ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЛОВКОСТИ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ 6
1.1. Основные аспекты проблемы развития ловкости ’ 6
1.2. Значение ловкости для борцов-вольников 13
1.3. Морфофункциональная характеристика организма юных спортсменов,
занимающихся спортивной борьбой 22
1.4. Методика развития ловкости у борцов-вольников 26
1.5. Упражнения применяемые для развития ловкости 29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Методы исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 34
3.1. Методические основы развития координационных способностей
у борцов-вольников . 34
3.2. Экспериментальное обоснование развития ловкости у борцов 37
3.3. Исследования общей физической подготовки 43
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обучение спортивной борьбе - педагогический процесс, направленный на формирование у занимающихся знаний, умений и навыков при непрерывном осуществление всесторонне физического развития. Тренировка борца - это специализированный процесс всесторонне физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов.
Актуальность темы - на современном этапе развития борьбы в условиях все возрастающей конкуренции на всероссийской и мировой арене,как правило, сопутствует тем спортсменам, которые в состоянии выполнить атакующие действия с высокой интенсивностью на протяжении всей схватки,высокая эффективность применения атакующих действий, освоение новых и совершенствование ранее изученных является тем средством, которое на сегодняшний день способно поднять мастерство спортсменов на качественно новый уровень.
Необходимость пересмотра средств и методов тренировки в спортивной борьбе обусловлена так же изменением после Олимпиады новых правил соревнований. Изменение регламента имеет своей целью повышение зрелищности борьбы за счет ее интенсификации. Этот момент очень важен: борец должен ориентироваться на более зрелищную борьбу, опережая возможности своих противников, внешняя активность приобрела первостепенное значение.
Важной предпосылкой изучения и совершенствования , спортивной техники является ловкость. Именно это физическое качество имеет первостепенное значение в тех видах спорта, в которых предъявляются высокие требования к координации движений. Также ловкость играет важную роль и в тех видах спорта, где необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющейся ситуации. При этом ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и в сознательном корригировании движений.
К настоящему времени количество работ, посвященных исследованию столь важного физического качества, как ловкость, невелико. Прежде всего, это объясняется сложностью данного двигательного качества.
Именно поэтому разновидности, критерии, структура и даже само понятие ловкости до конца не уточнены, а некоторые немаловажные аспекты этого качества практически не изучены. Вот почему информация о ловкости приобретает большое теоретическое значение, является актуальной и требует более углубленного исследования.
Объект исследования: тренировочный процесс борцов вольного стиля.
Предмет исследования: повышение координационных способностей борцов вольного стиля на основе применения упражнений на ловкость.
Целью нашего исследования явилось изучение состояния вопроса о применении упражнений на воспитание ловкости в спортивной борьбе и на этой основе разработка и внедрение методики повышения координационных способностей в учебно-тренировочный процесс.
Задачи исследования:
1. Исследовать состояние вопроса по развитию ловкости у борцов.
2. Подобрать упражнения и разработать методику направленные на развитие координационных способностей борцов-самбистов.
3. Внедрить разработанную методику в учебно-тренировочный процесс борцов и проверить ее эффективность.
Гипотеза. Мы предположили, что включение упражнений на развитие ловкости повысит координационные способности борцов вольного стиля.
Так как у борцов, требующих повышенного проявления двигательно-координационных способностей, на определенном этапе подготовки,особенно на этапе спортивного совершенствования, должно происходить относительное усиление всех компонентов тренировки. Они обеспечивают избирательно направленное воздействие на региональные механизмы локомоторных способностей, координационно проявляемых вместе с тем в форме целостных двигательных действий в борьбе. Отсюда особо актуальной становится проблема разработки эффективных средств и методов относительно локализованного воздействия, определение места и динамики связанных с ними нагрузок в системе построения интегральной подготовки.
Практическая значимость. Разработанная методика подготовки борцов вольного стиля, совершенствования физической и технико-тактической подготовки посредством стандартной тренировочной программы может быть использована на практике тренерами в качестве учебно-методической рекомендации, а упражнения на развитие . ловкости и координационных способностей рекомендуется применять на всех этапах подготовки.
