Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Работа №170327

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД КРАСНОЯРСКИМ КРАЕМ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 9
1.1. Основные экологические проблемы Красноярского края 9
1.2. Возможные пути улучшения экологической ситуации на территории
Красноярского края 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ШКОЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 24
2.1. Организация проектной деятельности в школе 24
2.2. Экологическое образование в школе 25
2.3. Примеры реализации проектной деятельности по изучению
экологических проблем в школах Красноярского края 39
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 51
3.1. Формы и виды организации проектной деятельности по изучению
экологических проблем Красноярского края средней школе 51
3.2. Педагогический эксперимент по организации кружка «Юный географ-эколог» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы диссертационного исследования Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, любящим и стремящимся защищать природу родного края является одним из факторов общего обучения в общеобразовательной школе и имеет большое значение в становлении целостно развитой личности.
Именно экологическая культура человека приобретает решающую роль при охране окружающей среды, а в конечном итоге — сохранении самой жизни на планете Земля.
Как справедливо отмечает Г. И. Данильченко, что итогом работы по экологическому воспитанию и образованию школьников большинство педагогов считают формирование высокой культуры поведения человека в природе, гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиту природной среды [50,стр. 127].
Основой экологического обучения и воспитания являются понимание законов природы, географические знания, полученные как в объеме школьного курса, так и на внеклассном изучении данного вопроса. Этот данный процесс должен происходить не только в стенах учебного заведения, но и непосредственно на природе.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды [5].
В условиях современного мира для школьного курса одной из важнейших задач является воспитание школьников экологически грамотными, понимающими проблемы окружающей среды как общие для всего мира и Российской Федерации (РФ), так и специфические экологические проблемы Красноярского края.
При этом крайне важно, чтобы у обучающихся средней школы последовательно формировалось экологическое сознания и мировоззрение, имеющее в своей основе непреходящие гуманистические ценности.
Необходимо совершенствовать формы и методы экологического обучения, активно применять проектную деятельность учащихся, как на уроках географии, так и во внеурочной работе в том числе при проведении занятий кружка экологической направленности.
В настоящее время в соответствии с действующим образовательным стандартом предмет «экология», не закреплен обязательным для изучения в программе общеобразовательной средней школы.
Однако, принимая во внимание, важность экологическое воспитания и образование школьников, большое значение должно отводится организации экологического обучения в школьном курсе географии (а также других предметах: биологии, ОБЖ). И здесь первостепенное место занимают остро стоящие проблемы окружающей среды родного Красноярского края.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемой экологического воспитания и обучения занимается целый ряд выдающихся ученых, педагогов-методистов: Л. П. Астанин, А. С. Бахарева, Т. А. Бобылева, С. Д. Дерябо, О. М. Дорошко, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Мамедов, Б. М. Миркин, А. А. Плешаков, И. Н. Пономарева, Н. Н. Родзевич, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин и другие.
Вместе с тем общий объем исследований проблемы в целом не снимает частных проблем. Указанные обстоятельство определило выбор темы настоящего магистерского диссертационного исследования. Предложения ученым-методистов, выводы и практические рекомендации, безусловно, способствуют изучению экологических проблем учащимися в курсе географии средней школы, однако данная тема требует дальнейшего исследования.
Объектом диссертационного исследования является образовательный процесс по изучению экологических проблем.
Предметом диссертационного исследования является — проектная деятельность по изучению экологических проблем Красноярского края в средней школе.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка программы проектной деятельности обучающихся в средней школе по изучению. экологических проблем Красноярского края.
Для достижения поставленной цели в магистерском диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1) охарактеризовать основные экологические проблемы Красноярского края и возможные пути их решения;
2) рассмотреть примеры организации проектной деятельности по изучению экологических проблем Красноярского края;
3) разработать в качестве внеклассной формы обучения (дополняя программу плановых занятий на уроках географии) программу работы кружка экологической направленности, в работе кружка организовать проектную деятельность учащихся, направленную на решение экологических проблем Красноярского края.
Методологическую основу магистерского диссертационного исследования составили социологический, системно-структурный, анализ литературных источников, эмпирический — опытное обучение (педагогический эксперимент).
Теоретической основой исследования стали научные труды по теории и методики обучения школьников географии и экологии.
Нормативную базу исследования составляют современное российское законодательство применительно к учебной и природоохранной деятельности.
Эмпирическая основа магистерского диссертационного исследования, получена в ходе педагогического эксперимента, проведенного на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края.
Для выявления актуальных экологических проблем Красноярского края, которые непосредственно волнуют его жителей, было проведено социологическое исследование — анонимное анкетирование 118 жителей различных районов Красноярского края.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно вносит изменения в ряд положений существующей методики изучения экологических проблем Красноярского края в школьном курсе географии.
