ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД КРАСНОЯРСКИМ КРАЕМ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 9
1.1. Основные экологические проблемы Красноярского края 9
1.2. Возможные пути улучшения экологической ситуации на территории
Красноярского края 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ШКОЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 24
2.1. Организация проектной деятельности в школе 24
2.2. Экологическое образование в школе 25
2.3. Примеры реализации проектной деятельности по изучению
экологических проблем в школах Красноярского края 39
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 51
3.1. Формы и виды организации проектной деятельности по изучению
экологических проблем Красноярского края средней школе 51
3.2. Педагогический эксперимент по организации кружка «Юный географ-эколог» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД КРАСНОЯРСКИМ КРАЕМ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 9
1.1. Основные экологические проблемы Красноярского края 9
1.2. Возможные пути улучшения экологической ситуации на территории
Красноярского края 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ШКОЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 24
2.1. Организация проектной деятельности в школе 24
2.2. Экологическое образование в школе 25
2.3. Примеры реализации проектной деятельности по изучению
экологических проблем в школах Красноярского края 39
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 51
3.1. Формы и виды организации проектной деятельности по изучению
экологических проблем Красноярского края средней школе 51
3.2. Педагогический эксперимент по организации кружка «Юный географ-эколог» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы диссертационного исследования Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, любящим и стремящимся защищать природу родного края является одним из факторов общего обучения в общеобразовательной школе и имеет большое значение в становлении целостно развитой личности.
Именно экологическая культура человека приобретает решающую роль при охране окружающей среды, а в конечном итоге — сохранении самой жизни на планете Земля.
Как справедливо отмечает Г. И. Данильченко, что итогом работы по экологическому воспитанию и образованию школьников большинство педагогов считают формирование высокой культуры поведения человека в природе, гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиту природной среды [50,стр. 127].
Основой экологического обучения и воспитания являются понимание законов природы, географические знания, полученные как в объеме школьного курса, так и на внеклассном изучении данного вопроса. Этот данный процесс должен происходить не только в стенах учебного заведения, но и непосредственно на природе.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды [5].
В условиях современного мира для школьного курса одной из важнейших задач является воспитание школьников экологически грамотными, понимающими проблемы окружающей среды как общие для всего мира и Российской Федерации (РФ), так и специфические экологические проблемы Красноярского края.
При этом крайне важно, чтобы у обучающихся средней школы последовательно формировалось экологическое сознания и мировоззрение, имеющее в своей основе непреходящие гуманистические ценности.
Необходимо совершенствовать формы и методы экологического обучения, активно применять проектную деятельность учащихся, как на уроках географии, так и во внеурочной работе в том числе при проведении занятий кружка экологической направленности.
В настоящее время в соответствии с действующим образовательным стандартом предмет «экология», не закреплен обязательным для изучения в программе общеобразовательной средней школы.
Однако, принимая во внимание, важность экологическое воспитания и образование школьников, большое значение должно отводится организации экологического обучения в школьном курсе географии (а также других предметах: биологии, ОБЖ). И здесь первостепенное место занимают остро стоящие проблемы окружающей среды родного Красноярского края.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемой экологического воспитания и обучения занимается целый ряд выдающихся ученых, педагогов-методистов: Л. П. Астанин, А. С. Бахарева, Т. А. Бобылева, С. Д. Дерябо, О. М. Дорошко, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Мамедов, Б. М. Миркин, А. А. Плешаков, И. Н. Пономарева, Н. Н. Родзевич, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин и другие.
Вместе с тем общий объем исследований проблемы в целом не снимает частных проблем. Указанные обстоятельство определило выбор темы настоящего магистерского диссертационного исследования. Предложения ученым-методистов, выводы и практические рекомендации, безусловно, способствуют изучению экологических проблем учащимися в курсе географии средней школы, однако данная тема требует дальнейшего исследования.
Объектом диссертационного исследования является образовательный процесс по изучению экологических проблем.
