Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Работа №170223

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 . Становление диалогической речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности диалогической речи старших дошкольников с
нарушением слуха и кохлеарными имплантами 16
1.3 Обзор методик, подходов коррекционно-педагогической работы по
формированию диалогической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами 23
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 32
2.1. Организация и диагностический комплекс констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи
старших дошкольников с кохлеарным имплантом 52
Заключение 66
Библиографический список 70
Приложение

Современная специальная педагогика в научном и практическом плане столкнулась с новой группой детей. Это дети, которые слухопротезированы системой кохлеарной имплантации, цель которой состоит в том, чтобы ребенок с помощью кохлеарного импланта научился понимать речь окружающих, а также овладел устной речью.
Одной из главных функций речи является коммуникативная функция, которая активно осваивается ребенком в дошкольном возрасте. По мнению ряда отечественных ученых (Р. М. Боскис, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой и других), диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения между людьми. Поэтому одной из главных задач речевого развития дошкольников является развитие связной диалогической речи.
Успешная социализация ребенка с кохлеарными имплантами возможна только при условии овладения им коммуникативной функцией речи, умением вести диалог. Отечественными учеными (О.Л. Беляевой, О.С. Жуковой, О.В. Зонтовой, И.В. Королевой, Э.И. Мироновой, Н.Д. Шматко) описываются особенности слухоречевого развития ребенка с кохлеарными имплантами, которые, несомненно, оказывают влияние на развитие диалогической речи детей данной категории. Но, не смотря на актуальность проблемы, в отечественной литературе до сих пор недостаточно изучены и описаны особенности диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами.
Как отмечает ряд авторов (Н.И. Лепская, Г.Н. Соломатина и другие), для последовательного и правильного формирования диалогической речи необходимы благоприятные биологические и социальные предпосылки.
В соответствии с новым законодательством Российской Федерации (Федеральным законом «Об образовании в РФ» №27, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего
образования, утвержденным приказом №1958 от 19.12.2014 г.), дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование вместе с нормально слышащими сверстниками в группах общеразвивающей или комбинированной направленности. Помимо этого, по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, дети данной категории имеют право на получение дошкольного образования и коррекцию слухоречевого развития в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при сохранном слухе. Следовательно, коллектив дошкольного образовательного учреждения должен быть готов осуществлять работу по развитию коммуникативной функции речи, в частности, развития диалогической речи, у ребенка с кохлеарными имплантами. Однако педагоги дошкольных образовательных учреждений могут столкнуться с трудностями работы в данном направлении, обусловленными неразработанностью организационно-педагогических условий развития диалогической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Таким образом, остро встает вопрос о создании благоприятных условий для развития диалогической речи детей с кохлеарными имплантами при разных формах организации образовательной среды.
Проблема исследования, в соответствии с актуальностью изучаемого вопроса, заключается в поиске путей оптимизации развития диалогической речи, как основной форме общения между людьми, детей с кохлеарными имплантами в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучить особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами и разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию диалогической речи с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: диалогическая речь детей с сохранным и нарушенным слухом.
Предмет: особенности диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами, обусловленные разной образовательной средой.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1. Развитие диалогической речи дошкольников характеризуется освоением ими основных умений: умения слушать и понимать обращенную речь, инициировать и поддерживать диалог, вести себя с учетом ситуации общения, владения языковыми средствами;
2. У дошкольников с кохлеарными имплантами, у которых основной этап реабилитации проходил в неестественной речевой среде, будут иметь место особенности развития диалогической речи, которые проявятся в низкой способности инициировать и поддерживать диалог; недостаточном уровне развития умения вести себя с учетом ситуации общения; низком уровне владения языковыми средствами.
3. Учет выявленных особенностей развития диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами позволит составить методические рекомендации, направленные на создание необходимых организационно-педагогических условий развития диалогической речи у детей рассматриваемой категории.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс для оценки диалогической речи у старших дошкольников;
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению особенностей диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами;
4. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами с учетом выявленных особенностей.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Е.М. Мастюкова, Ж.И. Шиф и др.);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Г.Н. Соломатина и др.);
• о важности организации благоприятных условий для слухоречевой реабилитации дошкольников с кохлеарными имплантами (О.Л. Беляева, О.В. Зонтова, И.В. Королева и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Красноярска: «Детский сад №194 комбинированного вида», «Детский сад № 231 комбинированного вида». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 15 детей старшего дошкольного возраста: 10 дошкольников с кохлеарными имплантами, 5 дошкольников с нормой слуха.