Кроме того, научная новизна исследования определяется следующими положениями, выносимыми на защиту:
1) анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что проблема экологического воспитания складывается из проблем экологического обучения и формирования экологического мировоззрения;
2) экологическое обучение и воспитание учащихся в школах Красноярского края проводится в следующих наиболее характерных формах:
а) непосредственно на школьных уроках по географии (при междисциплинарных связях с биологией, химией и ОБЖ);
б) при проведении тематических экскурсий экологической направленности (комплексных экскурсий по географии, где затрагиваются вопросы экологии);
в) во внеклассной работе со школьниками по экологии (в том числе в комплексных занятиях по географии с освещением экологических аспектов), при этом наиболее перспективным в данном отношении нам видится работа кружка экологической направленности;
г) во внедрении в обучение исследовательских проектов учащихся экологической направленности, как наиболее перспективной формы обучения, направленной на активизацию их познавательной деятельности;
3) проведенный нами педагогический эксперимент на базе казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края, наглядно показывает, что экологическое проектная деятельность организованная при кружке экологической направленности «Юный географ- эколог» оказывает прямое влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, а в сочетании с проведение внеклассных мероприятий по экологии в другой форме (тематические экскурсии, видеоконференции), , значительно повышает интерес школьников к экологическим проблемам, как родного края, так и всей планеты.
Теоретическая значимость исследования применительно к методике преподавания экологии на уроках географии заключается в том, что было подробно разработано решение региональных экологических проблем посредством ведения проектной деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических рекомендаций для учителей и учащихся по изучению экологических проблем Красноярского края.
Содержание методики апробировано во время педагогического эксперимента на уроках географии в качестве регионального компонента на примере Красноярского края.
Апробация и внедрение результатов магистерского диссертационного исследования. Ряд методических рекомендаций практической направленности могут быть использованы в процессе обучения школьников.
Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации, сформулированные в процессе проведенного магистерского диссертационного исследования, нашли отражение в пяти публикациях на конференциях различного уровня (внесены в базу РИНЦ).
Кроме того, результаты исследования были представлены на докладе в выступлении на проводившейся в рамках XXI Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых, научно-практической конференции «БИОЭКО» на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. в 2020 году.
Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования, а также логикой изложения проблемы.
Магистерская диссертация) включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключения и списка литературы (61 источник).
Работа выполнена в объеме, предусмотренном Министерством просвещения Российской Федерации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Поставленной нами в магистерском диссертационном исследовании задачи были в целом решены, а именно:
1) нами охарактеризованы основные экологические проблемы Красноярского края и предложены возможные пути их решения;
2) мы рассмотрели примеры организации проектной деятельности по изучению экологических проблем Красноярского края;
3) разработана и апробирована на практике в ходе педагогического эксперимента в качестве формы внеклассного обучения (дополняя программу плановых занятий на уроках географии) программа работы кружка экологической направленности «Юный эколог»; в работе кружка «Юный эколог» была организована и реализована проектная деятельность учащихся, направленная на решение экологических проблем Красноярского края — кружковцами был создан и защищен ряд экологических проектов.
Таким образом цель диссертационного исследования, а именно разработка программы проектной деятельности обучающихся в средней школе по изучению экологических проблем Красноярского края, нами достигнута.
В процессе исследования, мы пришли к следующим выводам:
1) в настоящее время для Красноярского края наиболее актуальными экологическими проблемами являются: загрязнение атмосферы промышленными предприятиями и транспортом, загрязнение поверхностных и грунтовых, загрязнение почвы, вырубка леса и лесные пожары, уничтожающие лесные экосистемы, основные пути решения данных проблем края в обозримой перспективе: вынос предприятий за черту города, развитие экологически безопасного транспорта (троллейбус, скоростной трамвай, метро), проведение комплекса противопожарных мероприятий;
2) анализ состояния реализации экологического воспитания в школах Красноярского края показывает эффективность применения проектной деятельности учащихся экологической направленности, позволяющей наиболее полно раскрыть потенциал учащихся и воспитывать их в экологическом ключе. Учитывая, что предмет экология, как самостоятельная дисциплина в школьном курсе в настоящее время отсутствует, проектная деятельность может успешно развивается при изучении экологической составляющей в других дисциплинах (в частности географии и биологии), а также при грамотном сочетании классной и внеклассной работы. При этом во внеклассной работе приоритетное направление приобретает работа кружка экологической направленности;
3) анализ результатов контрольного анкетирования после проведения педагогического эксперимента позволил выявить, что значительно возросло количество учащихся экспериментального класса (100% по сравнению с 31%), которые стали больше проявлять интерес к экологии.
Большинство учащиеся стали задумываться о природе и проявлять к ней более бережное отношение (100%, т.е. повышение на 50%).
