Использование игровых технологий для развития речевой компетенции
будущих преподавателей иностранных языков на занятиях по английскому языку (уровень бакалавриат)
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты использования игровых технологий для развития речевой компетенции будущих преподавателей иностранных
языков 12
1.1 Сущность речевой компетенции 12
1.2 Понятие и характеристика игровых технологий 26
1.3 Применение игровых технологий на занятиях по английскому
языку 39
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровых технологий для развития речевой компетенции будущих преподавателей иностранных языков на занятиях по английскому языку (уровень бакалавриат) 54
2.1 Особенности обучения иностранному языку студентов-
бакалавров 54
2.2 Применение игровых технологий на занятиях по английскому языку для
развития речевой компетенции у студентов-бакалавров 64
2.3 Методические рекомендации по применению игровых технологий на
занятиях по английскому языку для развития речевой компетенции обучающихся 73
Выводы по главе 2 84
Заключение 86
Список использованных источников 90
Приложение А 102
Приложение Б 105
Приложение В 107
Приложение Г 130
Приложение Д 137
Приложение Ж 144
Приложение И 149
Приложение К 150
Приложение Л 155
Приложение М 156
Приложение Н 157
Приложение П 164
Приложение Р 172
Приложение С 182
Приложение Т 189
Современное поколение с ранних лет активно пользуется различными благами современности и множеством источников информации, где последняя представлена ярко и лаконично. Такой способ получать новые знания быстро вошёл привычку, но попав в школу или университет молодые люди сталкиваются совсем с другим методом получения знаний. Студентам обычно ещё более трудно, ведь в силу возраста они более привержены к использованию Интернета и мультимедиа; находясь в сети, они «добывают» информацию, принимая в этом процессе непосредственное и довольно активное участие.
В университете же, в основном, информация доносится преподавателем монологично, а обучающиеся остаются пассивны. Даже на семинарах, где, казалось бы, участвуют сами студенты, роль «лектора» просто переходит к одному из обучающихся. Такой способ подачи материала непривычен и непривлекателен для современной молодежи. Именно поэтому активизация процесса обучения широко обсуждается в научной среде. В центре этих обсуждений находится иноязычное обучение, так как в его процессе перед педагогом встают дополнительные задачи, требующие нестандартных решений. В результате, появилось много приемов интенсификации образовательного процесса.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты содержат соответствующие рекомендации о преобразовании иноязычного образования в нечто большее, чем изучение иностранного языка. Более того, в образовании должен осуществляться компетентностный подход. Поэтому сегодня преподаватель иностранного языка должен учитывать в своей работе множество факторов для того, чтобы обучение было эффективным. На преподавателе педагогического ВУЗа лежит дополнительная ответственность, ведь он обучает будущих учителей, которые придут в школу и продолжат процесс модернизации современного школьного образования, в том числе и иноязычного. Будущий педагог должен не только обладать теми компетенциями, которые он будет формировать в школьниках, но и видеть преподавателя ВУЗа как живой пример современного педагога- новатора.
Итак, с одной стороны, следует придерживаться рекомендаций ФГОС, определяющим главной целью иноязычного обучения развитие иноязычной коммуникативной компетенции, то есть не просто знание языка, а способность осуществлять коммуникацию в любой форме, учитывая особенности культуры изучаемого языка. С другой стороны, преподаватель должен помнить о том, что современное занятие должно отличаться новыми методами, интенсифицирующими обучение. Одними из таких средств являются игровые технологии: они не только отвечают требованиям современного занятия, но также являются одним из естественных и привычных процессов как для ребенка, так и для взрослого человека.
