ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА І..ПРОБЛЕМА, СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ. ... 6
1.1. Особенности проведения занятий по футболу в группах начальной подготовки
1.2. Упражнения специальной . физической подготовки, Как средство
обучения и тренировки в футболе 7
1.3. Средства развития силовых способностей у футболистов 9
1.4. Meтоды развития силовых качеств у футболистов 16
1.5. Meтод круговой тренировки
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ . 35
2.1. Организация и методы эксперимента 35
2.2. Методы исследования... 35
2.3. Этапы и организация исследования 45
ГЛАВА 'III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 46
3.1. Методика развития силовых качеств футболистов 46
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 53
Выводы
СПИСОК -ЛИТЕРАТУРЫ
Футбол является одним из наиболее массовых видов спорта в нашей стране. В настоящее время большое внимание уделяется детскому футболу. Футбол как составная часть программы по физической культуре в школе является одним из средств решения основных задач физического воспитания: укрепления здоровья школьников, формирование и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости,ловкости). Таким образом, систематические занятия футболом способствуют решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания в школе. Высокие прыжки,мощные удары, резкие рывки - этим характеризуется современный футбол.
Ученые и практики сформировали достаточно устойчивую позицию в решении вопросов о системе подготовки игроков высокого класса, то в вопросах о наиболее эффективных путях подготовки спортивного резерва такого однозначного мнения пока нет. Некоторые из них считают, что нужно вводить раннюю специализацию. Другие предлагают увеличить объемы соревновательной практики молодых игроков, привлекая их в команды более высокого класса. Третьи видят путь решения проблемы в совершенствовании системы спортивного отбора и поиске в первую очередь наиболее подвижных детей, потенциально способных играть в футбол. Четвертые рекомендуют ввести индивидуальный подход к подготовке игроков. Пятые видят выход из создавшейся ситуации в пропорциональном распределении средств обучения двигательным действиям и воспитании физических качеств, необходимых футболистам.
Считается, что наилучшим началом обучения детей футболу является возраст 10-12 лет. Однако в секции по футболу первично «попадает» значительное количество школьников 12-14 лет.
Актуальность вопроса состоит в том, что методики начального обучения в возрасте 12-14 лет должны отличаться от таковых для детей .10-П2 лет из-за морфофункциональных, физических и психических особенностей детей разных,возрастных групп. Только решая специфические задачи обучения игре футбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся можно достичь высоких спортивных результатов в футболе.
многочисленные исследования позволяют говорить о том, что рост спортивного мастерства футболистов во многом определяется уровнем скоростно-силовых качеств. Развитие этих качеств является одной из важных задач подготовки в . футболе.
Специфика деятельности предъявляет высокие требования к развитию скоростно-силовых способностей футболистов, так как большинство приемов в футболе по форме движений и по характеру действий относятся к группе скоростно-силовых упражнений.
Совершенствование скоростно-силовой подготовленности футболистов в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов подготовки в различные периоды годичного цикла тренировки. Для этого также необходимо иметь объективные данные об уровне развития силовых способностей, что достигается надежными и информативными тестами. Кроме того, представляет интерес выявление факторной структуры силовой подготовленности футболистов. Однако эти вопросы в рассмотренных нами научных трудах решены в недостаточной степени.
В этой связи решение данной проблемы является весьма актуальной в начальной подготовке футболистов.
Существующая проблема заключается в том, что в научно-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы начальной подготовки юных футболистов, недостаточно разработаны методические подходы развития силы, с учетом индивидуализации, учитывающей особенности возраста и пола занимающихся.
Объект исследования:учебно-тренировочный процесс юных футболистов МБОУ СОШ с. Чыраа - Бажы Дзун-Хемчикского района.
Предмет исследования:методика развития силы в учебно-тренировочном процессе юных футболистов на начальном этапе подготовки.
Цель работы: повышение эффективности учебно-тренировочного процесса по развитию силовых качеств футболистов на начальном этапе подготовки с использованием методики, включающей специальные физические упражнения и круговой метод тренировки.
Гипотеза. Предполагается, что эффективность учебно-тренировочного процесса футболистов повысится, если на этапе начальной подготовки развитие силовых качеств у них будет осуществляться с использованием методики, включающие специальные физические упражнения и круговой метод тренировки.
1. В современной научно-методической литературе имеются сведения о необходимости силовой подготовки юных футболистов в учебно-тренировочном процессе.
2. Разработана методика для развития силовых способностей юных футболистов, основанная на учете их возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности. Методика включает физические упражнения, которые направленно стимулируют увеличение степени силы мышц, наиболее задействуемых для эффективных занятий футболом.
3. Оценка эффективности разработанной методики для развития силовых способностей, основанного на учете возрастных особенностей физического-развития и физической подготовленности юных футболистов,свидетельствует, что в результате включения в неё физических упражнений, в экспериментальной группе достоверно улучшились показатели силовых качеств по результатам всех используемых тестов.
