Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История становления села Балгазын

Работа №17034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БАЛГАЗЫН - ОТ ИСТОКОВ СТАНОВЛЕНИЯ ДО СОВРЕМЕННОСТИ 9
1.1. Село Максимовка 9
1.2. Колхоза «Пламя революции» 17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛА БАЛГАЗЫН 34
2.1. Социально - экономическое положение 34
2.2. Организации и предприятии села Балгазын 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Актуальность темы исследования продиктована тем, что региональная история становится объектом научного интереса в XXI веке. Несмотря на то,что история Тувы начала изучаться целенаправленно, тем не менее остаются «белыми пятнами» историческое прошлое его муниципальных образований.
Учитывая, что изучение истории возникновения и развития села Балгазын не стала объектом научного исследования, тема выпускной квалификационной работы становится особо актуальной.
В ХVШ веке Тува в административном отношении была разделена на 4 хошуна (кожууна). Хошуны и сумоны назывались, как правило, по наименованию наиболее значительных, входящих в их состав родоплеменных групп (Салчакский, Оюнарский и др.) и лишь в отдельных случаях титулы их первоначальных правителей (Бейсэ-хошун).
Каа-Хемскийкожуун назывался Салчакским, а управлял им зайсан Эринчин. Кочевья Салчакского хошуна находились по северную сторону Тану-Ола, по рекам Бурень, Эржей, Шивей, Улуг-Шивей, Эрзин, Кызыл-Суглуг, Баян- Кол, частью на правобережье Каа-Хема по Бурен-Хему, Базин-оглу, Мергену и в районе озера Тере-Холь. Хошун делился на 4 сумона: Салчак,Байкара, Кыргыз, Хол. Кроме этих племенных названий, отдельные группы населения хошуна, называли себя именами: Салчак, Олет, Иргит, Саян, Хуюк (Хояк), Балыкчы, Хертек, Кыргыз, Мунгат, Херсит, Баяут.
К 1921 г. в Советской России завершилась гражданская война. В Туве также были разгромлены отряды интервентов и белогвардейские банды. 
Международное и внутреннее положение Тувы требовало решения ряда вопросов. Крайревком и представители революционного аратства взяли на себя инициативу созыва Всетувинского Учредительного Хурала, который состоялся в августе 1921г. в местечке Суг-Бажи (с. Кочетово).
На Учредительном Хурале было провозглашено о независимости ТНР и утверждении конституции, а также был решен вопрос административного деления Тувы. Было узаконено 7 хошунов: Оюнарский, Даа-хошун, Бейсе-хошун, Маады, Салчакский и др.
Более рациональной организации управления республикой, содействовало новое административное ее деление, установленное на I Великом Хурале ТНР,который состоялся 20 сентября 1923г. в г. Кызыле. Произошло уничтожение старого деления края по признаку феодально-уделенных владений. Взамен существовавших с 1921 г. 7 хошунов было образовано - 6. Это Хемчикский,Улуг-Хемский, Тес-Хемский, Салчакский и др. Таким образом за исключением Салчакского, всем остальным хошунам были присвоены наименования по территориально-географическим признакам.
В конце XIX начале XX века русские переселенцы прибывают в Туву и начинают осваивать несколько районов. В том числе и земли вдоль реки Каа-Хем. Каа-Хем в переводе с тувинского, означает - «Маленькая река», «Малый Енисей». Возможно поэтому, среди русских переселенцев и в документах Русской самоуправляющейся трудовой колонии в Туве, Каа-Хемскийкожуун назывался Мало-Енисейским.
В кожууне было свыше десятки русских сел и поселений: Хлебников,Максимовка, Грязнуха, Даниловка, Бояровка, Макеевка, Медведевка, Шан,Федоровское, Щербаковское и Знаменка (с. Сарыг-Сеп).
Таким образом, предыстория возникновения села Балгазын (село Максимовка), который входил сначала в состав Каа-Хемского, затем, в состав Тандинского кожууна, тесно связана с историей формирования двух кожуунов Тувы, что является примечательным фактом, требующим научного исследования.
Степень изученности проблемы. Изучение истории формирования и становления с. Балгазын Тандинского кожууна не стала объектом специального исследования учеными-историками. Учитывая, что комплексного исследования истории села Балгазын отсутствует, вынуждены были обратиться к следующим научным трудам, раскрывающим историю проникновения и заселения Тувы старообрядцами, учитывая тот факт, что основателями села выступили именно они.
Прежде всего, это труды Ф.Я.Кона «Усинский край» (1914) и «Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет» (1936), где он подробно описывает историю возникновения поселений старообрядцев в долине р. Ус в середине XIX в.