К вопросу использования игр в обучении действительно проявлен большой интерес; а в связи с информатизацией общества и желанием педагогов уйти от использования привычных приемов игровые технологии нередко цифровизируют. Такая технология может по праву считаться уникальной - являясь, с одной стороны, знакомой для обеих сторон образовательного процесса, она может также выполнить функцию так называемого «мостика» к модернизации и постепенной цифровизации образования. Благодаря этому игровые технологии позиционируют как «инновационные» в системе российского образования. Более того, игровые технологии удовлетворяют рекомендациям ФГОС. Всё вышесказанное позволяет предположить, что игровые технологии могут стать эффективным средством развития речевой компетенции на занятиях по английскому языку в вузе.
Тем не менее, использование игровых технологий как инструмента развития речевой компетенции будущих преподавателей иностранных языков рассмотрено, по нашим данным, в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования: «Использование игровых технологий для развития речевой компетенции будущих преподавателей иностранных языков на занятиях по английскому языку (уровень бакалавриат)».
Объектом исследования является процесс развития речевой компетенции будущих преподавателей иностранных языков на занятиях по английскому языку.
Предмет исследования - использование игровых технологий как инструмента развития речевой компетенции будущих преподавателей иностранных языков.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность применения игровых технологий для развития речевой компетенции будущих преподавателей иностранного языка на занятиях по английскому языку (уровень бакалавриат).
В своём исследовании мы исходим из гипотезы: применение игровых технологий на занятии по английскому языку у будущих преподавателей иностранных языков обеспечит развитие речевой компетенции обучающихся, так как игровые технологии могут быть построены на любом из видов речевой деятельности и содержать необходимую для межкультурного общения информацию, и проводятся в процессе привычной деятельности, тем самым снимая трудности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
• рассмотреть сущность речевой компетенции;
• определить особенности использования игровых технологий на занятиях по иностранному языку;
• разработать модель универсальной игровой технологии для развития речевой компетенции и провести экспериментальную работу по её внедрению в образовательный процесс будущих преподавателей иностранных языков;
• разработать методические рекомендации по внедрению модели универсальной игровой технологии на занятиях по английскому языку у будущих преподавателей иностранных языков.
Теоретической базой исследования послужили научные труды таких ученых, как Г.К. Селевко [Селевко, 1998; Селевко, 2004], Р.П. Мильруд [Мильруд, 2016], И.А. Зимняя [Зимняя, 2003], Й. Хейзинга [Хейзинга, 2011], Е. И. Пассов [Пассов, 1991], А.Н. Леонтьев [Леонтьев, 2004], А. А. Леонтьев [Леонтьев, 1969; Леонтьев, 1998; Леонтьев, 1994], В.В. Сафонова [Сафонова, 1996], С.А. Шмаков [Шмаков, 1994], Л.В. Казанцева [Казанцева, 2001], И.М. Осмоловская [Осмоловская, 2007], Т.А. Самойлова [Самойлова, 2005], И.Л. Бим [Бим, 1977; Бим, 2007], Г.А. Китайгородская [Китайгородская, 1986], А.В. Хуторской [Хуторской, 2003], А.А. Шатилова [Шатилова, 2020], В.С. Зайцев [Зайцев, 2019], Ю.Н. Кулюткин [Кулюткин, 1985], D. Hymes [Hymes, 1972], и др.
Методы исследования:
• теоретические методы исследования: критический анализ методической и научной литературы по проблеме исследования и обобщение результатов исследований, касающихся развития речевой компетенции, а также исследований эффективности игровых технологий на занятиях по английскому языку;
• эмпирические методы: мониторинг за учебным процессом с целью выявления наиболее эффективных игровых технологий для развития речевой компетенции; моделирование игровых технологий для развития речевой компетенции будущих преподавателей иностранных языков;
• диагностические методы (эксперимент, диагностирование);
• методы статистической обработки данных опытного обучения.
Новизна исследования. Дана методическая характеристика речевой компетенции и её роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции; выделены особенности применения игровых технологий на занятии по английскому языку у будущих преподавателей иностранных языков; представлены результаты диагностирования обучающихся по окончании апробации эксперимента. Разработан ряд методических рекомендаций для преподавателей вуза, которые помогут реализовать принципы работы с игровой технологией для развития речевой компетенции обучающихся на занятии по английскому языку.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в обучении английскому языку на специальностях по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профиля подготовки), а также разработке методических рекомендаций по применению игровых технологий на занятиях по иностранному языку для развития речевой компетенции у будущих преподавателей иностранных языков (уровень бакалавриат).
