ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ- ПОДГОТОВКИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА
1.1 Обзор научно-методической литературы 7
1.2 Особенности этапа начальной спортивной подготовки в настольном теннисе 11
1.З Психологические и физиологические особенности теннисистов 11-13 лет 19
1.4 Тактическая подготовка игрока в настольном теннисе 20
1.5 Основные направления физической подготовки теннисистов 35
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 44
2.2 Организация исследования 46
ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1 Тренировка как компонент системы подготовки теннисистов 53
3.2 Анализ результатов исследования и их обсуждение 56
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ ; 68
Актуальность. Место настольного тенниса в системе физического воспитания обуславливается, прежде всего, доступностью игры: невысокой стоимостью инвентаря и оборудования, простотой установки стола в помещении или на воздухе, легкой осваиваемостью основных правил и азов техники игры. И поэтому настольный теннис получил широкое распространение в санаториях, домах отдыха, детских оздоровительных и спортивных лагерях и т.п. Настольный теннис как средство физического воспитания нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В системе народного образования он включен в программы дошкольного и школьного физического воспитания. [36]
Настольный теннис можно рассматривать в двух направлениях. Первое направление настольного тенниса как активный отдых, то есть игра,приносящая радость движения, здоровье. Игровая деятельность способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и других жизненно важных систем человеческого организма.
Рекомендуют игру даже людям, страдающим заболеваниями дыхательной системы. А также слежение за полетом мяча - прекрасная гимнастика для глаз.
Второе направление как вид спорта. Настольный теннис является одной из увлекательных спортивных игр. Для него характерен целый ряд игровых элементов, выполнение которых требует хорошей физической подготовки, а обучение и овладение приемами способствует хорошему физическому развитию спортсмена. Систематическая тренировка помогает формировать настойчивость, смелость, решительность, честность,уверенность в себе, находчивость, быстроту мышления, изобретательность,тонкий расчет, глазомер, внимание, выдержку, волю к победе и другие ценные качества.
Однако настольный теннис - это одна из технических сложных спортивных игр. Теннисисты высокого класса демонстрируют отличную технику владения самым маленьким и самым легким в спортивных играх мячом. Современную игру характеризует большая скорость движения руки и полета мяча, мощность его вращений, и минимальное время реагирования на игровую ситуацию, значимость прогнозирования хода игры. Теннисист должен стремиться постоянно создавать выгодные для себя тактические ситуации, но т.к. соперник ставит перед собой аналогичные задачи, в каждом поединке неизбежно завязывается напряженная психологическая борьба за создание выгодных и неожиданных моментов для решительного и умелого применения задуманного или внезапного избранного действия или тактической комбинации.
«Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности».
Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами.
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности.
Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания,умение, навыки и качество тактического мышления.
Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном биде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать,выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и ИСХОД соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху. [32]
Ж.К. Холодов подразделяет два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорт а; специальная тактическая подготовка - на овладении с знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступление в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
Объект исследования: учебно - тренировочный процесс теннисистов.
Предмет исследования: тактическая подготовка теннисистов 11-13 лет на ранних стадиях технической подготовки.
Цель: исследовать эффективность применения тактических вариантов игры на ранних стадиях технической подготовки теннисистов 11-13 лет.
Задачи исследования:
1. Анализировать научно-методическую литературу по теме.
2. Обосновать применение наиболее распространенных и эффективных тактических вариантов игры в настольном теннисе на ранних стадиях технической подготовки.
3. Экспериментально выявить эффективность предложенных практических рекомендаций в учебно-тренировочном процессе.
4. Провести контрольные встречи для определения положительной динамики тактических вариантов игры на ранних стадиях технической подготовки у теннисистов 11-13 лет.
Гипотеза исследования: применение в учебно-тренировочном процессе тактическую подготовку на ранних стадиях овладения техникой игры позволит повысить результативность соревновательной деятельности спортсмена.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической обработки данных.
Практическая значимость: на основе проведенного эксперимента разработаны практические рекомендации, позволяющие оптимизировать учебно-тренировочный процесс, в частности, методика обучения тактической подготовки начинающих теннисистов.
Методологической основой работы являлись труды Амелина А.Н.,Верхошанской Н.Ю., Воробьева Г.П. и др.
Согласно поставленным задачам в ходе проведения эксперимента были получены следующие выводы:
1 Применение наиболее распространенных такта чески х вариантов игры в настольном теннисе на ранних стадиях технической подготовки теннисистов 11-13 лет определяет непредсказуемую результативность теннисной борьбы.