Характеристика хозяйственной деятельности старообрядцев-уймонцев,переселившихся в Тандинский район, содержится в работе К.Д. Минцловой «Далекий край» (1915), которая имеет как историографическое, так и источниковедческое значение. Автор дает высокую оценку их деятельности,называя их ценным элементом для государства, ищущим новые места и культивирующим отдаленные окраины.
Таким образом, в дореволюционной историографии преобладают работы описательного характера, содержащие разрозненные, отрывочные сведения о старообрядчестве Тувы.
В начале 30-х гг. XX в. изучение истории Тувы было поставлено на научную основу благодаря экспедициям советских ученых. В ходе демографической переписи 1931 г. П. Масловым была совершена экспедиция в верховья Малого Енисея, впечатления от которой он обобщил в работе «Конец Урянхая» (1933). В ней он приводит сведения о количестве старообрядческого населения этого района, детально описывая особенности старообрядческого быта. В ходе одной из экспедиций P.M. Кабо получил интересные материалы,которые стали основой его труда «Очерки истории и экономики Тувы.Дореволюционная Тува» (1934).Несмотря на все очевидные методологические недостатки,в нем заложены основы научного изучения нашей проблемы. В работе содержатся ценнейшие сведения о ходе русской колонизации Тувы и динамике распространения русских поселков по районам за период с 1905-1919 гг.
Коллективная монография «ИсторияТувы» (1964), вышедшая в двух томах, явилась обобщением разнородных исторических материалов. Внимание старообрядчеству уделяется в первом томе, где оно рассматривается в общем русле переселенческого движения русского населения.
В советский период подходы к изучению старообрядчества носили ярко выраженный идеологический и атеистический характер.
Отдельные сведения об особенностях идеологии старообрядчества Каа-Хемского и Тандинского районов Тувы содержатся в сборнике материалов «Правда о церковниках и сектантах Тувы» (1961).
О начавшемся колхозном движении и о дальнейшей истории села помогли узнать статьи А. Ажи и отдельные единичные публикации.
Анализ показал отсутствие специальных, систематизированных работ по истории села Балгазын, что и обусловливает научную значимость работы. Источниковой базой исследования послужили архивные материалы ЦГА РТ ф.400, св.115, д.8, л2., где систематизированы материалы об истории с.Балгазын. Также в изучении истории становления и развития села Балгазын сыграли материалы местного архива районного муниципального архива - РМА,ф.570, Оп. 2., д354. и предприятий с. Балгазын - архив колхоза «Пламя революции, библиотека школы с. Балгазын, районная библиотека с. Балгазын.
Немаловажную роль в исследовании сыграли интервью с жителями села Балгазын: с ветеранами Великой Отечественной войны Клепиковой Любовь Михайловной и Беззубой Кристиной Алексеевной, а также Тружениками тыла СоянАлдын - оолОчурович и Шелеповым Илларионом Васильевичем. Их воспоминания способствовали раскрытию отдельных аспектов исследуемой темы.
Цель исследования - изучить историю становления и развития села Балгазын.
Задачи исследования:
- изучить историю села Максимовка;
- раскрыть суть колхозного движения;
- рассмотреть современное состояние села Балгазын.
Объект исследования - история становления населенных пунктов Республики Тыва.
Предмет исследования - история села Балгазын Тандынского кожууна Республики Тыва.
Теоретическую базу исследования составили труды по истории Тувы, а также материалы Государственного Архива Республики Тыва, отчеты администрации села Балгазын, статьи из периодических изданий.
Методы исследования: Работа основана на принципах объективности,историзма. Использованы следующие методы проблемно-хронологический метод, историко-генетический метод, историко-ретроспективный метод,историко-типологический метод, историко-сравнительный метод, историко-системный метод.
Хронологические рамки охватывают период с 1913 г. по 2015 г. Нижние исследования связаны с тем, что село Балгазын был официально создан в 1913 году, до этого территория Тандинского кожууна входила в состав Каа -  Хемского кожууна. Верхние рамки исследования 2015 г. обусловлены годом с 100 - летия единения России и Тувы.
Территориальные рамки охватывает современную территорию Тандинского кожууна, расположенной на юго - восточной части Республики Тыва в Тандинском кожууне.
Новизна исследования. Это первая попытка комплексного изучения истории села Балгазын. Автором впервые вводится в научный оборот материалы ЦГА РТ, муниципального кожууного архива, материалов школьного музея МБОУ СОШ села Балгазын, локальные нормативные акты администрации села Балгазын. Этим обусловлена новизна данного исследования.
Таким образом, изучение данной темы имеет огромное научное значение для истории Тувы.
Практическая значимость исследования исходит от актуальности.
Данная работа будет иметь и теоретическую, и практическую ценность в истории республики.
