Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса развития навыков говорения при обучении иностранному языку в условиях
дополнительного образования взрослых 7
1.1 Говорение как продуктивный вид устной речевой деятельности 7
1.2 Особенности обучения говорению на уроке иностранного языка в
условиях дополнительного образования взрослых 20
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию навыков говорения на английском языке у обучающихся в условиях дополнительного образования взрослых через использование комплекса ситуативно-тематических упражнений 33
2.1 Ситуативно-тематические упражнения как средство развития навыков
говорения на иностранном языке 33
2.2 Разработка и апробация комплекса ситуативно-тематических упражнений по развитию навыков говорения на английском языке в условиях дополнительного образования взрослых (в дополнение к УМК
«Speakout. Per-Intermediate». Авторы: A. Clare, J. Wilson) 45
Выводы по главе 2 62
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение А 73
Приложение Б 75
Приложение В 80
Актуальность темы исследования.
Условием реализации иноязычной коммуникативной компетенции становится формирование и развитие такого вида деятельности как говорение во всех его формах (монолог, диалог, полилог), что предусматривает разработку различных видов и типов упражнений для обучения устной речи на занятиях по иностранному языку (Д.Д. Дмитриева, О.Г. Стародубцева).
Большинство исследователей отмечает коммуникативный и ситуативно-тематический характер упражнений и заданий, использующихся в обучении иноязычной устной речи (В.А. Телкова, Л.С. Караоол, Ахмедова М.Х., Т.С. Серова).
Особую роль играют ситуативно -тематические упражнения при обучении иностранному языку взрослых (М.К. Кабакчи, М.О. Гочегова, К.А. Селиверстова, Е.В. Кривоносова).
Тем не менее, использование ситуативно-тематических упражнений в условиях дополнительного образования взрослых рассмотрено, по нашим данным, в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования: «Ситуативно-тематические упражнения как средство развития навыков говорения на уроке английского языка в условиях дополнительного образования взрослых».
Объектом исследования является процесс обучения говорению на иностранном языке в условиях дополнительного образования взрослых.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем ситуативнотематические упражнения как средство развития навыков говорения на иностранном языке.
Гипотеза исследования: использование ситуативно-тематических упражнений при обучении английскому языку в условиях дополнительного образования взрослых будет способствовать формированию навыков говорения на английском языке.
Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность применения комплекса ситуативно-тематических упражнений по развитию навыков говорения на английском языке в условиях дополнительного образования взрослых.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть говорение как продуктивный вид устной речевой деятельности.
2. Определить особенности обучения говорению на иностранном языке в условиях дополнительного образования взрослых.
3. Изучить понятие «ситуативно-тематические упражнения»;
рассмотреть возможность применения ситуативно-тематических упражнений по развитию навыков говорения на английском языке в условиях дополнительного образования взрослых.
4. Разработать комплекс ситуативно -тематических упражнений по развитию навыков говорения на английском языке в условиях дополнительного образования взрослых (в дополнение к УМК «Speakout. PerIntermediate». Авторы: A. Clare, J. Wilson).
5. Провести апробацию разработанного комплекса на базе центра изучения иностранных языков «Mr. Simon Academy» (г. Красноярск).
Для решения поставленных задач задействованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической,
методической литературы по проблеме исследования; изучение документации в сфере дополнительного образования взрослых; анализ и обобщение педагогического опыта, методический эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных по рассмотрению ситуативно-тематических упражнений в изучении иностранного языка [Фролова, 2019]; формированию навыков говорения [Прокопчук, Гаврилова, Ростомян, 2021], [Садыкова, Амирова, Закиева, 2019], [Кюрегян, Рыбальчик, 2018]; особенностям обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования взрослых [Кабакчи, 2002].
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплекса ситуативно-тематических упражнений по развитию навыков говорения на английском языке в условиях дополнительного образования взрослых (в дополнение к УМК «Speakout. Per-Intermediate». Авторы: A. Clare, J. Wilson).
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса при обучении говорению на английском языке в условиях дополнительного образования взрослых.
Опытно-экспериментальная база исследования. Материалы исследования апробированы на базе центра изучения иностранных языков «Mr. Simon Academy» (г. Красноярск).
Структура работы: Введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованных источников и приложение. Работа изложена на 80 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования, структура и содержание работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы процесса развития навыков говорения при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования взрослых» рассматривается говорение как продуктивный вид устной речевой деятельности и особенности обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования взрослых.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа по развитию навыков говорения на английском языке у обучающихся в условиях дополнительного образования взрослых через использование комплекса ситуативно-тематических упражнений» определяется возможность применения ситуативно -тематических упражнений по развитию навыков говорения на английском языке в условиях дополнительного образования взрослых. Практическая часть главы содержит разработку комплекса ситуативно-тематических упражнений по развитию навыков говорения на английском языке в условиях дополнительного образования взрослых (в дополнение к УМК «Speakout. Per-Intermediate». Авторы: A. Clare, J. Wilson).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 50 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания.
