ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 . Становление диалогической речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности диалогической речи старших дошкольников с
нарушением слуха и кохлеарными имплантами 16
1.3 Обзор методик, подходов коррекционно-педагогической работы по
формированию диалогической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами 23
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 32
2.1. Организация и диагностический комплекс констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи
старших дошкольников с кохлеарным имплантом 52
Заключение 66
Библиографический список 70
Приложение
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 . Становление диалогической речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности диалогической речи старших дошкольников с
нарушением слуха и кохлеарными имплантами 16
1.3 Обзор методик, подходов коррекционно-педагогической работы по
формированию диалогической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами 23
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 32
2.1. Организация и диагностический комплекс констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи
старших дошкольников с кохлеарным имплантом 52
Заключение 66
Библиографический список 70
Приложение
Современная специальная педагогика в научном и практическом плане столкнулась с новой группой детей. Это дети, которые слухопротезированы системой кохлеарной имплантации, цель которой состоит в том, чтобы ребенок с помощью кохлеарного импланта научился понимать речь окружающих, а также овладел устной речью.
Одной из главных функций речи является коммуникативная функция, которая активно осваивается ребенком в дошкольном возрасте. По мнению ряда отечественных ученых (Р. М. Боскис, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой и других), диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения между людьми. Поэтому одной из главных задач речевого развития дошкольников является развитие связной диалогической речи.
Успешная социализация ребенка с кохлеарными имплантами возможна только при условии овладения им коммуникативной функцией речи, умением вести диалог. Отечественными учеными (О.Л. Беляевой, О.С. Жуковой, О.В. Зонтовой, И.В. Королевой, Э.И. Мироновой, Н.Д. Шматко) описываются особенности слухоречевого развития ребенка с кохлеарными имплантами, которые, несомненно, оказывают влияние на развитие диалогической речи детей данной категории. Но, не смотря на актуальность проблемы, в отечественной литературе до сих пор недостаточно изучены и описаны особенности диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами.
Как отмечает ряд авторов (Н.И. Лепская, Г.Н. Соломатина и другие), для последовательного и правильного формирования диалогической речи необходимы благоприятные биологические и социальные предпосылки.
В соответствии с новым законодательством Российской Федерации (Федеральным законом «Об образовании в РФ» №27, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего
образования, утвержденным приказом №1958 от 19.12.2014 г.), дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование вместе с нормально слышащими сверстниками в группах общеразвивающей или комбинированной направленности. Помимо этого, по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, дети данной категории имеют право на получение дошкольного образования и коррекцию слухоречевого развития в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при сохранном слухе. Следовательно, коллектив дошкольного образовательного учреждения должен быть готов осуществлять работу по развитию коммуникативной функции речи, в частности, развития диалогической речи, у ребенка с кохлеарными имплантами. Однако педагоги дошкольных образовательных учреждений могут столкнуться с трудностями работы в данном направлении, обусловленными неразработанностью организационно-педагогических условий развития диалогической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Таким образом, остро встает вопрос о создании благоприятных условий для развития диалогической речи детей с кохлеарными имплантами при разных формах организации образовательной среды.
Проблема исследования, в соответствии с актуальностью изучаемого вопроса, заключается в поиске путей оптимизации развития диалогической речи, как основной форме общения между людьми, детей с кохлеарными имплантами в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучить особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами и разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию диалогической речи с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: диалогическая речь детей с сохранным и нарушенным слухом.
Предмет: особенности диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами, обусловленные разной образовательной средой.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1. Развитие диалогической речи дошкольников характеризуется освоением ими основных умений: умения слушать и понимать обращенную речь, инициировать и поддерживать диалог, вести себя с учетом ситуации общения, владения языковыми средствами;
2. У дошкольников с кохлеарными имплантами, у которых основной этап реабилитации проходил в неестественной речевой среде, будут иметь место особенности развития диалогической речи, которые проявятся в низкой способности инициировать и поддерживать диалог; недостаточном уровне развития умения вести себя с учетом ситуации общения; низком уровне владения языковыми средствами.
