Введение 3
Глава I Кружковая и факультативная работа как средство подготовки обучающихся - юношей к военной службе
1.1. Анализ теоретических источников по проблеме подготовки 6
обучающихся - юношей старшего школьного возраста к военной службе
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования и развития 12
военно - патриотических качеств личности
1.3. Анализ учебных программ по основам безопасности 15
жизнедеятельности
Выводы 19
Глава II Разработка дополнительной образовательной программы 21
«Патриот»
2.1. Требования, предъявляемые к организации кружковой и 21
факультативной деятельности
2.2 Организация практической деятельности в объединении «Патриот»
2.3. Реализация учебной программы «Патриот» 27
Выводы 35
Заключение 36
Библиографический список 38
Приложение 1 41
Приложение 2 44
Приложение 3 46
Приложение 4 60
Приложение 5 62
Приложение 6 63
Приложение 7 65
События последнего десятилетия подтвердили, что экономическая дезинтеграции, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательной воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Проблема гражданского и военно-патриотического воспитания приобрела особую актуальность для российского общества.
В современных условиях проблеме подготовки к военной службе обучаемых уделяют внимание философы, социологи, педагоги и психологи. При многообразии трудов в области патриотизма фундаментальных исследований, посвященных проблеме подготовки учащихся-юношей к военной службе, минимально. Как считал А. Н. Радищев, «не все, рожденные в Отечестве, достойны величественного наименования сына Отечества». К. Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что развитие патриотизма должно непрерывно протекать через всю жизнь. В. Н. Сорока - Росинский, в свою очередь, рассматривал патриотическое воспитание как основную составляющую воспитания любви к Отечеству. [16; 7].
Исследование подготовки обучающихся - юношей к военной службе - это сложная и противоречивая проблема, которая предполагает решение важнейших методических вопросов: природы, источников подготовки учащихся старшего школьного возраста и другого. Следует подчеркнуть, что анализ исследований сущности понятия патриотизм позволяет сделать вывод о том, что этот термин трактуется очень неоднозначно. Зачастую патриотизм рассматривается в соответствии с субъективной точкой зрения ученого.
Актуальность подготовки обучающихся - юношей к военной службе вызвана потребностями окружающего мира и окружающей среды. В настоящее время, когда служба в Вооруженных Силах Российской Федерации сократилась до одного года, подготовка молодежи к военной службе только на занятиях в рамках теоретического раздела «Основы военной службе» программы «Основы безопасности жизнедеятельности» явно недостаточна.
Благоприятная почва для подготовки обучающихся - юношей к военной службе складывается в системе дополнительного образования..
Предмет исследования: кружковая и факультативная работа.
Объект исследования: процесс организации кружковой и факультативной работы по подготовке обучающихся - юношей к военной службе.
Гипотеза - мы предполагаем, что в результате реализации разработанной нами программы повысится уровень гражданственности, патриотизма, физической подготовки, что повысит готовность обучающихся к военной службе
Цель исследования - разработать и реализовать учебную программу объединения «Патриот», направленную на подготовку обучающихся к военной службе.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме развития творческой деятельности учащихся средней школы.
2. Провести анализ программ по обучению технологии в средней школе.
3. Выявить требования, предъявляемые к организации и реализации кружковой деятельности учащихся средней школы
4. Разработать и реализовать учебную программу объединения «Патриот» в рамках дополнительного образования.
Мы предположили, что в результате разработки и реализации образовательной программы «Патриот», реализуемой на кружковой и факультативной работе поможет подготовить обучающихся - юнощей к военной службе.
Методологической базой исследования являются: исследования о ведущей роли деятельности, детерминированности этой деятельности требованиями общества; учебники и учебные пособия по безопасности жизнедеятельности, которые отражают цели, задачи, результаты по организации кружковой и факультативной работы по подготовке учащихся - юношей к военной службе, как одного из разделов предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»; книги о «Подготовке обучающихся к военной службе», исследовательские работы, публикации, размещенные в сборниках, журналах, материалы конференций.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и полученные результаты могут быть использованы при подготовке рабочих программ основам безопасности жизнедеятельности в кружковой и факультативной деятельности по подготовке обучающихся - юношей к военной службе.
Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, библиографическим списком, а так же приложениями.
Проанализировав теоретические источники по проблеме подготовки учащихся к военной службе, были выявлены основные определения и понятия.
При изучении психолого - педагогических аспектов подготовки учащихся старшего школьного возраста к военной службе мы опирались на возрастную периодизацию, предложенную Д. Б. Элькониным, согласно которой старший школьный возраст охватывает учащихся от пятнадцати до восемнадцати лет. Именно в этом возрасте происходит активное половое созревание учащихся, а так же их самоопределение.
Проанализировав учебные программы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей школе, было выявлено, что недостаточно времени уделяется для подготовки к военной службе. А в некоторых и вовсе не предполагает данный раздел. Так, к примеру, А. Т. Смирнов включает раздел «Основы военной службы», при изучении которого учащиеся не только теоретически знакомятся с военной службой и воинской обязанностью, но и принимают участие в практических занятиях, занимаются военно-прикладными видами спорта. Структурно курс представлен следующими разделами, как «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Основы военной службы ». В. Н. Латчук в своей программе основным принципом определяет принцип преемственности и непрерывности образования в основной и старшей школе. При организации кружковой и факультативной деятельности нами было решено пользоваться данной программой.
Для восполнения недостаточной реализации подготовки учащихся к военной службе вводится вводится дополнительное образование, в которое включаются различные формы организации внеурочной деятельности, в том числе кружковая деятельность и факультативы.
