Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИКТОРИНЫ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №170280

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы интерактивного обучения 9
1.1. Сущность и основные признаки интерактивных методов обучения 9
1.2. Классификация интерактивных методов обучения, их основные
преимущества и недостатки 15
1.3. Сущность игровых методов обучения и место викторины в системе игровых
методов обучения 19
Глава II. Практическое применение интерактивной викторины на занятиях по
финансовой грамотности 27
2.1. Организация проведения педагогического эксперимента 27
2.1.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента 29
2.1.2. Формирующий этап педагогического эксперимента 33
2.1.3. Контрольный этап педагогического эксперимента 34
2.2. Методика разработки и проведения интерактивной викторины по
финансовой грамотности 47
2.3. Разработка методических рекомендаций для учителей по применению
интерактивной викторины 70
Заключение 75
Библиографический список 78
Приложение А 82
Приложение Б 83
Приложение В 87
Приложение Г 89
Приложение Д 91
Приложение Е 93

В современном мире происходит становление новой системы образования: реализуются существенные изменения как в педагогической теории, так и в практике учебно-воспитательного процесса. Поэтому внедрение современных методов обучения, а в частности, интерактивных методов, в школьном образовании на сегодняшний день является довольно распространенной практикой. Сегодня одной из главных задач общеобразовательной школы является формирование полноценной личности, которая будет способна реализовать себя во взрослой жизни. В современных, быстро меняющихся условиях актуальными ориентирами образования становятся не только усвоение совокупности определенных знаний, но и всестороннее личностное развитие школьника, раскрытие в полной мере его творческого потенциала. В таких условиях приоритетной задачей учителя становится создание в образовательном процессе таких условий, которые смогли бы посодействовать ребенку в развитии его творческого потенциала, обеспечить его общекультурный, личностный и познавательный рост. В рамках образовательного процесса необходимо развить у обучающихся не только стремление к получению новых знаний, но и навыки их применения в практической деятельности.
Для достижения выдвигаемых на современном этапе развития общества целей всестороннего развития личности обучающихся широко применяются интерактивные методы обучения, необходимость использования которых обусловлена тем, что в сравнении с традиционными методами обучения они способствуют более успешному овладению обучающимися знаниями, формированию творческого личностного потенциала, способности к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности не только в период обучении в школе, но и в течение всей жизни. Эти качества помогают современному школьнику перейти от формального пассивного выполнения заданий к активной познавательной деятельности с формированием собственного мнения в ходе решения поставленных вопросов и задач.
Введение в общую практику использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО)1, во многом ориентированного на становление личностных характеристик обучающихся школы, которые можно наиболее полно развить только при использовании интерактивных методов обучения. Среди личностных характеристик («портрет выпускника школы»), которые невозможно развить без применения в образовательном процессе интерактивных методов обучения можно выделить следующие:
• креативный и критически мыслящий. активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
• мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
• готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно­исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
• уважающий мнение других, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
• мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Актуальность исследования заключается в повышении роли информационной компетентности обучающихся в уровне их образованности, превалировании в современном мире всестороннего развития личности, познавательного и творческого потенциала над простым усвоением знаний. Развитие современного информационного общества вводит в общую практику использование новых интерактивных методов обучения, которые в сравнении с традиционными методами в большей степени увязаны с природой педагогического процесса, а также позволяют моделировать конструктивное и продуктивное педагогическое взаимодействие.
Интерактивные методы обучения как теоретическая основа современной педагогической науки описаны в различных учебниках и пособиях, в том числе в
учебно-методическом пособии «Интерактивные методы обучения», «Технологии интерактивного обучения» С.С. Кашлева2; пособиях «Интерактивные технологии обучения: теория, практика, опыт» и «Современный урок. Интерактивные методы обучения» Е.И. Пометун, Л.В. Пироженко3. Новые подходы в интерактивном обучении были выдвинуты и рассмотрены в работе Н.Г. Суворовой «Интерактивное обучение: новые подходы»4. Проблемы интерактивной
деятельности в рамках образовательного процесса были затронуты в работах Г.Ю. Ксензовой. «Перспективные школьные технологии»5 и М.В. Кларина «Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта»6.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно подтверждает возможность применения интерактивной викторины как метод активизации деятельности обучающихся, направленный на более высокий уровень их включенности в образовательный процесс, достижение ими большего результата по окончании учебного занятия, развивающий у детей не только стремление к получению новых знаний, но и навыки их применения в практической деятельности, а также в разработке интерактивной викторины и рекомендаций по ее применению, которые могут быть использованы учителями в практической деятельности.