3. Учет выявленных особенностей развития диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами позволит составить методические рекомендации, направленные на создание необходимых организационно-педагогических условий развития диалогической речи у детей рассматриваемой категории.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс для оценки диалогической речи у старших дошкольников;
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению особенностей диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами;
4. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами с учетом выявленных особенностей.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Е.М. Мастюкова, Ж.И. Шиф и др.);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Г.Н. Соломатина и др.);
• о важности организации благоприятных условий для слухоречевой реабилитации дошкольников с кохлеарными имплантами (О.Л. Беляева, О.В. Зонтова, И.В. Королева и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Красноярска: «Детский сад №194 комбинированного вида», «Детский сад № 231 комбинированного вида». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 15 детей старшего дошкольного возраста: 10 дошкольников с кохлеарными имплантами, 5 дошкольников с нормой слуха.
Исследование проводилось в течение 2015-2017 годов в три этапа:
1 этап - аналитический: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования, разработка диагностического комплекса констатирующего эксперимента (сентябрь 2015 г. - август 2016 г.).
2 этап - опытно-экспериментальный: проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2016 г. - май 2017 г.).
3 этап - заключительно-обобщающий: разработка методических рекомендаций по развитию по развитию диалогической речи у дошкольников с кохлеарными имплантами через создание благоприятных условий образовательной среды, оформление результатов исследования (июнь 2017- ноябрь 2017).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях развития диалогической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложены методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях краевого уровня (Красноярск, 2017);
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов (Красноярск, 2017);
• Педагогическую деятельность в МДОУ «Детский сад № 231 комбинированного вида».
По теме магистерской диссертации опубликована 1 работа (Красноярск 2017).
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 3 таблицами, 7 рисунками.
Одной из главных функций речи является коммуникативная функция, которая активно осваивается ребенком в дошкольном возрасте. По мнению ряда отечественных ученых (Р. М. Боскис, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой и других), диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения между людьми. Поэтому одной из главных задач речевого развития дошкольников является развитие связной диалогической речи.
Успешная социализация ребенка с кохлеарными имплантами возможна только при условии овладения им коммуникативной функцией речи, умением вести диалог. Отечественными учеными (О.Л. Беляевой, О.С. Жуковой, О.В. Зонтовой, И.В. Королевой, Э.И. Мироновой, Н.Д. Шматко) описываются особенности слухоречевого развития ребенка с кохлеарными имплантами, которые, несомненно, оказывают влияние на развитие диалогической речи детей данной категории. Но, не смотря на актуальность проблемы, в отечественной литературе до сих пор недостаточно изучены и описаны особенности диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами.
Как отмечает ряд авторов (Н.И. Лепская, Г.Н. Соломатина и другие), для последовательного и правильного формирования диалогической речи необходимы благоприятные биологические и социальные предпосылки.
В соответствии с новым законодательством Российской Федерации (Федеральным законом «Об образовании в РФ» №27, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего
образования, утвержденным приказом №1958 от 19.12.2014 г.), дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование вместе с нормально слышащими сверстниками в группах общеразвивающей или комбинированной направленности. Помимо этого, по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, дети данной категории имеют право на получение дошкольного образования и коррекцию слухоречевого развития в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при сохранном слухе. Следовательно, коллектив дошкольного образовательного учреждения должен быть готов осуществлять работу по развитию коммуникативной функции речи, в частности, развития диалогической речи, у ребенка с кохлеарными имплантами. Однако педагоги дошкольных образовательных учреждений могут столкнуться с трудностями работы в данном направлении, обусловленными неразработанностью организационно-педагогических условий развития диалогической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Таким образом, остро встает вопрос о создании благоприятных условий для развития диалогической речи детей с кохлеарными имплантами при разных формах организации образовательной среды.
Проблема исследования, в соответствии с актуальностью изучаемого вопроса, заключается в поиске путей оптимизации развития диалогической речи, как основной форме общения между людьми, детей с кохлеарными имплантами в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучить особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами и разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию диалогической речи с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: диалогическая речь детей с сохранным и нарушенным слухом.
