Введение 3
Глава 1. Организация учебного взаимодействия в смешанном обучении 5
1.1. Модели смешанного обучения в школе 5
1.2. Организация взаимодействия «ученик — контент» в смешанном
обучении 14
1.3. Организация взаимодействия «ученик - учитель» в смешанном обучении 17
1.4. Организация взаимодействия «ученик - ученик» в смешанном обучении 21
Выводы главы 1 25
Глава 2. Организация учебного взаимодействия в среде Moodle Cloud на примере темы «Системы счисления» курса подготовки старшеклассников к ЕГЭ по информатике 26
2.1. Отбор и организация учебного контента 26
2.2. Моделирование виртуального обучающего «присутствия» учителя 34
2.3. Формирование саморазвивающегося учебного сообщества 38
Выводы главы 2 46
Заключение 47
Библиографический список 49
Поиск новых моделей обучения, позволяющих формировать компетенции XXI века, становится актуальной задачей системы образования. Одна из таких новых форм образования — смешанное обучение (blended learning).
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [1].
Смешанное обучение предполагает опосредованный и преимущественно асинхронный характер взаимодействия в электронной среде. И это создает некоторые проблемы: отсутствие общения глаза в глаза, дефицит вербальных и невербальных средств общения могут привести к снижению мотивации учащихся к работе в электронной среде.
В связи с этим возникает необходимость формирования новых механизмов влияния учителя на процесс обучения с целью вовлечения и удержания обучающихся в электронной среде.
Электронная обучающая среда, должна обладать свойствами, восполняющими недостаток живого общения. При построении электронной обучающей среды необходимо смоделировать эффект «присутствия» преподавателя в среде в режиме 24/7 и обеспечить условия для трёх линий учебного взаимодействия: «ученик - контент», «ученик - учитель», «ученик- ученик».
Данная работа посвящена проблеме организации учебного взаимодействия в смешанном обучении при подготовке школьников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Поскольку не у каждой школы есть среда для поддержки электронного обучения, в работе показывается реализация учебного взаимодействия в среде облачной системы управления обучением Moodle Cloud, доступной каждому учителю.
Объект исследования: организация учебного взаимодействия в смешанном обучении.
Предмет исследования: организация учебного взаимодействия в среде Moodle Cloud на примере темы «Системы счисления» курса подготовки старшеклассников к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Цель работы: описать организацию учебного взаимодействия в среде Moodle Cloud для смешенного обучения при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Задачи работы:
1. Проанализировать модели смешанного обучения и выбрать модель, наиболее подходящую для организации подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
2. Изучить особенности трех линий учебного взаимодействия в смешанном обучении: «ученик - контент», «ученик - учитель», «ученик - ученик».
3. Описать процесс организации трех линий учебного взаимодействия при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ на примере темы «Системы счисления» в среде Moodle Cloud.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы учителями и частными репетиторами при организации занятий по смешанной модели.
В результате проведенной работы был исследован вопрос об организации трех линий учебного взаимодействия между преподавателем и учащимся в процессе подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ с использованием среды Moodle Cloud.
Первоочередной задачей нашего исследования было проанализировать модели смешанного обучения, и выбрать наиболее подходящую модель для организации подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ. В ходе исследования мы пришли к выводу, что для реализации нашего проекта нам подходит такая модель смешанного обучения, как «перевернутый» класс. Данная модель организации учебного процесса поможет наиболее эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике в условиях недостаточного количества часов, отводимых на аудиторные занятия.
Второй задачей нашей выпускной квалификационной работы было изучение особенностей трех линий учебного взаимодействия в смешанном обучении («ученик - контент», «ученик - учитель», «ученик - ученик»). Для достижения наиболее эффективного взаимодействия «ученик - контент», учитель должен в первую очередь правильно подобрать и организовать учебный контент, а так же спланировать учебные мероприятия. В электронном курсе должны быть предусмотрены средства для организации обратной связи. Если рассматривать такую связь, как «ученик - учитель», то главное в данной связи это организовать электронную среду таким образом, что бы учащиеся всегда чувствовали поддержку учителя. Задача учителя в организации взаимодействия «ученик - ученик» - это создание и поддержка благоприятного микроклимата и организация учебного сотрудничества внутри учебной группы.
Следующая наша задача заключалась в описании процесса организации учебного взаимодействия при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ на примере темы «Системы счисления» в среде Moodle Cloud. В процессе решения данной задачи, нами были выявлены особенности отбора и 47
организации учебного контента, моделирования виртуального обучающего «присутствия» учителя и формирования учебного сообщества с помощью элементов и ресурсов курса Moodle Cloud.
В результате проведенного исследования был разработан фрагмент курса, в котором мы постарались реализовать все три линии учебного взаимодействия. Фрагмент разработанного курса может послужить основой для создания полноценного курса по подготовке к ЕГЭ не только по информатике, но и по другим предметам. Таким образом, все поставленные цели и задачи выполнены.