ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ МОЛОДЁЖИ 7
1.1. Смысложизненные ориентации современной молодёжи 7
1.2. Мотивация и потребность достижений молодёжи 9
1.3. Жизнестойкость - психологическое здоровье молодого
поколения 11
1.4. Характеристика аддиктивного поведения 13
1.5. Профилактика аддиктивного поведения 15
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 19
2.1. Методика и организация исследования 19
2.2. Анализ жизнестойкости молодёжи 20
2.3. Анализ аддиктивного поведения молодёжи 25
2.4. Разработка проекта по результатам диагностики 31
2.5. Программа развития жизнестойкости молодёжи с аддиктивным
поведением путём психологического просвещения (с элементами психокоррекционной работы) 35
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
Молодёжь - это особый период, когда личность переходит с подросткового возраста к взрослой социальной жизни, где несёт ответственность за свои поступки. Данная возрастная категория является примером для подражания ещё подрастающего поколения, а также будущим для нашей страны. Молодёжь отличается своими возрастными особенностями и своим статусом в обществе.
Рассматривая жизнестойкость молодёжи в современном обществе, стоит отметить те условия, в которых протекает жизнедеятельность и адаптация в неблагоприятном социальном климате и развитии стресса, которые могут её окружать.
Но прежде, чем говорить о молодёжи, стоит обратить внимание на то, как формировался подростковый период, после которого переход к юношескому возрасту закрепил сформировавшиеся ценности и уровень жизнестойкости личности.
Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, и, что очень важно, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность, быть активным и оставаться успешным в деятельности [18].
Поскольку уровень жизнестойкости с возрастом снижается, актуализируется проблема изучения особенностей жизнестойкости молодежи, так как это позволяет спрогнозировать некоторые тенденции в развитии психологических характеристик в более позднем возрасте и, что очень важно, дать прогноз общественного развития на ближайшую перспективу [18].
Актуальность исследования. Серьёзной проблемой является аддиктивное поведение молодёжи даже в наши дни. Данная форма разрушительного поведения более чем влияет на жизнестойкость личности. Молодёжь всё чаще и чаще, сталкиваясь с трудностями жизни, стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя своё внимание на изменение собственного психоэмоционального состояния путём употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.
В связи с такими сложными условиями в современном обществе возникают множество трудных жизненных ситуаций у молодёжи, им трудно достигнуть полной адаптации. В связи с этим формирование жизнестойкости современной молодежи приобретает особую актуальность [7].
Целевая аудитория: молодёжь от 18 до 30 лет.
Цель исследования: развить жизнестойкость молодёжи с аддиктивным поведением с применением средств психологического просвещения.
Объект исследования: жизнестойкость молодёжи с аддиктивным поведением.
Предмет исследования: средства психологического просвещения для развития жизнестойкости молодёжи с аддиктивным поведением.
Проектная идея развития жизнестойкости молодёжи будет успешной при:
• Составлении программы развития жизнестойкости молодёжи в возрасте от 18 до 30 лет с аддиктивным поведением путём психологического просвещения, в основе которой будет психологический клуб.
• Формировании стрессоустойчивого поведения молодёжи, при представлении о последствиях аддиктивного поведения, которые могут негативно влиять на их жизнь.
• Предложении оптимальных путей поддержания жизнестойкости, опираясь на современные проблемы аддиктивного поведения нынешней молодёжи.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы и выявить актуальные проблемы развития жизнестойкости молодёжи с аддикцией.
2. Изучить уровень жизнестойкости и зависимого поведения молодёжи.
3. Разработать программу развития жизнестойкости молодёжи с аддиктивным поведением путём психологического просвещения в форме психологического клуба.
4. Оценить результативность реализации программы
психологического клуба для молодёжи с аддиктивным поведением.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: тестирование.
Методы обработки: количественный и качественный анализ
результатов.
Диагностические методы:
1. «Тест жизнестойкости Мадди. Адаптация: Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова (сокр. версия)».
Данная методика направлена на изучение факторов, способствующих успешному совладанию со стрессом и снижению внутреннего напряжения. Скрининговая версия теста обладает достаточно высокой надёжностью, что оправдывает её применение в качестве краткого диагностического инструмента в условиях ограниченного времени [19, 31].
2. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Лозовая Г.В.) (Аддикция).
Данное исследование направлено на выявление склонности человека к 13 видам зависимостей. Методика Лозовой Г.В. также позволяет диагностировать общую склонность к зависимостям [32].
База исследования: КГБУ СО Реабилитационный центр
«Зеленогорский».
Участники исследования: В исследовании приняло участие в общем количестве 20 человек возрастной категории от 18 до 30 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав теоретическое исследование и проектная деятельность, в которые включены 7 диаграмм, 10 таблиц, 2 вывода по главам, заключение, использованная литература, которая включает в себя список из 33 источников и 2 приложений.
Подведем итоги выполненной нами работы и отметим основные ее результаты.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по вышесказанным проблемам развития жизнестойкости молодёжи с аддикцией, исследования и сравнения уровней жизнестойкости и степени зависимого поведения юношей и девушек, проходящие реабилитацию в «Реабилитационном центре», я узнала для себя достаточно новой информации, с чем можно в дальнейшем работать.
