Организация обучения фигурному катанию разновозрастных групп детей в системе СШОР
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки организации и проведения занятий по фигурному катанию у разновозрастных групп детей в системе СШОР 8
1.1. Анализ системы обучения фигурному катанию в СШОР «Рассвет» 8
1.2. Особенности разновозрастного обучения детей в СШОР по
фигурному катанию на коньках 14
1.3. Принципы отбора детей для специализации в фигурном катании 17
1.4. Специфика общей и специальной физической подготовки у
фигуристов 24
1.5. Организация взаимодействия тренера с юными спортсменами 29
Выводы по первой главе 34
Глава II. Организация тренировочного процесса разновозрастных групп
по фигурному катанию 37
2.1. Сравнение различных методов обучения фигурному катанию (поточный метод, метод групповых занятий, метод индивидуальных заданий) 37
2.2. Поиск и практическое апробирование оптимальных форм и методов
обучения фигурному катанию детей разновозрастных групп 42
2.3. Формирование у детей разновозрастных групп спортивной мотивации
на основе тренировочных занятий по фигурному катанию 52
Выводы по второй главе 57
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложения
Глава 1. Теоретические предпосылки организации и проведения занятий по фигурному катанию у разновозрастных групп детей в системе СШОР 8
1.1. Анализ системы обучения фигурному катанию в СШОР «Рассвет» 8
1.2. Особенности разновозрастного обучения детей в СШОР по
фигурному катанию на коньках 14
1.3. Принципы отбора детей для специализации в фигурном катании 17
1.4. Специфика общей и специальной физической подготовки у
фигуристов 24
1.5. Организация взаимодействия тренера с юными спортсменами 29
Выводы по первой главе 34
Глава II. Организация тренировочного процесса разновозрастных групп
по фигурному катанию 37
2.1. Сравнение различных методов обучения фигурному катанию (поточный метод, метод групповых занятий, метод индивидуальных заданий) 37
2.2. Поиск и практическое апробирование оптимальных форм и методов
обучения фигурному катанию детей разновозрастных групп 42
2.3. Формирование у детей разновозрастных групп спортивной мотивации
на основе тренировочных занятий по фигурному катанию 52
Выводы по второй главе 57
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложения
Актуальность исследования. Во всём мире существует множество спортивных школ для массового фигурного катания на коньках. В нашей стране повсеместно организуются и проводятся индивидуальные и групповые занятия по обучению фигурным катанием на коньках людей разного возраста, всё больше строится детских садов и школ с ледовыми площадками. Актуальность этого очевидна, так как возможность научиться кататься на коньках должна быть у каждого.
В спортивных школах организуются групповые занятия по начальному обучению фигурным катанием на коньках для детей младшего школьного возраста. В дальнейшем наиболее способные ученики продолжают занятия в учебно-тренировочных группах СШОР. В детских садах и школах, имеющих собственные катки, дети изначально распределены в группы и классы, и обучение фигурному катанию на коньках проводится по программам, соответствующим определённому возрасту учеников. Однако далеко не все детские сады и школы имеют свои катки, следовательно, остается ещё масса желающих обучаться фигурному катанию на коньках.
Свидетельством этого является факт существования спортивно-оздоровительных (коммерческих) групп обучения фигурному катанию на коньках на базе всех спортивных клубов. В таких группах занимаются дети, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят заниматься в СШОР: неподходящие антропометрические и физиологические данные; возрастной критерий (слишком маленькие или слишком взрослые для спортивной школы). Также имеет значение территориальное расположение, невозможность или нежелание посещать занятия в спортивной школе 5¬6 раз в неделю. Комплектование спортивно-оздоровительных групп проводится без учета физических данных ребенка и возраста. Для руководства клуба главным критерием при комплектовании коммерческих учебных групп, как правило, является возможность и желание клиентов посещать занятия в определённые дни и часы. А это в свою очередь зависит от ряда обстоятельств: расписания школьных уроков; совмещения занятий на катке с другими секциями; желание заниматься с определённым тренером; возможность сопровождения родителями детей на занятия.
Нередко при формировании учебных спортивно-оздоровительных групп учащихся не дифференцируют по возрастному критерию. Причиной этого является не только то, что на коммерческие группы отводится незначительное количество занятий, но и тот факт, что для формирования рентабельной группы часто не набирается должного количества детей определённого возраста. В результате, по целому ряду перечисленных причин (пожеланий клиентов и возможностей клуба), нередко образуются смешанные группы. Перед тренерами встаёт сложная задача - организовать процесс обучения на должном уровне и, отталкиваясь от критериев формирования здорового образа жизни, эффективно проводить занятия по обучению фигурному катанию на коньках в группе, сформированной из детей, значительно различающихся по возрасту, физическим способностям и уровню исходной подготовленности.