Теоретическая ценность заключается в пополнении истории республики за счет архивных материалов, которые имеют фактически точную информацию.
Практическая ценность проявляется в том, что материалы данного исследования могут быть полезны как вспомогательный учебный материал как преподавателям истории, так и студентам исторического факультета ТывГУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,списка использованной литературы и приложений. В первой главе изучены история становления села Максимовки (Балгазын). Во второй главе изучены современное состояние села Балгазын

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, история села Балгазын начинается с переселения старообрядцев в Туву. История села Максимовки, как изначально назывался Балгазын,начинается с переселения русских крестьян на территорию современного Каа-Хемского района.
Хорошие урожаи на Малом Енисее и способствовали тому, что сюда устремились основные массы переселенцев, и берега реки стали быстро заселяться.
Примерно, к 1913 году в Туве обострилась борьба между русскими новоселами и старожилами. Старожилы, особенно богатые, сумели к этому времени захватить самые лучшие земли и в большом количестве. При этом, как правило, они их не распахивали, а обращали под пастбища. Новоселы,прибывшие в край, с завистью смотрели на эти земли. Поэтому они стали искать другие места для заселения. Так возникла и Максимовка.
В ходе революционных событий, как итог коллективизации, в 1931 году Максимовка была переименована в артель «Пламя революции», который в 1947 году был преобразован в колхоз. Первым представителем был избран Пяткин Пётр Николаевич. Именно с этого периода Балгазын стал застраиваться социально-промышленными объектами: школой, больницей, библиотекой,клубом, сельским советом, лесхозом и другими объектами.
Во время Великой отечественной войны жители села тоже внесли свой вклад: вязали варежки, шили рукавицы, собирали лекарственные травы, даже добывали пушнину. Жители Балгазына отправили на фронт 35 тысяч зерна, 6 тонн мяса, 200 кг облепихи, 350 кг шерсти.
Одной из знаменательных страниц в истории села Балгазын является период руководства Ивана Васильевича Чучева, который с 1989 года стал директором колхоза «Пламя революции». Он сыграл огромную роль в развитии колхоза.
Период его руководства можно назвать периодом рассвета села. Почти каждый житель села работал, не было безработицы. Сельскохозяйственные продукты не только снабжали свой район, но и всю республику. Известна молочная ферма Краснояровка, которая была главным поставщиком Кызылского молокозавода.
В настоящее время население села насчитывает 4038 человек.
Большинство населения села Балгазын являются трудоспособного возраста.В структуре населения количество женщин и мужчин приблизительно одинаково, женщин - 49,68%, мужчин -50,32%.Численность населения сокращается в основном из-за оттока населения.Несмотря на некоторые позитивные сдвиги,демографическая ситуация в селе в целом остается неблагополучной, основные параметры демографического развития продолжают ухудшаться.
Причины сложившейся ситуации многочисленны. Так, например, к ним относятся: отсутствие у многих молодых людей хорошо оплачиваемой работы,надлежащих жилищных условий, наличие у них во многом обоснованных сомнений в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг,качественное образование.Значительная часть семей испытывает серьезные материальные затруднения.
Промышленность представлена отраслями: пищевой, лесной.



1. ЦГА РТ, ф.400, св.115, д.8, л2.
2. РМА, ф.570. Оп.2. Д.354.
3. Воспоминания ветерана ВОВ Клепиковой Любовь Михайловны.
4. Воспоминания ветерана ВОВ Беззубой Кристины Алексеевны.
5. Воспоминания ветерана труженика тыла СоянАлдын - оолОчуровича.
6. Воспоминания ветерана труженика тыла Шелепова Иллариона Васильевича.
Периодические издания:
7. Ажи, А. Балгазын сегодня. // Красное знамя. - 1984. -14 сент.
8. Ажи, А. Дела и заботы сумонной администрации. // Танды-Уула. - 2004. -№45. - С. 1.
9. Ажи, А. Новь бывшей Максимовки. //Танды-Уула.История села
Балгазын, центральной усадьбы с-за «Пламя Революции»-Тув.правда,1984, 26 августа.
10. Ажи, А. Тандинский район в 40-50-е годы. Колхозное движение. //Тув.правда, 1984, 26 августа.
11. Гаврилов, О. Финишировали досрочно: О работе совхоза «Пламя Революции». // Тув.правда. - 1999 27 мая.
12. Качан, И. Русские в Туве? Не вопрос! // Информ Плюс. - 2011. - 2 июня.
13. Мурыгина, Г. «Англичане» из Верхних Сурков. // Тувинская правда. -2014. - 25 февр. 