База исследования - факультет иностранных языков ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое
образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы Иностранный язык и иностранный язык (английский язык и немецкий язык), обучающиеся 2го курса в количестве 26 человек.
Апробация исследования осуществлена в форме выступлений на научно-практических конференциях Всероссийского и международного уровня:
- XXII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (г. Красноярск, 12-14 апреля 2021 г.) с докладом на тему «Использование онлайн-сервиса Educaplay для интенсификации иноязычного образования» (см. Приложение К); выступлению было третье место в секции «Инновационные педагогические технологии в иноязычном образовании» (см. Приложение Л); данная научная статья также заняла первое место на Международном конкурсе научноисследовательских работ «Modern researcher-2021» (см. Приложение М);
• X Всероссийская научно-практической конференция с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» (г. Красноярск, 6-8 декабря 2021 г.) с докладом на тему «Использование игровой технологии «Квиз» для формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка» (см. Приложение Н).
Результаты исследования отражены в научных публикациях (уровень РИНЦ):
• Андреева, Е.В. Квиз и квест как современные игровые технологии на уроках иностранного языка / Е. В. Андреева, Ю. В. Лукиных // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 04-05 декабря 2020 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2021. С. 11-18 (см. Приложение П).
• Андреева, Е.В. Игровые технологии на основе ИКТ на уроках иностранного языка в начальной школе: за и против / Е. В. Андреева, Ю. В. Лукиных // Преподавание иностранного языка в профессиональном контексте: традиции, инновации, перспективы : Материалы 5-й Международной научнопрактической конференции, Тамбов, 22-23 апреля 2021 года. Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», 2021. С. 96-101 (см. Приложении Р).
- Андреева, Е. В. Игровые технологии на занятиях по иностранному языку в вузе / Е. В. Андреева // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: Материалы Международной (заочной) научно
практической конференции, Нефтекамск, 25 мая 2022 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. - Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. - С. 254-259 (см. Приложение С); данной статье было присуждено первое место в конкурсе «Лучшая научная работа» по направлению «Педагогические науки» в секции «Теория и методика профессионального образования» (см. Приложение Т).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обозначены актуальность, предмет, объект, гипотеза, цель и задачи исследования, указаны база, методы и новизна исследования, описана практическая значимость исследования и дана информация об апробации работы.
В первой главе раскрыта сущность речевой компетенции, её структурная модель и процесс формирования, а также её место в иноязычном образовании и формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Далее, описаны игровые технологии, их классификация, место в образовательном процессе, функции и способы организации. Первая глава завершается особенностями применения игровых технологий на занятиях по иностранному языку, принципах отбора и организации игр на занятиях, целях и пользе их применения, правилах применения и характеристиками игровых технологий, а также описана роль подбора УМК в корреляции с вышеописанными элементами образовательного процесса.
Во второй главе раскрыты возрастные и психологические особенности обучения студентов, раскрыто понятие и определены принципы ангдрагогики, а также приняты во внимание требования ФГОС. Далее разработана модель универсальной игровой технологии и описана экспериментальная работа по
внедрению её и других игровых технологий в образовательный процесс будущих преподавателей иностранных языков на занятиях по английскому языку на втором курсе КГПУ им. В.П. Астафьева: подробно описан ход и результаты проведенного эксперимента. Последний параграф главы содержит сравнительные данные результатов исследования, методические
рекомендации по применению разработанной игровой технологии и её дидактический потенциал.
В заключении сделаны выводы о результатах проведенной работы в соответствии с задачами, указанными во введении, а также описана перспектива исследования.