Противоречие исследования обусловлено необходимостью в современных быстро меняющихся условиях информационного общества всестороннего развития личности, формирования познавательного и творческого потенциала, и недостаточностью в образовательном процессе использования таких методов обучения, которые в сравнении с традиционными методами обеспечивали бы более успешное развитие указанных личностных характеристик обучающихся.
Проблема состоит в нераспространенности применения интерактивных методов обучения в современном образовательном процессе.
Гипотеза исследования: применение интерактивной викторины будет способствовать успешному усвоению обучающимися учебного материала, что окажет более существенное влияние на повышение уровня их финансовой грамотности в сравнении с традиционным методом обучения (лекцией).
Цель исследования: повысить уровень финансовой грамотности
обучающихся 10-х классов посредством применения интерактивной викторины.
Цель исследования была достигнута за счет решения следующих задач:
1) изучить сущность и основные признаки интерактивных методов обучения;
2) осуществить классификацию интерактивных методов обучения, выявить их основные преимущества и недостатки;
3) изучить игровые методы как составную часть интерактивных методов обучения и место викторины в системе игровых интерактивных методов обучения;
4) осуществить диагностику и анализ уровня финансовой грамотности обучающихся 10-х классов на начало проведения педагогического эксперимента в рамках констатирующего этапа;
5) разработать и применить интерактивную викторину и традиционный метод обучения (лекцию) при повышении уровня финансовой грамотности обучающихся 10-х классов в рамках формирующего этапа;
6) осуществить итоговую диагностику и анализ уровня финансовой
грамотности обучающихся 10-х классов в рамках контрольного этапа;
7) продемонстрировать методику разработки и проведения интерактивной викторины при повышении финансовой грамотности обучающихся старшего школьного возраста;
8) разработать методические рекомендации для учителей по применению интерактивной викторины на занятиях.
Объектом исследования являются игровые интерактивные методы обучения.
Предметом исследования является применение интерактивной викторины при повышении уровня финансовой грамотности обучающихся старшего школьного возраста.
Основными методами исследования, использованными в рамках данной работы, явились:
• изучение, систематизация и анализ учебно-методических материалов по проблеме исследования;
• классификация изучаемых методов обучения;
• осуществление педагогического эксперимента;
• наблюдение за обучающимися в ходе педагогического эксперимента;
• анкетирование обучающихся по итогам организации образовательного процесса с применением традиционного и игрового интерактивного метода обучения;
• анализ и измерение полученных в ходе анкетирования результатов.
Продуктом данной выпускной квалификационной работы является разработанная интерактивная викторина, которая может быть использована учителями как на уроках по экономическим дисциплинам, так и других учебных и внеучебных занятиях при изучении тем, направленных на повышение финансовой грамотности, а также рекомендации для педагогов по применению разработанной викторины в практической деятельности.
Базой осуществления педагогического исследования является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Березовская средняя школа № 4 им. Героя Советского Союза П.Р. Мурашова» (МБОУ БСШ № 4), находящаяся по адресу: Красноярский край, Березовский р-н, пгт. Березовка, ул. Солнечная, 2а.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы. Первый раздел посвящен рассмотрению теоретических основ интерактивных обучения, а также месту игровых методов и, в частности, интеллектуальной викторины, в системе интерактивного обучения. Второй раздел - практическому применению игрового интерактивного метода обучения в педагогической практике, а также сравнению разработанного интерактивного метода с традиционным методом. Заключение содержит обобщающие выводы по проведенному исследованию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьника без создания условий для самостоятельного освоения, получения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя - не подавать знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений обучать себя. Конечно, никакое умение не приходит к ученику без помощи учителя. Сотрудничество ученика и учителя предусматривает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, которая предоставляется ученику. Это приведет к личностному становлению школьника и его развитию.
