ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие «описательная речь» детей: психологический и психолингвистический аспекты 6
1.2 Формирование описательной речи в онтогенезе и дизонтогенезе 10
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1 Особенности формирования описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи …15
2.2 Анализ методов по формированию описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Одним из необходимых условий полноценного развития личности является умение пользоваться в общении грамотной и выразительной речью. Кроме того, сформированная импрессивная и экспрессивная речь - залог успешного обучения ребенка в школе. Проблема развития связной речи дошкольников - одна из наиболее актуальных проблем как в дошкольной педагогике в целом, так и в логопедической практике. У детей с общим нарушением речи (ОНР) отмечаются трудности в овладении навыками связной контекстной речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы и несформированностью ряда психологических предпосылок.
Нарушение речи при ОНР является ведущим дефектом, однако помимо этого отклонения в развитии различных сторон речи влияет на все психическое развитие ребенка и требует как можно более раннего вмешательства, пока речь, как и все развитие ребенка в целом, «пластично» и легко поддается коррекции. Без грамотно выстроенной работы по развитию речи ребенок становится неуверенным в себе, пассивным, застенчивым, проявляет раздражительность и грубость в отношении окружающих, что с возрастом лишь усугубляется.
Описание - одна из самых трудных для усвоения форм речи. Л. А. Пеньевская отмечает, что дети самостоятельно не вводят в свои рассказы элементы описаний. В исследованиях Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой и Т. Б. Филичевой, В. П. Глухова содержатся данные о том, что составление рассказа-описания вызывает наибольшие трудности у детей с ОНР. В. К. Воробьева подчеркивает, что трудности обучения описательной речи связаны также с тем, что внутренняя смысловая организация описательного связного сообщения не имеет жесткой программы, а носит условный, субъективный характер и зависит от последовательности выделения качеств предмета или характеристик явления в зависимости от целей коммуникации.
На данный момент существует довольно обширное число научных работ по исследуемой нами проблеме, представленных в трудах В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, К.Д. Феофилактовой и многих других ученых.
Говоря непосредственно об описательной речи, как об одном из компонентов речи в целом, важно подчеркнуть, что она играет ключевую роль в формировании способности к общению и мыслительной деятельности, и является важным инструментом когнитивного развития. Описательная речь помогает детям с ОНР структурировать свои мысли, выражать свои наблюдения и идеи, а также улучшать свои навыки восприятия и понимания окружающего мира.
В контексте общего нарушения речи, анализ состояния описательной речи у детей дошкольного возраста становится актуальным для разработки эффективных методов коррекции и обучения.
Объект исследования – формирование состояния описательной речи у детей дошкольного возраста. с ОНР.
Предмет исследования – методы по формированию состояния описательной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования – теоретическое обоснование проблемы формирования описательной речи у детей дошкольного возраста с ОНР и анализ методов формирования описательной речи дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность понятия «описательная речь» детей в психологическом и психолингвистическом аспектах.
2. Выявить особенности формирования описательной речи в онтогенезе и дизонтогенезе.
3. Определить специфику формирования описательной речи детей с ОНР.
4. Проанализировать методы формирования описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
В курсовой работе использованы методы, адекватные предмету исследования: теоретические методы (изучение и анализ научной литературы, теоретический анализ методической литературы).
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает в себя: введение, две теоретические главы, заключение, список использованных источников.
В ходе теоретического анализа проблемы формирования описательной речи у детей дошкольного возраста мы изучили характеристику языковой способности, описательной речи, а также особенности формирования устной и письменной речи, определив значимость речевой деятельности в развитии ребенка и ее влияния на личностное становление индивида. Исходя из трудов А.М. Леушиной, А.Р. Лурии, Р.С. Немова, Т.Б. Филичева, мы отметили, что отклонения в развитии речи могут влиять на обучение, социализацию и эмоциональное благополучие ребенка, что особенно важно учитывать в контексте обучения детей с ОНР.
Под ОНР при этом понимается сложное и многоаспектное явление, которое требует индивидуализированного и мультидисциплинарного подхода к диагностике и коррекции. Важно понимать, что успешность преодоления речевых нарушений во многом зависит от раннего выявления проблемы, а также от систематической и целенаправленной работы специалистов вместе с родителями. ОНР не является непреодолимым барьером на пути развития ребенка, но требует внимательного и ответственного отношения со стороны взрослых, готовых поддерживать и стимулировать развитие его речевых навыков на каждом этапе взросления.