Предмет: особенности диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами, обусловленные разной образовательной средой.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1. Развитие диалогической речи дошкольников характеризуется освоением ими основных умений: умения слушать и понимать обращенную речь, инициировать и поддерживать диалог, вести себя с учетом ситуации общения, владения языковыми средствами;
2. У дошкольников с кохлеарными имплантами, у которых основной этап реабилитации проходил в неестественной речевой среде, будут иметь место особенности развития диалогической речи, которые проявятся в низкой способности инициировать и поддерживать диалог; недостаточном уровне развития умения вести себя с учетом ситуации общения; низком уровне владения языковыми средствами.
3. Учет выявленных особенностей развития диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами позволит составить методические рекомендации, направленные на создание необходимых организационно-педагогических условий развития диалогической речи у детей рассматриваемой категории.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс для оценки диалогической речи у старших дошкольников;
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению особенностей диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами;
4. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами с учетом выявленных особенностей.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Е.М. Мастюкова, Ж.И. Шиф и др.);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Г.Н. Соломатина и др.);
• о важности организации благоприятных условий для слухоречевой реабилитации дошкольников с кохлеарными имплантами (О.Л. Беляева, О.В. Зонтова, И.В. Королева и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Красноярска: «Детский сад №194 комбинированного вида», «Детский сад № 231 комбинированного вида». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 15 детей старшего дошкольного возраста: 10 дошкольников с кохлеарными имплантами, 5 дошкольников с нормой слуха.
Исследование проводилось в течение 2015-2017 годов в три этапа:
1 этап - аналитический: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования, разработка диагностического комплекса констатирующего эксперимента (сентябрь 2015 г. - август 2016 г.).
2 этап - опытно-экспериментальный: проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2016 г. - май 2017 г.).
3 этап - заключительно-обобщающий: разработка методических рекомендаций по развитию по развитию диалогической речи у дошкольников с кохлеарными имплантами через создание благоприятных условий образовательной среды, оформление результатов исследования (июнь 2017- ноябрь 2017).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях развития диалогической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложены методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях краевого уровня (Красноярск, 2017);
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов (Красноярск, 2017);
• Педагогическую деятельность в МДОУ «Детский сад № 231 комбинированного вида».
По теме магистерской диссертации опубликована 1 работа (Красноярск 2017).
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 3 таблицами, 7 рисунками.
На основе анализа литературы по проблеме исследования мы сделали вывод о том, что для последовательного и правильного формирования диалогической речи необходимы благоприятные биологические и социальные предпосылки. Нарушения или искажения основных этапов становления диалогической речи в раннем и дошкольном возрасте могут привести к ее недоразвитию, что скажется на процессе адаптации ребенка к школе.
По мнению отечественных исследователей, для формирования навыков диалогической речи значимым считается умение слушать и понимать обращенную речь, инициировать и поддерживать диалог, задавать и отвечать на вопросы, умение вести себя с учетом ситуации общения, применяя этикетные формулы, а также владение языковыми средствами и усвоение различных типов диалогических единств.
Становление диалогической речи у детей с нарушением слуха происходит замедленно и имеет специфические особенности, связанные с особенностями восприятия и воспроизведения ими речи. Однако кохлеарная имплантация может помочь ребенку с нарушением слуха овладеть устной речью и использовать ее для общения на уровне с детьми с сохранным слухом.
Проблеме слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации в нашей стране посвящены работы О.С. Жуковой, О.В. Зонтовой, И.В. Королевой, А.И. Сатаевой, В.И. Пудова, Г.А. Таварткиладзе, М.А. Терешковой, Н.Д. Шматко и других исследователей. Как отмечают авторы, успешная социализация ребенка с кохлеарным имплантом возможна только при условии овладения им словесной речью, в том числе умениями вести диалог. Но, не смотря на актуальность проблемы, в отечественной литературе до сих пор недостаточно изучены и описаны особенности диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами.
В имеющихся исследованиях указывается на то, что дошкольники с кохлеарными имплантами, прошедшие специальное обучение, имеют различный уровень развития диалогической речи, что зависит от ряда условий: времени проведения имплантации, максимального развития остаточного слуха в слуховых аппаратах и его использования в ежедневных ситуациях до имплантации, наличия благоприятной речевой среды, постоянного взаимодействия всех специалистов и членов семьи.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования также показал, что, в настоящее время, не смотря на ряд положительных изменений в сфере образования и развития дошкольников после кохлеарной имплантации, открытой остается проблема поиска путей оптимизации развития диалогической речи детей с кохлеарными имплантами при разных формах организации образовательной среды.