В приложениях приводятся разработки игровых технологий, дидактические материалы, использованные в процессе обучения, разработанная игра квиз с раздаточными материалами для обучающихся, материалы вводного и итогового тестирований, оценочные средства для проверки письменной и устной частей тестирований, а также публикации по теме диссертации.
Резюмируя проведенные исследования, мы пришли к выводу, что применение игровых технологий на занятиях по иностранному языку у студентов-бакалавров станет мощным и эффективным средством развития речевой компетенции, формирования универсальных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также инструментом повышения учебной мотивации. Всё это позволит обучающимся не только успешно завершить процесс адаптации к условиям вуза, научиться самостоятельно и по-новому решать стоящие перед ними проблемы и завершить этап становления, но и продолжать обучение на следующих ступенях образования, легко адаптируясь к новым условиям.
В соответствии с целью нашего исследования и поставленными задачами, мы подробно рассмотрели сущность речевой компетенции. Общепринятого мнения на счет ИКК у ученых не сложилось, но в целом, методисты отмечают иноязычную коммуникативную компетенцию как определенный уровень владения языковыми и речевыми знаниями и навыками, а также способность и готовность осуществлять иноязычную коммуникацию, варьируя свое речевое поведение в зависимости от окружающих обстоятельств. Также мы выяснили, что развитие иноязычной коммуникативной компетенции является центральной целью современного иноязычного образования, а степень сформированности этой компетенции отражает уровень владения иностранным языком. Являясь многокомпонентным явлением, иноязычная коммуникативная компетенция обеспечивает разностороннее предметное и личностное развитие языковой личности, обеспечивая её способность к межкультурному общению.
Нами были определены особенности использования игровых технологий на занятии по иностранному языку. Внедряя игровые технологии в иноязычное обучение, важно, чтобы игры соответствовали учебновоспитательным целям занятия, были релевантно подобраны для обучающихся студенческого возраста и умеренны в использовании. Применение игровых технологий развивает мышление средствами иностранного языка, повышает учебную мотивацию, способствует процессам личностного становления обучающихся, обеспечивает совершенствование умений, позволяющих сформировать речевую компетенцию. Реализация игровых технологий посредством ИКТ решает такие задачи более эффективно. Это объясняется высокой степенью компьютеризации общества и осведомлённостью студентов в сфере современных технологий.
Также в работе описаны особенности обучения иностранным языкам студентов-бакалавров. Таковыми явились возрастные и психологические особенности обучающихся студенческого возраста, принципы андрагогики, а также требования ФГОС и образовательной программы по направлению подготовки. В силу процесса адаптации, а также существенных перемен в познавательной, социализирующей и эмоциональной сферах, педагог должен подбирать не только игровые технологии, которые снимут трудности и способствуют решению назревающих проблем, но и понимать, что для современных студентов нужно искать новые решения даже в привычных механизмах работы. Более того, игровые технологии должны удовлетворять требованиям ФГОС, а именно способствовать формированию необходимых для выпускника университета компетенций.
Мы разработали модель универсальной игровой технологии для развития речевой компетенции на занятии по английскому языку у будущих преподавателей иностранных языков. Таковой послужила игровая технология квиз. Это интеллектуальная игра, позволяющая не только успешно сочетать в себе задачи и даже целые технологии разной направленности, но и способствовать успешному развитию видов речевой деятельности, повышению учебной мотивации, активизации образовательного процесса, совершенствованию живой речи обучающихся и развитию не только речевой компетенции, но и других, входящих в состав иноязычной коммуникативной компетенции.
Эксперимент по апробации модели развития речевой компетенции с помощью игровых технологий на занятиях английского языка в группах второкурсников в КГПУ им. В.П. Астафьева показал, что использование игр в процессе обучения вызывает позитивную реакцию со стороны студентов, обеспечивает мощный эмоциональный подъем на занятии, и конечно позволяет повысить уровень владения всеми видами речевой деятельности, ведь все подобранные игры задействовали как продуктивные, так и рецептивные виды речевой деятельности. Это указывает на развитие речевой компетенции, одной из основных, входящих в состав ИКК.