2. После эксперимента у ЭГ наблюдается значительное снижение выявленных ошибок перед экспериментом влияющие на тактику игры, чем у Кб. Данные сравнительного анализа показателей выполнения тактических действий игроков контрольной и экспериментальной групп, полученные в ходе -педагогического эксперимента дают основание утверждать, что применяемые тактические варианты игры являются эффективным на ранних стадиях. технической подготовки теннисистов 11-13 лет.
3. Сравнительный анализ тактических действий игроков контрольной и экспериментальной групп выявил ряд существенных различий. Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента дают основание утверждать, что применяемый комплекс Фактических вариантов игры настольный теннис является эффективным на ранних стадиях технической подготовки теннисистов 11-13 лет.
4. Результаты контрольных встреч между игроками контрольной и экспериментальной группы показали положительную динамику в использовании тактических вариантов игры в настольном теннисе на ранних стадиях технической подготовки теннисистов 11-13 лет.
1. Алексеев, А.В. Психология [Текст] / А.В. Алексеев - Ростов-на-Дону:Еникс, 2004. - с. 165.
2. Амелин, А.Н. Настольный теннис [Текст] / А.Н. Амелин, В .А. Паншин М.: Физкультура и спорт, 1985. - 132 с.
3; Байгулов, Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра [Текст]/ Ю.П. Байгулов - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 116 с. ,
4. Бальсевич, В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения [Текст] / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1996. -№211. С. 15-20.
5. Барчукова, Г.В. Теория и методика настольного 'тенниса [Текст] /Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин - М: Академия, 2006. - 229 с.
6. Барчукова, Г.В. Биомеханический анализ атакующих ударов как предпосылка формирования технико-тактических действий в настольном теннисе [Текст] / Г.В. Барчукова, В.А. Воронов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №2. С. 18-21.
7. Барчукова, Г.В. Настольный теннис / Г.В. Барчукова - М: Физкультура и спорт, 1990. - 300 с.
8. Берцик, 3.J1. Годовая подготовка [Текст] / З.Л. Берцик // Настольный теннис. - 2002. - №°3. С.
9. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт,1980. 127с.
10. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и дете:?. М.: Педагогика,1988. 224 с.
И. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта,учебник: К.: Олимпийская литература, 2002. 289 с.
12. Голенко В.А., Скородумова А.П.,Тарпищев Ш.А Азбука тенниса. М.: 2003. 135 с.
13. Голенко В.А, Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Школа тенниса. M.:2001.220 с.
14. Деманоз А.В. Краткий курс лекций по предмету «физическая
культура»: методическое пособие. Астрахань.: 1999. 55 с.
15. Жуков Г.К. Теннис: анализ игры. М.: Физкультуре. и спорт, 2001. 25
16. Иванова Т.С. Путь к мастерству: организационные и методические
осно-вы подготовки юных теннисистов. М.: 1993. 250 с.
17. Иванов, B.C. Теннис на столе [Текст] / B.C. Иванов - М:Физкультура и спорт, 1970.- 210 с.
18. Использование технических средств в учебі ю-тренировочном
процессе по. настольному теннису: методические рекомендации [Текст] / под общ. Редакцией B.C. Иванова - Минск, 1991. 322 с.
19. Ияьшжч В.И. Спорт и жизнь: учебное пособие. М.: 1995. 99 с.
20. Карпман В.Л. Сердце и работоспособность спортсмена. М.:Физкультура и спорт, 1988. 118 с.
21. Копелян, Л.С. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса в обучение занимающихся настольным теннисом [Текст] / Л.С. Копелян // Настольный теннис. - 2001.-№°3. С. 13-18.
22. Креспо М., Милей Д., учебник передового тренера: Изд. ITF, 1998. 327с.”
23. Культиясов, Ю.К. Настольный теннис [Текст] / Ю.К. Культиясов -.Минск: Беларусь, 1973. - 156 с.
24. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1999. 280 с.
25. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных теннисистов. М.: Физкультура и спорт, 1992. 214 с.
26. Настольный теннис [Текст] / под ред. Цю Чжунхуэй, Чжуан Цзяфу и др. — М.: Физкультура и спорт, 1987. - 90 с.
27. Настольный теннис [Текст] / Учебная программа для ДЮСШ и
ДЮСШОР (методическая часть). - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 17 Общая физиология человека: учебник. СПб.: «Дуэт», 1994. С. 752. ISBN 5-7П6-0022-2.
28. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М.: ACT Астрель, 2002. 863
29. Основы управления подготовкой юных спортсмеь ов: учеб.пособие; под редакцией Набатниковой М.Я. М.: Физкультура и спорт, 1982. 214 с.
30. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование
[Текст] / Под ред. Железняка Ю.Д. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
31. Петров, П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы [Текст] / П.К. Петров - М.: 2003. - 26 с.
32. Петровский, В .В. Организация спортивной тренировки [Текст] / В.В.
33. Петровский - Киев: Здоровье, 1978. - 138 с.
34. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в
олимпийском спорте В.Н. Платонов - Киев: Олимпийская литература, 1997.270 с.
35. Семенов Л. П. Советы тренерам. -М.: Физкультура и спорт, 1980.-174 с.
36. Смирнов В.М., Дубровский В .И. Физиология физического
воспитания и спорта: учебник для студентов средних и высших учебных
заведений. М.: Изд-во. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 608 с.
37. Скородумова А. П. Современный теннис: основы тренировки. М.:
Физкультура и спорт, 1997.- 164 с.
38. Скородумова А.П. Теннис. Как добиться успеха. М.: Pro-Press, 1994.176 с.
39. Скородумова А.П. Построение тренировки квалифицированных
Спортсменов в индивидуальных видах спортивных игр (на примере тенниса).:1990. 374 с.
40. Скип Синглтон. Искусство игры в теннис. М.: ООО «Издательство АСТ»; 2004.303 с.
41. Смолянников A.M. Программа образования детей по теннису. М.:2005. 105 с.
42. Солодков Д.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая.
Спортивная. Возрастная: учебник. М.: Терра - Спорт: Олимпия Пресс, 2001.519 с.
43. Стеблев А.Б. Гармония мускулов. М.: Терра - Спорт, 1991. 145 с.
44. Стефан Гейм. Физиология спорта: изд-во. иностранной литературы. М.: 2002. 590 с.
45. Суслов Ф.П. Современная система спортивной подготовки в теннисе.М.: СААМ, 1995. 98 с.
46. Теннис: примерная программа спортивной подготовки для детско -
юношеских спортивных школ; под ред. В. А. Голенко, А. П. Скородумовой. М.: 2005 г. 206 с.
47. Тылевич И.М. • Физическая подготовка в теннисе. Киев.: 1994. 256 с.
48. Учебное пособие для начинающих теннисистов. Региональный Общественный Фонд Содействия Развитию Большого Тенниса. М.: 1998. 98 с.
49. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте: учебник. М.:Физкультура и спорт, 1995. 208 с.
50. Физиология человека: учебник для вузов Физической культуры и
факультетов Физического воспитания в педагогических ВУЗах; под
редакцией В. И. Тихоревского. М. : Физкультура, образование и наука, 2001. 492 с.
51. Физическое воспитание учащихся: учебное пособие; под редакцией Н.Я. Петрова. Минск.: 1988. 148 с.
52. Фомин Н.А., Филин В . П. На пути к спортивному мастерству. М.:физкультура и спорт, 1996. 158 с.
53. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. М.: «Академия», 2000. 480 с.
54. Частные методики физической культуры: учебь • ое пособие; под редакцией JI.B. Шапковой. М.: 2004. 205 с.
55. ШапковаЛ.В. Методы физического воспитания: учеб.пособие. М.:2001. 186 н.
56. Шаипталата О.А. Слатарь нагонающега теннононта.Ы.: Теге, 2002 н.
57. Шаипталата О.А. Теннон для начинающих. Ы.: Веге, 2002. 384 н.
5г8. Шелон А.И. Ыоно-теннон. Ы.: 2002. 200 н.
59. Шелон ' А.И. От малага теннона л теннону. Ы.: Фослультура о ниарТ,2004. 358 н.
60. Шахон Б.А. Теннон т ниартотных шкалах. Ы.: Фозлультура о ниарт,2005. 160 н. ‘
61. Шурталат С . И. Ваниотаное т ниарте. Ы.: 1996. 256 а.
62. Янгул В.Н. Теннон. Прантые онтоны мантернтта. Ы.: 2001. 177 н.
63. Янгул В.Н. 12 уралат теннона. Ы.: Терра-Сиарт, 1999. 30 н.
Интернет ресурсы:
2. http://sportvnutritebia.ru/sport-vnutri-tebia/ob-avtore/
3. http://sportvnutritebja.ru/tag/ taktika/
4. http 7/sportvnutritebi a.ru/tag/urok/
5. https://vk.com/topic/