ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ 6
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. Естественнонаучная грамотность обучающихся: характеристика, 6 особенности организации
1.2. Способы и средства формирования и развития 17
естественнонаучной грамотности
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ 21
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЬНОМ
КУРСЕ БИОЛОГИИ
2.1. Из опыта работы МБОУ Родниковской СОШ по формированию 21 естественнонаучных компетенций обучающихся
2.2. Использование контекстных заданий по биологии как условие 27
развития естественнонаучной грамотности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Актуальность исследования: Национальный проект образование [35] поставил перед современными отечественными школами две существенные задачи: войти в десятку ведущих стран мира по качеству образования, тем самым обеспечить конкурентоспособность Российского образования и воспитывать гармонично развитую, социально ответственную личность.
Эти задачи равноценны, и современному учителю необходимо понять какими ресурсами он должен обладать для решения этих задач. Одно из направлений это участие Российской федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования, так как в содержании всех исследований заложены как раз те позиции, которые связаны с функциональной грамотностью.
Важной составляющей функциональной грамотности, является естественнонаучная грамотность, формирование которой в современной школе является одной из ключевых задач современного естественнонаучного образования. В то же время в условиях современной школы, педагоги сталкиваются с проблемой интеграции контекстных заданий в учебный план.
Преимущественно это задания, которые описывают проблемную ситуацию, максимально приближенную к жизни, которую необходимо проанализировать и предложить выход из проблемной ситуации.
Среди учебных предметов по пониманию общих основ организации и использованию методов научного исследования составляют в школе уроки биологии, в связи с интегративным характером данной науки с физикой, химией, географией, экологией, математикой, историей.
Таким образом, контекстные задания интегративного характера отражают взаимосвязь естественных наук, учат применять аналогию и сравнение при рассуждении, что обуславливает возможность формирования естественнонаучной грамотности обучающихся, следовательно составление и решение контекстных задач для формирования естественнонаучной грамотности является актуальным.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся.
Предмет исследования: содержание и методика применения контекстных заданий по биологии для развития естественнонаучной грамотности обучающихся.
Цель исследования: выявить методические условия включения контекстных заданий в образовательный процесс по биологии для развития естественнонаучной грамотности обучающихся.
В соответствии с целью исследования была выдвинута рабочая гипотеза исследования: разработанные контекстные задания по биологии будут
способствовать повышению уровня качества знаний учащихся по биологии, выработке умений применять данные знания для решения реальных проблемных ситуаций, связанных с окружающей жизнью, т.е. развитию естественнонаучной грамотности обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить в психолого-педагогической и методической литературе особенности организации процесса формирования и развития естественнонаучной грамотности обучающихся.
2. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в практике работы школы.
3. Разработать содержание и методику применения контекстных заданий, направленных на развитие у учащихся естественнонаучной грамотности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методологической литературы по
исследуемой проблеме; анализ школьной программы и учебников; наблюдение учебно-воспитательного процесса по биологии; моделирование уроков биологии; математическая обработка результатов исследования.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ специальной биологической, медицинской и методической литературы, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, а также определить актуальность темы.
На втором этапе был проведен анализ состояния исследуемой проблемы в школьном курсе биологии, определили уровень владения знаниями по биологии до начала эксперимента.
На третьем этапе был проведен эксперимент: разработаны тематическое планирование элективного курса по биологии для 9 класса и практическое занятия по биологии, проведена математическая обработка данных, сформулированы выводы, оформлена выпускная квалификационная работа.
База исследования: 77 обучающихся 5-9 классов МБОУ Родниковская
СОШ Шарыповского района Красноярского края.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающий 37 наименований. Общий объем работы составляет 50 страниц печатного текста.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные цель и задачи:
1. Изучив психолого - педагогическую и методическую литературу, выявлено, что основной особенностью организации процесса формирования и развития естественнонаучной грамотности обучающихся, является создание условий для практико - ориентированного обучения с учетом возрастных и психологических особенностей личности.
2. Анализ современного состояния исследуемой проблемы в практике работы школы показал, что создание Центров образования естественнонаучной направленности «Точка роста», способствует практической направленности для развития и формирования естественнонаучной направленности обучающихся. Участие в ежегодных мониторинговых исследованиях по формированию естественнонаучной грамотности позволяет выявить дефициты, с учетом которых, педагог корректирует свою деятельность.
3. При выполнении практической части работы, используя методику разработки контекстных заданий, разработаны контекстные задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся. Задания были апробированы и применяются на уроках биологии в 5-9 классах МБОУ Родниковской СОШ Шарыповского муниципального округа Красноярского края.
1. Аванесов В.С. Применение статистических методов и ЭВМ в педагогических
исследованиях: Введение в научное исследование по педагогике. М.:
Просвещение, 1988. 215 с.
2. Альтштейн А.Д. Вирусология // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016), URL: https://bigenc.ru/biology/text/1916159 (дата обращения: 01.05.2020).
3. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: учебник // В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов. 6-е издание, стереотип. М.: Дрофа, 2019. С. 49-52.
4. Биология: Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе // Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. С. 46-47.
5. Биология: Многообразие живых организмов. 7 кл.: учебник // В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2018. С. 249-253.
6. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК Инновационная Школа-Ракурс: учебно-методическое пособие // Т.А. Исаева, Н.И. Романова. М.: Русское слово, 2017. 60 с.
7. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. М., Просвещение, 1997 г.
8. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. Волгоград, Учитель, 2007 г.
9. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / науч. ред. Ю.С. Осипов и др. 2004- 2010. Т. 1-16.
10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход // Метод. пособие. Высш. шк.. 1991. - С. 207.
11. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. // М.: ИЦ ПКПС. 2004. С. 84 .
12. Вирусология. Методические материалы: учеб. метод. пособие для студ. биол. фак. // Авторы-сост. Е.В. Глинская, Е.С. Тучина, С.В. Петров. Саратов, 2013. 84 с. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch lit/788.pdf (дата обращения 20.04.2022).
13. Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А., Якимов М.С. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 23. 3.Андреева, Н. Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.Д. Андреева, И.Ю. Азизова, Н.В. Малиновская ; под редакцией Н. Д. Андреевой. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 300 с.
14. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 264 с.
15. Голубева Л.В., Чегодаева Т.А. Анализ урока. Типология, методики, диагностика. - Волгоград: Учитель, 2007....37