Приложение А содержит темы и вопросы для диагностирования уровня навыков говорения обучающихся в форме диалога.
Приложение Б содержит материалы для тематического
монологического высказывания в рамках диагностирования уровня навыков говорения обучающихся.
Приложение В включает документы, подтверждающие апробацию разработанного автором исследования комплекса ситуативно-тематических упражнений на базе центра изучения иностранных языков «Mr. Simon Academy» (г. Красноярск).
В данной работе рассмотрено значение обучения устной речи в процессе изучения иностранного языка. Устная речь как составляющая часть речевой деятельности является важным этапом в обучении иностранному языку, так как она способствует не только формированию необходимых коммуникативных компетенций, но и помогает постичь самобытность, жизненный уклад, традиции и культуру народа, разговаривающего на этом языке.
Абсолютно равноценными в плане значимости являются умения владеть устной и письменной формой общения. Для их освоения необходимо изучение рецептивных видов языковой деятельности: чтения и аудирования, а также письма и говорения, которые представляют продуктивный вид. Обязательными для изучения разделами языкознания являются лексика, фонетика и грамматика иностранного языка. Эти языковые аспекты тесно взаимосвязаны с видами языковой деятельности, помогая их освоению.
Освоение навыков иноязычной коммуникативной компетенции и умение реализовать их на практике является главной задачей при изучении иностранного языка.
В исследовании проведен анализ сущности понятия говорение. Его основной целью является свободное коммуникативное общение с носителями языка.
Была описана основная специфика обучения говорению на иностранном языке в условиях дополнительного образования взрослых.
Разработан комплекс ситуативно-тематических упражнений для развития навыков говорения на уроках иностранного языка в условиях дополнительного образования взрослых в дополнение к УМК «Speakout. PerIntermediate».
Проведена апробация разработанного комплекса на базе центра изучения иностранных языков «Mr. Simon Academy» г. Красноярск.
Результаты апробации показали, что комплекс ситуативно - тематических упражнений, направленный на развитие навыков говорения, был эффективен и существенно поднял уровень говорения взрослых обучающихся в условиях дополнительного образования.
Разработанный нами комплекс упражнений можно использовать при обучении говорению на английском языке в условиях дополнительного образования взрослых.
Дальнейшая перспектива исследования заключается в разработке комплекса ситуативно-тематических упражнений, направленного на развитие навыков говорения на уроках английского языка в условиях дополнительного образования взрослых, в рамках других тем УМК «Speakout. PreIntermediate» (Авторы: A. Clare, J. Wilson).
1. Алигаджиев, А. Р. Современные методы преподавания иностранных языков в вузе [Текст] / А. Р. Алигаджиев // Концепт. - 2015. - № 15. - 12-14 с.
2. Алхазишвили, А.А. Основы овладения устной иностранной речью [Текст] / А. А. Алхазишвили. - М.: Просвещение. - 2001. - 334 с.
3. Ахмедова, М. Х. Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи [Текст] / М. Х. Ахмедова // Образование и воспитание. — 2015. — № 2. — С. 79-81.
4. Ахмедова, М. Х. Типология упражнений для развития речи на неродном языке [Текст] / М. Х. Ахмедова // Молодой ученый. — 2016. — № 1. — С. 687-689.
5. Батунова, И. В. Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка как важное условие повышения качества образовательного процесса [Текст] / И. В. Батунова // IV Международная научно-практическая конференция: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия - Новосибирск: Международный научный институт «EDUCATIO». - 2014. - С. 126- 128.
6. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст] / Б. В. Беляев // Государственное учебнопедагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Москва. - 1959. - 160 с.
7. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и
проблемы школьного учебника [Текст] / И. Л. Бим // М.:
Просвещение. - 1977. - 278 с.
8. Бухбиндер, В. А. Устная речь как процесс и как предмет обучения [Текст] / В. А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - Киев. - 1980. - 123 с.
9. Вайсбурд, М. Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности [Текст] / М. Л. Вайсбурд, С. А. Блохина // Ин.яз. в школе. - 1997. - №1-2. - С. 33-38.
10. Вербицкая, М. В, Манн, М., Тейлор-Ноулз, С. Macmillan Exam Skills for Russia [Текст] / М. В. Вербицкая, М. Манн, С. Тейлор- Ноулз. - М,.: Macmillan Education. - 2015. - 216 c.
11. Вербицкая, М. В., Махмурян, К. С., Трубанева, Н. Н Учебнометодические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Основной государственный экзамен 2015. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ("ГОВОРЕНИЕ") [Текст] / М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, Н. Н. Трубанева. - М.: Академия. - 2015. - 18 с.
12. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [Текст] / Н. Д. Гальскова. — М.: АРКТИ. - 2003. — 192 с.
13. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М.: Академия. - 2006. — 336 с.
14. Гез, Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения [Текст] / Н. И. Гез // Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М.Тореза. - 1984. - 124 с.
15. Гез, Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков [Текст] / Н. И. Гез // — ИЯШ. - 1976. - № 2. - 176 с....50