Предметом диссертационного исследования является — проектная деятельность по изучению экологических проблем Красноярского края в средней школе.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка программы проектной деятельности обучающихся в средней школе по изучению. экологических проблем Красноярского края.
Для достижения поставленной цели в магистерском диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1) охарактеризовать основные экологические проблемы Красноярского края и возможные пути их решения;
2) рассмотреть примеры организации проектной деятельности по изучению экологических проблем Красноярского края;
3) разработать в качестве внеклассной формы обучения (дополняя программу плановых занятий на уроках географии) программу работы кружка экологической направленности, в работе кружка организовать проектную деятельность учащихся, направленную на решение экологических проблем Красноярского края.
Методологическую основу магистерского диссертационного исследования составили социологический, системно-структурный, анализ литературных источников, эмпирический — опытное обучение (педагогический эксперимент).
Теоретической основой исследования стали научные труды по теории и методики обучения школьников географии и экологии.
Нормативную базу исследования составляют современное российское законодательство применительно к учебной и природоохранной деятельности.
Эмпирическая основа магистерского диссертационного исследования, получена в ходе педагогического эксперимента, проведенного на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края.
Для выявления актуальных экологических проблем Красноярского края, которые непосредственно волнуют его жителей, было проведено социологическое исследование — анонимное анкетирование 118 жителей различных районов Красноярского края.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно вносит изменения в ряд положений существующей методики изучения экологических проблем Красноярского края в школьном курсе географии.
Кроме того, научная новизна исследования определяется следующими положениями, выносимыми на защиту:
1) анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что проблема экологического воспитания складывается из проблем экологического обучения и формирования экологического мировоззрения;
2) экологическое обучение и воспитание учащихся в школах Красноярского края проводится в следующих наиболее характерных формах:
а) непосредственно на школьных уроках по географии (при междисциплинарных связях с биологией, химией и ОБЖ);
б) при проведении тематических экскурсий экологической направленности (комплексных экскурсий по географии, где затрагиваются вопросы экологии);
в) во внеклассной работе со школьниками по экологии (в том числе в комплексных занятиях по географии с освещением экологических аспектов), при этом наиболее перспективным в данном отношении нам видится работа кружка экологической направленности;
г) во внедрении в обучение исследовательских проектов учащихся экологической направленности, как наиболее перспективной формы обучения, направленной на активизацию их познавательной деятельности;
3) проведенный нами педагогический эксперимент на базе казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края, наглядно показывает, что экологическое проектная деятельность организованная при кружке экологической направленности «Юный географ- эколог» оказывает прямое влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, а в сочетании с проведение внеклассных мероприятий по экологии в другой форме (тематические экскурсии, видеоконференции), , значительно повышает интерес школьников к экологическим проблемам, как родного края, так и всей планеты.
Теоретическая значимость исследования применительно к методике преподавания экологии на уроках географии заключается в том, что было подробно разработано решение региональных экологических проблем посредством ведения проектной деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических рекомендаций для учителей и учащихся по изучению экологических проблем Красноярского края.
Содержание методики апробировано во время педагогического эксперимента на уроках географии в качестве регионального компонента на примере Красноярского края.
Апробация и внедрение результатов магистерского диссертационного исследования. Ряд методических рекомендаций практической направленности могут быть использованы в процессе обучения школьников.
Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации, сформулированные в процессе проведенного магистерского диссертационного исследования, нашли отражение в пяти публикациях на конференциях различного уровня (внесены в базу РИНЦ).
Кроме того, результаты исследования были представлены на докладе в выступлении на проводившейся в рамках XXI Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых, научно-практической конференции «БИОЭКО» на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. в 2020 году.
Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования, а также логикой изложения проблемы.
Магистерская диссертация) включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключения и списка литературы (61 источник).
Работа выполнена в объеме, предусмотренном Министерством просвещения Российской Федерации.