С целью изучения особенностей диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами, чья слухоречевая реабилитация проходила в условиях разной образовательной среды, мы провели констатирующий эксперимент, который проходил в два этапа: первый этап включал в себя изучение психолого-медико-педагогической документации, анализ условий прохождения начального и основного этапов реабилитации детьми с кохлеарными имплантами, деление их на группы в соответствии с условиями протекания реабилитации на начальном и основном этапе. В зависимости от различных условий образовательной среды нами выделены три группы детей: 1 группа детей - дошкольники 6-7 лет с кохлерным имплантом,
воспитывающиеся в группе компенсирующей направленности для детей с нарушение слуха; 2 группа детей - дошкольники 6-7 лет с кохлерным имплантом, воспитывающиеся в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; 3 группа детей - дошкольники 6-7 лет с нормой слуха, воспитывающиеся в общеразвивающей группе.
Второй этап включал в себя изучение особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарным имплантом и нормой слуха. С этой целью нами были определены критерии сформированности диталогической речи у дошкольников, в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить следующие особенности диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами, воспитывающихся в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи: недостаточную активность при инициации диалога; недостаточную сформированность умения поддерживать диалог, задавать вопросы в процессе общения; трудности в выборе этикетных форм в соответствии с различными ситуациями общения; недостаточное понимание смыслового содержания образных слов и, как следствие, ограниченность в их употреблении в ходе диалога.
Помимо этого, нами были выявлены отличительные особенности диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами, воспитывающихся в группе для детей с нарушением слуха: недостаточное понимание вопросов в ходе диалога; преобладание низкого уровня сформированности способности инициировать диалог, приглашение к диалогу жестом или действием (в отличие от дошкольников с КИ, воспитывающихся в группе для детей с нарушениями речи, которые чаще приглашали к диалогу фразой); односложные ответы на вопросы, отсутствие пояснений, трудности при формулировании вопросов, необходимость в массивной помощи со стороны взрослого; низкий уровень владения языковыми средствами.
Таким образом, дошкольники с кохлеарными имплантами, воспитывающиеся в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, показали более высокие результаты по всем критериям сформированности диалогической речи. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что условия образовательной среды влияют на развитие диалогической речи старших дошкольников с кохлеарным имплантом. Наиболее благоприятными условиями для развития диалогической речи дошкольников рассматриваемой категории являются условия речевой среды, в которых обеспечивается общение с нормально слышащими сверстниками. Неблагоприятными условиями для развития диалогической речи являются условия образовательной среды в группе детского сада для детей с нарушением слуха, где не обеспечивается необходимая доля интеграции со слышащими сверстниками.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о важности обеспечения благоприятных условий прохождения начального и основного этапов слухоречевой реабилитации, среди которых особое значение имеет правильный выбор образовательной среды, способной обеспечить дошкольникам с кохлеарным имплантом естественную слухоречевую среду.
Нами были разработаны методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с кохлеарным имплантом для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Стратегическим условием для проведения эффективной коррекционной работы по развитию диалогической речи старших дошкольников с КИ является организация образовательной среды, в которой у них будет возможность находиться среди слышащих сверстников.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования решенными, а гипотезу нашедшей свое подтверждение.
По мнению отечественных исследователей, для формирования навыков диалогической речи значимым считается умение слушать и понимать обращенную речь, инициировать и поддерживать диалог, задавать и отвечать на вопросы, умение вести себя с учетом ситуации общения, применяя этикетные формулы, а также владение языковыми средствами и усвоение различных типов диалогических единств.
Становление диалогической речи у детей с нарушением слуха происходит замедленно и имеет специфические особенности, связанные с особенностями восприятия и воспроизведения ими речи. Однако кохлеарная имплантация может помочь ребенку с нарушением слуха овладеть устной речью и использовать ее для общения на уровне с детьми с сохранным слухом.
Проблеме слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации в нашей стране посвящены работы О.С. Жуковой, О.В. Зонтовой, И.В. Королевой, А.И. Сатаевой, В.И. Пудова, Г.А. Таварткиладзе, М.А. Терешковой, Н.Д. Шматко и других исследователей. Как отмечают авторы, успешная социализация ребенка с кохлеарным имплантом возможна только при условии овладения им словесной речью, в том числе умениями вести диалог. Но, не смотря на актуальность проблемы, в отечественной литературе до сих пор недостаточно изучены и описаны особенности диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами.
