, совершаемых в процессе коммуникации и которые способны привести к возникновению рискованной ситуации. Главная задача научиться правильному предоставлению персональной информации, открытость профилей, публикация материалов.
Как известно подростки используют интернет для удовлетворения социальной потребности: в общении, принадлежности, любви и признании, и феномен цифровой агрессии так же неприятен, как и в реальной жизни. Подросткам важно привить понимание, что образ своего «Я», создаваемый в интернет-среде, также воспринимается всеми, как и в жизни «офлайн» и напрямую оказывает влияние и на реальную жизнь и его репутацию. Поэтому так важно при общении в социальных сетях сформировать и коммуникативную компетентность, которая включает в себя: самопрезентацию; выстраивание взаимоотношений с пользователями (друзья); взаимодействия с другими пользователями в сообществах; соблюдения этических правил и социальных норм в отношениях; выстраивания общения в зависимости от вида ресурса, цели и аудитории; обеспечения безопасности в процессе коммуникации.
1. Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика: учебник для вузов. Изд. 3-е. М.: Питер, 2006. 652с.
2. Бафаев М. М., Чупров Л. Ф., Психологическое просвещение в системе психологического обеспечения населения // Вестник по психологии и педагогике Южной Сибири. 2014. № 1. С.115-121.
3. Бенгина Е.А., Гришаева С.А., Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка // Вестник университета. 2018. № 2. С. 153-157.
4. Бобровникова Н. С. Влияние стиля семейного воспитания на формирование позиции жертвы у подростка // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. 2015. С. 343-346.
5. Бондаренко С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность // Научная мысль Кавказа. 2002. № 12 (38). С. 32-39.
6. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал. Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 177-191.
7. Бочавер А.А., Хломов, К.Д. Буллинг (травля) как объект исследований и культурный феномен. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 10 (3). С. 149-159.
8. Горбатюк Я.С. Некоторые аспекты профилактики кибербуллинга среди обучающихся средних классов // Сборник научных трудов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности. 2019. С. 57-61.
9. Григорьев Г. П. Просветительская деятельность в системе психологического обеспечения высшего образования. Психологическая служба учреждений высшего образования: интеграция учащейся молодежи республики Крым в социокультурное пространство РФ: монография под ред. С.В. Кучеренко. Ялта. 2019. С. 164-177.
10. Донцов А.И., Зинченко Ю.П. Психологическая безопасность личности: учеб, пособие. М.: Юрайт, 2015. 191 с.
11. Дормидонтов А.В., Семенова И.В. Профайлинг: учеб, пособие. Ульяновск, 2011. 111с.
12. Дрожжина И.О., Панова Е.Н., Резник М.В., Якубовских К.Н. Повышение психологической грамотности будущих педагогов как компонента психологической культуры // Психологическая культура в пространстве образования: сборник научных статей X Юбилейной Всероссийской студенческой олимпиады, под ред. Л.А. Максимова. Екатеринбург. 2014. С. 8-14.
13. Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Лучинкина А.И Кибербуллинг как форма девиантного поведения личности в интернет-пространстве // Человеческий капитал. 2022. № 10 (166). С. ISO- 187.
14. Кадеева А.В., Иванов Д.В., особенности межличностных отношений подростков, склонных к интернет-зависимости // Психологические науки. 2020. Т.6. № 12. С. 376-379.
15. Королева, Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе //Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224....43