РЕФЕРАТ 2
Введение 5
1 Теоретическое обоснование особенностей формирования позиции
школьника у первоклассников с задержкой психического развития 10
1.1 Характеристика детей с ЗПР, понятия, причины, группы 10
1.2 Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического
развития 20
2 Экспериментальное изучение несформированной позиции школьника у
первоклассников с ЗПР 29
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичного
исследования 29
2.2 Описание системы занятий, направленных на формирование
внутренней позиции школьника 36
Заключение 51
Список использованных источников 53
В современном и постоянно меняющемся мире, об этом можно судить по показателям большинства исследований, разностороннего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) можно достигнуть только через учитывание, присутствующих у них отклонений и особенностей развития и на основе этого создаются адекватные условия воспитания и обучения.
На данном этапе современного развития социума число детей, имеющих такое отклонение как, задержка психического развития, постепенно возрастает и соответственно расширяется характеристика, причины, методы исследования рекомендации по исправлению и коррекции таких детей. Изучая данные показателей исследований разных авторов, число детей данной группы колеблется от 12 (14)-17 (20) человек на 100. Такая динамика не стоит на месте и постоянно возрастает, то есть имеет объективную и стойкую тенденцию к постоянному росту: во-первых, в связи с ухудшением материнского здоровья и здоровья детей по всей стране;
во-вторых, в экологической обстановкой, в мире и внедрение в нашу жизнь генно-модифицированных продуктов питания,
в в-третьих в связи с тем, что достижения теории и практики дифференциальной диагностики позволяют точнее в больших масштабах находить и изучать с данную аномалию детского возраста.
В последнее время в педагогике и психологии пристальное внимание уделяется к проблеме перехода ребенка дошкольного возраста к ребенку- школьнику и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению и адаптации ребёнка к новым правилам и нормам поведения на новой ступени своего взросления. Готовность к обучению- это совокупность морфофизиологических особенностей организма, обеспечивающих успешное усвоение обучения в школе - такое определение дает российская педагогическая энциклопедия...
Анализируя и обобщая выводы теоретических источников и результаты экспериментальными исследованиями по определению уровня внимания, мышления, памяти, показало, что данная проблема современного общества несформированной позиции школьника у первоклассников с ЗПР остается до сих пор актуальной и занимает первые места на уровне государственной политики.
Основной характерной нитью психолого-педагогической помощи первоклассникам с ЗПР при несформированной позиции школьника является раннее выявление и качественное исправление, коррекция всех личностных особенностей таких детей, повешение самооценки, ознакомление и принятие новых правил и норм поведение, установление социальных контактов со сверстниками и взрослыми в стенах и за пределами образовательного учреждения, протеканию беспроблемной адаптации в условиях класса, школы, принятия на себя социальную роль - я ученик.
Исследование проводилось на базе МБОУ ДО Казачинский районный центр детского творчества в творческом объединении «Лепка из соленого теста» с группой детей имеющих задержку психического развития в составе 8 человек, возраст испытуемых - 7-8 лет.
После проведения первичного исследования показали, что дети имеют низкие показатели уровня устойчивости и концентрации внимания, низкие показатели сформированное™ запоминания и наглядно-образного мышления.
После проведения эмпирических исследований данная выпускная работа имеет практическое значение, так как данные материалы и результаты могут быть использованы учителями начальных классов, родителями, законными представителями, педагогами-психологами, социальными педагогами и педагогами, работающих с детьми в реабилитационных центрах и для диагностики и развития правильной сформированной позиции школьника детейс ЗПР, а программа коррекционно-развивающих занятий может быть применена психологами при работе с детьми младшего школьного возраста с ЗПР.
Таким образом, поставленная цель нашей выпускной квалификационной работы была достигнута, задачи, поставленные в работе полностью выполнены, об этом можно судить о повышении уровня сформированности всех проверяемых качественных показателей.
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 272 с.
2. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации детей и подростков. - Москва : Педагогика, 1972. - 352с.
3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 2008.- 464 с.
4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвещение, 2013. - 189 с.
5. Горбатая, Е. В. Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой психического развития / Е. В. Горбатая, А. А. Мошнякова // Молодой ученый. - 2021. - № 11.1 (353.1). - С. 52-54.
6. Демьянов, Ю. Г.Диагностика психических нарушений : практикум / Ю.Г. Демьянов. - Москва : Сфера, 2004. - 154 с.
7. Дмитриева, Е. Е. Особенности общения шестилетних детей с задержкой психического развития с взрослым : автореф. дис. ... кандидата психологических наук / Дмитриева Елена Ермолаевна. - Москва. - 1989. - 16 с.
8. Емелина, Д. А. Особенности динамики клинических вариантов задержки психического развития резидуально-органического генеза / Д. А. Емелина, И. В. Макаров // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2016 - Т. 116. - С. 2-16.
9. Иденбаум, Е. Л. Дети с задержкой психического развития. ФГОС ОВЗ / Е. Л. Иденбаум, И. А. Коробейник, Н. В. Бабкина. - Москва : Просвещение, 2021. - 48 с .
10. Ильина, М. П. Помощь психолога детям с задержкой психического развития / М. П. Ильина, И. И. Мамайчук. - Москва : Эко-век, 2017. - 539 с.
11. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка : Учеб. пособие / О. А. Карабанова.- Москва : Рос. пед. агентство, 2002.- 191 с.
12. Карпушкина, Н. В. К проблеме эмоционального развития старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Карпушкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57. - С. 283-291.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - Москва :Academia, 2005. -173 с.
14. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка задержка психического развития / С. Ю. Кондратьева. Советы специалистов родителям. - Москва : Детство- Пресс, 2013. - 64 с.
15. Конева, И. А. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании / И. А. Конева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12 - С. 1526-1528...40