На следующем этапе теоретического анализа мы определили, что онтогенез описательной речи в дошкольном возрасте – это сложный и многоступенчатый процесс, требующий активного участия ребенка и поддержки со стороны взрослых. Кроме того, данный процесс не только способствует развитию языковых навыков, но и играет важную роль в общем когнитивном и социально-эмоциональном развитии ребенка. Взрослые, осознающие эту значимость, могут оказать неоценимую помощь в развитии описательной речи, создавая богатую языковую среду и стимулируя интерес к словам и рассказам с раннего возраста.
Тем не менее, работы А.Н. Корнева, Д. Б. Эльконина и других ученых позволили определить, что формирование описательной речи в условиях дизонтогенеза требует особого, комплексного подхода. Исходя из этого, мы определили, что эффективность коррекции и развития описательной речи во многом зависит от своевременности начала коррекционной работы, а также от согласованных усилий специалистов, родителей и самого ребенка. Важно помнить, что каждый ребенок обладает уникальным потенциалом, и ключ к успешному развитию описательной речи лежит в индивидуальном подходе, учете личных интересов и предпочтений, а также в создании поддерживающей и понимающей среды.
На заключительном этапе теоретического исследования мы проанализировали несколько методов формирования описательной речи у дошкольников с ОНР, опираясь на разработки В.К. Воробьевой, Р.И. Лалаевой, А.В. Чулковой, которые содержат различные упражнения в формах рассказа, диалога, беседы, ответов на вопросы. Рассмотренные нами методы формирования описательной речи у дошкольников с ОНР активно используются современными специалистами при работе с детьми с нарушениями речи. Таким образом, поставленные перед началом исследования цели и задачи были реализованы в полной мере.
1. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках [Текст] / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская // Дефектология. – 1987. – № 6. – С. 32-37.
2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст]/ Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 144 с.
3. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. – 158 с.
4. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития [Текст]: Монография. – Изд. 2-е, исправ. и перераб. ‒ М.: В. Секачев, 2014 – 537 с.
5. Емельянова И.Д., Маркова С.В. Развитие речи в условиях дизонтогенеза [Текст]: учебное пособие. – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2019 – 182 с.
6. Ермакова, Е. В. Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования [Текст]: монография, 2-е изд. / Е. В. Ермакова, А. А. Ворожбитова. – М. : Флинта, 2014. – 154 с.
7. Жинкин, Н. И. Язык – речь – творчество [Текст]: исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин – М. : Лабиринт, 2008. – 366 с.
8. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст]: пособие для психолого-педагогических комиссий / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик – М. : ВЛАДОС, 2013. – 109 с.
9. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб.: Педагогика, 2016. – 380 с.
10. Карташова, К. С. Общая психология. Речь. Деятельность. Сознание. Системный подход, объяснительные принципы в психологии: учеб.-метод. пособие [Текст] / К. С. Карташова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017.
11. Ковригина, Л. В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития: учебно-методический комплекс [Текст] / Л. В. Ковригина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011 – 170 с.
12. Леонтьев, А. А Основы психолингвистики [Текст] / А. А Леонтьев. – М. : Академия, 2015. – 288 с.
13. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А. А. Леонтьев – Воронеж: МОТЭК, 2001. – 448 с.
14. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия; под ред. Хомской. – М., 2013. – 165 с.
15. Немов, Р. С. Психология. [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Психология образования, 2-е изд. / Р. С. Немов – М.: ВЛАДОС, 1995. – 417 с.
16. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева; под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 2010. – 94 с.
17. Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Текст]: моногр. / З.В. Поливара. – Тюмень: ТюмГУ, 2007. – 112 с.
18. Ступак, Л. В. Онтогенез диалогической речи [Текст] / Л. В. Ступак // Специальное образование. – 2012 – №3 – С. 109-113.
19. Тютюева, И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И. А. Тютюева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 – Т. 2 – С. 91–95.
20. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи: логопедическая тетрадь [Текст] / Т. А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 47 с.
21. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова.– М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. – 256 с.
22. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.
23. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева. 2014 – 256 с.
24. Якубинский, Л. Л. О диалогической речи // Русская речь [Текст] / Л. Л. Якубинский, Л. В. Щерба; под ред. Л. В. Щербы // Издание фонетического института практического изучения языков, 1923. – С. 96-195.