Исследование проводилось в течение 2015-2017 годов в три этапа:
1 этап - аналитический: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования, разработка диагностического комплекса констатирующего эксперимента (сентябрь 2015 г. - август 2016 г.).
2 этап - опытно-экспериментальный: проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2016 г. - май 2017 г.).
3 этап - заключительно-обобщающий: разработка методических рекомендаций по развитию по развитию диалогической речи у дошкольников с кохлеарными имплантами через создание благоприятных условий образовательной среды, оформление результатов исследования (июнь 2017- ноябрь 2017).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях развития диалогической речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложены методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях краевого уровня (Красноярск, 2017);
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов (Красноярск, 2017);
• Педагогическую деятельность в МДОУ «Детский сад № 231 комбинированного вида».
По теме магистерской диссертации опубликована 1 работа (Красноярск 2017).
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 3 таблицами, 7 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа литературы по проблеме исследования мы сделали вывод о том, что для последовательного и правильного формирования диалогической речи необходимы благоприятные биологические и социальные предпосылки. Нарушения или искажения основных этапов становления диалогической речи в раннем и дошкольном возрасте могут привести к ее недоразвитию, что скажется на процессе адаптации ребенка к школе.
По мнению отечественных исследователей, для формирования навыков диалогической речи значимым считается умение слушать и понимать обращенную речь, инициировать и поддерживать диалог, задавать и отвечать на вопросы, умение вести себя с учетом ситуации общения, применяя этикетные формулы, а также владение языковыми средствами и усвоение различных типов диалогических единств.
Становление диалогической речи у детей с нарушением слуха происходит замедленно и имеет специфические особенности, связанные с особенностями восприятия и воспроизведения ими речи. Однако кохлеарная имплантация может помочь ребенку с нарушением слуха овладеть устной речью и использовать ее для общения на уровне с детьми с сохранным слухом.
Проблеме слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации в нашей стране посвящены работы О.С. Жуковой, О.В. Зонтовой, И.В. Королевой, А.И. Сатаевой, В.И. Пудова, Г.А. Таварткиладзе, М.А. Терешковой, Н.Д. Шматко и других исследователей. Как отмечают авторы, успешная социализация ребенка с кохлеарным имплантом возможна только при условии овладения им словесной речью, в том числе умениями вести диалог. Но, не смотря на актуальность проблемы, в отечественной литературе до сих пор недостаточно изучены и описаны особенности диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами.
В имеющихся исследованиях указывается на то, что дошкольники с кохлеарными имплантами, прошедшие специальное обучение, имеют различный уровень развития диалогической речи, что зависит от ряда условий: времени проведения имплантации, максимального развития остаточного слуха в слуховых аппаратах и его использования в ежедневных ситуациях до имплантации, наличия благоприятной речевой среды, постоянного взаимодействия всех специалистов и членов семьи.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования также показал, что, в настоящее время, не смотря на ряд положительных изменений в сфере образования и развития дошкольников после кохлеарной имплантации, открытой остается проблема поиска путей оптимизации развития диалогической речи детей с кохлеарными имплантами при разных формах организации образовательной среды.
С целью изучения особенностей диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами, чья слухоречевая реабилитация проходила в условиях разной образовательной среды, мы провели констатирующий эксперимент, который проходил в два этапа: первый этап включал в себя изучение психолого-медико-педагогической документации, анализ условий прохождения начального и основного этапов реабилитации детьми с кохлеарными имплантами, деление их на группы в соответствии с условиями протекания реабилитации на начальном и основном этапе. В зависимости от различных условий образовательной среды нами выделены три группы детей: 1 группа детей - дошкольники 6-7 лет с кохлерным имплантом,
воспитывающиеся в группе компенсирующей направленности для детей с нарушение слуха; 2 группа детей - дошкольники 6-7 лет с кохлерным имплантом, воспитывающиеся в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; 3 группа детей - дошкольники 6-7 лет с нормой слуха, воспитывающиеся в общеразвивающей группе.
Второй этап включал в себя изучение особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарным имплантом и нормой слуха. С этой целью нами были определены критерии сформированности диталогической речи у дошкольников, в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить следующие особенности диалогической речи старших дошкольников с кохлеарными имплантами, воспитывающихся в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи: недостаточную активность при инициации диалога; недостаточную сформированность умения поддерживать диалог, задавать вопросы в процессе общения; трудности в выборе этикетных форм в соответствии с различными ситуациями общения; недостаточное понимание смыслового содержания образных слов и, как следствие, ограниченность в их употреблении в ходе диалога.