1. Важной предпосылкой изучения и совершенствования спортивной техники является ловкость. Именно это физическое качество имеет первостепенное значение в тех видах спорта, в которых предъявляются высокие требования к координации движений. Также ловкость играет важную роль и в тех видах спорта, где необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющейся ситуации. При этом ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и в сознательном координировании движений.
Исследование состояния вопроса по развитию ловкости у спортсменов выявило, что данный вопрос в теории и практике подготовки борцов исследован не достаточно глубоко, что послужило поводом для его дальнейшего исследования,
2. Правильно подобранные упражнения на развитие ловкости и включенные в. тренировочный процесс борцов-вольников повышают координационные способности спортсменов, о чем свидетельствуют данные проведенного эксперимента.
3. В результате проведенного эксперимента выявлено, что разработанная нами методика достаточно эффективна. Эксперимент показал, что предложенная методика дает позитивный результат и ее внедрение дает существенное преимущество спортсменам, так как общая физическая подготовка обеспечивается в школе на уроках физической культуры, то их специальная подготовка должна начинаться с первых же занятиях в секциях вольной борьбы. Эта методика наиболее эффективна в возрасте 15-18 лет в учебно-тренировочных группах.
1. Абдулхаков М.Р., Трапезников А. А. Бороться, чтобы побеждать. - М.:Просвещение. - 1990.
2. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы. - М.: Физкультура и спорт. -1986.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение. - 1990.
4. Бизшва Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. -М.: Физкультура и спорт. -1982.
5. Воробьев А.М. Тяжелая атлетика. - М.: Физкультура и спорт. - 1988.
6. Гармония здоровья/Под редакцией С.Ю.Юровкого. - М.: Физкультура и спорт. -1987.
7. Горский Л. Тренировка хоккеистов. - М.: Физкультура и спорт. - 1981.
8. Гуменюк Н.П., Клименко В.В. Психология физического воспитания и
спорта.
9. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. -
Минск: Высшая школа. - 1985.
10. Железняк Ю.Д. Молодой волейболист. - М.: Физкультура и спорт. - 1988.
11. Жур В.П. Начальное обучение и тренировка теннисистов. - Минск:Высшая школа. - 1983.
12. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.: Физкультура и спорт. - 1985.
13. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба. - М.: Просвещение. -1993.
J 14. Иткис М.А. Специальная подготовка спортсмена-стрелка. - М.: ДОСААФ СССР. - 1983.
15. Клещев Ю., Фурманов А. Юный волейболист. - М.: Физкультура и спорт,1979. - С.22-23.
16. Коротков И. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт. -1971.
17. Кудрявцев В.Г., Кудрявцева Ж.В. Спорт. События и судьбы. -М.:Просвещение.
18. Куду Ф.О. Легкоатлетические многоборья. - М.: Физкультура и спорт. -1981.
19. Легкая атлетика. - М.: Просвещение. - 1974.
20. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск. -1989.
21. Мажос Ю.А. Вейберг В.В., Якушев Л.Н. Водно-моторный спорт. -М.:ДОСААФ СССР. - 1985.
22. Мазур А. Классическая борьба. - М.: Воениздат. - 1972.
23. Мантосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт/ Учебное
пособие для вузов. - М.: Высшая школа. - 1979.
24. Матвеев Л.Т. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт. - 1991.
25. Медведь А.В., Кочурко Е.И. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы. - Минск. - 1985.
26. Менкин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт. - 1989.
27. Методические указания по физическому воспитанию выпускников. - М.:Высшая школа. - 1988.
28. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Учебник тренера по борьбе. - Красноярск.- И995. -213 с.
29. Манолаки В.Г. Подготовка дзюдоисток различной квалификации. - СПб. -1993.
30. Мульгин Е.А. Обучение юных дзюдоистов: Изд. Сибирская
государственная академия путей сообщения. - 1994.
31. Общая физическая подготовка. - М.: Физкультура и спорт,- 1964.- 38 с.
32. Пектиль В. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт. - 1971.
33. Паловский Ю.А., Богданов И.А. Шорт-трек. '- М.: Физкультура и спорт. -1989.