Именно экологическая культура человека приобретает решающую роль при охране окружающей среды, а в конечном итоге — сохранении самой жизни на планете Земля.
Как справедливо отмечает Г. И. Данильченко, что итогом работы по экологическому воспитанию и образованию школьников большинство педагогов считают формирование высокой культуры поведения человека в природе, гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиту природной среды [50,стр. 127].
Основой экологического обучения и воспитания являются понимание законов природы, географические знания, полученные как в объеме школьного курса, так и на внеклассном изучении данного вопроса. Этот данный процесс должен происходить не только в стенах учебного заведения, но и непосредственно на природе.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды [5].
В условиях современного мира для школьного курса одной из важнейших задач является воспитание школьников экологически грамотными, понимающими проблемы окружающей среды как общие для всего мира и Российской Федерации (РФ), так и специфические экологические проблемы Красноярского края.
При этом крайне важно, чтобы у обучающихся средней школы последовательно формировалось экологическое сознания и мировоззрение, имеющее в своей основе непреходящие гуманистические ценности.
Необходимо совершенствовать формы и методы экологического обучения, активно применять проектную деятельность учащихся, как на уроках географии, так и во внеурочной работе в том числе при проведении занятий кружка экологической направленности.
В настоящее время в соответствии с действующим образовательным стандартом предмет «экология», не закреплен обязательным для изучения в программе общеобразовательной средней школы.
Однако, принимая во внимание, важность экологическое воспитания и образование школьников, большое значение должно отводится организации экологического обучения в школьном курсе географии (а также других предметах: биологии, ОБЖ). И здесь первостепенное место занимают остро стоящие проблемы окружающей среды родного Красноярского края.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемой экологического воспитания и обучения занимается целый ряд выдающихся ученых, педагогов-методистов: Л. П. Астанин, А. С. Бахарева, Т. А. Бобылева, С. Д. Дерябо, О. М. Дорошко, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Мамедов, Б. М. Миркин, А. А. Плешаков, И. Н. Пономарева, Н. Н. Родзевич, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин и другие.
Вместе с тем общий объем исследований проблемы в целом не снимает частных проблем. Указанные обстоятельство определило выбор темы настоящего магистерского диссертационного исследования. Предложения ученым-методистов, выводы и практические рекомендации, безусловно, способствуют изучению экологических проблем учащимися в курсе географии средней школы, однако данная тема требует дальнейшего исследования.
Объектом диссертационного исследования является образовательный процесс по изучению экологических проблем.
Предметом диссертационного исследования является — проектная деятельность по изучению экологических проблем Красноярского края в средней школе.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка программы проектной деятельности обучающихся в средней школе по изучению. экологических проблем Красноярского края.
Для достижения поставленной цели в магистерском диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1) охарактеризовать основные экологические проблемы Красноярского края и возможные пути их решения;
2) рассмотреть примеры организации проектной деятельности по изучению экологических проблем Красноярского края;
3) разработать в качестве внеклассной формы обучения (дополняя программу плановых занятий на уроках географии) программу работы кружка экологической направленности, в работе кружка организовать проектную деятельность учащихся, направленную на решение экологических проблем Красноярского края.
Методологическую основу магистерского диссертационного исследования составили социологический, системно-структурный, анализ литературных источников, эмпирический — опытное обучение (педагогический эксперимент).
Теоретической основой исследования стали научные труды по теории и методики обучения школьников географии и экологии.
Нормативную базу исследования составляют современное российское законодательство применительно к учебной и природоохранной деятельности.
Эмпирическая основа магистерского диссертационного исследования, получена в ходе педагогического эксперимента, проведенного на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края.
Для выявления актуальных экологических проблем Красноярского края, которые непосредственно волнуют его жителей, было проведено социологическое исследование — анонимное анкетирование 118 жителей различных районов Красноярского края.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно вносит изменения в ряд положений существующей методики изучения экологических проблем Красноярского края в школьном курсе географии.
