Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВКЛЮЧЕННЫМИ ДЕТЬМИ-ИНОФОНАМИ

Работа №170224

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1.1. Характеристика детского коллектива младших школьников 10
1.2. Особенности детского коллектива младших школьников в
многонациональном классе 15
1.3. Формы и методы формирования детского коллектива младших
школьников в многонациональном классе 24
Выводы по главе 1 38
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕТСКОГОКОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ-ИНОФОНАМИ 40
2.1. Организация исследования 40
2.2. Изучение уровня сформированности детского коллектива 44
2.3. Рекомендации по формированию детского коллектива в
многонациональном классе 50
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 74


Одним из ключевых факторов формирования личности является коллектив. Детский коллектив - первичная социальная общность, которая непосредственным образом оказывает влияние на развитие детей. Влияние детского коллектива осуществляется за счет осознания ребенком своей роли и статуса в коллективе, взаимодействия с его членами, согласования и достижения целей коллектива, переживания и соблюдения его ценностей. Ресурс детского коллектива для формирования и развития личности, состоит в возможности непосредственного влияния на детей за счет организации взаимоотношений и выполнения общих дел.
Исследованием проблемы формирования дружеских отношений в младшем школьном возрасте рассматривается в работах Т.М. Землянухиной, И.С. Кона, И.В. Комаровой, С.С. Кочишвили, Е.Е. Моховой, Л.В. Новожиловой, Н.А. Шкуричевой, Н.В. Шрейдер. Такие авторы как Э.А. Аминева, Е.В. Головнёва, К.О. Хазмина подробно изучают вопрос, связанный с формированием детского коллектива.
Впервые детский коллектив как социальная общность формируется на базе начальной школы. Однако речь идет скорее о группах по интересах или дружеских компаниях, которые сохраняются и в период среднего и старшего школьного возраста. Дети в таких микрогруппах и компаниях взаимодействуют друг с другом на основе общих интересов. Проблематика вопроса состоит в том, что при наличии различных общностей, некоторые дети в классе остаются обделенными внимания сверстников и не входят ни в одну из микрогрупп или дружеских компаний. Описанная проблематика касается детей-инофонов, которые переживают культурный шок в новой для них образовательной и культурной среде.
Такие дети часто становятся аутсайдерами и вынужденно изолируются от школьного социума. Следствием такой изоляции для ребенка являются проблемы внутриличностного характера (депрессия, низкая самооценка, способностей. В связи с чем, актуальным является вопрос, связанный с формированием детского коллектива в многонациональном классе посредством организованной педагогической деятельности.
Возраст, в котором отмечается наибольшая сензитивность к развитию адаптационных форм поведения и рефлексии, формированию первичных навыков социального взаимодействия, которые лягут в основу будущих взаимоотношений с людьми (в т.ч. дружеских) - младший школьный возраст [18, с. 310]. Развитие личности младших школьников, являющееся приоритетной целью современного образования, которая во многом опосредована отношениями со сверстниками [20, с. 88]. Ключевой характеристикой детского коллектива является проявление дружеских отношений ее членов. Задача педагога состоит в том, чтобы педагогически обустроить школьную жизнь детей таким образом, чтобы способствовать формированию и детского коллектива, и дружеских отношений между детьми. В ином случае, непонимание и разобщенность ребят может привести к росту агрессии в межличностных отношениях.
Описанная выше проблематика и актуальность рассмотрения вопроса обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности детского коллектива младших школьников с включенными детьми-инофонами».
Объект исследования: процесс формирования детского коллектива.
Гипотеза: Мы исходим из предположения о том, что у детей - инофонов по критериям инициативность, чувствительность к воздействиям, преобладающий эмоциональный фон, отмечается низкий уровень дружеских отношений со сверстниками.
Предмет исследования: особенности сформированности детского коллектива.
Цель исследования: определить особенности дружеских отношений младших школьников со сверстниками-инофонами в детском коллективе; разработать программу педагогических занятий (детского клуба «В кругу друзей») по формированию детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами.
Задачи исследования:
1. изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования детского коллектива младших школьников со сверстниками - инофонами;
2. охарактеризовать детский коллектив как первичную социальную общность на основе психолого-педагогической литературы;
3. провести опытно-экспериментальную работу по диагностике уровня сформированности детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами;
4. разработать рекомендации в форме программы педагогических занятий (детского клуба) по формированию детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Наблюдение (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
3. Методика диагностики привлекательности классного коллектива (Н.А. Лошкарева).
4. Анкета-опросник «Настоящий друг» (А.С. Прутченков).