14. Филатенко, А. Всем миром, всем народом. И в Балгазыне теперь есть
Мемориал Славы. // Тувинская правда. - 2010. - 1 июня.
15. Хулер, Б. Школу я помню... / Б. Хулер. // Тувинская правда. 70 лет
Балгазынской средней школе - 2001. - 17 мая.
Научная и учебная литература:
16. Дулов, В.И. Социально-экономическая история Тувы (XIX начало XX вв.). - М., 1956. - 608 с.
17. История Тувы. - М.: Наука, 1964. — в 2 т.
18. История Тувы: в 2-х т. Т. 1.- 2-е изд. перераб. и доп./ Под общ. ред. С.И.
Вайнштейна и М.Х. Маннай-оола/. - Новосибирск: Наука, 2001.
19. Кабо, P.M. Очерки истории и экономики Тувы. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. -Т.1. Дореволюционная Тува.
20. Кауфман, A.A. Земельный вопрос и переселение. // Сибирь. Ее современное состояние и нужды.//Под ред. И.С.Мельника. — СПб.: Изд-во А.Ф.Девриена, 1908. С.79-141.
21. Каханов Т.Ю., Рафикова С.А. Миссионерская деятельность православной церкви в Енисейской епархии. // Проблемы химико-лесного комплекса —Красноярск: СибГТУ, 2000-С. 14-15.
22. Колесников, А.Д. Миграции русского населения в Западной Сибири в
XVIII начале XIX вв. // Русское население Поморья и Сибири (период феодализма). / Под ред. А. П. Окладникова. — М.: Наука, 1973.-С.229-231.
23. Кон, Ф.Я. За пятьдесят лет. М., 1936. - Т. 3-4. Экспедиция в Сойотию.
24. Кон, Ф.Я. Усинский край. // Зап. Красноярского подотдела ИРГО. Зап. по географии. T.II, вып. I. — Красноярск, 1914.
25. Корнилова, А.О. К истории изучения населенных пунктов Тувы. // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XVII. - Кызыл, 1975. - С.227-230. 
26. Липинская, В А. Заимки Западной Сибири конца XIX в. как сезонные
поселения. // Хозяйство и быт западносибирского крестьянства XVII начала XX вв. М.: Наука, 1979. - С. 143-188.
27. Любавский, М.К. Обзор истории русской колонизации. М.: Изд-во Московского университета, 1996.
28. Маслов, П. Конец Урянхая. М.: Молодая гвардия, 1933.
29. Минцлова, К.Д. Далекий край. Путешествие по Урянхайской земле. -Кызыл: «Новости Тувы», 1993. - 128 с.
30. Моллеров, Н.М. Истоки братства: Русская самоуправляющаяся трудовая
колония в Тувинской Народной Республике. Исторический очерк. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1989.
31. Обручев, C.B. В сердце Азии. Глава 2. Как изучалась северо - восточная Тува. - М.: Мысль, 1965. - С. 15-26.
32. Покровский, Н.Н. Крестьянский побег и традиции пустынножительства в
Сибири XVIII в. // Крестьянство Сибири XVIII- начала XX в. (Классовая борьба, общественное сознание и культура)./ Отв. Ред JI.M. Горюшкин.Новосибирск: Наука, 1975. - С. 19-50.
33 .Потапов, Л.П. Очерки по истории алтайцев. - М.: Наука, 1953. - 442 с.
34. Правда о церковниках и сектантах Тувы. / под ред. А.Ф. Емельянова. -Кызыл, 1961.
35. Проект «Сетевое взаимодействие». - Балгазын, 2014.
36 . Степынин, В.А. Колонизация Енисейской губернии в эпоху капитализма.- Красноярск, 1962. - 560 с.
37. Татаринцева, М.П. Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в конце XIX начале XX вв. — Красноярск, 2000. - 113 с.
38. Труды совещания 1906 г. в г. Иркутске о путях сообщения. - Иркутск,1908. - Т. 2. - С. 355.
39. Филатенко, А. Всем миром, всем народом. И в Балгазыне теперь есть Мемориал Славы. // Тувинская правда. - 2010. - 1 июня. 
40. Хомушку, О.М. Религия в истории культуры тувинцев. - Новосибирск,1998. - 177 с.
41. Хулер, Б. Школу я помню... / Б. Хулер. // Тувинская правда.70 лет Балгазынской средней школе- 2001. - 17 мая.
Интернет - ресурсы:
42. В глубь истории// Режим доступа: ФБУ «Российский центр защиты леса»
- http: //tyva.rcfh.ru/news/3421 .html
43. Муригина, Г. Осенние перемены в Балгазыне. В кооперативе - новый руководитель [Электронный ресурс]. //http: //www.tuvaonline.ru/2009/11/23/1247_bal gazyn.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