Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности владения младшими школьниками лексикой нравственной тематики

Работа №170232

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Психолого - педагогические и лингвистические основы формирования нравственных представлений у младших школьников
1.1 Психолого-педагогические основы формирования нравственных представлений
1.2 Лингвистические основы формирования
представлений у младших школьников
1.3 Методы и приемы формирования нравственных представлений на уроках русского языка
Выводы по 1 главе
Глава 2. Актуальный уровень знания младшими школьниками лексики нравственной тематики
2.1 Программа диагностического исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Виды заданий для овладения навыком работы с нравственной тематикой
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложение А Задания для определения актуального уровня знания младшими школьниками лексики нравственной тематики
Приложение Б Протокол диагностики


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» [1]. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [1].
На сегодняшний день ослабление важности духовных ценностей в обществе и как следствие искаженности представлений младших школьников о доброте, великодушие, взаимопонимании являются проблемами, обсуждаемыми педагогами-учеными и практиками всех уровней.
Проблемой, описанной выше, занимались такие авторы, как Ушинский К. Д., Бабаян А. В., Каиров И. А., Болдырев Н. И.
На нравственное становление личности современного ребенка существенно оказывают влияние средства массовой информации, во многом определяющие нормы и правила поведения человека в обществе. Но в самой наибольшей мере нравственное становление личности происходит в школе в процессе взаимодействия со сверстниками и учителем.
Большую роль в нравственном воспитании ребёнка и его социализации играет изучение родного языка. Через изучение языка ребёнок осваивает и культуру, и духовные и эстетические номы и правила поведения.
Нравственные представления младших школьников - это обобщенный образ о добре, зле, любви, красоте, понимание и проявление доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости.
Актуальность проблемы формирования нравственных представлений младших школьников обусловлена современными социальными условиями, спецификой младшего школьного возраста и требованиями современных образовательных стандартов. Словарный запас человека является одним из средств формирования представлений, основывается на неразрывной связи языка с формируемой у человека картиной мира, в которой восприятие окружающей действительности происходит через понимание отражающей ее лексики. Таким образом, формируемые у младших школьников нравственные представления непосредственным образом связаны с пониманием и владением лексикой нравственной тематики.
Исходя из всего вышесказанного, объектом нашей работы является процесс овладения младшими школьниками лексикой нравственной тематики. В свою очередь предметом особенности владения младшими школьниками лексикой нравственной тематики.
Цель нашей работы: составить комплекс заданий, направленный на совершенствование нравственной тематики с учетом актуальных особенностей ее владения младшими школьниками.
Задачи исследования:
1) выявить психолого-педагогические, лингвистические, методические основы формирования нравственных представлений у младших школьников;
2) разработать диагностический комплекс и определить актуальный уровень и особенности владения лексикой нравственной тематики младшими школьниками;
3) предложить группы заданий для совершенствования понимания младшими школьниками нравственной тематики.
Гипотеза: учащиеся начальной школы обладают низким уровнем и возрастными особенностями владения лексикой нравственной тематики.
Методы исследования:
• теоретический анализ лингвистической, психолого¬
педагогической литературы, обобщение педагогического опыта;
• анализ нормативных документов;
• проведение диагностического исследования;
• обработка и систематизация данных различных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к нравственным нормам и правилам, поэтому данный период является самым удачным для работы по формированию нравственных представлений у младших школьников.
Процесс формирования нравственных представлений у младших школьников осуществляет важную роль в развитии личности в целом. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим его людям.
Словарный запас является не только основой развития речи, но и средством формирования представлений, основывается на неразрывной связи языка с формируемой у человека картиной мира. В данной работе мы рассматриваем владение младшими школьниками лексикой нравственной тематикой в качестве средства формирования нравственных представлений. Это основывается на неразрывной связи языка с формируемой у человека картиной мира.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в ходе уроков русского языка наряду с процессами развития речи учащихся, в том числе для обогащения их словарного запаса и формирования навыков связной речи, также происходит формирование нравственных ценностей, связанных с его народом.
Исходя из этого, с целью выявления особенностей понимания лексики нравственной тематики учащимися 3-го класса было подготовлено и проведено диагностическое исследование.
Для диагностики уровня понимания нравственной тематики было выделено три критерия: готовность соотнести слово нравственной тематики с его определением, готовность дать толкование, объяснить значение слова нравственной тематики, умение подобрать к слову нравственной тематики синонимы, антонимы, однокоренные слова.
В ходе анализа проведенной диагностики было выявлено, что самой распространенным затруднением, которое испытывали обучающиеся при выполнении заданий, является трудность с пояснением терминов своими словами.
На основании выявленных затруднений были определены виды заданий, способствующих развитию навыков понимания младшими школьниками лексики нравственной тематики: задания на соотношения определения с понятием, задания на замену повторяющегося слова в тексте их синонимами, задания на исправление выделенных слов антонимами. задания на объяснение значения слова


