Ориентирование на здоровьесбережение как средство профилактики делинквентного поведения подростков
|
Введение 3
Глава I. Теоретико - методологические основы проблемы изучения
делинквентного поведения подростков 6
1.1. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения подростков:
понятие, сущность, формы 6
1.2 Причины, социальные и психологические условия и факторы, оказывающие
влияние на формирование делинквентного поведения подростков 12
1.3 Необходимые условия для формирования здорового образа жизни подростков
как способа профилактики делинквентного поведения 18
Вывод по 1 главе 21
Глава П. Изучение особенностей делинквентного поведения и здоровьясбережения подростков 23
2.1. Подбор и обоснование методов исследования 23
2.2. Анализ результатов диагностического исследований 25
2.3. Программы по профилактике делинквентного поведения подростков с
помощью ориентирования на здоровьесбережение 35
2.4. Результаты повторной диагностики 40
Вывод по 2 главе 42
Заключение 43
Список используемых источников 44
Приложения 50
Глава I. Теоретико - методологические основы проблемы изучения
делинквентного поведения подростков 6
1.1. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения подростков:
понятие, сущность, формы 6
1.2 Причины, социальные и психологические условия и факторы, оказывающие
влияние на формирование делинквентного поведения подростков 12
1.3 Необходимые условия для формирования здорового образа жизни подростков
как способа профилактики делинквентного поведения 18
Вывод по 1 главе 21
Глава П. Изучение особенностей делинквентного поведения и здоровьясбережения подростков 23
2.1. Подбор и обоснование методов исследования 23
2.2. Анализ результатов диагностического исследований 25
2.3. Программы по профилактике делинквентного поведения подростков с
помощью ориентирования на здоровьесбережение 35
2.4. Результаты повторной диагностики 40
Вывод по 2 главе 42
Заключение 43
Список используемых источников 44
Приложения 50
Молодое поколение является решающим звеном, в контексте будущего нашей необъятной многонациональной страны. Ведь от их здоровья, умственного развития, физической подготовки, работоспособности прямо зависят перспективы государства в экономической, социальной, культурной и научной сферах страны.
Делинкветное поведение нередкий феномен для молодежи. Это связано с тем, что переход от детства к взрослости сопровождается целым рядом своих особенностей: смена взглядов, ориентиров, ценностей, поведения, установок. Меняется парадигма взаимодействия, внешняя среда и принятие социумом так же сказываются на адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Под натиском социально-негативной среды происходит деструкция формирования полноценной здоровой социальной личности подростка. Это объясняется реакцией ребенка на неблагоприятные условия воспитания и социализации, в которых он постоянно или очень часто находится.
Проблема делинкветного поведения не утрачивает значимости и является одной из центральных в воспитании молодого поколения, по причине важности усвоения общепринятых порядков, потому что это играет немаловажную роль в развитии не только личности, но и, в глобальном смысле, целого государства.
Эта проблема была изучена и описана многими отечественными и зарубежными учеными, такими как А. Айхорн, Ю.М. Антонян, В.А. Гульдан, С.Н. Ениколопов, В.В. Ковалев, Б.С. Кудрявцев, П. Куттер, А.Е. Личко, Ф.С. Сафуанов, Е.В. Васкэ, В.С. Собкин, в чьих работах приведены различные классификации, в которых подробно описаны формы и типы неправильного поведения, движущие силы и условия формирования. А такие авторы как Л.Н. Куликова, Л.И. Божович, А.М. Печенюк и Е.В. Бондаревская рассматривали в своих работах как из делиннкветной личности воспитать здоровую, но с помощью гуманистических методов. Также в научных работах подробно изучена мотивация законопослушного и антиобщественного поведения, где особое внимание уделяется причинам совершения преступлений несовершеннолетними.
Цель: разработать, обосновать и апробировать условия ориентирования на здоровьесбережение подростков как способа профилактики делинквентного поведения
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить основные социальные, психологические условия и факторы, способствующие формированию делинквентного поведения у подростков;
- провести эмпирическое исследование особенностей делинквентного поведения подростков и их отношения к своему здоровью
- разработать программу для профилактики делинквентного поведения подростков.
- провести повторную диагностику и сделать выводы об эффективности разработанной и апробированной программы
Объект исследования: профилактика делинквентного поведения у подростков
Предмет исследования: профилактика делинквентного поведения у подростков с помощью ориентирования на здоровьесбережение.
Гипотеза исследования: ориентирование на здоровьесбережение будет способствовать профилактике делинквентного поведения у подростков если:
- выявить тип склонности подростков к делинквентному поведению и его причины;
- научить подростков контролировать свои негативные эмоции и предотвращать действия опасного характера
- научить подростков ответственно и бережно относится к своему здоровью, как физическому, так и психическому.
Для решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов, включающих в себя:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
-эмпирические методы (опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орлов); карта наблюдения за проявлениями девиантного поведения (Н. В. Майсак); «Какое у тебя здоровье?» (Орлова Т.В.); беседа).
Основные понятия:
1. Подростковый возраст - это период перехода ребенка от детства к взрослости: младший подростковый возраст (12-14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15-17 лет) (Д. Б. Эльконин).
2. Делинквентное поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку, при этом предполагающие уголовное наказание в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами (Тарасов Н.В.)
