ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВКЛЮЧЕННЫМИ ДЕТЬМИ-ИНОФОНАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1.1. Характеристика детского коллектива младших школьников 10
1.2. Особенности детского коллектива младших школьников в
многонациональном классе 15
1.3. Формы и методы формирования детского коллектива младших
школьников в многонациональном классе 24
Выводы по главе 1 38
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕТСКОГОКОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ-ИНОФОНАМИ 40
2.1. Организация исследования 40
2.2. Изучение уровня сформированности детского коллектива 44
2.3. Рекомендации по формированию детского коллектива в
многонациональном классе 50
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
1.1. Характеристика детского коллектива младших школьников 10
1.2. Особенности детского коллектива младших школьников в
многонациональном классе 15
1.3. Формы и методы формирования детского коллектива младших
школьников в многонациональном классе 24
Выводы по главе 1 38
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕТСКОГОКОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ-ИНОФОНАМИ 40
2.1. Организация исследования 40
2.2. Изучение уровня сформированности детского коллектива 44
2.3. Рекомендации по формированию детского коллектива в
многонациональном классе 50
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Одним из ключевых факторов формирования личности является коллектив. Детский коллектив - первичная социальная общность, которая непосредственным образом оказывает влияние на развитие детей. Влияние детского коллектива осуществляется за счет осознания ребенком своей роли и статуса в коллективе, взаимодействия с его членами, согласования и достижения целей коллектива, переживания и соблюдения его ценностей. Ресурс детского коллектива для формирования и развития личности, состоит в возможности непосредственного влияния на детей за счет организации взаимоотношений и выполнения общих дел.
Исследованием проблемы формирования дружеских отношений в младшем школьном возрасте рассматривается в работах Т.М. Землянухиной, И.С. Кона, И.В. Комаровой, С.С. Кочишвили, Е.Е. Моховой, Л.В. Новожиловой, Н.А. Шкуричевой, Н.В. Шрейдер. Такие авторы как Э.А. Аминева, Е.В. Головнёва, К.О. Хазмина подробно изучают вопрос, связанный с формированием детского коллектива.
Впервые детский коллектив как социальная общность формируется на базе начальной школы. Однако речь идет скорее о группах по интересах или дружеских компаниях, которые сохраняются и в период среднего и старшего школьного возраста. Дети в таких микрогруппах и компаниях взаимодействуют друг с другом на основе общих интересов. Проблематика вопроса состоит в том, что при наличии различных общностей, некоторые дети в классе остаются обделенными внимания сверстников и не входят ни в одну из микрогрупп или дружеских компаний. Описанная проблематика касается детей-инофонов, которые переживают культурный шок в новой для них образовательной и культурной среде.
Такие дети часто становятся аутсайдерами и вынужденно изолируются от школьного социума. Следствием такой изоляции для ребенка являются проблемы внутриличностного характера (депрессия, низкая самооценка, способностей. В связи с чем, актуальным является вопрос, связанный с формированием детского коллектива в многонациональном классе посредством организованной педагогической деятельности.
Возраст, в котором отмечается наибольшая сензитивность к развитию адаптационных форм поведения и рефлексии, формированию первичных навыков социального взаимодействия, которые лягут в основу будущих взаимоотношений с людьми (в т.ч. дружеских) - младший школьный возраст [18, с. 310]. Развитие личности младших школьников, являющееся приоритетной целью современного образования, которая во многом опосредована отношениями со сверстниками [20, с. 88]. Ключевой характеристикой детского коллектива является проявление дружеских отношений ее членов. Задача педагога состоит в том, чтобы педагогически обустроить школьную жизнь детей таким образом, чтобы способствовать формированию и детского коллектива, и дружеских отношений между детьми. В ином случае, непонимание и разобщенность ребят может привести к росту агрессии в межличностных отношениях.
Описанная выше проблематика и актуальность рассмотрения вопроса обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности детского коллектива младших школьников с включенными детьми-инофонами».
