Обязательное социальное страхование: виды, сущность (Колледж Воронежского института высоких технологий)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие и значение социального страхования в государственной системе социального обеспечения 5
1.2. Правовое регулирование обязательного социального страхования в Российской Федерации 7
2.1. Особенности развития обязательного пенсионного страхования 13
2.2. Особенности развития обязательного медицинского страхования 22
2.3. Особенности развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в связи с материнством 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие и значение социального страхования в государственной системе социального обеспечения 5
1.2. Правовое регулирование обязательного социального страхования в Российской Федерации 7
2.1. Особенности развития обязательного пенсионного страхования 13
2.2. Особенности развития обязательного медицинского страхования 22
2.3. Особенности развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в связи с материнством 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Социальное страхование представляет собой ряд мероприятий, направленных на социальную защиту населения в случае потери трудоспособности или иных факторов, которые препятствуют возможности самостоятельного обеспечения. Это позволяет поддерживать те слои населения, которые по тем или иным причинам нуждаются в финансовой помощи. В целом, социальное страхование можно рассматривать как сознательное гуманное решение общества о взаимовыручке и поддержке друг друга. Осуществляя небольшие выплаты в специализированные организации, люди помогают тем, кто нуждается в финансовой помощи.
Актуальность темы исследования обосновывается недостаточной исследованностью института обязательного социального страхования, его постоянным развитием; а также противоречиями, возникающими в правовом регулировании обязательного социального страхования.
Цель исследования – исследовать обязательное социальное страхование в Российской Федерации, его иды, сущность, особенности правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение социального страхования в государственной системе социального обеспечения.
- проанализировать правовое регулирование обязательного социального страхования в Российской Федерации.
- рассмотреть особенности развития обязательного пенсионного страхования.
- исследовать особенности обязательного медицинского страхования.
- изучить особенности развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в связи с материнством;
- предложить направления совершенствования текущего законодательства в исследуемой сфере.
Объектом исследования являются правоотношения, связанные с осуществлением обязательного социального страхования в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют правовые нормы российского законодательства, направленные на регулирование обязательного социального страхования.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по теме дипломной работы; системный анализ; изучение и обобщение практики; метод сравнения; классификация, специально¬юридический и сравнительно-правовой.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Актуальность темы исследования обосновывается недостаточной исследованностью института обязательного социального страхования, его постоянным развитием; а также противоречиями, возникающими в правовом регулировании обязательного социального страхования.
Цель исследования – исследовать обязательное социальное страхование в Российской Федерации, его иды, сущность, особенности правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение социального страхования в государственной системе социального обеспечения.
- проанализировать правовое регулирование обязательного социального страхования в Российской Федерации.
- рассмотреть особенности развития обязательного пенсионного страхования.
- исследовать особенности обязательного медицинского страхования.
- изучить особенности развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в связи с материнством;
- предложить направления совершенствования текущего законодательства в исследуемой сфере.
Объектом исследования являются правоотношения, связанные с осуществлением обязательного социального страхования в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют правовые нормы российского законодательства, направленные на регулирование обязательного социального страхования.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по теме дипломной работы; системный анализ; изучение и обобщение практики; метод сравнения; классификация, специально¬юридический и сравнительно-правовой.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Обязательное социальное страхование в России - часть системы государственного социального обеспечения. Оно нацелено на социальную защиту как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.
В основу обязательного социального страхования заложены такие принципы как: гарантия права на получение социального обеспечения каждому застрахованному рабочему; стимулирование роста заинтересованности субъекта страхования в создании максимально удобных условий труда, снижению травм и заболеваний рабочих, повышении трудоспособности персонала; обязательное страхование всеми работодателями (т.е. лицами, привлекающих к труду) своих наемных рабочих; контроль осуществления выплат; установление и дифференциация тарифов страховых выплат в зависимости от страхового случая.
Эти принципы позволяют контролировать ситуацию на рынке труда, обеспечивая наемных рабочих гарантией социальных выплат, созданием более комфортных действий для осуществления профессиональной деятельности.
В России обязательное страхование обеспечивается тремя внебюджетными государственными фондами: ФОМС, Фонд пенсионного и социального страхования РФ. Они в зависимости от направления деятельности, обеспечивают социальную защиту населения.
На каждого трудящегося формируется индивидуальный счет, в котором отражаются все выплаты организации. Работодатель обязан перевести денежные средства в фонды не позднее 15-го числа в месяце, который следует за отчетным. При этом контролируют этот процесс ФСС и Фонд пенсионного и социального страхования РФ. Обязанности этих организаций разграничены.
Фонд пенсионного и социального страхования РФ отвечает за выплаты, связанные: с оплатой больничных листов; со страхованием от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; с материнством.