З.Здоровьесбережение-это способность сохранять соответственно возрасто-половым особенностям физиологическую и психическую устойчивость в условиях постоянно изменяющихся количественных и качественных единиц структурной (ощущаемые раздражители внешней среды) и сенсорной (совокупность антигенов, атакующих каждый организм) информации. (И.И. Брехман)
Делинкветное поведение нередкий феномен для молодежи. Это связано с тем, что переход от детства к взрослости сопровождается целым рядом своих особенностей: смена взглядов, ориентиров, ценностей, поведения, установок. Меняется парадигма взаимодействия, внешняя среда и принятие социумом так же сказываются на адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Под натиском социально-негативной среды происходит деструкция формирования полноценной здоровой социальной личности подростка. Это объясняется реакцией ребенка на неблагоприятные условия воспитания и социализации, в которых он постоянно или очень часто находится.
Проблема делинкветного поведения не утрачивает значимости и является одной из центральных в воспитании молодого поколения, по причине важности усвоения общепринятых порядков, потому что это играет немаловажную роль в развитии не только личности, но и, в глобальном смысле, целого государства.
Эта проблема была изучена и описана многими отечественными и зарубежными учеными, такими как А. Айхорн, Ю.М. Антонян, В.А. Гульдан, С.Н. Ениколопов, В.В. Ковалев, Б.С. Кудрявцев, П. Куттер, А.Е. Личко, Ф.С. Сафуанов, Е.В. Васкэ, В.С. Собкин, в чьих работах приведены различные классификации, в которых подробно описаны формы и типы неправильного поведения, движущие силы и условия формирования. А такие авторы как Л.Н. Куликова, Л.И. Божович, А.М. Печенюк и Е.В. Бондаревская рассматривали в своих работах как из делиннкветной личности воспитать здоровую, но с помощью гуманистических методов. Также в научных работах подробно изучена мотивация законопослушного и антиобщественного поведения, где особое внимание уделяется причинам совершения преступлений несовершеннолетними.
Цель: разработать, обосновать и апробировать условия ориентирования на здоровьесбережение подростков как способа профилактики делинквентного поведения
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить основные социальные, психологические условия и факторы, способствующие формированию делинквентного поведения у подростков;
- провести эмпирическое исследование особенностей делинквентного поведения подростков и их отношения к своему здоровью
- разработать программу для профилактики делинквентного поведения подростков.
- провести повторную диагностику и сделать выводы об эффективности разработанной и апробированной программы
Объект исследования: профилактика делинквентного поведения у подростков
Предмет исследования: профилактика делинквентного поведения у подростков с помощью ориентирования на здоровьесбережение.
Гипотеза исследования: ориентирование на здоровьесбережение будет способствовать профилактике делинквентного поведения у подростков если:
- выявить тип склонности подростков к делинквентному поведению и его причины;
- научить подростков контролировать свои негативные эмоции и предотвращать действия опасного характера
- научить подростков ответственно и бережно относится к своему здоровью, как физическому, так и психическому.
Для решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов, включающих в себя:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
-эмпирические методы (опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орлов); карта наблюдения за проявлениями девиантного поведения (Н. В. Майсак); «Какое у тебя здоровье?» (Орлова Т.В.); беседа).
Основные понятия:
1. Подростковый возраст - это период перехода ребенка от детства к взрослости: младший подростковый возраст (12-14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15-17 лет) (Д. Б. Эльконин).
2. Делинквентное поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку, при этом предполагающие уголовное наказание в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами (Тарасов Н.В.)
З.Здоровьесбережение-это способность сохранять соответственно возрасто-половым особенностям физиологическую и психическую устойчивость в условиях постоянно изменяющихся количественных и качественных единиц структурной (ощущаемые раздражители внешней среды) и сенсорной (совокупность антигенов, атакующих каждый организм) информации. (И.И. Брехман)
Делинквентное поведение подростков в современном обществе явление отнюдь не редкое. Все чаще слышны новости в средствах массовой информации, да и в дворовых ребятах проявления асоциального поведения не редкость. Правоохранительные органы дают рекомендации, проводят совместные мероприятия с учебными заведениями и центрами дополнительного образования, но не всегда система имеет обратный отчет, что несет дисгармоничный характер освоения навыков.
Целью нашего исследования было разработать, обосновать и апробировать условия ориентирования на здоровьесбережение подростков как способа профилактики делинквентного поведения.
На основе полученных результатов в ходе исследований склонности к девиантному поведению подростков, нами были подобраны методы социальной работы в сфере делинквентного поведения подростков, чтобы не только понизить уровень склонности к делинквентному поведению, но и создать условия для здоровьесбережения. Так же мы подтвердили нашу гипотезу в части того, что для профилактики делинквентного поведения среди подростков необходимо учитывать интересы подростков и их личностную направленность.
Разработанная нами программа носит универсальный характер и может быть адаптирована к потребностям молодых людей и их предыдущему опыту, что дает преимущество перед аналогичными программами по-разному за счет изменения содержания и содержания предоставляемых мероприятий.
Целью нашего исследования было разработать, обосновать и апробировать условия ориентирования на здоровьесбережение подростков как способа профилактики делинквентного поведения.
На основе полученных результатов в ходе исследований склонности к девиантному поведению подростков, нами были подобраны методы социальной работы в сфере делинквентного поведения подростков, чтобы не только понизить уровень склонности к делинквентному поведению, но и создать условия для здоровьесбережения. Так же мы подтвердили нашу гипотезу в части того, что для профилактики делинквентного поведения среди подростков необходимо учитывать интересы подростков и их личностную направленность.
Разработанная нами программа носит универсальный характер и может быть адаптирована к потребностям молодых людей и их предыдущему опыту, что дает преимущество перед аналогичными программами по-разному за счет изменения содержания и содержания предоставляемых мероприятий.