5. Анкета «Отношения в нашем классе».
База исследования: МКОУ «Средняя образовательная школа № 9» г. Нижнеудинск.
Практическая значимость: материалы теоретического исследования могут быть актуальны для педагогов и специалистов, чья деятельность непосредственным образом связана с детьми, а одной из ключевой задач педагогической деятельности является формирование детского коллектива.
Структура работы включает 2 главы, 6 параграфов, приложение и список использованных источников из 61 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Организованный детский коллектив является одним из условий формирования и развития благополучной личности ребенка. Основанием этого является факт, что, будучи частью коллектива ребенок начинает осознавать себя и свои способности, оформляется система ценностей и представление об отношениях с окружающими людьми, об общественно значимой деятельности.
В рамках настоящей работы рассмотрен вопрос, связанный с формированием детского коллектива в многонациональном классе. Дети- инофоны и их сверстники, наряду с адаптацией при поступлении в школу, переживают культурный шок, который оказывает мощное влияние на ценности и эмоциональные переживания детей. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать детский коллектив таким образом, чтобы каждый из его членов, стал частью этой организованной социальной общности.
В работе проведено опытно-экспериментальное исследование по диагностике уровня сформированности детского коллектива младших школьников со сверстниками-инофонами, результаты которого показали необходимость проведения работы по формированию детского коллектива в многонациональном классе.
В рамках настоящей работы формой для формирования детского коллектива выбран детский клуб - серия педагогических занятий. Занятия в клубе позволяют с одной стороны, рассмотреть проблематику вопроса, связанную с пониманием сущности и проблем функционирования детского коллектива в многонациональном классе, а с другой буквально проиграть определенные действия членами коллектива, которые способствуют его развитию и достижению общих целей.
Серия занятий разработана на основе разработанных рекомендаций, которые составили методическую основу для разработки его содержания.



1. Аминева Э.А., Головнёва Е.В. Методические особенности
формирования детского коллектива // Актуальные проблемы обучения и воспитания младших школьников. URL:
https://scienceforum.ru/2014/article/2014007501(дата обращения: 28.11.2019г.)
2. Байлук В.В. Воспитание и самовоспитание / В.В. Байлук // Педагогическое образование в России. - 2014. № 1. С. 156-159
3. Бахтеева Э.И. Особенности формирования личности ребенка на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту / Э.И. Бахтеева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 2.-С. 189-193.
4. Бахтеева Э.И. Особенности формирования личности ребенка на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту / Э.И. Бахтеева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 2.-С. 189-193.
5. Бережковская Е. Л. Психическое и личностное в развитии ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Е.Л. Бережковская // Вестник РГГУ. -2013. - № 18. - С. 108-117
6. Бережковская Е. Л. Психическое и личностное в развитии ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Е.Л. Бережковская // Вестник РГГУ. -2013. - № 18. - С. 108-117
7. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
8. Болдырев, Н. И. Классный руководитель / Н. И. Болдырев. - Москва: Просвещение, 1978. - 271 с.
9. Воронцов А.Б. Проектные задачи как новая форма продуктивного обучения в начальной школе. URL: https://docviewer.yandex.ru/(дата обращения: 15.05.2019).
10. Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин. - Москва: Просвещение, 1984. - 173 с.
11. Денисенко О. И. Формирование толерантного поведения у учащихся классов с многонациональным составом как средство успешной социализации иммигрантской учащейся молодежи // Вестник КрасГАУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tolerantnogo-povedeniya- u-uchaschihsya-klassov-s-mnogonatsionalnym-sostavom-kak-sredstvo-uspeshnoy- sotsializatsii(дата обращения: 25.11.2019).
12. Денисенко О. И. Формирование толерантного поведения у учащихся классов с многонациональным составом как средство успешной социализации иммигрантской учащейся молодежи // Вестник КрасГАУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie -tolerantnogo-povedeniya- u-uchaschihsya-klassov-s-mnogonatsionalnym-sostavom-kak-sredstvo-uspeshnoy- sotsializatsii (дата обращения: 06.06.2019).
13. Евладова Е.Б.. Дополнительное образование детей // учебник для студентов педагогических училищ и колледжей. - 2004.
14. Елисеева Д.К. Система работы учителя по формированию дружеских отношений в коллективе младших школьников // Новая наука и формирование культуры знаний современного человека. Сборник научных трудов. Под редакцией С.В. Кузьмина. Издательство: Индивидуальный предприниматель Кузьмин Сергей Владимирович (Казань). - 2018. С. 132-135
15. Елисеева Д.К. Система работы учителя по формированию дружеских отношений в коллективе младших школьников // Новая наука и формирование культуры знаний современного человека. Сборник научных трудов. Под редакцией С.В. Кузьмина. Издательство: Индивидуальный предприниматель Кузьмин Сергей Владимирович (Казань). - 2018. С. 132¬135
16. Завалова, Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко. - М.: Наука, 1986. - 172 с.