По результатам исследования выяснилось, что высоким уровнем жизнестойкости всё же отличилась меньшая часть опрашиваемой молодёжи, особенно у мужской группы, юноши отличились от девушек, указав свои стремления целей, имея какой-то интерес и мотивы реализации своей жизни, при этом признавая свои страхи и опасения в желаемом.
В числе многих девушек оказались чаще всего положительные результаты и комментарии в сторону курения, как зависимого поведения, это говорит о том, что проявление данной зависимости зависит от очень тяжелого психологического состояния девушек, им трудно подавлять своё психоэмоциональное напряжение и стресс.
Юноши тоже остались незамеченными, большинство из них поставили курение как смысл их жизни, однако находились и те, кто сожалел о том, что когда-то впервые попробовал курить.
По окончании реализации проекта «Психологическое просвещение для молодёжи, склонных к аддиктивному поведению» была выполнена вторичная диагностика.
На данном этапе исследования использовалась та же психодиагностическая методика, что и при первичной диагностике с целью сравнительного анализа уровня жизнестойкости молодёжи до и после психологического просвещения.Исходя из общих результатов молодёжи женского и мужского пола можно сказать, что общая жизнестойкость у 70% юношей и у 50% девушек осталась стабильной на высоком уровне без каких-либо изменений, результат среднего уровня жизнестойкости у девушек и у юношей повысился на 10% и на низком уровне на данный момент успешно никто не находится.Вовлечённость имеет следующие данные: на высоком уровне данного компонента результаты девушек имеют разницу на 30% больше от старых результатов до реализации проекта, аналогичный результат показали и юноши, средний уровень у девушек и юношей снижен на 10%, низкий уровень вовлеченности никто из участников не охватил.
Контроль на высоком уровне у девушек показал стабильный результат около 20%, а вот юноши показали иной результат, удивительно, но абсолютно все отметили для себя высокий уровень контроля, аргументируя свой выбор тем, что после психологического просвещения большинство из них отметили большую значимость в осознании последствий вредных привычек, их обеспокоенности за собственное здоровье и в стремлении уйти от пагубного поведения, в средний уровень контроля из общей группы попали только 80% девушек, их результат повысился на 60% от результата до реализации проекта, аналогично юношам, девушки осознают свою положительную динамику после участия в психологическом просвещении. Низкий уровень контроля никто из участников не охватил.
В принятии риска результаты, как у девушек, так и у юношей на высоких уровнях повысились на 10%. Около 70% юношей так же, как и в прошлом результате попали в средний уровень принятия риска, однако их показатели стали больше от изменившихся показателей девушек всего на 10%.
Но всё же с низкими показателями данного компонента оказалось 10% девушек, однако это большой прогресс. Сравнивая текущий результат прошлым, стоит отметить, что число девушек сократилось на 40%.
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Выпуск 2. / под общ. ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С.Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2004. С. 82-90.
2. Альсейтова А. Д. Тренинговая программа по профилактике аддиктивного поведения среди подростков с выявленным риском вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты по методике ЕМ СПТ 2020-2021год. URL: https://www.art- talant.org/publikacii/39819-treningovaya-programma-po-profilaktike- addiktivnogo-povedeniya-sredi-podrostkov-s-vyyavlennym-riskom-vovlecheniya- v-addiktivnoe-zavisimoe-povedenie-na-osnove-sootnosheniya-faktorov-riska-i- faktorov-zaschity-po-metodike-em-spt-2020-2021god (дата обращения: 14. 02. 2023).
3. Богинская Ю.В., Глузман Я.А. Формирование мотивации достижения у современной молодёжи // Гуманитарно-педагогическая академия Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. 2016. №4. С. 15-17.
4. Битенский, В.С. Наркомания у подростков. Киев, 1988. 372 с.
5. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991. 143 с.
6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга // Психотехники. М.: Ось-89, 2005. 255 с
7. Гришина Е.В. Особенности жизнестойкости подростков // Казань: Молодой учёный. 2021. № 41 (383). С. 288-290.
8. Г ончар С.Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников // Современная психология: материалы Международная научная конференция. Пермь: Меркурий. 2012. С.
17-19. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2495/ (дата обращения: 14.02.2023).
9. Ахмадеева Е.В., Галяутдинова С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями. М.: Вестник Башкирского университета, 2013. № 18 (1). С. 232-235.
10. Здоровый образ жизни и его составляющие, профилактика вредных привычек / Практическое руководство для специалистов, работающих с семьями и детьми. Горно-Алтайск: «Комплексный центр социального обслуживания населения», 2020. 49 с. URL: http://aura-kcson.ru (дата обращения: 14.02.2023).
11. Костюнин, И. Е. Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности в юношеском возрасте. 2022. № 19 (414). С. 398-407.
12. Карпухин И.Б. Актуальные проблемы аддиктивного поведения // Медицинская психология. 2018. С. 190.
13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. РФ: Смысл. 2003. С. 487.
14. Ларин Ю.А., Зуева М.В. К вопросу о профилактике аддиктивного поведения молодёжи // Науки об образовании. 2014.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебно-методическое пособие. М.: Академия, 2004. 456 с....33