Повысилось количество учащихся, которые стали получать больше сведений экологической направленности на внеклассных мероприятиях (от 31% до 100%) и, которые стали считать, что внеклассные мероприятия по экологии положительно влияют на отношение учащихся к природе (от 31% до 100%).



1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012).
2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». М., 1991.
Научная и учебная литература
3. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина// М.: Владос, 2001. — 240 с.
4. Бачинин, В. А. Психология: Энциклопедический словарь /
В. А. Бачинин //СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2005. — 272 с.
5. Бахарева, А. С. Формы экологического воспитания детей: методическое пособие для учителей и воспитателей / А. С. Бахарева // Шадринск: Издательство ШГПИ, 1998. — 128 с.
6. Геоэкология и природопользование: Понятийно-терминологический словарь / авторы — сост. В. В. Козин, В. А. Петровский //Смоленск: Ойкумена, 2005. — 576 с.
7. Грехова, Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: учебно-методическое пособие / Л. И. Грехова // М.: ЦГЛ, 2003. — 288 с.
8. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин //Ростов-на Дону: Феникс, 1996. — 376 с.
9. Добрецова, Н. В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н. В. Добрецова // 1988. — 235 с.
10. Жигарев, И. А. Основы экологии 10 (11) класс: сборник задач,
упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н. М. Черновой «Основы экологии» 10-11 класс / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова //М.: Дрофа, 2002. — 208 с.
11. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // М., 1984. — 217 с.
12. Игнатова, В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В.А. Игнатова //Тюмень, 1998. — 267 с.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова // М.: Гардарики, 2004. — 522 с.
14. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян // М.: Академия, 2004. — 496 с.
15. Константинов, В. М. Охрана природы / В. М. Константинов //М.: Академия, 2000. — 240 с.
16. Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения Учебно-методические материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро //Минск, 2000. — 145 с.
17. Краткий педагогический словарь / Г. А. Андреева и др. // М.: В. Секачев, 2005. — 180 с.
18. Кузнецов, А. П. География 7 класс / А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева, В. П. Дронов // — М.: Просвещение, 2015. — 178 с.
19. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы /
В. С. Кукушин // Ростов на Дону, 2002. — 315 с.
20. Лобжанидзе, А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы /
А. А. Лобжанидзе// — М.: Просвещение, 2014. — 162 с.
21. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе/
Л. И. Маленкова //М., 1999. — 235 с.
22. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учебник для ВУЗов / Л. И. Маленкова // М.: Педагогическое общество России, 2004. — 480 с.
23. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие / Л. П. Молодова // М.: ЦГЛ, 2003. — 128 с.
24. Никонорова, Е. В. Экология и культура / Е. В. Никонорова // М., 1996. — 274 с.
25.Образовательная программа «Экология». Региональный компонент содержания экологического образования: Курган,1999. — 24 с.
26. О
27. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич // Минск: Современное слово, 2005. — 720 с.
28. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский // М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
29. Российская педагогическая энциклопедия в 2 томах / Глав. ред. В. В. Давыдов // М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 607 с.
30. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов // М.: Академия, 2002. — 415 с.
31. Словарь справочник по педагогике / Авт. сост. В. А. Мижериков // М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
32. Соколова, Н. Д. Экологическое воспитание школьников: учебное пособие / Н. Д. Соколова // Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1991. — 126 с.
33. Суравегина, И. Т. Как учить экологии: книга для учителя /
И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич // М.: Просвещение, 1995. — 96 с.
34. Урсул, А. Д. Введение в социальную экологию, в 2 частях / А. Д. Урсул // М., 1994., ч. 2. — 267 с.
35. Хабарова, Е. И. Экология в таблицах. 10 (11) класс: справочное пособие / Е И. Хабарова, С. А. Панова // М.: Дрофа, 2001. — 128 с.
36. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю. Л. Хотунцев //М.: Академия, 2004. — 480 с.
37. Экологическое воспитание: М., 1982. — 96 с.
38. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под редакцией Л. П. Печко //М.: Педагогика, 1984. — 245 с.
39. Экологическое образование школьников / под редакцией И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной // М., 1983. — 187 с.
40. Экология: популярный словарик / сост. В. С. Рохлов, В. Н. Беляев // М.: Академия, 1997. — 96 с.
41. Экология.: программно-методические материалы, 5-11 классы / сост. Н. В. Кузнецов //М.: Дрофа, 2000. — 224 с.
42. Южакова, Т. П. Нравственно-экологическое воспитание учащихся начальных классов / Т. П. Южакова // Екатеринбург: УрГПИ, 1993. —123 с.
Научные статьи и публикации
43. Богомолова, Н. И. Экологическое образование и воспитание в школе / Н. И. Богомолова / Образование: проблемы, поиск, решения: сборник научно методических работ. Ханты-Мансийск. — 2004. — №7. — С. 215¬228.