Объект исследования: процесс формирования детского коллектива.
Гипотеза: Мы исходим из предположения о том, что у детей - инофонов по критериям инициативность, чувствительность к воздействиям, преобладающий эмоциональный фон, отмечается низкий уровень дружеских отношений со сверстниками.
Предмет исследования: особенности сформированности детского коллектива.
Цель исследования: определить особенности дружеских отношений младших школьников со сверстниками-инофонами в детском коллективе; разработать программу педагогических занятий (детского клуба «В кругу друзей») по формированию детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами.
Задачи исследования:
1. изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования детского коллектива младших школьников со сверстниками - инофонами;
2. охарактеризовать детский коллектив как первичную социальную общность на основе психолого-педагогической литературы;
3. провести опытно-экспериментальную работу по диагностике уровня сформированности детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами;
4. разработать рекомендации в форме программы педагогических занятий (детского клуба) по формированию детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Наблюдение (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
3. Методика диагностики привлекательности классного коллектива (Н.А. Лошкарева).
4. Анкета-опросник «Настоящий друг» (А.С. Прутченков).
5. Анкета «Отношения в нашем классе».
База исследования: МКОУ «Средняя образовательная школа № 9» г. Нижнеудинск.
Практическая значимость: материалы теоретического исследования могут быть актуальны для педагогов и специалистов, чья деятельность непосредственным образом связана с детьми, а одной из ключевой задач педагогической деятельности является формирование детского коллектива.
Структура работы включает 2 главы, 6 параграфов, приложение и список использованных источников из 61 источника.
Исследованием проблемы формирования дружеских отношений в младшем школьном возрасте рассматривается в работах Т.М. Землянухиной, И.С. Кона, И.В. Комаровой, С.С. Кочишвили, Е.Е. Моховой, Л.В. Новожиловой, Н.А. Шкуричевой, Н.В. Шрейдер. Такие авторы как Э.А. Аминева, Е.В. Головнёва, К.О. Хазмина подробно изучают вопрос, связанный с формированием детского коллектива.
Впервые детский коллектив как социальная общность формируется на базе начальной школы. Однако речь идет скорее о группах по интересах или дружеских компаниях, которые сохраняются и в период среднего и старшего школьного возраста. Дети в таких микрогруппах и компаниях взаимодействуют друг с другом на основе общих интересов. Проблематика вопроса состоит в том, что при наличии различных общностей, некоторые дети в классе остаются обделенными внимания сверстников и не входят ни в одну из микрогрупп или дружеских компаний. Описанная проблематика касается детей-инофонов, которые переживают культурный шок в новой для них образовательной и культурной среде.
Такие дети часто становятся аутсайдерами и вынужденно изолируются от школьного социума. Следствием такой изоляции для ребенка являются проблемы внутриличностного характера (депрессия, низкая самооценка, способностей. В связи с чем, актуальным является вопрос, связанный с формированием детского коллектива в многонациональном классе посредством организованной педагогической деятельности.
Возраст, в котором отмечается наибольшая сензитивность к развитию адаптационных форм поведения и рефлексии, формированию первичных навыков социального взаимодействия, которые лягут в основу будущих взаимоотношений с людьми (в т.ч. дружеских) - младший школьный возраст [18, с. 310]. Развитие личности младших школьников, являющееся приоритетной целью современного образования, которая во многом опосредована отношениями со сверстниками [20, с. 88]. Ключевой характеристикой детского коллектива является проявление дружеских отношений ее членов. Задача педагога состоит в том, чтобы педагогически обустроить школьную жизнь детей таким образом, чтобы способствовать формированию и детского коллектива, и дружеских отношений между детьми. В ином случае, непонимание и разобщенность ребят может привести к росту агрессии в межличностных отношениях.
Описанная выше проблематика и актуальность рассмотрения вопроса обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности детского коллектива младших школьников с включенными детьми-инофонами».
Объект исследования: процесс формирования детского коллектива.
