Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики самовольных уходов подростков в процессе социальной реабилитации 6
1.1. Психология самовольных уходов в подростковом возрасте 6
1.2. Традиционные и инновационные способы профилактики самовольных
уходов в современной воспитательно-реабилитационной практике 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Экспериментальное изучение эффективности применения элементов танцевальной терапии в профилактике самовольных уходов подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра 26
2.1. Изучение типологических характеристик личности безнадзорных
подростков 26
2.2. Принципы построения программы социально-психологического
тренинга с элементами танцевальной терапии для подростков в условиях социально-реабилитационного центра (направленность - профилактика самовольных уходов) 30
2.3. Результаты и эффекты экспериментальной работы 40
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список литературы 48
Приложение А 51
Приложение Б 76
Приложение В 81
Приложение Г 83
Приложение Д 87
В России на конец 2014 - начало 2015 года число детей, оставшихся без попечения родителей 621 774 человек, это 2,19% от всего детского населения России. Официальная статистика детей, совершающих самовольные уходы или побеги отсутствует, ввиду трудности их учета. Возможно зафиксировать количество детей попадающих в полицейский участок, или по заявлению родителей, однако ни того ни другого может не случиться.
Угроза безнадзорности детей заключается в том, что дети становятся неприспособленными к общественной жизни, вынужденная безнадзорность помещает их в такие условия, в которых они заботятся буквально лишь о выживании. Ни о каком становлении личности и реализации потенциала не идет речь. Дети без родительской заботы попадают в криминальные организации, где занимаются деятельностью, наносящей вред для здоровья, как психического, так и физического. Таков портрет будущего члена общества, соответственно таким будет и будущее страны.
Многие дети вынуждены убегать из дома, спасаясь от асоциальной нездоровой обстановки в семье.
Таким образом, в современной психологии одним из приоритетных направлений продолжает оставаться проблема безнадзорности и как следствие детское бродяжничество. Система профилактики бродяжничества в настоящее время хоть и является неплохо организованной, проводится работа во всех структурах и сферах, организуется взаимодействие между государством и обществом, однако задействуются не все ресурсы и проблема остаётся не решенной. Необходимы усилия для работы по предупреждению бродяжничества в любых направлениях: главная работа ведется с семьей, детско-родительскими отношениями, разрабатываются законы для поддержания семьи. Производится её взаимодействие со школой, уделяется внимание взаимоотношениям с учителями и сверстниками.
Большое внимание уделяется планированию досуга, т.к. досуг - это может быть единственная площадка, в случае неблагополучия в семье и коллективе сверстников, где есть возможность самосовершенствования и развития. Досуг позволяет ребенку окунуться в новую атмосферу, забыть о проблемах и получить радость и удовольствие от процесса. Чаще всего досуговая деятельность связана с творчеством. Чувство удовлетворения и удовольствия от своей деятельности имеет большой терапевтический эффект. Однако не все чувства и эмоции можно выразить с помощью слов, поэтому популярной формой работы становится арт-терапия. Её использование позволяет перевести имеющуюся проблему на бессознательный уровень и проявить глубинные чувства через символическое выражение художественных форм.
Танцевальная терапия является одним из направлений арт-терапии. Наше тело отражает все когда-то прожитые нами события, пережитые эмоции остаются с нами навсегда в виде телесных стереотипов и мышечных зажимов. Для достижения желаемых психических изменений с помощью танца мы задействуем механизмы свободного выражения, более глубокого чувствования, нежели использование вербальной терапии.
Однако, в работе с безнадзорными детьми танцетерапия широко не используется, очень мало исследуется её роль в профилактике безнадзорности. Таким образом целью нашей работы стало выявление эффективности применения социально-психологического тренинга с элементами танцевальной терапии в профилактике самовольных уходов детей подросткового возраста.
Объектом исследования являются самовольные уходы из социального учреждения, как форма отклоняющегося поведения безнадзорных подростков.
Предметом исследования является профилактика самовольных уходов подростков средствами социально-психологического тренинга с применением элементов танцевальной терапии.
Задачами исследования является:
1. Описание феномена самовольных уходов
2. Изучение влияния подросткового возраста на появление случаев самовольных уходов
3. Исследование типологических характеристик подростков, влияющих на появление случаев самовольных уходов
...
При рассмотрении проблемы самовольных уходов детей подросткового возраста важным являются особенности этого возраста, непосредственно влияющие на формирование склонности к бегству, на специфику профилактической и коррекционной работы. Одной из определяющих характеристик для профилактической работы, на наш взгляд, является стремление подростка к самостоятельности, его желание автономности и независимости. Учет специфики возраста в профилактической работе позволяет действовать в интересах ребенка исходя из его потребностей. Досуговая деятельность, выбранная нами как основа для профилактики самовольных уходов, позволяет удовлетворить потребность подростка в самостоятельности, т.к. досуг является добровольной деятельностью.
