ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 6
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБОВ
ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1. Значение, роль и сравнительные возможности наглядных и 6
практических методов в обучении биологии
1.2. Выбор методов обучения биологии в зависимости от содержания 13 изучаемого материала
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ 23 ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО БИОЛОГИИ НАГЛЯДНЫМИ
И ПРАКТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике 23
работы Носковской средней школы - интерната Таймырского Долгано-Ненецкого района
2.2. Комплексное применение наглядных и практических методов 25
обучения биологии в ходе изучения раздела «Животные»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Процесс обучения биологии на протяжении всех исторических этапов развития педагогической практики, а также и на современном этапе развития был и остается практикоориентированным обучением, который невозможен без применения любых наглядных средств обучения: натуральных, изобразительных и их сочетания. Учет возможностей применения наглядности при формировании образовательной компетенции представляется достаточно важным направлением исследования. Формирование предметных результатов, с применением наглядных и практических методов обучения, помогает повысить эффективность обучения учащихся.
При постоянном использовании наглядных и практических методов обучения на уроках биологии у школьников повышается интерес к изучению данного предмета.
На сегодняшний день основная цель средних общеобразовательных школ является содействие умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности учащегося, используя для этого различные методы обучения.
Важной частью учебного процесса является хорошо организованный и оборудованный учебный класс, где созданы все условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования, наглядных и практических методов.
Часто в классной обстановке не всегда удается наблюдать и видеть предметы и явления в их естественном состоянии. В этом случае представления и понятия могут быть сформированы с помощью визуальных средств обучения, к которым относятся таблицы и иллюстрации, природные объекты, раздаточные материалы, фильмы и фрагменты фильмов, мультимедийное оборудование. Наглядность является одним из основных средств образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Необходимо отметить важность применения практических методов обучения, которое является необходимым условием в достижении основных задач школьного биологического образования. Актуальность исследуемой проблемы определила выбор темы дипломной работы: «Возможности наглядных и практических методов обучения в формировании предметных результатов по биологии»
Объект исследования: учебно-познавательный процесс по
формированию предметных результатов по биологии в школе, реализуемый наглядными и практическими методами обучения.
Предмет исследования: содержание и методика применения
наглядных и практических методов обучения биологии для формирования предметных результатов.
Цель исследования: выявить методические условия, определяющие влияние методов обучения биологии на формирование предметных результатов.
В соответствии с целью исследования была выдвинута рабочая гипотеза исследования: использование наглядных и практических методов при изучении раздела «Животные» окажет положительное влияние на формирование предметных результатов по биологии.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть сущность, значение и содержание наглядных и практических методов и их применение в системе школьного биологического образования.
2. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в практике работы Носковской средней школы Таймырского района.
3. Выявить методические особенности изучения животных Крайнего Севера с преимущественным использованием наглядных, практических методов обучения и их сочетания.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методологической литературы по исследуемой проблеме; анализ школьной программы и учебников; наблюдение учебно-воспитательного процесса по биологии; моделирование уроков биологии.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ педагогической методической литературы, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, а также определить актуальность темы.
На втором этапе был проведен анализ состояния исследуемой проблемы в школьном курсе биологии.
На третьем этапе был разработан конспект урока по биологии для 7 класса с применением наглядных и практических методов обучения, как эффективный способ формирования предметных результатов по биологии.
База исследования: Таймырское муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение «Носковская средняя школа - интернат» Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, 18 обучающихся 7 класса.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, включающий 33 наименований. Общий объем работы составляет 46 страниц печатного текста.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные цель и задачи:
1. Изучив анализ психолого-педагогической, методической литературы была рассмотрена сущность, значение и содержание наглядных и практических методов, их применение в школьном образовании. Методы обучения обладают различными педагогическими возможностями, поэтому творческий педагог всегда оценивает методы обучения по тому, насколько они способствуют развитию мышления и воспитанию учащихся, насколько они позволяют связать изучаемый предмет с практикой, позволяют проникнуть в глубину научных позиций, изучаемых на уроке.
2. Проанализировав современное состояние исследуемой проблемы в практике работы школы, пришли к выводу, что наглядные и практические методы обучения применяются на уроках с целью повышения интереса к изучаемой теме, а также они способствуют развитию умственной деятельности обучающихся. Позволяют проникнуть в глубину научных позиций, изучаемых на уроке.
3. Использование наглядных и практических методов обучения и их сочетания, способствуют лучшей организации работы учителя, а также предполагает повышение эффективности учебной деятельности учащихся, включая развитие их учебных возможностей.
1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие для студентов / С.П. Баранов. М.: Просвещение, 1981. 143 с.
2. Биология Животные: Учебник для 7 - 8 классов средней школы / под ред. М.А. Козлова. М.: Просвещение, 2001.256 с.
3. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы /
A. С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. М.: Дрофа, 2017 668 с.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. пособие. для биол.3 - е изд. М.: Просвещение, 1976. 77с-83с., 101с. - 103 с.
5. Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии / / Проблемы дидактики биологии.
6. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им.
B. П. Астафьева. Красноярск, 2015. 264 с.
7. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение 1983. 123 с.
8. Использование средств обучения на уроках биологии: пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н.А Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. М.: Просвещение, 2000. 191 с.
9. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя. М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002. 158с.
10. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. М.: Академия, 2002. 256 с.
11. Кемп П., Армс К. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс. М.: Мир, 2008. 671 с.
12. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические труды: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1982, с. 242-2437.
13. Минченков Е. Е. Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных дисциплин. Учебное пособие / Е.Е. Минченков. - М.: Лань, 2016. - 496 с.
14. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя / сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко. М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2015. 158 с.
15. Песталоцци И.Г. Избр. пед.наук. Соч.: В 2-х томах-М., 1981...34