При организации кружковой деятельности необходимо придерживаться санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам Сан.... К ним относятся: требования к естественному и искусственному освещению, к организации учебного процесса, гигиенические критерии допустимых условий деятельности учащихся старшей школы. Так же необходимо придерживаться основных принципов дополнительного образования, изложенным в статье 13 «Особенности дополнительного образования детей» Федерального Закона. К ним относится свободный выбор учащимися учреждения и образовательных программ, психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей, творческое сотрудничество педагогических работников и учащихся, сохранение физического и психического здоровья детей.
В нашей работе была разработана программа объединения «Патриот», в рамках которого реализуется кружковая деятельность. Программа «патриот» разработана на один год занятий с учащимися старшего школьного возраста» и рассчитана на освоение материала на занятиях кружковой деятельности. Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю). Основной формой являются занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные и дифферинциально - групповые.
Нами было выявлено, что в результате реализации образовательной программы «Патриот» у учащихся развиваются патриотические качества, они занимают активную гражданскую позицию, а самое главное - в процессе реализации программы учащиеся- юноши успешно проходили подготовку к военной службе. Так, например, по результатам анкетирования «Гражданственность и патриотизм», автор Григорьев Д. В., было выявлено повышение высокого уровня осознания патриотизма до 54 %, средний уровень составил 43 % , а низкий всего лишь 3%.
1. Аверин, А.И. и др. Начальная военная подготовка [Текст]/ А.И.Аверин, И.Ф. Выдрин, Н.К.Ендовицкий.-М.: просвещение,1987.-256 с.
2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/ И.А.Агапова. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 150 с.
3. Батюкова О.С. «Плюсы и минусы внедрения ФГОС в дополнительном образовании»;М., 2015.
4. Военно-спортивная игра «Победа-60» [Текст] // Патриот Отечества.- 2013.-№5.-С.25-28.
5. Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды [Текст]/ В.Г.Волович. - М.: Мысль, 1990. - 205 с.
6. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н.Вырщиков. - Волгоград, 2001.- 200 с.
7. Глыжко, Л.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи (опыт работы центра доп. образования [Текст]/ Л.И.Глыжко, С.А. Пищулин// Внешкольник. - 2013. - С.11-12.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2010 годы» [Текст]/. - М., 2005.
9. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития [Текст] // Воспитание школьников.-2002.-№7.- С.8-10.
10. Григорьев Е.И.. «Современные технологии социально-культурной
деятельности». Тамбов. 2004.
11.Закон Российской Федерации ;О дополнительном образовании; (в
редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150)
12.Зеленин, А.А.и др. Методическое пособие по организации и проведению военно-спортивных игр, конкурсов и соревнований [Текст]/ А.А. Зеленин,С.И.Мешкова, А.В.Мешков. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014.-163с.
13. Иванова, И. Больше, чем игра...: «Зарница»: вчера, сегодня, завтра [Текст]/ И. Иванова // Военные знания. - 2013. - №2. - С.32-33.
14. Иванченко В.Н.. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов-на- Дону. Издательство «Учитель». 2007.
15. Коструб, А.А. Медицинский справочник туриста [Текст]/ А.А.Коструб. - М.:Профиздат, 1986. - 180 с.
16. Крайнева, И.Н. Узлы [Текст]/ И.Н.Крайнева. - СПб.: Кристалл,1997. -237 с.
17. Кульков, Ю.В. Военно-патриотический клуб «Патриот» [Текст]/
Ю.В.Кульков// Физическая культура в школе. - 2013. - №1. - С.52-54.
18. Лаврентьевой Т.В. - М.: Издательство « Гном и Д», 2013. - 144 с.
19. Лосева А.А. психологическая диагностика одаренности. М:
Академический проект,2014. - 151 с.
20. Лысогор, Н.А. и др. Питание в туристском походе [Текст]/ Н.А.Лысогор, Л.А.Толстой, В.В.Толстая. - М.: Пищевая промышленность, 1980. - 96 с.
21. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и
гражданском становлении личности [Текст]/ Н.В.Мазыкина //
Внешкольник . -2012. - №5. - С.5-8.
22. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое
23. Никитин, Н. Биография патриотизма [Текст]/ Н. Никитин// Патриот.- 2003.- №34.-С.8-9.
24. Нурмимаа, В. Спортивное ориентирование [Текст] / В. Нурмимаа. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 158 с.
25.общество России, 2012. - 480с.
26. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под
27. под общей редакцией Ф.Е.Вартаняна.- М.: Российское общество Красного Креста, 1997.- 215 с.
28. Психолог в учреждении дополнительного образования детей:
Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред.. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.
29. Рогалева Е.В. Внеклассная работа по технологии /Е.В. Рогалева. - Изд. 2-е,
30. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе
[Текст]/ С.Рожков // Педагогический вестик. - 2013. - №12.- С.7
31. Рощин, А.Н. Ориентирование на местности [Текст]/ А.Н.Рощин. - Киев: Высшая школа, 1982. - 98 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713с.
33. Салихова, Р. Воспитание гражданина [Текст]/ Р.Салихова, Г.Ахметжанова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. - 2013 . - №1. - С.2-8.
34. Сафонов, В.И. 10 писем Робинзону [Текст]/ В.И.Сафонов.- М.: Физкультура и спорт,1983. - 78 с.
35. Федеральный закон О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения; от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295)
36. Федоровская, Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности [Текст]/ Г.Федоровская // Воспитание школьников. - 2012. - №10. - С.25-29.
37. Штюрмер, Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые [Текст]/ Ю.А.Штюрмер. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 87 с.
38. Энциклопедия туриста [Текст]/ под ред. Е.И.Тамма. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1983. - 605 с.