Введение 3
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников 5
1.1 Сущность и содержание патриотического воспитания 5
1.2 Патриотические качества младшего школьника 7
1.3 Приемы и методы патриотического воспитания младших школьников 10
Глава 2 Формирование патриотической воспитанности младших школьников на уроках окружающего мира 13
Заключение 17
Список использованных источников 18
Патриотическое воспитание молодого поколения считается одной из основополагающих задач современной школы, так как школьный возраст является наиболее подходящим временем для воспитания чувств любви к Родине. Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Школьникам этого возраста необходимо прививать интерес к истории своей страны, народов, проживающих на ее территории. С помощью этих знаний формировать у них чувство гордости и уважения за героические подвиги своего народа.
Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которой педагоги могли бы найти объяснение таких понятий как добро и зло, обратить сознание школьников к высоким идеалам отечественной истории.
Благодаря использованию в повседневной работе такой методической литературы можно вырастить поколение людей воспитанных, знающих свою историю, готовых к подвигу, тех, кого принято называть словом «патриот».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к урокам «Окружающего мира», направленным на формирование патриотического воспитания прописаны такие требования, как понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Цель работы – изучение и обоснование эффективности содержания работы по формированию патриотического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме работы.
2. Теоретически обосновать проблему патриотического воспитания младших школьников.
3. Выявить наиболее эффективные методы работы по формированию патриотического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – патриотическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы; обобщение передового педагогического опыта.
В ходе проделанной работы нам удалось прийти к некоторым выводам и обобщениям.
Нами были рассмотрены вопросы, связанные с развитием и накоплением научных трудов по проблемам сущности и содержания патриотического воспитания. Существует достаточно большое количество различных походов к определению данного понятия, все это позволяет нам говорит о том, что понятие патриотического воспитания сложносоставное психологическое явление.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы культуры восприятия пространства очень ярки и сильны, и поэтому они сохраняются в памяти надолго, что очень важно при воспитании основ патриотизма.
Для воспитания патриотических качеств личности младшего школьника должны использоваться три компонента патриотизма – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Их применение позволит сформировать устойчивые патриотические качества учащихся.
Учителю очень важно использовать разнообразные методы и приемы в воспитании патриотических качеств школьников. В настоящее время их достаточно большое множество. Одним из интересных приемов является проектная деятельность. Данная деятельность будет носить поисковый, исследовательский, творческий характер, что, несомненно, способствует развитию инициативной личности, способной креативно мыслить, самостоятельно выбирать тот или иной путь самосовершенствования, а содержательная основа формировать патриотические качества.
Уроки по предмету «Окружающий мир» призваны развивать в первую очередь патриотические чувства и качества младших школьников. Многие темы в рамках данного курса раскрывают понятия Родины и малой Родины, природы, многообразия народов, проживающих на территории страны и другие темы. Многие темы можно рассматривать через призму регионального материала, что является очень важным в становлении личности молодого патриота.