34. Петров Н.И. Конькобежный спорт. - М.: Физкультура и спорт. - 1975.
35. ПильгаВ.Д. Гимнастика. - М.: Просвещение. - 1988.
36. Пиратинский Е.А. Подготовка скалолазов. - М.: Физкультура и спорт. -1987.
37. Плавание/Под редакцией Парфенова. - М.: Физкультура и спорт. -1981. &
38. Подготовка футболистов/Под редакцией В.И. Козловского. -М.:Физкультура и спорт. - 1977.
39. Портик Ю.И. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт. - 1970.
40. Преображенский С.А. Вольная борьба. -М.: Воениздат. 1976.
41. Проблемы совершенствования физического воспитания и повышения спортивного мастерства студентов. - М. - 1980.
42. Пути совершенствования спортивного мастерства. - М.: Физкультура и спорт. - 1966.
43. Сидов А.В. Сила и мужество. - М.: Детская литература. - 1974.
44. Спасский О.Д. Хоккей. - М.: Физкультура и спорт. - 1983.
45. Спортивная борьба. Учебник для институтов физической культуры/Под
редакцией А.П. Кузнецова. - М.: Физкультура и спорт. - 1978.
і 46. Спортивные игры/Под редакцией Н.П. Воробьева. - М.: Просвещение. -
1975.
47. Спортивные игры/Под редакцией Ю.К. Клещева. - М.: Физкультура и спорт. -1980.
48. Спортивные игры/Учебник для педагогических институтов/Под редакцией В.Д. Ковалева. - М.: Просвещение. - 1988.
49. Спортивные и подвижные игры/Под редакцией Портных Ю.И. - М. Физкультура и спорт. - 1984.
50. Спортивные игры и методика проведения/Под редакцией Портых Ю.И. -М.: Физкультура и спорт. - 1986.
51. Станков А.Г., Климин В.П., Письменский И.А. Индивидуализация подготовки борцов. - М.: Физкультура и спорт. - 1984.
52. Теория и методика физического воспитания/Под редакцией Г.Д. Харабуги. -М.: Физкультура и спорт. - 1969.
53. Теория и методика физического воспитания. Изд.второе/Под редакцией
ГД. Жарабуга. - М.: Физкультура и спорт. - 1974.
54. Туманам Г.С. Учебное пособие для техникумов, и институтов физической
культуры. - М.: Физкультура и спорт. - 1985. ?
55. Туризм ш спорт. Ориентирование. - М.: Физкультура и спорт. - 1987.
56. Учебник тренера по, легкой атлетике/Под редакцией JI.C. Хоменкова. -
М.: Физкультура и спорт. - 1974.
57. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. - М., 1975.
58. Физическое воспитание/Под редакцией В.А. Головина, В.А. Маслякова. -М., 1983.
59. Физкультура. - М.: Физкультура и спорт. - 1984.
60. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. -М.: Радуга. 1982.
61. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт. - 1987.
62. Футбол. Учебник для институтов физической культуры/Под редакцией
Казакова П.Н. - М.: Физкультура и спорт. - 1978.
63. Фурманов А.Г. Студенческий , волейбол. - Минск: Высшая школа. - 1983.
64. Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт. - 1971.
65. Харламов А. Краткие сведения о развитии борьбы самбо. - М.: Физкультура
и спорт. - 1986.
66. Штеллер И.П. Водное поло. Изд.второе. - М.: Физкультура и спорт. - 1981.
67. Юшков О. П., Оленик В. Г. Влияние ограничения зрительного контроля на
основные параметры технических действий в борьбе //Спортивная
борьба. Ежегодник. М., 1973. - С. 23-26.
68. Юшков О. П., Оленник В. Г. Методы, обучения технике борьбы// Спортивная
борьба. Ежегодник. М., 1971, С.15-17.
69. Ялтырян А.В. Техническое мастерство основа успеха
спортсмена//Спортивная борьба: Ежегодник, 1973. - С. 10-11.
70. Янанис С. В. еще раз о ловкости и ее разновидностях // Теория и практика
физической культуры. - М., 1985. - №7. - С. 21-23.
71. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
72. Курамшин Теория и методика физической культуры. Учебник/Под ред.
проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.