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
2. Агибалова, С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей / С.В. Агибалова // Молодой ученый. - 2015 - №2. - С. 468-471
3. Бабаян, А. В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX - начала ХХ вв [Текст] : Монография / Под ред. Е. Н. Шиянова. - Ставрополь : СКСИ. Пятигорск : РИА-КМВ, 2006 - 216 с.
4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н. И. Болдырев. - М. : Просвещение, 1979 - 255 с.
5. Выготский,С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / C. С. Бубнова // Психологический журнал. - 1999 - №5. - С. 38-44.
6. Власова, Т. И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. Технологии духовно-нравственного воспитания. - 2008 - № 9 - С. 108-113.
7. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1[Текст]. Сборник истуденческих работ / Отв. редактор доктор доктор социол. наук, профессор Ушамирская Г. Ф. - М. : Студенческая наука, 2012 - 1654 с.
8. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / М. В. Гомезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2009 - 512 с.
9. Даль, В. И. Пословицы русского народа [Текст] / В. И. Даль. - М. : «Издательство Астрель», 2000 - 752 с.
10. Даулетова, Б. А. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / Б. А. Даулетова // Молодой ученый. - 2015 - №9. - С. 352-354.
11. Казимирская, Т. А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Казимирская. - М. : Б.и., 2002.
12. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике
(междисциплинарный) [Текст] : для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.; СПб: МарТ, 2005.
13. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - (Концептуальные основы духовно-нравственного воспитания). - 2008 - № 9 - С. 13-20.
14. Крючкова, О. В. Нравственность в современном мире [Текст] : учебно-методическое издание / О. В. Крючкова, О. А. Хаткевич. Минск: ИООО Краско-Принт, 2003.
15. Львов, М. Р. Воспитательные и развивающие возможности «русский язык» [Текст]/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская // Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., М.,2000. - С.200-209.
16. Павловская, О. А. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека [Текст] / О. А. Павловская, В. В. Старостенко, Л. Н. Владыковская. - Минск: Беларус. наука, 2011.
17. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
18. Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи / П. Л. Трошин // Молодой ученый. - 2016 - №8. - С. 884-887.
19. Ушинский, К. Д. Моя система воспитания. О нравственности [Текст] / К. Д. Ушинский; сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой. - М. : Изд. АСТ. 2018 - 572 с.
20. Филиппова, Т. А. Психолого-педагогическая компетентность
учителя начальных классов как необходимое условие духовно- нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / Т. А. Филипова // ученый. - 2015 - №1.2. - С. 44-47.
https://moluch.ru/archive/81/14740/. (дата обращения: 07.04.18).
21. Подосичная, А. В. Формирование нравственных качеств в
образовательном учреждении [Электронный ресурс] А. В. Подосичная // Образование и воспитание. - 2017 - №5. - С. 7-10. - URL
https: //moluch.ru/th/4/archive/74/2959/
22. Добру откроются сердца // Досуг в школе. - 2008. - № 11. - 32 с. -
Содержание: "Если добрый ты - это хорошо!" / О. Н. Сухоносова. "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть" / Н. С. Нуриева. "Добру откроются сердца" / В. А. Халилуллина. Под грибком / Н. В. Ахметова. "Помни о других" / Н. В. Ахметова. "Волшебное слово" / Л. Л. Худякова. "С детства дружбой дорожи" / З. А. Гомжина. Дружба мнимая и настоящая / Т. Ю. Ковшарова. "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо" / Н. С. Крюкова.
Подборка сценариев для проведения классных часов, театрализованных уроков по нравственному воспитанию для учащихся младшего и среднего школьного возраста.
23. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический
материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57.
Содержание: Современные методы духовно-нравственного
воспитания; Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы городской школы; Готовность педагогов к духовно-нравственному развитию детей-сирот в условиях православного детского дома.
24. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. -
2008. - N 5. - c.7-9, 11-14, 19-25, 28 (вкладка).
Содержание: О воспитании у младших школьников добрых чувств к людям; Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей в семье и начальной школе; Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка; Духовно- нравственное воспитание учащихся: предметы регионального компонента; Уроки Д. С. Лихачева - уроки нравственности; Этика для младших школьников.
25. Тема номера: Духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - N 11. - с.3-10, 37-40. Содержание: Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников; Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки; Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки.
26. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. -
2008. - N 5. - c.14-18, 31 (вкладка).
Содержание: Воспитание в поликультурной среде средствами
народных сказок; Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников.
27. Архарова Л.И. [Праздники и классные часы на тему нравственности] / Л.И. Архарова // Архарова Л.И. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. - М., 2005. - с.58-65
28. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных
ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - N 7. - c.75-78


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