Кроме того, научная новизна исследования определяется следующими положениями, выносимыми на защиту:
1) анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что проблема экологического воспитания складывается из проблем экологического обучения и формирования экологического мировоззрения;
2) экологическое обучение и воспитание учащихся в школах Красноярского края проводится в следующих наиболее характерных формах:
а) непосредственно на школьных уроках по географии (при междисциплинарных связях с биологией, химией и ОБЖ);
б) при проведении тематических экскурсий экологической направленности (комплексных экскурсий по географии, где затрагиваются вопросы экологии);
в) во внеклассной работе со школьниками по экологии (в том числе в комплексных занятиях по географии с освещением экологических аспектов), при этом наиболее перспективным в данном отношении нам видится работа кружка экологической направленности;
г) во внедрении в обучение исследовательских проектов учащихся экологической направленности, как наиболее перспективной формы обучения, направленной на активизацию их познавательной деятельности;
3) проведенный нами педагогический эксперимент на базе казенного общеобразовательного учреждения «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа № 1», пгт Большая Мурта, Красноярского края, наглядно показывает, что экологическое проектная деятельность организованная при кружке экологической направленности «Юный географ- эколог» оказывает прямое влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, а в сочетании с проведение внеклассных мероприятий по экологии в другой форме (тематические экскурсии, видеоконференции), , значительно повышает интерес школьников к экологическим проблемам, как родного края, так и всей планеты.
Теоретическая значимость исследования применительно к методике преподавания экологии на уроках географии заключается в том, что было подробно разработано решение региональных экологических проблем посредством ведения проектной деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических рекомендаций для учителей и учащихся по изучению экологических проблем Красноярского края.
Содержание методики апробировано во время педагогического эксперимента на уроках географии в качестве регионального компонента на примере Красноярского края.
Апробация и внедрение результатов магистерского диссертационного исследования. Ряд методических рекомендаций практической направленности могут быть использованы в процессе обучения школьников.
Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации, сформулированные в процессе проведенного магистерского диссертационного исследования, нашли отражение в пяти публикациях на конференциях различного уровня (внесены в базу РИНЦ).
Кроме того, результаты исследования были представлены на докладе в выступлении на проводившейся в рамках XXI Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых, научно-практической конференции «БИОЭКО» на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. в 2020 году.
Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования, а также логикой изложения проблемы.
Магистерская диссертация) включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключения и списка литературы (61 источник).
Работа выполнена в объеме, предусмотренном Министерством просвещения Российской Федерации.
Поставленной нами в магистерском диссертационном исследовании задачи были в целом решены, а именно:
1) нами охарактеризованы основные экологические проблемы Красноярского края и предложены возможные пути их решения;
2) мы рассмотрели примеры организации проектной деятельности по изучению экологических проблем Красноярского края;
3) разработана и апробирована на практике в ходе педагогического эксперимента в качестве формы внеклассного обучения (дополняя программу плановых занятий на уроках географии) программа работы кружка экологической направленности «Юный эколог»; в работе кружка «Юный эколог» была организована и реализована проектная деятельность учащихся, направленная на решение экологических проблем Красноярского края — кружковцами был создан и защищен ряд экологических проектов.
Таким образом цель диссертационного исследования, а именно разработка программы проектной деятельности обучающихся в средней школе по изучению экологических проблем Красноярского края, нами достигнута.