Вышеизложенное определило актуальность исследования и обусловило выделение существующих противоречий между:
- требованиями к уровню качества обучения фигурному катанию и сложившейся в СШОР «Рассвет» системе обучения;
- желанием родителей отдать ребенка в секцию фигурного катания и принципами отбора детей для специализации в фигурном катании;
- выполнением трудных элементов давно катающимися фигуристами и безопасностью нахождения на льду новичков в фигурном катании.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования «Организация обучения фигурному катанию разновозрастных групп детей в системе СШОР».
Цель исследования: выявить особенности организации и проведения занятий по обучению фигурному катанию в разновозрастной группе и разработать методику обучения фигурному катанию детей разновозрастных групп в системе СШОР.
Объект исследования: процесс обучения фигурному катанию детей разновозрастных групп в системе СШОР.
Предмет исследования: методика организации обучения фигурному катанию детей 6-12 лет в разновозрастной группе.
Гипотеза исследования: организация обучения детей разновозрастных групп в системе СШОР станет более продуктивной, если нами будет разработана и реализована методика.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ системы обучения фигурному катанию в СШОР «Рассвет»;
2. Осуществить поиск и проверку на практике оптимальных форм и методов обучения фигурному катанию детей разновозрастных групп и условий тренировочного процесса;
3. Экспериментально проверить результативность влияния тренировочного процесса разновозрастных групп на формирование у детей спортивной мотивации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- идеи воспитательного влияния разновозрастных групп на развитие личности - А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Л.В. Байбородова, В.К. Дьяченко, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова и др.
- теория организации и методики многолетней подготовки фигуристов в спортивных школах - А.Н. Мишин, И.В. Абсалямова, М.В. Ермакова и др.
- идеи начальной теоретической подготовки фигуристов - В.В. Агапова, А.В. Чудиновских и др.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
- теоретико-методический анализ спортивной, педагогической и методической литературы, учебно-программной документации, связанной с обучением фигурному катанию в СШОР;
- сравнительно-сопоставительный анализ, метод обобщения;
- метод опытно-экспериментальной апробации.
Базой исследования явились спортивные группы отделения фигурного катания в СШОР «Рассвет» в городе Красноярске.
Достоверность полученных результатов обеспечивается системным подходом к решению выделенных в исследовании задач, теоретико-методологической базой исследования, использованием адекватных поставленным цели и задачам методов исследования.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования:
- осуществлен системный анализ системы обучения фигурному катанию в СШОР «Рассвет»;
- осуществлен поиск и проверка на практике оптимальных форм и методов обучения фигурному катанию детей разновозрастных групп;
- проверена результативность тренировочного процесса детей разновозрастных групп, направленная на формирование спортивной мотивации.
Практическая значимость исследования состоит в следующем: разработанная методика обучения фигурному катанию детей 6-12 лет в разновозрастных группах (в крытом и на открытом катке) практически реализована в отделении фигурного катания СШОР «Рассвет».
Положения, выносимые на защиту:
1. Дети, которым по медицинским показаниям разрешен допуск к соответствующим тренировкам, но которые не могут быть приняты в основные группы отделений фигурного катания спортивных школ по различным физиологическим и спортивным критериям, имеют возможность заниматься фигурным катанием в разновозрастной группе СШОР;
2. Практически доказана возможность эффективного обучения детей разновозрастных групп по фигурному катанию в системе СШОР;
3. Предложенная нами методика организации обучения фигурному катанию для детей разновозрастных групп продуктивно сказались на формировании у детей спортивной мотивации.
Отдельные разделы диссертации были представлены:
- на Всероссийском конкурсе научных статей по результатам научно-практической конференции «Инновационное социально-ориентированное развитие России» в номинации «Лучшая научная статья по направлению Педагогические и психологические исследования» (Томск, 31.10.2016);
- на Всероссийской научно-практической конференции «Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе», посвященной 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева и 60-летию основания факультета физической культуры КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск, 26.04.2017);
- на XVIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск, 16.05.2017).
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, библиографического списка, пяти рисунков, четырех таблиц, четырех приложений.