Проанализировав данные эксперимента, мы смогли дать рекомендации по внедрению модели универсальной игровой технологии на занятии иностранного языка в вузе. Так, нами был описал дидактический потенциал игровой технологии квиз, а также его место в занятии по иностранному языку. Мы сделали заключение, что данная игровая технология универсальна не только по своему содержанию, но и по характеру применения. Так, квиз может применяться полностью, в качестве завершения темы, также полностью в качестве формы контроля; либо частично для введения в тему занятия, частично для отражения определенной темы, частично для смены вида деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены, следовательно, цель настоящего исследования можно считать достигнутой.
Тем не менее, исследование имеет множество перспектив для дальнейшего развития. Разработанную игровую технологию можно внедрить на других уровнях образования: например, на старших курсах бакалавриата или уровне магистратуры. Возможно рассмотрение интеграции описанной технологии в образовательный процесс для достижения других целей: например, для формирования социокультурной компетенции обучающихся или развития речевых высказываний студентов. Также, целесообразным будет подробное рассмотрение дидактических возможностей игровой технологии Квиз в качестве одного из этапов образовательного процесса: как введению в тему или модуль, в качестве контроля знаний и т.д.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) [Текст]: приказ Минобрнауки России от 09.02.2016. - 2016. 19 с.
2. Об установлении шкалы перевода баллов единого государственного экзамена по иностранным языкам в пятибалльную систему оценивания, используемую для выставления отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании в 2008 году [Текст]: распоряжение Рособрнадзора от 20.05.2008 N 1026-08
3. Рабочая программа дисциплины Практический курс английского языка [Текст] / [С.А. Агапова, Т.П. Бабак и др.] - Красноярск, 2015. - 95 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. [Текст] - М.: Мысль, 2007. - 300 с.
5. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. [Текст] - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
6. Алиева, М.Б К проблеме современного студенчества // Психология и
педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - №39. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/k-probleme-sovremennogo-studenchestva (дата обращения: 25.03.2022).
7. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. Вып. 2. - Л.: ЛГУ, 1974. - С. 3-15.
8. Андреева, Е. В. Игровые технологии на занятиях по иностранному языку в вузе / Е. В. Андреева // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: Материалы Международной (заочной) научнопрактической конференции, Нефтекамск, 25 мая 2022 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. - Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. - С. 254-259.
9. Андреева, Е.В. Квиз и квест как современные игровые технологии на
уроках иностранного языка [Текст] / Е. В. Андреева, Ю. В. Лукиных // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы IX Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, Красноярск, 0405 декабря 2020 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск: Красноярский
государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2021. - С. 11-18.
10. Андреева, Е.В. Игровые технологии на основе ИКТ на уроках иностранного
языка в начальной школе: за и против [Текст] / Е. В. Андреева, Ю. В. Лукиных // Преподавание иностранного языка в профессиональном контексте: традиции, инновации, перспективы : Материалы 5-й
Международной научно-практической конференции, Тамбов, 22-23 апреля 2021 года. - Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный технический университет", 2021. - С. 96-101.
11. Аникеева, Н. П. Специфика игровой ситуации. Педагогика и психология игры [Текст] / Н.П. Аникеева. - Новосибирск: НГПИ, 1989. - 121 с.
12. Белякова, Е.А. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения будущего учителя иностранного языка [Текст] // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 2 (45). - C. 70-73
13. Белякова, Н. М. Требования к уровню сформированности социокультурной компетенции в современном технологическом обществе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №73-1. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-urovnyu-sformirovanno sti- sotsiokulturnoy-kompetentsii-v-sovremennom-tehnologicheskom-obschestve (дата обращения: 20.11.2021).
14. Бим, И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам [Текст] /И.Л. Бим, А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
15. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст] / И. Л. Бим. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с....100