17. Иващенко Н.А. Характерологические особенности семиклассников,
объединенных дружескими взаимоотношениями // Весенний марафон. Сборник исследовательских работ IV Международной научно -практической конференции школьников (31 мая 2017 г.) Издательство: ООО «Центр
научного сотрудничества «Интерактив плюс» (Чебоксары). - 2017. С. 95-98
18. Калинникова, А.А. Нравственное воспитание обучающихся 3 классов в условиях внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра: 44.03.01 / А. А. Калинникова. — Красноярск: СФУ, 2016.
19. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. - Москва : Просвещение, 1988. - 190 с.
20. Комарова И.В. Дружба в системе межличностных отношений младших школьников // Теория, практика и перспективы развития современной школы. Коллективная монография. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Издательство: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра») (Ульяновск). - 2017. С. 258-268
21. Кон И.С. Дружба. 4-е издание, доп. СПб.: Питер, 2005. 330 с. - URL:http ://modernlib.ru/books/kon_i/druzhba_etikopsihologicheskiy_ocherk/read/(дата обращения 25.11.2019)
22. Кочишвили С.С., Землянухина Т.М. К проблеме ценности дружбы у
современного младшего школьника // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной) (17-18 ноября 2016 г.)
Ответственный редактор Е.В. Сахарова. ИздатКурьян М.Л. Функционирование стратегии обращения в дружеской межличностной коммуникации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Издательство: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (Чебоксары). - 2013. № 1-1 (77). С. 112-118
23. Кюнкрикова И.В., Артаева Г.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях современной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. №1. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokulturnoy-kompetentnosti- uchaschihsya-v-usloviyah-sovremennoy-shkoly(дата обращения: 07.06.2019).
24. Лаврентьева З.И., Расчетина С.А. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми [Текст]: учебно-методическое пособие для магистрантов педагогического и психолого-педагогического направлений / З. И. Лаврентьева, С. А. Расчётина; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 141 с.
25. Лаврентьева З.И., Расчетина С.А. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми [Текст]: учебно -методическое пособие для магистрантов педагогического и психолого-педагогического направлений / З. И. Лаврентьева, С. А. Расчётина; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 141 с.
26. Лаврентьева З.И., Расчетина С.А. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми: учебно-методическое пособие для магистрантов педагогического и психолого-педагогического направлений / З. И. Лаврентьева, С. А. Расчётина; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 141 с.
27. Липатова, Е.В. Развитие личности младшего школьника в процессе проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности / Е.В. Липатова // Методист. - 2016. - № 7. - С. 53-55
28. Лукина А.К., Социальная педагогика как педагогика среды: учеб. пособие/А.К. Лукина; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2005 - 243с.
29. Малярчук Н. Н., Кругова Л. В. Пути преодоления сложностей адаптации детей-мигрантов к российской школьной действительности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С.
131-135. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95649.htm (дата обращения 25.11.2019)
30. Малярчук Н. Н., Кругова Л. В. Пути преодоления сложностей
адаптации детей-мигрантов к российской школьной действительности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 131-135. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95649.htm(дата обращения
06.06.2019г.)
31. Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и
содержание / В.М. Меньшиков // Вестник Православного Свято¬Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. -2013. № 30 (3). С. 28-50
32. Мохова Е.Е. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе
в младшем школьном возрасте: дис. канд. психол. наук. [Электронный ресурс] / URL: http://psibook.com/research/vozrastnaya-dinamikapredstavleniy-o- druge-i-druzhbe-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html (дата обращения 25.11.2019)
33. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. [Текст] / В.С. Мухина. Учебник для студентов высших учебных заведений. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 608 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. [Текст] / В.С. Мухина. Учебник для студентов высших учебных заведений. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 608 с.
35. Нагорнова Л.В, Волынкин В.И. Игра как метод обучения младших школьников /Л.В. Нагорнова, В.И. Волынкин. // Гуманитарные исследования. - 2014. -№ 2 (50). - С. 160-164
36. Новожилова Л.В. Изменение представлений о дружбе у младших школьников // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической
конференции (11 августа 2017 г.). Ростов-на-Дону. Издательство:
Инновационный центр развития образования и науки. -2017. С. 88-91
37. Павлова Л.Н. Управление развитием детского коллектива // Наука и
школа. 2008. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-razvitiem-
detskogo-kollektiva (дата обращения: 18.12.2019).