В процессе исследования, мы пришли к следующим выводам:
1) в настоящее время для Красноярского края наиболее актуальными экологическими проблемами являются: загрязнение атмосферы промышленными предприятиями и транспортом, загрязнение поверхностных и грунтовых, загрязнение почвы, вырубка леса и лесные пожары, уничтожающие лесные экосистемы, основные пути решения данных проблем края в обозримой перспективе: вынос предприятий за черту города, развитие экологически безопасного транспорта (троллейбус, скоростной трамвай, метро), проведение комплекса противопожарных мероприятий;
2) анализ состояния реализации экологического воспитания в школах Красноярского края показывает эффективность применения проектной деятельности учащихся экологической направленности, позволяющей наиболее полно раскрыть потенциал учащихся и воспитывать их в экологическом ключе. Учитывая, что предмет экология, как самостоятельная дисциплина в школьном курсе в настоящее время отсутствует, проектная деятельность может успешно развивается при изучении экологической составляющей в других дисциплинах (в частности географии и биологии), а также при грамотном сочетании классной и внеклассной работы. При этом во внеклассной работе приоритетное направление приобретает работа кружка экологической направленности;
3) анализ результатов контрольного анкетирования после проведения педагогического эксперимента позволил выявить, что значительно возросло количество учащихся экспериментального класса (100% по сравнению с 31%), которые стали больше проявлять интерес к экологии.
Большинство учащиеся стали задумываться о природе и проявлять к ней более бережное отношение (100%, т.е. повышение на 50%).
Повысилось количество учащихся, которые стали получать больше сведений экологической направленности на внеклассных мероприятиях (от 31% до 100%) и, которые стали считать, что внеклассные мероприятия по экологии положительно влияют на отношение учащихся к природе (от 31% до 100%).
1) нами охарактеризованы основные экологические проблемы Красноярского края и предложены возможные пути их решения;
2) мы рассмотрели примеры организации проектной деятельности по изучению экологических проблем Красноярского края;
3) разработана и апробирована на практике в ходе педагогического эксперимента в качестве формы внеклассного обучения (дополняя программу плановых занятий на уроках географии) программа работы кружка экологической направленности «Юный эколог»; в работе кружка «Юный эколог» была организована и реализована проектная деятельность учащихся, направленная на решение экологических проблем Красноярского края — кружковцами был создан и защищен ряд экологических проектов.
Таким образом цель диссертационного исследования, а именно разработка программы проектной деятельности обучающихся в средней школе по изучению экологических проблем Красноярского края, нами достигнута.
В процессе исследования, мы пришли к следующим выводам:
1) в настоящее время для Красноярского края наиболее актуальными экологическими проблемами являются: загрязнение атмосферы промышленными предприятиями и транспортом, загрязнение поверхностных и грунтовых, загрязнение почвы, вырубка леса и лесные пожары, уничтожающие лесные экосистемы, основные пути решения данных проблем края в обозримой перспективе: вынос предприятий за черту города, развитие экологически безопасного транспорта (троллейбус, скоростной трамвай, метро), проведение комплекса противопожарных мероприятий;
2) анализ состояния реализации экологического воспитания в школах Красноярского края показывает эффективность применения проектной деятельности учащихся экологической направленности, позволяющей наиболее полно раскрыть потенциал учащихся и воспитывать их в экологическом ключе. Учитывая, что предмет экология, как самостоятельная дисциплина в школьном курсе в настоящее время отсутствует, проектная деятельность может успешно развивается при изучении экологической составляющей в других дисциплинах (в частности географии и биологии), а также при грамотном сочетании классной и внеклассной работы. При этом во внеклассной работе приоритетное направление приобретает работа кружка экологической направленности;
3) анализ результатов контрольного анкетирования после проведения педагогического эксперимента позволил выявить, что значительно возросло количество учащихся экспериментального класса (100% по сравнению с 31%), которые стали больше проявлять интерес к экологии.
Большинство учащиеся стали задумываться о природе и проявлять к ней более бережное отношение (100%, т.е. повышение на 50%).
Повысилось количество учащихся, которые стали получать больше сведений экологической направленности на внеклассных мероприятиях (от 31% до 100%) и, которые стали считать, что внеклассные мероприятия по экологии положительно влияют на отношение учащихся к природе (от 31% до 100%).
Подобные работы
- Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в 8 классах
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Экологический туризм в рамках проектной деятельности обучающихся 8 классов
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022 - Формирование экологической грамотности у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020