Так же досуговая деятельность, своей организацией позволяет развивать те типологических характеристики, которые, как мы выявили в исследовании, способствуют появлению склонности к побегам:
1. Низкая самооценка.
2. Не принятие контроля над собой.
3. Отсутствие потребности в признании обществом.
4. Отсутствие доверия.
Занимаясь досугом в группе сверстников, где отношения неформальны, но в тоже время находятся под вниманием педагога, грамотно выстраивающего взаимоотношения с детьми и вовремя корректирующего отношения детей друг к другу, подростки могут быть откровенны и открыты, как в компании друзей. В процессе такого непринужденного общения подростки осознают себя, досуг позволяет им общаться со сверстниками, получать от них обратную связь, отводя на задний план взрослых родных или учителей. Осознавая собственные возможности и достоинства формируется адекватная самооценка.
В таком общении сравниваются привычные и новые одобряемые поступки, складываются новые мотивы, более приемлемого поведения, и одобрение которых становится важным для него, в том числе и новым значимым взрослым. Складывающиеся искренние отношения между педагогом и подростком со временем формируют доверие к нему, а через него и ко всем взрослым.
Досуг подразумевает под собой творческие виды деятельности, одним из которых является танец. Занятия танцевальной терапии являются эффективным средством профилактики и коррекции, позволяет не только развивать умение танцевать, но воздействовать на психические процессы, формирование личностных качеств и межличностных отношений.
Так танец помогает решать проблемы взаимодействия и межличностных отношений. Подростки, склонные к побегам как мы выяснили в основном из неблагополучных семей, это дети, которые не получили необходимой поддержки и любви. Они отгораживаются от всех, замыкаются в себе. Проблемы в общении, имеющиеся у безнадзорных детей, с помощью благоприятной обстановки на занятиях возможно решить, т.к. занятия проводятся не индивидуально, а в группе. Танец позволяет сделать акцент на человеческих взаимоотношениях, проработать чувства недоверия, страха и т.п. к другим людям и как итог, выйти из изоляции, обнажить свои чувства.
На основе заложенных в досуговой деятельности и танцевальной терапии потенциалов воздействия на специфические черты подростков, склонных к бродяжничеству, была составлена и апробирована программа занятий. Целью программы являлось снижение случаев самовольных уходов среди детей подросткового возраста, посредством танцевально-двигательной терапии.
Предварительно у всех респондентов с помощью тестов были собраны данные по показателям самооценки, принятия контроля над собой, потребности в признании обществом, доверия окружающим. Диагностика по тем же показателям проводилась после проведения всех занятий танцевальной терапии.
...
1. Абросимцева О.Б., Пчелинцева Ю.А. Дети с особенностями поведения.
- Красноярск: краевое государственное бюджетное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания». - 2-е изд.,исправленное и дополненное. - 2010. - 76 с.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: Учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2006.
3. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 1995. № 2.
4. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. — М.,1991.
5. Айрапетянц В.А. Функциональная межполушарная асимметрия у детей на ранних этапах онтогенеза. /В кн. Взаимоотношение полушарий мозга. — Тбилиси, 1982
6. Байтуменова А. Г, Волынкин В. И. Профилак-тика самовольных уходов в условиях реабилитацион-ных центров // Гуманитарные исследования Астрахань: Изд-во Астраханского государственного университета, 2014. № 2 (50). С. 129-132.
7. Беличева С. А. Основы превентивной психоло-гии. М.: Социальное здоровье России, 1994. - 221 с.
8. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. Хрестоматия. 2-е изд., испр., М.: Когито-Центр, 2001.
9. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении (опыт комплексного анализа)./Авт. коллектив: Н.М. Байков, Л.В. Каширина, Ю.В. Березутский, Н.П. Сидорова, Л.К. Золотарева, М.А. Сидорова, Н.В. Нозикова, В.Н. Шиян, В.В. Миндогулов, Л.С. Чурилова. Хабаровск: ДВАГС, 2002. - 104 с.
10. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие/
Т.А.Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.
11. Глаголева А.В. Проблемы детей, склонных к бродяжничеству. - М.: Приор, 2005. - 100 с.
12. Гренлюнд Э.. Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия. Теория, ме тодика, практика. — СПб.: Речь. 2004
13. Деева Е.В., Дружинина А.А., Исследование причин и диагностика самовольных уходов несовершеннолетних из семей // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов. 2014 №12 С.260-268.
14. Дементьев, И.Ф. Социальное сиротств: генезиз и
профилактика/И.Ф.Дементьев. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.
15. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А. П. Майорова. - М. : Инфра-М, 2001. - 316 с
... всего 32 источников