38. Пикулина Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников / Т. В. Пикулина // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 24-25.
39. Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373-ФЗ (от 06.10.2009г.).
40. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС : сборник материалов конференции / Агентство образоват. инициатив, приклад. исслед. и консалтинга «Перспективы» ; [сост., отв. ред.: Осколкова Н. В.]. - Северодвинск, 2016. - 112 с.
41. Решетняк Н.В. Формирование взаимоотношений детей младшего
школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности [Электронный ресурс] / URL: http://journalpro.ru/articles/formirovanie-
vzaimootnosheniy-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami-v- protsesse-trudovo/ (дата обращения 06.06.2019г.)
42. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва: Академия, 2002. - 576 с.
43. Советова, Е. В. Школа нового поколения. Педсовет / Е. В. Советова. - Москва: Феникс, 2012. - 268 с.
44. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 996-р от 29.05.2015г. / URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(дата
обращения: 05.06.2019г)
45. Стратегия развития воспитания до 2025 года. URL: Ьйрз://минобрнауки.рф/основные направления развития воспитания (дата обращения 22.03.2019.)
46. Фадеева В.С. Проектная деятельность как способ формирования
ключевых компетенций младшего школьника // Наука и образование сегодня. 2016. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak- sposob-formirovaniya-klyuchevyh-kompetentsiy-mladshego-shkolnika (дата обращения: 11.05.2019).
47. Фёдорова С.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта: методическое пособие / С.А. Фёдорова. Красноярск, 2015 - 48 с.
48. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн. 2013.- 333 с.
49. Хамзина К.О. Психолого-педагогические условия формирования
детского коллектива // Образование и проблемы развития общества. 2018. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7psihologo-pedagogicheskie-
usloviya-formirovaniya-detskogo-kollektiva (дата обращения: 30.11.2019).
50. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2010.
51. Чирич И.В., Штукарёва Е.Б., Черновол М.П. Проектные технологии
как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся многонациональных классов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7proektnye-tehnologii-kak-sposob-formirovaniya- kommunikativnoy-kompetentsii-uchaschihsya-mnogonatsionalnyh-klassov(дата обращения 06.06.2019г.)
52. Шадрова Е.В. Формирование субъектной позиции воспитанника
детского дома в детском коллективе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2010. №2. URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-
subektnoy-pozitsii-vospitannika-detskogo-doma-v-detskom-kollektive (дата
обращения: 18.12.2019).
53. Шамухаметова Е.С. Особенности межличностного эмпатического
взаимодействия младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. Издательство: Костромской государственный университет (Кострома). - 2015. Том 21. № 1. С. 75-78
54. Шевцов А.С. Метод погружения и его применение в работе с группами обучающихся разных возрастов / А.С. Шевцов // Вопросы лингвистики и раннего лингвистического образования. Сборник научных трудов. Ответственный редактор О.И. Кабалина. Издательство: Московский государственный областной университет (Москва). - 2017. С. 72-73
55. Шкуричева Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников // Начальная школа. Издательство: ООО Издательство «Начальная школа и образование» - 2013. № 11. С. 6-8.
56. Шкуричева Н.А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления // Начальная школа. - 2014. - №9. - С. 7-11
57. Дербенёва Н.Ю. Из опыта работы детского инновационно-образовательного клуба «Золотая рыбка» / В сборнике: Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы Сборник докладов и статей по материалам V Международного научно-практического форума по музейной педагогике. Под научной редакцией Д.В. Смирнова, Г.А. Горбунова. 2019. С. 61-73.
58. Изосимова Д.В., Дуда И.В. Формирование толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики // Школьная педагогика. 2019. № 3 (16). С. 21 -25.
59. Матенева В.П., Иванова Л.О. Организация творческого процесса детей в клубах по месту жительства / В сборнике: Национальное культурное наследие России: региональный аспект Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией С.В. Соловьевой. 2019. С. 356-360.
60. Гашинина С.Г. Опыт формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности / В сборнике: Психолого- педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия Материалы V Межрегиональной заочной научно-практической интернет- конференции с международным участием. Составитель Т.Е. Коровкина. Научный редактор Ж.А. Захарова. 2019. С. 70-73.
61. Корнейчук Т.Д., Бобченко Т.Г. Исследование социального интеллекта воспитанников детского клуба по месту жительства // Студенческий журнал. 2019. № 13-2 (57). С. 38-41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