Темпы прироста показателей силы по тестам: прыжок в длину с места,метание набивного мяча весом 1 кг, прыжки вверх по Абалакову поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 секунд в контрольной группе составили 8,4 %, 20 %, 23,2 %, 87, 1% и экспериментальной группе 11,1 %, 29,2 %, 35,%, 139,7 % соответственно.
1. Андреев С. Н. Играй в мини-футбол. - М.: Сов. спорт, 1989. - 47 с.
2. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе [Текст] / С.Н. Андреев,
3. Г. Алиев. - М.: Советский спорт, 2006. - 224 с.:
3. Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин B.C. МИНИ-ФУТБОЛ (футзал).
Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. -М.: Советский спорт ,2010.
4. Бруннер Е.Ю. Лучше, чем супервнимание: Методики диагностики и
психокоррекции: Психология внимания; Оценочные тесты; Развивающие
игровые упражнения. Серия: Психологический практикум.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.— 317 с.
5 .Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 331 с.
6. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985, с. 26-83.
7. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.:ФиС, 1980. - 136 с.
9. Головков В.В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе: Автореф. канд. дис. СПб., 2002. - 24 с.
10. Дьячков В.М. Методы совершенствования физической подготовки. -
М.: Физкультура и спорт, 1973.-160с.
11. Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1961.-168с.
12.3апорожанов В .А., Сахновский К.П., Кузьмин А.И. Система оценки
перспективности спортсменов в условиях центра отбора // Теория и практика Фаз. культуры. - 1990. - №4.-с.27-29.
13 .Запорожанов В .А., Кузьмин А.И., X. Созаньски. Комплексная система
оценки перспективных возможностей юных спортсменов // Наука в олимпийском спорте. - 1994. - с.ЗО - 36
14. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008.
Конуров Д.М. Связь физической и тактической подготовки спортсменов в
игровых видах спорта: Автореф. дис.. .канд.пед. наук. - М.,2002.-24с.
15. Кряж В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. -Минск: Высшая школа,1982.-214с.
16. Лисенчук Г.А., Догадайло В., Колотов В. и др. Отбор и
прогнозирование достижений как инструмент 1 управления,
соревновательной деятельностью в футболе // Наука в олимпийском спорте. - 1997.-№1. - с.57 - 63
17. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов. - К.: Олимпийская • литература, 1999. - 320с.
18. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.
19. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 172с.
20. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебн. для ВУЗов. - М.:"
Физкультура и спорт,1997.-304с.
21. Матвеев Л.П. Теория физического воспитания: Учебн. Для ИФК/ Л.П.
Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 1970.-285с.
22. Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. -
М., 1995.-С.112-116.
23. Мини-футбол: Новые технологии в подготовке команд/ под редакцией
А.А. Полозова http://www.rusfutsal.ru/publ/raznoe/kiiigi/48-1 -0-695 :
Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г.
24. Мини-футбол — игра для всех. [Текст] / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г.
Алиев. - М.: Советский спорт, 2007. - 264 с.: ил.
25. Набатникоеа М.Я. Развитие научных основ юношеского спорта //Теор.
и практ. физ. культ, 1983, № 11, с. 45-47.
26. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС,1970. - 479 с.
29. Петровский В.В. Организация, спортивной тренировки. - Киев:Здоровье, 1978. - 96 с. ,
30. Платонов В.М. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.:ФиС, 1986. - 286 с.
31. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б.
Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М., 2000.
32. Психология физической культуры и спорта. Учебник для студентов
высших учебных заведений/Под ред. А.В. Родионова. -М.: Academia 2010.- 368 с.
33. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный
результат. - М., "Физкультура и спорт", 1983.
34. Соломонко В.В., Лисенчук Г.А., Соломонко О.В. Футбол. - К.:Олимпийская литература, 1997.-286с.
35. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства.
Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер/ Под ред.
Ю.Д. Железняка.- М.: Академия, 2010. - 400с.
36. Теория и методика физического воспитания: Учебн. для ин-тов физ.
культ. /Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Т. I - М.: ФиС, 2006. - 304с.
37. Физиология человека: Учебн. для ИФК. 5-е изд. /Под ред. Н.В. Зимкина.- М.:ФиС, 2006. - 496 с.
38. Данилина Л.И. Возрастные особенности развития некоторых
психиюских функций у школьников в связи с занятияли спортом: Автореф. ;дис. канд. пед. наук. М., 1968. 17 с.
39. Добрынин Н.Ф. Основные , вопросы психологии внимания. В кн.:Психологическая наука в СССР, т. I, АПН РСФСР. М.,
40. Добрынин H.W. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965. 295 с.
41. Драгунова Т.В. Проблегш конфликта в подростковом возрасте.Вопросы психологии, 1982, 1Й 2, с. 28.
42. Ермолаева-Тоглина Л.Б. Некоторые особенности внимания в связи с
сияой нервных процессов. Доклады АПН РСФСР, 1957, i? 3,1 с. 97-100.
43. Закиров Ш. О развитии быстроты и точности
сложной двигательном реакции у юных боксеров: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1964. 19 с. ,
44. Зинченко В.П. и др. Анализ деятельности человека-оператора. В кн.:
Инженерная психология. М., 1964, с. 120-137.