Помимо этого, нами были выявлены отличительные особенности диалогической речи дошкольников с кохлеарными имплантами, воспитывающихся в группе для детей с нарушением слуха: недостаточное понимание вопросов в ходе диалога; преобладание низкого уровня сформированности способности инициировать диалог, приглашение к диалогу жестом или действием (в отличие от дошкольников с КИ, воспитывающихся в группе для детей с нарушениями речи, которые чаще приглашали к диалогу фразой); односложные ответы на вопросы, отсутствие пояснений, трудности при формулировании вопросов, необходимость в массивной помощи со стороны взрослого; низкий уровень владения языковыми средствами.
Таким образом, дошкольники с кохлеарными имплантами, воспитывающиеся в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, показали более высокие результаты по всем критериям сформированности диалогической речи. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что условия образовательной среды влияют на развитие диалогической речи старших дошкольников с кохлеарным имплантом. Наиболее благоприятными условиями для развития диалогической речи дошкольников рассматриваемой категории являются условия речевой среды, в которых обеспечивается общение с нормально слышащими сверстниками. Неблагоприятными условиями для развития диалогической речи являются условия образовательной среды в группе детского сада для детей с нарушением слуха, где не обеспечивается необходимая доля интеграции со слышащими сверстниками.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о важности обеспечения благоприятных условий прохождения начального и основного этапов слухоречевой реабилитации, среди которых особое значение имеет правильный выбор образовательной среды, способной обеспечить дошкольникам с кохлеарным имплантом естественную слухоречевую среду.
Нами были разработаны методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с кохлеарным имплантом для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Стратегическим условием для проведения эффективной коррекционной работы по развитию диалогической речи старших дошкольников с КИ является организация образовательной среды, в которой у них будет возможность находиться среди слышащих сверстников.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования решенными, а гипотезу нашедшей свое подтверждение.



1. Антоненко, Л.Ф. Из опыта организации педагогической работы с имплантированными детьми в условиях детского сада/Л.Ф. Антоненко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 60-65.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип./ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Арушанова, А.Г. Истоки диалога: Книга для воспитателей /А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 216 с.
4. Арушанова, А.Г Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками /А.Г. Арушанова// Дошкольное воспитание. - 2001. - №5.- с. 51-61.
5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272.
6. Базжина, Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития/ Т.В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: Образование, 1992. - С. 57-66.
7. Базжина, Т. В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития/Т.В. Базжина// Становление речи и усвоение языка ребенком. - М., 1985. - с. 6-20
8. Базжина, Т.В. Становление речи и усвоение языка ребенком /Сб. под ред. Ю.В. Рождественского. - М.: Изд. Московского университета, 1985.
9. Беляева, О.Л. Выявление взаимозависимости уровня развития устной речи и уровня слухоречевой памяти старших дошкольников с кохлеарными имплантами/ О.Л. Беляева, О.Г. Давыдова, Т.Л. Юкина// Сибирский вестник специального образования. - 2016. - С. 12-14.
10. Беляева, О.Л. Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада. Практическое пособие: реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»/ О. Л. Беляева, Л. М. Викулина, Г. В. Дядяева, Т. В. Сопинская, С. С. Узикова, Е. В. Шутко.- Красноярск, 2014. - 130 с.
11. Беляева О.Л. К вопросу о дошкольном образовании кохлеарно имплантированных детей/ О.Л. Беляева, Т.В. Сопинская, С.С. Узикова// Психолого-медико-педагогическое сопровождение особого ребенка. Сборник статей. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. - С. 57
12. Беляева, О.Л. Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида: монография
- Электрон. дан. / О.Л. Беляева, М.В. Ступакова. - Красноярск: Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. - 158 с.
13. Беляева, О.Л. Планирование коррекционной работы по развитию
слухоречевого восприятия и устной речи кохлеарно имплантированных дошкольников в ДОУ/ О.Л. Беляева, О.Г. Давыдова, Т.Л. Юкина// Молодежь и наука XXI века: Материалы научно-практической
конференции. - 2016. - С. 12-16.
14. Беляева, О.Л. Современная организационно-правовая модель
образовательной (ре)абилитации и социализации дошкольников с кохлеарными имплантами: монография/ О.Л. Беляева, Л.М. Викулина, Т.В. Сопинская, М.В. Ступакова. - Красноярск, 2016. - 286 с.
15. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре/ О.А. Бизикова. - М.: Скрипторий, 2008. - 136 с.