Цель интерактивного обучения для современной школы в условиях её модернизации - общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. Результатом такого обучения является создание дидактических условий для переживания учениками ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.
Предусматривается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учеников за относительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных умений, которые определяют успешность той или иной деятельности школьника. Иначе говоря, интерактивное обучение эффективнее, результативнее обучения в этом направлении каждого отдельного школьника.
Цель, выдвинутая на начало осуществления данной работы, была достигнута за счет решения следующих задач:
1) изучить сущность и основные признаки интерактивных методов обучения;
2) осуществить классификацию интерактивных методов обучения, выявить их основные преимущества и недостатки;
3) изучить игровые методы как составную часть интерактивных методов обучения и место викторины в системе игровых интерактивных методов обучения;
4) осуществить диагностику и анализ уровня финансовой грамотности обучающихся 10-х классов на начало проведения педагогического эксперимента в рамках констатирующего этапа;
5) применить интерактивную викторину и традиционный метод обучения (лекцию) при повышении уровня финансовой грамотности обучающихся 10 -х классов в рамках формирующего этапа;
6) осуществить итоговую диагностику и анализ уровня финансовой
грамотности обучающихся 10-х классов в рамках контрольного этапа;
7) продемонстрировать методику разработки и проведения интерактивной викторины при повышении финансовой грамотности обучающихся старшего школьного возраста;
8) разработать методические рекомендации для учителей по применению интерактивной викторины на занятиях.
Путем достижения цели и выполнения задач исследования была также подтверждена гипотеза о том, что применение интерактивной викторины повышает результативность совместной деятельности обучающихся на занятиях, направленных на повышение финансовой грамотности и является действенным методом при изучении нового материала.
Таким образом, при интерактивном обучении в процессе общения у учеников формируются знания, собственное мнение о том или ином событии, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за коллективное дело, систематизируются, анализируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, которые способствуют пониманию закономерности и идей мировосприятия. Систематическое использование учителем интерактивных методов на уроке создает благоприятные условия для формирования у школьников позитивной мотивации учебной деятельности и реализации образовательных целей.
Можно сказать, что интерактивные игровые методы обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Их использование позволяет в эффективном формате достичь заранее намеченной цели - изучение нового материала и закрепление, проверка знаний. Викторина в качестве интерактивного игрового метода обучения позволяет обеспечить повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности, вызывает интерес к выполнению заданий, а также помогает пережить положительные эмоции в процессе решения учебных задач. Викторины, будучи одной из эффективных форм интеллектуальной деятельности, делают возможным создание условий для продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса, а также для достижения определенной поставленной цели общими усилиями.


1. Асмолов А.Г., Семенов А.П., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие - М., Некс Принт, 2010.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2003 г. 259 с.
3. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2016. - 219 с.
4. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2018. - 598 с.
5. Гилязова О.С. Модель развития современного российского университета: ретроспектива и перспектива. В сборнике: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы Материалы XVIII Всероссийской научно - практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2015.
6. Гущин А.В. Дидактические условия реализации методологии развития информационно-технологического обеспечения педагогического образования // Приволжский научный журнал. 2013. No 4 (28). С. 235-239.
7. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015.
8. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 224 с.
9. Кашлев С.С. Методы мыследеятельности в педагогическом процессе / С.С. Кашлев Народная асвета. - 2003. - № 4.
10. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения : учеб. -метод. пособие. - 2-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2013. - 224 с.
11. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза // Казанская наука. 2015. No 10.
12. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - № 7.
13. Кормилицына, Т. В. Новая педагогика и электронное обучение: история и современность / Т. В. Кормилицына // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2018. - Т. 7. - No 3.
14. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224с.
15. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957, 235 с....25


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