44. Винокурова, Н. Ф. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития / Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина О. Е. Ефимова // Образование и наука. — 2016. — № 5 (134). — С. 25-40.
45. Гумерова, О. Ю. Вредные выбросы как главный фактор негативной экологической ситуации в г. Красноярске и возможные пути решения проблемы в современных условиях / О. Ю. Гумерова // В сборнике:
Современные биоэкологические исследования Средней Сибири. Материалы научно-практической конференции «БИОЭКО». Красноярский
государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — 2020.—С. 8-10.
46. Гумерова, О. Ю. Дистанционные методики изучения географии в школьном курсе как насущная необходимость современного образования / О. Ю. Гумерова // В сборнике: География и геоэкология на службе науки и инновационного образования. Материалы XVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 160-летию со дня рождения полярного исследователя Ф. Нансена, 130-летию со дня рождения геолога С. В. Обручева, 110-летию со дня рождения писателя и путешественника Г. И. Кублицкого. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — 2021.
—С. 134-136.
47. Гумерова, О. Ю. Изучение экологических проблем Красноярского
края в школьном курсе географии как важная составляющая курса дисциплин естественнонаучного образования / О. Ю. Гумерова // В сборнике: Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и
перспективы. Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников, Красноярск, 21 апреля 2021 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — Красноярск: Красноярский государственный
педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2021. — С. 21-22.
48. Гумерова, О. Ю. Проблемы преподавания географии в
общеобразовательных школах РФ в современных условиях / О. Ю. Гумерова // В сборнике: География и геоэкология на службе науки и инновационного образования. Материалы XV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения геолога и краеведа Вячеслава Петровича Косованова.
Красноярский государственный педагогический университет
им.В. П. Астафьева. — 2020. — С. 190-192.
49. Гумерова, О. Ю. Разработка методики обучения дисциплинам
естественнонаучного цикла (на примере уроков географии) в общеобразовательных школах / О. Ю. Гумерова // В сборнике: Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и
перспективы. Материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Редакционная коллегия: Т. В. Голикова (ответственный редактор), И. А. Зорков; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — 2020. — С. 35-36.
50. Данильченко, Г. И. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Г. И. Данильченко // Вестник «Эрлеу» — Kst.: Костанай. — 2014. — № 3 (5). — С. 126-130.
51. Ковзик, НА. Возможности курса географии средней школы в формировании экологических знаний учащихся / Н. А. Ковзик // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема— 2017.
— № 3 (28). — С. 39-46.
52. Мамедов, Н. М. Основания экологического образования / Н. М. Мамедов // Экологическое образование. — 2001. — № 3. — С. 4-8.
53. Норбоев, А. Г. Обучение географии в школе: теоретический анализ и перспективы развития / А. Г. Норбоев // Проблемы современного образования. — 2017. — № 3. С. 87-92.
54. Платонова, Н. А. Уроки географии в экологическом воспитании школьника / Н. А. Платонова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан). — 2020 — № 1 (31). — С. 139-143.
55. Попова, А. Экологическое воспитание учащихся / А. Попова // Воспитание школьников. — 2001. — №8. — С.23-26.
56. Смольянинова, Е. В. Культурно-историческое и нравственно-экономическое воспитание школьников на уроках географии на примере изучения туристско-рекреационных ресурсов Чаплыгинского и Задонского муниципальных районов липецкой области / Е. В. Смольянинова, О. А. Пятых, Л. Н. Беляева, Д. С. Климов // В сборнике: Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественно-научных дисциплин в вузе и школе. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга». — 2019. — С. 110-115.
57. Соловьева, Д. В. Опыт создания экологической тропы в ходе учебной практики студентов / Соловьева Д. В., Дорофеева Л. А. // В сборнике: Байкал — Родина — Планета. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. — 2016. — С. 98-100.
58. Табалдиева, Ч. Б. Формирование экологической культуры
школьников на уроках географии / Ч. Б. Табалдиева // Вестник науки и образования. — 2017. — Том 2.
59. Фадеева, Н. П. Экологическое образование в школе / Н. П. Фадеева // Здоровье детей. — 2004. — № 22. — С. 14-17.
60. Чернышева, В. А. Изучение геоэкологических проблем в школьном курсе географии / В. А. Чернышева, Л. Н. Беляева // Проблемы региональной экологии. — 2014. — № 4. — С. 228-232.
Электронные источники информации
61. Википедия. Список самых загрязнённых городов мира по версии
Института Блэксмита [Электронный ресурс] —
URL: https: //ги.’№1к1реФа.огд/’№1к1/Список_самых_загрязнённых_горо дов_мира _по_версии_Института_Блэксмита (дата обращения: 06.06.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