45. ' Зухеир Аль-Хашаб Касим Хамуди Особенности педагогического
контроля специальной подготовки юных футболистов: Автореф. дис. канд.пед. наук. М 1984. с
46. Йванов-Смоленский П.Й. Опыт систематического экспериментального
исследования онтогенеза корковой динамики человека.В кн.: Опыт сист.
эксп. иссл. онтогенетич. разв. корк. динам, чел. изд. Всесоюзн. ин-та экспериментальной медицины им.Горького. М., 1940. 278 с.
47. Иванов П.Й. Общая психология: Учебное пособие для средней и высшей школы Уз.ССР. Ташкент, 1964. 239 с.
48. Йдашкин Ю.В., Конопкин О.Л. Как победить рассеянность.М.: Знание,-1962. 32 с. г
49. Йльичев Ю.П. Формирование у подростков умения ориентироваться в
условиях сложной двигательной деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. М 1964. 18 с
50. Йтельсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля
51. Казаков П.Н., Сагасти P.P., Ерфилов Г.Й. Футбол: Программа для
спортивных факультетов институтов физической культуры (курс специализации). М.: ГЦОЖФК, 1971. 48 с
52. Калинский Ю.А. Рациональный выбор тактических действий и " |
проблема различия игровых ситуаций. В кн.: Готовность спортсмена к соревнованию. М., 1969, с. 33-73. г
53. Качалин Г.Д. Тактика футбола. М.: Физкультура и спорт, 1957. 115 с. «
54. Качани Л., Горский Л. Треюфовка футболистов. М., 1984. 245 с.
55. Келлер B.C., Савин А., Соломонко В.В. Исследование двигательных
реакций футболистов высшей квалификации. В кн.: Материалы научно-
методической конференции по футболу. М., 1973, с. 36-50. _ «
56. Киселев Ю.Я. О зависимости соревновательной деятельности
спортсмена от количества и качества воспринжлаемои шл информации. В
кн.: Материалы научной конференции "Кибернетика и спорт". М. 1965, с.51-53.
57. Клршенко А.И. Исследование особенностей оперативного
лшпшения баскетболиста с целью индивидуальной тактической
подготовки: Автореф. дис. канд. пед, наук. М 1975. 19 с.
58. Козловский В.И., Какузин В. Подготовка футбольных команд к .4.TJ'
краткосрочным турнирам, В кн.: Подготовка футболистов. М., 1977, с. 58- j
: 68. 1
59. Конопкин О.А. Произвольное регулирование деятельности по цриеглу
информации в условиях альтернативного выбора. Проблемы инженерной психологии, 1963,1а 4, с. 36-47. i
60. Конопкин О.А. Тег.ш предъявления сигналов как фактор
61. Конопкин О.А. Прием информации и сознательно-произвольный характер человеческой деятельности. В кн.: ХУШ Международный психологический конгресс, симпозиум 17, Теория информации и восприятия, М., 1966, с. 54-69.
62. Коробков А.В. Физиологические основы физической культуры и
спорта юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1961. 21с.
63. Косинцев B.C. Эксперементально-педагогическое исследование
внимания и путей его совершенствования: Автореф. дис. канд. пед. наук.М 1969. 1 9 с.
64. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. -М.: Физкультура и спорт, 1951. 552 с
65. Крестовников А.Н., Васильева В.В. О протекании корковых нервных
процессов у спортсменов. Теория и практика физической культуры, 1955,вып. I, с. 52-61.
66. Кришшк Е.П. Изучение процесса переработки информации человеком
в ситуации выбора. В кн.: Доклады АПН РСФСР, 1961, Ki 5, с. 73-76.
67. КринчикЕ.П. К проблеме переработки информации человеком. В кн.:
Тезисы докладов на П съезде общества психологов, вып. 3, АПН РСФСР.М., 1963, с. 80-66.
68. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: Просвещение,1965. -316с.
69. Ланге Н.Н. Психологические исследования: Закон перцепции
теории волевого внимания. Тип. щт. Одесса, Воен. окр., 1893. 296 с.
70. Лаптев А.П. Возрастные особенности детского организма.
71. Лаптев А.П., Сучилин А.А. Исследование психофизиологических функций у юных и взрослых футболистов. В кн.: Вопросы подготовки юных спортсменов. Волгоград, 1975, с. 7-10.
72. Лаптев А.П., Сучилин А.А., Шамардин А.И. Подготовка юных
футболистов к соревнованиям с использованием экспериментальных
данных. В кн.: Вопросы подготовки юных спортсменов. Волгоград, 1975, с.10-15.
73. Левитов Н.Д. Психология труда. М Просвещение, 1963. 60 с.
74. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение,1964.478 с
75. ЛсйтесИ.О. Опыт психологической характеристики темперамента. В
кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека.Т. I, 1956, с. 267-303.
76. Леонтьев А.И. Проблеглы развития психики. М.: Мысль, 1965. 572 с.