В имеющихся исследованиях указывается на то, что дошкольники с кохлеарными имплантами, прошедшие специальное обучение, имеют различный уровень развития диалогической речи, что зависит от ряда условий: времени проведения имплантации, максимального развития остаточного слуха в слуховых аппаратах и его использования в ежедневных ситуациях до имплантации, наличия благоприятной речевой среды, постоянного взаимодействия всех специалистов и членов семьи.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования также показал, что, в настоящее время, не смотря на ряд положительных изменений в сфере образования и развития дошкольников после кохлеарной имплантации, открытой остается проблема поиска путей оптимизации развития диалогической речи детей с кохлеарными имплантами при разных формах организации образовательной среды.
С целью изучения особенностей диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами, чья слухоречевая реабилитация проходила в условиях разной образовательной среды, мы провели констатирующий эксперимент, который проходил в два этапа: первый этап включал в себя изучение психолого-медико-педагогической документации, анализ условий прохождения начального и основного этапов реабилитации детьми с кохлеарными имплантами, деление их на группы в соответствии с условиями протекания реабилитации на начальном и основном этапе. В зависимости от различных условий образовательной среды нами выделены три группы детей: 1 группа детей - дошкольники 6-7 лет с кохлерным имплантом,
воспитывающиеся в группе компенсирующей направленности для детей с нарушение слуха; 2 группа детей - дошкольники 6-7 лет с кохлерным имплантом, воспитывающиеся в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; 3 группа детей - дошкольники 6-7 лет с нормой слуха, воспитывающиеся в общеразвивающей группе.
Второй этап включал в себя изучение особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарным имплантом и нормой слуха. С этой целью нами были определены критерии сформированности диталогической речи у дошкольников, в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить следующие особенности диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами, воспитывающихся в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи: недостаточную активность при инициации диалога; недостаточную сформированность умения поддерживать диалог, задавать вопросы в процессе общения; трудности в выборе этикетных форм в соответствии с различными ситуациями общения; недостаточное понимание смыслового содержания образных слов и, как следствие, ограниченность в их употреблении в ходе диалога.
Помимо этого, нами были выявлены отличительные особенности диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами, воспитывающихся в группе для детей с нарушением слуха: недостаточное понимание вопросов в ходе диалога; преобладание низкого уровня сформированности способности инициировать диалог, приглашение к диалогу жестом или действием (в отличие от дошкольников с КИ, воспитывающихся в группе для детей с нарушениями речи, которые чаще приглашали к диалогу фразой); односложные ответы на вопросы, отсутствие пояснений, трудности при формулировании вопросов, необходимость в массивной помощи со стороны взрослого; низкий уровень владения языковыми средствами.
Таким образом, дошкольники с кохлеарными имплантами, воспитывающиеся в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, показали более высокие результаты по всем критериям сформированности диалогической речи. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что условия образовательной среды влияют на развитие диалогической речи старших дошкольников с кохлеарным имплантом. Наиболее благоприятными условиями для развития диалогической речи дошкольников рассматриваемой категории являются условия речевой среды, в которых обеспечивается общение с нормально слышащими сверстниками. Неблагоприятными условиями для развития диалогической речи являются условия образовательной среды в группе детского сада для детей с нарушением слуха, где не обеспечивается необходимая доля интеграции со слышащими сверстниками.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о важности обеспечения благоприятных условий прохождения начального и основного этапов слухоречевой реабилитации, среди которых особое значение имеет правильный выбор образовательной среды, способной обеспечить дошкольникам с кохлеарным имплантом естественную слухоречевую среду.
Нами были разработаны методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с кохлеарным имплантом для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Стратегическим условием для проведения эффективной коррекционной работы по развитию диалогической речи старших дошкольников с КИ является организация образовательной среды, в которой у них будет возможность находиться среди слышащих сверстников.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования решенными, а гипотезу нашедшей свое подтверждение.
Подобные работы
- Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями посредством создания мультипликации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ И ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



