Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации подготовки к основному государственному экзамену по математике обучающихся 9 класса 6
1.1 ОГЭ по математике: анализ содержания и результатов 6
1.2 Организационно-педагогические условия подготовки к ОГЭ по математике
обучающихся 9 класса 21
Глава 2. Технология организации подготовки к ОГЭ по математике обучающихся
9 класса на основе индивидуальных дорожных карт 28
2.1. Методическое сопровождение подготовки обучающихся 9 класса к основному
государственному экзамену по математике 28
2.1.1. Индивидуальная дорожная карта для базового уровня подготовки к ОГЭ 28
2.1.2. Индивидуальная дорожная карта для продвинутого уровня подготовки к
ОГЭ 34
2.1.3. Индивидуальная дорожная карта для высокого уровня подготовки к ОГЭ 40
2.2. Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 45
2.2.1. Констатирующий этап эмпирического исследования подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике 46
2.2.2. Формирующий этап эмпирического исследования подготовки обучающихся
9 класса к основному государственному экзамену по математике
2.2.3. Контрольный этап эмпирического исследования подготовки обучающихся
9 класса к основному государственному экзамену по математике
Заключение 62
Библиографический список 64
Государственная итоговая аттестация по математике является обязательной для всех российских школьников и проводится по окончании девятилетнего курса основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и по завершении одиннадцатилетнего обучения - в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) базового или профильного уровня.
Такая форма итоговой аттестации выпускников в России введена около 20 лет назад. Однако до сих пор имеются трудности в системе подготовки школьников к экзамену. В ежегодных методических отчётах о результатах ОГЭ по математике особо подчёркивается ряд недостатков математической подготовки обучающихся, среди которых - формализм в преподавании предмета. Вместо формирования осознанных математических знаний происходит механическое «натаскивание» на решение однотипных задач из открытого банка данных ФИПИ.
Самые низкие результаты обучающиеся показывают при решении задач, которые труднее всего поддаются алгоритмизации: задачи по геометрии, прикладные задачи и другие. Поиск и разработка результативных технологий подготовки школьников к ОГЭ по математике остается одной из актуальных проблем школьного математического образования. Тема выпускной квалификационной работы посвящена технологии подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по математике на основе индивидуальных дорожных карт.
Рациональная подготовка к основному государственному экзамену по математике обучающихся 9 класса требует регулярного повторения и отработки навыков. Ведь теоретические знания, а так же провалы в знаниях проявляются на практической работе. Проверка знаний и умений, обучающихся 9 класса, объясняет важность выполнения тренировочных и диагностических работ.
Вопросы подготовки к основному государственному экзамену по математике обучающихся 9 класса рассматриваются в работах отечественных педагогов, среди которых: А.А. Темербекова, И.В. Чугунов, Г.А. Байгонакова, А.Д. Блинов, В.И. Глизбург, Н. Данильцева. При подготовке учащихся к ОГЭ педагоги рекомендуют: формировать у учащихся навыки самоконтроля; развивать умения проверять ответ на правдоподобие и умения осуществлять прикидку и проверку ответа; систематически отрабатывать вычислительные навыки; формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической; учить проводить доказательные рассуждения при решении задач; учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства; учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований [1].
Гипотеза: если процесс подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ организовать с использованием индивидуальных дорожных карт, то это будет способствовать повышению качества математической подготовки.
Объект: математическая подготовка обучающихся 9 класса.
Предмет: организационно-педагогические условия подготовки к ОГЭ по математике обучающихся 9 класса.
Цель: обоснование и экспериментальная проверка результативности авторской технологии подготовки обучающихся к ОГЭ по математике.
Задачи:
1) Уточнить структуру и спецификацию контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике.
2) Проанализировать ежегодные методические отчёты о результатах ОГЭ по математике в Красноярском крае.
3) Описать организационно-педагогические условия подготовки к ОГЭ по математике.
4) Разработать методическое сопровождение подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по математике.
5) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Теоретико - методологическая основа исследования:
1. Теоретические: анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме выпускной квалификационной работы, изучение и обобщение опыта по особенностям организации подготовки к основному государственному экзамену по математике обучающихся 9 класса.
2. Эмпирические: анкетирование и беседы с педагогами, родителями, учениками; включенное наблюдение и тестирование, педагогический эксперимент, применение метода анализа данных.
База и выборка эмпирического исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 31, г. Норильск, в эмпирическом эксперименте приняли участие 25 учеников 9 - А класса.
Научная новизна исследования заключается в методической разработке и апробировании персонализированного подхода в организации процесса подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике на основе индивидуальных дорожных карт.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы педагогами в ходе организации подготовки к основному государственному экзамену по математике обучающихся 9 класса.
Структура работы: введение, теоретическая глава, практическая глава, заключение, библиографический список.
В ходе исследовательской работы по теме «Организация подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике на основе индивидуальных дорожных карт» был проведен анализ специальной литературы и нормативных документов по организации подготовки к основному государственному экзамену по математике обучающихся 9 класса. Охарактеризована специфика контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике. Уточнено основное содержание экзамена, правила организации и проведения ОГЭ.
В ходе анализа результатов ОГЭ-2022 года определены типичные ошибки и задания, с которыми не смогли справиться большинство экзаменуемых.
Охарактеризованы возможные формы организации подготовки к ОГЭ. Одной из наиболее распространенных форм подготовки является аудиторное обучение, которое включает преподавание предметов в соответствии с учебным планом и подготовку учащихся к экзамену. Другой формой подготовки является индивидуальное обучение, которое позволяет учащимся работать с учителем над конкретными темами или навыками, которые им кажутся сложными. Групповое обучение также может быть полезным, поскольку оно позволяет учащимся работать вместе и поддерживать друг друга в подготовке.
На основе персонифицированного подхода в работе представлена форма организации подготовки к ОГЭ на основе дорожных карт. Разработаны индивидуальные дорожные карты трех уровней подготовки: базовый, продвинутый, высокий. Для базового уровня подобран комплекс тренировочных упражнений и заданий для обучающихся, испытывающих трудности в изучении математики, имеющих пробелы в школьном курсе математики. Дорожные карты продвинутого уровня ориентированы на обучающихся, имеющих средний уровень математической подготовки. Дорожные карты высокого уровня подготовки - для особо мотивированных обучающихся, ориентированных на высокие результаты ОГЭ.
Для каждого уровня подготовки, согласно индивидуальным дорожным картам, проводилось специальное обучение, тренинги и тренировочные экзамены на базе общеобразовательного учреждения, с соблюдением всех правил и требований проведения ОГЭ 2023 года.
Эмпирическая часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа № 31 города Норильска. На формирующем этапе педагогического эксперимента была организована подготовка к ОГЭ обучающихся 9 класса экспериментальной группы на основе дорожных карт.
На контрольном этапе исследования проведено повторное тестирование, результаты которого свидетельствуют о результативности использования индивидуальных дорожных карт в ходе подготовки обучающихся к ОГЭ. Что подтверждает гипотезу исследования: если процесс подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ организовать с использованием индивидуальных дорожных карт, то это будет способствовать повышению качества математической подготовки.