В спортивных школах организуются групповые занятия по начальному обучению фигурным катанием на коньках для детей младшего школьного возраста. В дальнейшем наиболее способные ученики продолжают занятия в учебно-тренировочных группах СШОР. В детских садах и школах, имеющих собственные катки, дети изначально распределены в группы и классы, и обучение фигурному катанию на коньках проводится по программам, соответствующим определённому возрасту учеников. Однако далеко не все детские сады и школы имеют свои катки, следовательно, остается ещё масса желающих обучаться фигурному катанию на коньках.
Свидетельством этого является факт существования спортивно-оздоровительных (коммерческих) групп обучения фигурному катанию на коньках на базе всех спортивных клубов. В таких группах занимаются дети, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят заниматься в СШОР: неподходящие антропометрические и физиологические данные; возрастной критерий (слишком маленькие или слишком взрослые для спортивной школы). Также имеет значение территориальное расположение, невозможность или нежелание посещать занятия в спортивной школе 5¬6 раз в неделю. Комплектование спортивно-оздоровительных групп проводится без учета физических данных ребенка и возраста. Для руководства клуба главным критерием при комплектовании коммерческих учебных групп, как правило, является возможность и желание клиентов посещать занятия в определённые дни и часы. А это в свою очередь зависит от ряда обстоятельств: расписания школьных уроков; совмещения занятий на катке с другими секциями; желание заниматься с определённым тренером; возможность сопровождения родителями детей на занятия.
Нередко при формировании учебных спортивно-оздоровительных групп учащихся не дифференцируют по возрастному критерию. Причиной этого является не только то, что на коммерческие группы отводится незначительное количество занятий, но и тот факт, что для формирования рентабельной группы часто не набирается должного количества детей определённого возраста. В результате, по целому ряду перечисленных причин (пожеланий клиентов и возможностей клуба), нередко образуются смешанные группы. Перед тренерами встаёт сложная задача - организовать процесс обучения на должном уровне и, отталкиваясь от критериев формирования здорового образа жизни, эффективно проводить занятия по обучению фигурному катанию на коньках в группе, сформированной из детей, значительно различающихся по возрасту, физическим способностям и уровню исходной подготовленности.
Вышеизложенное определило актуальность исследования и обусловило выделение существующих противоречий между:
- требованиями к уровню качества обучения фигурному катанию и сложившейся в СШОР «Рассвет» системе обучения;
- желанием родителей отдать ребенка в секцию фигурного катания и принципами отбора детей для специализации в фигурном катании;
- выполнением трудных элементов давно катающимися фигуристами и безопасностью нахождения на льду новичков в фигурном катании.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования «Организация обучения фигурному катанию разновозрастных групп детей в системе СШОР».
Цель исследования: выявить особенности организации и проведения занятий по обучению фигурному катанию в разновозрастной группе и разработать методику обучения фигурному катанию детей разновозрастных групп в системе СШОР.
Объект исследования: процесс обучения фигурному катанию детей разновозрастных групп в системе СШОР.
Предмет исследования: методика организации обучения фигурному катанию детей 6-12 лет в разновозрастной группе.
Гипотеза исследования: организация обучения детей разновозрастных групп в системе СШОР станет более продуктивной, если нами будет разработана и реализована методика.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ системы обучения фигурному катанию в СШОР «Рассвет»;
2. Осуществить поиск и проверку на практике оптимальных форм и методов обучения фигурному катанию детей разновозрастных групп и условий тренировочного процесса;
3. Экспериментально проверить результативность влияния тренировочного процесса разновозрастных групп на формирование у детей спортивной мотивации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- идеи воспитательного влияния разновозрастных групп на развитие личности - А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Л.В. Байбородова, В.К. Дьяченко, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова и др.
- теория организации и методики многолетней подготовки фигуристов в спортивных школах - А.Н. Мишин, И.В. Абсалямова, М.В. Ермакова и др.
- идеи начальной теоретической подготовки фигуристов - В.В. Агапова, А.В. Чудиновских и др.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
- теоретико-методический анализ спортивной, педагогической и методической литературы, учебно-программной документации, связанной с обучением фигурному катанию в СШОР;
- сравнительно-сопоставительный анализ, метод обобщения;
- метод опытно-экспериментальной апробации.
Базой исследования явились спортивные группы отделения фигурного катания в СШОР «Рассвет» в городе Красноярске.