В системе обязательного медицинского страхования страхователями являются почти все предприятия, учреждения, фирмы и организации, которые обладаю штатом сотрудников. Система является достаточно сложной. Все предприятия должны платить страховые взносы за своих сотрудников из фонда заработной платы. А государство в свою очередь осуществляет финансирование всей программы обязательного медицинского страхования во всей стране. В первую очередь финансирование со стороны государство идёт на оплату медицинских услуг для неработающих граждан. Застрахованными лицами выступают не только все граждане РФ, но также и иностранные граждане, проживающие на территории страны на постоянно основе. В качестве страховых медицинских организаций выступают страховые компании, имеющие лицензии на деятельность в данной сфере.Для этого страховые фирмы должны заключить с медицинскими учреждениями договоры на оказание медицинской помощи.
Таким образом, функционирование внебюджетных государственных фондов жизненно необходимо для проведения социальной политики, направленной на социальную защиту населения. Внебюджетные фонды имеют децентрализованный характер и закреплены за каждым субъектом Российской Федерации. Благодаря их функционированию происходит стратегическое перераспределение доходов государства. И каждый человек застрахован от большинства обстоятельств, которые могут являться следствием потери трудоспособности.
Для решения по¬ставленных проблем предлагаем исключить платежи нестрахового характера из системы, определить источники дохода для каждого вида финансирования, создать единую за¬конодательную базу, которая будет регулировать все виды систем обяза¬тельного социального страхования. Решение поставленных проблем уве¬личит эффективность обязательного социального страхования.
Предлагается внести изменение в Федеральный закон от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" в ст. 1 следующего содержания:
1. выплата пособий по материнству, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса) осуществляется за счет средств субъекта РФ.
В основу обязательного социального страхования заложены такие принципы как: гарантия права на получение социального обеспечения каждому застрахованному рабочему; стимулирование роста заинтересованности субъекта страхования в создании максимально удобных условий труда, снижению травм и заболеваний рабочих, повышении трудоспособности персонала; обязательное страхование всеми работодателями (т.е. лицами, привлекающих к труду) своих наемных рабочих; контроль осуществления выплат; установление и дифференциация тарифов страховых выплат в зависимости от страхового случая.
Эти принципы позволяют контролировать ситуацию на рынке труда, обеспечивая наемных рабочих гарантией социальных выплат, созданием более комфортных действий для осуществления профессиональной деятельности.
В России обязательное страхование обеспечивается тремя внебюджетными государственными фондами: ФОМС, Фонд пенсионного и социального страхования РФ. Они в зависимости от направления деятельности, обеспечивают социальную защиту населения.
На каждого трудящегося формируется индивидуальный счет, в котором отражаются все выплаты организации. Работодатель обязан перевести денежные средства в фонды не позднее 15-го числа в месяце, который следует за отчетным. При этом контролируют этот процесс ФСС и Фонд пенсионного и социального страхования РФ. Обязанности этих организаций разграничены.
Фонд пенсионного и социального страхования РФ отвечает за выплаты, связанные: с оплатой больничных листов; со страхованием от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; с материнством.
В системе обязательного медицинского страхования страхователями являются почти все предприятия, учреждения, фирмы и организации, которые обладаю штатом сотрудников. Система является достаточно сложной. Все предприятия должны платить страховые взносы за своих сотрудников из фонда заработной платы. А государство в свою очередь осуществляет финансирование всей программы обязательного медицинского страхования во всей стране. В первую очередь финансирование со стороны государство идёт на оплату медицинских услуг для неработающих граждан. Застрахованными лицами выступают не только все граждане РФ, но также и иностранные граждане, проживающие на территории страны на постоянно основе. В качестве страховых медицинских организаций выступают страховые компании, имеющие лицензии на деятельность в данной сфере.Для этого страховые фирмы должны заключить с медицинскими учреждениями договоры на оказание медицинской помощи.
Таким образом, функционирование внебюджетных государственных фондов жизненно необходимо для проведения социальной политики, направленной на социальную защиту населения. Внебюджетные фонды имеют децентрализованный характер и закреплены за каждым субъектом Российской Федерации. Благодаря их функционированию происходит стратегическое перераспределение доходов государства. И каждый человек застрахован от большинства обстоятельств, которые могут являться следствием потери трудоспособности.
Для решения по¬ставленных проблем предлагаем исключить платежи нестрахового характера из системы, определить источники дохода для каждого вида финансирования, создать единую за¬конодательную базу, которая будет регулировать все виды систем обяза¬тельного социального страхования. Решение поставленных проблем уве¬личит эффективность обязательного социального страхования.
Предлагается внести изменение в Федеральный закон от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" в ст. 1 следующего содержания:
1. выплата пособий по материнству, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса) осуществляется за счет средств субъекта РФ.



