ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С
ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ 6
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» в психологопедагогической литературе 6
1.2. Экспериментирование как средство познания окружающего мира
детьми старшего дошкольного возраста 14
1.3. Особенности организации детского экспериментирования с
объектами неживой природы в условиях дошкольной образовательной организации 18
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ 24
2.1. Диагностический инструментарий изучения исследовательских
умений детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Планирование и реализация развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с
объектами неживой природы 31
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ ее
результатов 42
Выводы по Главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность исследования. Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования важной задачей является совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми за счет исследовательской деятельности и организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей творческую активность ребенка и способность к полной реализации себя.
Стоит отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребенка, а также как одну из задач образовательной области «Познавательное развитие».
Очень важно отметить, что на сегодняшний день наше общество имеет необходимость в творческой личности способной не только видеть проблематику, но и способную проявлять исследовательскую инициативность в разрешении актуально значимой трудности. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).
С точки зрения ученого А. В. Запорожца: «Познавательноисследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне - через побуждение, но и изнутри - путем построения деятельности, педагога и ребенка».
Таким образом, научный поиск эффективных средств развития исследовательской деятельности дошкольников - это актуальная проблема, требующая теоретических и практических решений.
Существует противоречие между необходимостью формирования познавательной активности старших дошкольников в реальной практике дошкольной организации и недостаточным развитием материальнометодических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать
педагогические условия развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект: исследовательские умения детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами не живой природы.
Гипотеза исследование: развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами не живой природы будут способствовать специально организованные педагогические условия:
1. взрослыми поддерживается и стимулируется умение дошкольников включиться в исследовательскую деятельность;
2. создается необходимая предметно-пространственная среда для проявления собственной самостоятельности, активности в совместной со взрослыми исследовательской деятельности;
3. осуществляется взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по приобщению детей к исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать подходы к проблеме развития исследовательских умений детей старшего дошкольного.
2. Обосновать сущность экспериментирования как средство познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста и выявить особенности организации детского экспериментирования с объектами неживой природы в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Провести диагностику развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста и проанализировать полученные данные.
...
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что:
1. В контексте нашего исследования, рассматривая особенности формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, мы будем разделять позицию А.И. Савенкова: умения видеть проблемы, умения вырабатывать гипотезы, умения наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения [59].
2. Многие авторы, занимавшиеся вопросами развития дошкольников, обращали свое внимание на исследовательскую деятельность, придавая ей большую значимость. В нашей работе, мы опираемся на понятие Е.В. Титова, который считает, что исследовательская деятельность может стать перспективным средством для развития не только собственной инициативы ребенка, но и его способностей в творчестве, увеличению самостоятельности и стимуляции мотивации в познании [20].
3. Следует обратить внимание, что именно в старшем дошкольном
возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской деятельности детей: развитие мыслительных
способностей (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко), развитие познавательных интересов (Л.М. ранее Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), продуктивное развитие (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулин, Н. Ветлугина) и творческая деятельность (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширяющие взаимодействие старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О. Афанасьев), формирование элементарного планирования и прогнозирования (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес). Все это создает реальную основу для развития исследовательских навыков у старшего дошкольника и улучшения его познавательной деятельности. Когнитивная исследовательская деятельность дошкольника может проявляться в виде так называемых детских экспериментов с предметами, способности видеть проблему. У детей развивается одно из основных умений исследователя - умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы.
Подводя итоги предпринятому нами теоретическому анализу условий развития детского экспериментирования, можно заключить, что создание необходимой для экспериментирования предметно-развивающей среды в группе детского сада и поддержка и стимулирование взрослым стремления дошкольниковк экспериментированию с учетом интересовдетей могут рассматриваться в качестве основных условий.
В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к достижению поставленной цели: выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Анализ теоретических положений позволил представить результаты экспериментального исследования, проведенной на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска. Выборка включала в себя детей старшего дошкольного возраста в количестве 30 человек, 15 из них - экспериментальная группа и 15 человек - контрольная группа.
Анализ материалов позволил нам выделить методики как инструментарий для нашего исследования: методика «Выбор деятельности» (автор Л.Н. Прохорова) и дидактическая проективная методика «Сахар» (втор Л.Н. Прохорова).
Таким образом, исходя из полученных данных по результатам двух методик, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп недостаточно сформирована мотивация на исследовательскую деятельность и у большинства из них не выражено умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, не сформировано умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Следовательно, встала необходимость планирования и реализации развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
С целью подтверждения эффективности запланированной и реализованной работы, был проведен завершающий этап опытноэкспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп и использовались те же методики, что и на констатирующем этапе, были полученные следующие результаты: исходя из результатов методики «Выбор деятельности» (автор Л.Н. Прохорова), как до формирующих мероприятий (62%), так и после (51%) является игровая. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.
...
1. Абакелия Н.П. Зависимость формирования мыслительной деятельности старших дошкольников от средств ее осуществления.Автореф. дис... псих.наук. М.:АСТ, 2011. 21 с.
2. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно - исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. №12.6. С. 1- 6.
3. Алексеенкова Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста. М.: Компания спутник +, 2011. 49 с.
4. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М .: Наука, 2013. 335 с.
5. Андреев В.И. Приемы занимательности на уроках математики. Начальная школа. 2008. № 4. С. 45-47.
6. Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 19с.
7. Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 2011. №3. С. 123-127.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 523с.
9. Власова Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ // Информационно - методический и научно - педагогический журнал. Приложение № 4. 2011. С. 24-36.
10. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 192 с.
11. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии: Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. М.: Педагогика, 2010. 504 с.
12. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий». М.: Б. и., 1965. 51 с.
13. Геращенко Л.И., Степанова Н.А. Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-3. [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17523 (дата обращения 18.07.2018).
14. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. 2016. №3. С. 88-93.
15. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. 1998. № 10. С. 22.
... всего 68 источников