Достоверность полученных результатов обеспечивается системным подходом к решению выделенных в исследовании задач, теоретико-методологической базой исследования, использованием адекватных поставленным цели и задачам методов исследования.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования:
- осуществлен системный анализ системы обучения фигурному катанию в СШОР «Рассвет»;
- осуществлен поиск и проверка на практике оптимальных форм и методов обучения фигурному катанию детей разновозрастных групп;
- проверена результативность тренировочного процесса детей разновозрастных групп, направленная на формирование спортивной мотивации.
Практическая значимость исследования состоит в следующем: разработанная методика обучения фигурному катанию детей 6-12 лет в разновозрастных группах (в крытом и на открытом катке) практически реализована в отделении фигурного катания СШОР «Рассвет».
Положения, выносимые на защиту:
1. Дети, которым по медицинским показаниям разрешен допуск к соответствующим тренировкам, но которые не могут быть приняты в основные группы отделений фигурного катания спортивных школ по различным физиологическим и спортивным критериям, имеют возможность заниматься фигурным катанием в разновозрастной группе СШОР;
2. Практически доказана возможность эффективного обучения детей разновозрастных групп по фигурному катанию в системе СШОР;
3. Предложенная нами методика организации обучения фигурному катанию для детей разновозрастных групп продуктивно сказались на формировании у детей спортивной мотивации.
Отдельные разделы диссертации были представлены:
- на Всероссийском конкурсе научных статей по результатам научно-практической конференции «Инновационное социально-ориентированное развитие России» в номинации «Лучшая научная статья по направлению Педагогические и психологические исследования» (Томск, 31.10.2016);
- на Всероссийской научно-практической конференции «Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе», посвященной 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева и 60-летию основания факультета физической культуры КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск, 26.04.2017);
- на XVIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск, 16.05.2017).
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, библиографического списка, пяти рисунков, четырех таблиц, четырех приложений.
По результатам проведенных опросов можно сделать следующие выводы. Влияние изменения тренировочного процесса разновозрастной группы СШОР «Рассвет» с только методом групповых упражнений на совмещение поточного метода, метода групповых упражнений и метода индивидуальных заданий положительно сказывается на работоспособности детей, желании детей быстрее и правильнее научиться выполнять те или иные элементы фигурного катания. У ребенка пропадает страх и волнение, когда его просят показать какой-нибудь элемент фигурного катания перед своей группой, в том числе и перед родителями, которые присутствуют на трибунах во время тренировочного процесса. Наглядность выполнения тренировочных упражнений детьми, занимающимися фигурным катанием несколько лет, подталкивает новичков группы быстрее начать правильно выполнять данные упражнения. Совместное катание всех детей разновозрастной группы на «раскатке» по всему катку улучшает взаимодействие всех детей в группе, способствует выработке у детей таких качеств как взаимопомощь и взаимовыручка. Сравнивая статистику посещаемости группы здоровья СШОР «Рассвет» за март-апрель 2016 года и март-апрель 2017 года, видно, что количество пропущенных занятий за каждый месяц снизилось примерно на 30-35%. Помимо этого у детей снизилось желание перейти из группы здоровья в спортивную группу СШОР, что свидетельствует о том, что произошли положительные изменения по общим условиям организации тренировочного процесса в разновозрастной группе.
Помимо тренировочного процесса, соревнований на льду, сдачи норм ОФП и СФП, а также отмечания Нового года с детьми разновозрастной группы СШОР «Рассвет» проводятся и другие мероприятия, направленные на улучшение коммуникабельности детей внутри группы:
- совместные посещения соревнований по фигурному катанию (первенства спортивных школ, открытые чемпионаты города и края), проводимых на ледовых аренах города Красноярска, а иногда и за его пределами (ледовый дворец «Факел» в поселке Подгорный);
- совместные походы в кинотеатры города на фильмы, связанные с фигурным катанием или с мотивацией к достижению наибольших успехов в спорте (как, например, отечественный фильм «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» 2016 года выпуска и отечественная мелодрама «Лёд», рассказывающая о трудностях, с которыми борется талантливая фигуристка, в итоге все же осуществившая свою мечту);
- совместное участие в городских спортивных и около спортивных мероприятиях: День зимних видов спорта в России (приурочен к открытию XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году), Детский карнавал (в честь Дня города), Сибирский фестиваль керлинга, легкоатлетическая эстафета воспитанников различных СШОР города, приуроченная к празднованию 9 мая, и прочее;
- спортивные сборы (в период летних каникул формируются группы детей для поездки в летний оздоровительный лагерь «Искра», который находится в поселке Шушенское, а также в спортивный лагерь «Факел», расположенный недалеко от Сосновоборска).
