Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-х КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «Я В МИРЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Работа №170289

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ .... 6
1.1. Понятие ценностных ориентаций в психологии 6
1.2. Психологические особенности обучающихся старшего школьного
возраста 14
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ 33
2.1. Организация и проведение предпроектного исследования 33
2.2. Содержание проекта по развитию ценностных ориентаций обучающихся
10-х классов «Я в мире жизненных ценностей» 40
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57


Актуальность исследования. В современном российском обществе идут противоречивые процессы, связанные с изменением его сущностных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что в их ходе осуществляются пересмотр и переосмысление ценностей. На фоне происходящих социальных событий необходимо всестороннее и комплексное исследование ценностных ориентации обучающихся.
Проблема ценностных ориентаций личности все больше привлекает к себе внимание ученых, поскольку система личностных и общественных ценностей человека отражает его потребности и установки, влияющие на формирование жизненных целей, определение способов их достижения, а также построение собственной профессиональной модели деятельности в социуме. Данный психологический феномен изучался, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. Значительный вклад в исследование ценностных ориентаций внесли: В.Я. Ядов, К.А. Абульханова- Славская, М. Рокич, Ш. Шварц, Д.А. Леонтьев и др.
Актуальность изучения ценностных ориентации обучающихся старших классов является появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психологопедагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентации личности в подростковом и юношеском возрасте (В.А. Ядов, А. Адыкулов), роль ценностных ориентации в механизме социальной регуляции поведения (Мерлин B.C., Шаров А.С.), взаимосвязь ценностных ориентации с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности (И.В. Дубровина, К.Д. Шафранская), с профессиональной направленностью (В.С. Собкин, В.А. Попов), самопониманием (А.В. Романова), семейными взаимоотношениями (М.А. Токмакова), локусом контроля и авторитаризмом (Н.А. Дьяконова) и другие исследования.
Установлено, что сенситивным и значимым для формирования ценностных ориентации является период обучения в старших классах, поскольку именно в раннем юношеском возрасте оказываются сформированными их основные психологические предпосылки: достаточный уровень рефлексии, осознанности жизненного опыта и произвольного поведения, а также направленного поведения на решение основных задач развития в данный период. Кроме того, это возраст поиска личностных смыслов, становления мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности (Г.А. Вайзер, Н.Л. Карпова. Д.А. Леонтьев и др.). Важность юношеского возраста для формирования ценностных ориентаций, приобретения и осознания жизненных ценностей отмечается многими исследователями (А.А. Бодалев, Г.А. Вайзер, H.JI. Карпова, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский и др.).
Цель исследования - развитие ценностных ориентаций обучающихся десятых классов посредством проекта «Я в мире жизненных ценностей».
Объект работы: ценностные ориентации обучающихся десятых классов.
Предмет работы: проект «Я в мире жизненных ценностей» как средство развития ценностных ориентаций обучающихся десятых классов.
Исходя из цели, были поставлены задачи работы:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития ценностных ориентаций обучающихся десятых классов.
2. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций обучающихся десятых классов.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного теоретико-эмпирического исследования ценностных ориентаций обучающихся 10-го класса с последующей разработкой проекта по развитию их ценностных ориентаций «Я в мире жизненных ценностей» и последующего теоретического осмысления его результатов можно подвести общие итоги.
Данное исследование предлагает свой взгляд на проблему развития ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте.
Система устойчивых ценностных ориентации личности является показателем того, что можно ожидать от человека. О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. Понимание особенностей системы ценностных ориентации в старшем школьном возрасте очень важно для работы педагогов и психологов с данным возрастом, а также при разработке коррекционных и развивающих программ.
В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что старший школьный возраст является наиболее значимым для процесса становления ценностных ориентаций старшеклассников, так как именно в этот период происходит естественное развитие самосознания личности; что предполагает и поиски ответов на вопрос о ценностях и смысле собственного существования.
Разработанный нами комплекс методик, позволил проанализировать уровень развития ценностных ориентаций старших школьников. На этапе предпроектного исследования были использованы методики диагностики: методика «Иерархия удовлетворение жизненных ценностей» (Г.В. Резапкина) и опросник Ш. Шварца для изучения ценностей личности.
Проведя комплексную диагностику смысложизненных ориентаций и особенностей личностной рефлексии старших школьников, мы получили следующие результаты:
На уровне нормативных идеалов подростков показало, что для них характерно принятие и уважение традиций и обычаев, а также следование им; проявление понимания, терпимости в общении с людьми, уважение их прав. Подростки не всегда готовы к самостоятельному приятию решений, но им важно преуспеть в учебной деятельности и успешно продолжить свое образование и развитие.
На уровне индивидуальных приоритетов обучающихся 10 класса показало, что обучающиеся проявляют понимание, терпимость в общении с людьми, уважение их прав, но не готовы к самостоятельному приятию решений, осуществлению действий, готовы подчиняться, обладают невысоким уровнем самодисциплины, успешная деятельность не занимает лидирующих позиций в их жизни.
Обучающиеся акцентируют внимание на здоровье как важном фактор полноценной жизни и успешной профессиональной карьеры. Здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек помогают им достигать своих целей, хотя само здоровье не является самоцелью. Для старшеклассников важна семья.
Соответственно особенностям выбранного для эмпирического исследования возраста (старшие школьники) в качестве формы реализации проекта нами был выбран тренинг. Программа тренинговых занятий отражала последовательное прохождение этапов развития ценностных ориентаций через реализацию модулей:
Модуль «Учимся общению» направлен на формирование у подростков действовать в системе межличностного общения и преодолевать коммуникативные барьеры, возникающие в его процессе.
...


1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор
жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал, 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
2. Амонашвили Ш.А. Гуманистическая основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 2010. 560 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
4. Андреева О.И. Феномен лидерства. М.: Освита, 2004. 312 с.
5. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования, 1996. Вып. 6. С. 32-35.
6. Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск: Слово, 2009. 156 с.
7. Асташова Н.А. Учитель проблема выбора и формирование ценностей. М.: НПО «МОДЭК», 2000. 147 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2008. 464 с.
9. Бойко В.Ю. Типология ценностных позиций и состояние кризисного сознания // Ценности социальных групп и кризис общества: Сб. ст. / Отв. ред. Н.И.Лапин. М: Просвещение, 1991. С. 59-69.
10. Бурумбаева Л.М. Становление эмоционально-ценностных ориентаций студента в образовательном процессе. Автореферат дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 16 с.
11. Газман О.С. Концепция педагогической поддержки. М.:
Просвещение, 2001. 351 с.
12. Гуркина А.Л. Основы формирования ценностных ориентаций
личности // Молодой ученый. М., 2016. № 26 (130). С. 648-651.
URL: https://moluch.ru/archive/130/35994/ (дата обращения: 09.05.2021).
13. Дрозд К.В., Киселева И.А. Разноуровневые педагогические события как формы реализации внеклассной деятельности социокультурной направленности в условиях воспитательного пространства школы // Педагогические поиски в образовательных учреждениях. Вып. 7. Владимир: ВГПУ, 2007. С. 118-129.
14. Забродский Н.Н. Возрастная психология: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. К.: МАУП, 2002. 104 с.
15. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М: Наука, 1986. 223 с.
... всего 54 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