Гипотеза: Мы исходим из предположения о том, что у детей - инофонов по критериям инициативность, чувствительность к воздействиям, преобладающий эмоциональный фон, отмечается низкий уровень дружеских отношений со сверстниками.
Предмет исследования: особенности сформированности детского коллектива.
Цель исследования: определить особенности дружеских отношений младших школьников со сверстниками-инофонами в детском коллективе; разработать программу педагогических занятий (детского клуба «В кругу друзей») по формированию детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами.
Задачи исследования:
1. изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования детского коллектива младших школьников со сверстниками - инофонами;
2. охарактеризовать детский коллектив как первичную социальную общность на основе психолого-педагогической литературы;
3. провести опытно-экспериментальную работу по диагностике уровня сформированности детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами;
4. разработать рекомендации в форме программы педагогических занятий (детского клуба) по формированию детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Наблюдение (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
3. Методика диагностики привлекательности классного коллектива (Н.А. Лошкарева).
4. Анкета-опросник «Настоящий друг» (А.С. Прутченков).
5. Анкета «Отношения в нашем классе».
База исследования: МКОУ «Средняя образовательная школа № 9» г. Нижнеудинск.
Практическая значимость: материалы теоретического исследования могут быть актуальны для педагогов и специалистов, чья деятельность непосредственным образом связана с детьми, а одной из ключевой задач педагогической деятельности является формирование детского коллектива.
Структура работы включает 2 главы, 6 параграфов, приложение и список использованных источников из 61 источника.
Организованный детский коллектив является одним из условий формирования и развития благополучной личности ребенка. Основанием этого является факт, что, будучи частью коллектива ребенок начинает осознавать себя и свои способности, оформляется система ценностей и представление об отношениях с окружающими людьми, об общественно значимой деятельности.
В рамках настоящей работы рассмотрен вопрос, связанный с формированием детского коллектива в многонациональном классе. Дети- инофоны и их сверстники, наряду с адаптацией при поступлении в школу, переживают культурный шок, который оказывает мощное влияние на ценности и эмоциональные переживания детей. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать детский коллектив таким образом, чтобы каждый из его членов, стал частью этой организованной социальной общности.
В работе проведено опытно-экспериментальное исследование по диагностике уровня сформированности детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами, результаты которого показали необходимость проведения работы по формированию детского коллектива в многонациональном классе.
В рамках настоящей работы формой для формирования детского коллектива выбран детский клуб - серия педагогических занятий. Занятия в клубе позволяют с одной стороны, рассмотреть проблематику вопроса, связанную с пониманием сущности и проблем функционирования детского коллектива в многонациональном классе, а с другой буквально проиграть определенные действия членами коллектива, которые способствуют его развитию и достижению общих целей.
Серия занятий разработана на основе разработанных рекомендаций, которые составили методическую основу для разработки его содержания.
В рамках настоящей работы рассмотрен вопрос, связанный с формированием детского коллектива в многонациональном классе. Дети- инофоны и их сверстники, наряду с адаптацией при поступлении в школу, переживают культурный шок, который оказывает мощное влияние на ценности и эмоциональные переживания детей. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать детский коллектив таким образом, чтобы каждый из его членов, стал частью этой организованной социальной общности.
В работе проведено опытно-экспериментальное исследование по диагностике уровня сформированности детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами, результаты которого показали необходимость проведения работы по формированию детского коллектива в многонациональном классе.
В рамках настоящей работы формой для формирования детского коллектива выбран детский клуб - серия педагогических занятий. Занятия в клубе позволяют с одной стороны, рассмотреть проблематику вопроса, связанную с пониманием сущности и проблем функционирования детского коллектива в многонациональном классе, а с другой буквально проиграть определенные действия членами коллектива, которые способствуют его развитию и достижению общих целей.
Серия занятий разработана на основе разработанных рекомендаций, которые составили методическую основу для разработки его содержания.
Подобные работы
- ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-
МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