Каждый год между всеми спортивными группами СШОР проводятся соревнования по общефизической подготовки, в которых принимают участие лучшие представители каждой группы. И если в соревнованиях на первенство СШОР на ледовой площадке дети группы здоровья не могут принять участие по объективным причинам (дети разновозрастной группы по возрасту не соответствуют своим разрядам; отсутствуют занятия по хореографии, на которых ставятся программы для выступлений на соревнованиях), то в соревнованиях по ОФП они могут побороться за призы в своих возрастных категориях. Поддержать на соревнованиях своих товарищей из разновозрастной группы приходит много детей и их родителей, что также положительно сказывается на психологическом климате в группе.
В данном случае речь шла только о тех детях, которые занимаются исключительно в группе здоровья, однако в разновозрастной группе есть несколько девочек, которые ходят параллельно в 2 группы отделения фигурного катания СШОР «Рассвет» - спортивную и группу здоровья, а также в группу здоровья записана одна девочка, которая числится в спортивной группе Академии зимних видов спорта («Арена. Север»). Как правило, есть две основные причины, по которым детей записывают сразу в несколько групп отделения фигурного катания СШОР:
- родители хотят, чтобы у их детей появилась дополнительная возможность отработать элементы фигурного катания, исполнение которых вызывает у них трудности; побольше поработать над скольжением (причина дополнительной подготовки);
- родители боятся, что их дети в скором времени будут отчислены из спортивных групп отделения фигурного катания СШОР, а в группе здоровья вдруг не окажется свободных мест в этот момент (причина подстраховки).
Помимо тренировочного процесса, соревнований на льду, сдачи норм ОФП и СФП, а также отмечания Нового года с детьми разновозрастной группы СШОР «Рассвет» проводятся и другие мероприятия, направленные на улучшение коммуникабельности детей внутри группы:
- совместные посещения соревнований по фигурному катанию (первенства спортивных школ, открытые чемпионаты города и края), проводимых на ледовых аренах города Красноярска, а иногда и за его пределами (ледовый дворец «Факел» в поселке Подгорный);
- совместные походы в кинотеатры города на фильмы, связанные с фигурным катанием или с мотивацией к достижению наибольших успехов в спорте (как, например, отечественный фильм «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» 2016 года выпуска и отечественная мелодрама «Лёд», рассказывающая о трудностях, с которыми борется талантливая фигуристка, в итоге все же осуществившая свою мечту);
- совместное участие в городских спортивных и около спортивных мероприятиях: День зимних видов спорта в России (приурочен к открытию XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году), Детский карнавал (в честь Дня города), Сибирский фестиваль керлинга, легкоатлетическая эстафета воспитанников различных СШОР города, приуроченная к празднованию 9 мая, и прочее;
- спортивные сборы (в период летних каникул формируются группы детей для поездки в летний оздоровительный лагерь «Искра», который находится в поселке Шушенское, а также в спортивный лагерь «Факел», расположенный недалеко от Сосновоборска).
Каждый год между всеми спортивными группами СШОР проводятся соревнования по общефизической подготовки, в которых принимают участие лучшие представители каждой группы. И если в соревнованиях на первенство СШОР на ледовой площадке дети группы здоровья не могут принять участие по объективным причинам (дети разновозрастной группы по возрасту не соответствуют своим разрядам; отсутствуют занятия по хореографии, на которых ставятся программы для выступлений на соревнованиях), то в соревнованиях по ОФП они могут побороться за призы в своих возрастных категориях. Поддержать на соревнованиях своих товарищей из разновозрастной группы приходит много детей и их родителей, что также положительно сказывается на психологическом климате в группе.
В данном случае речь шла только о тех детях, которые занимаются исключительно в группе здоровья, однако в разновозрастной группе есть несколько девочек, которые ходят параллельно в 2 группы отделения фигурного катания СШОР «Рассвет» - спортивную и группу здоровья, а также в группу здоровья записана одна девочка, которая числится в спортивной группе Академии зимних видов спорта («Арена. Север»). Как правило, есть две основные причины, по которым детей записывают сразу в несколько групп отделения фигурного катания СШОР:
- родители хотят, чтобы у их детей появилась дополнительная возможность отработать элементы фигурного катания, исполнение которых вызывает у них трудности; побольше поработать над скольжением (причина дополнительной подготовки);
- родители боятся, что их дети в скором времени будут отчислены из спортивных групп отделения фигурного катания СШОР, а в группе здоровья вдруг не окажется свободных мест в этот момент (причина подстраховки).