16. Бородич, А.М. Методика развития речи детей/ А.М. Бородич - М.: Просвещение, 1981. - 225 с.
17. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. Для учителя.
- 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988. - 125 с.
18. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003. - 96с.
19. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка/ Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 165 с.
20. Винокур, Т.Г. Диалог / Т.Г. Винокур // Русский язык; Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1998. - С. 119-120.
21. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999.-352 с.
22. Гойхман О.Я., Речевая коммуникация/О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина - М.: ИНФРА-М, 2007. - 272 с.
23. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
24. Головчиц, Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха/Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова. - М.: ВЛАДОС, 2004. -344 с.
25. Гончарова, Е. Л. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации - новое явление в сурдопедагогике // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 14 -16.
26. Гончарова, Е. Л. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами/ Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2013. - № 6. - С. 23-32.
27. Демина, А.В. Некоторые предварительные результаты обследования навыков диалога у слабослышащих учащихся / А.В. Демина//Вестник развития науки и образования. 2008. №2. С. 130 - 132.
28. Дудкова, И.М. Формирование диалогической речи у детей с нарушениями слуха/ И.М. Дудкова// Наука и образование. - 2015. - № 5. - С.152-155.
29. Елкина, Н.В. Формирование диалогической речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.07 / Н.В. Елкина. - М., 1999. - 16 с.
30. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей/ Н.И. Жинкин// Советская педагогика. - 1954. - № 6. - С. 79-94.
31. Жукова, О.С. Логопедическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации./ О.С. Жукова, И.В. Королева//Логопед в детском саду. -2006.- № 3.
32.Зверева, О.Л. Игра-драматизация/ О.Л. Зверева, Т.И. Ерофеева// Спецкурс: Воспитание детей в игре. - М., 1994. - С. 12-22.
33.3икеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. - М.: Педагогика, 1976. - 216 с.
34. Зонтова, О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации/ О.В. Зонтова. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2007. - 96 с.
35. Исенина Е. И. Проблемы развития диалога у детей раннего возраста// Психолингвистический анализ слова и текста. - Иваново, 1989.
36. Исенина, Е.И. Развитие диалога в связи с познанием ребенком другого и себя/ ЛГПИ им. А.И. Герцена; отв. ред. С.Н. Цейтлин // Детская речь: Проблемы и наблюдения: сб. науч. тр. - 2009. - С. 23-36.
37. Казаковская, В.В. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый - ребенок» (на материале русского языка): дис. ...доктор фил. наук: 10.02.01/В.В. Казаковская. - СПб, 2006. - 580 с.
38. Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение русскому языку, чтению, произношению/ К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; Под ред. К.Г. Коровина. - М.: Просвещение, 1995. — 160 с.
39. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 128 с.
40. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых/И.В. Королева. - СПб.: КАРО, 2012. - 752 с.
41. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие / И.В. Королева. - СПб.: КАРО, 2009. - 192 с.
42. Королева, И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и
дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное
пособие / И.В.Королева. - СПб: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. - 286 с.
43. Королева, И.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста / И.В. Королева, О.С. Жукова, О.В. Зонтова // Дефектология. - 2002. - №3. - С.25-38.
44. Королева, И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с
кохлеарными имплантами / И.В.Королева. - СПб., 2005. - 90 с.
45. Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с. 201-202.
46. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников/Б.Д.
Корсунская. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -168 с.
47. Кохлеарная имплантация. Учебное пособие/ сост. Г.А. Таварткиладзе. - М.,2000. - 81 с.
48. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет/ И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1999. - 175 с.
49. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление/ Г.М. Кучинский. - Минск: Изд- во БГУ, 1983. - 190 с.
50. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
51. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников/Э.И. Леонгард. - М.: Просвещение, 1971. - 267 с.
52. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
53. Лепская, Н.И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации / Н.И. Лепская // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. под ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: Образование, 1992. - С. 39-49.
54. Лепская, Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации/Н.И. Лепская. - М.: МТУ, 1997.
55. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. Монография/М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
56. Лурия, А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. - М: Изд- во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
57. Мазитова, Г.Х. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев: Автореф. канд. дис. М., 1977. - 22 с.
58. Мещерякова, С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста/ А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез,2007.- 64 с.
59. Мещерякова, С.Ю. Особенности аффективно личностных отношений со взрослыми у детей первого года жизни, воспитывающихся в домах ребенка. / С.Ю. Мещерякова// Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М., 1979. - С. 123¬126.
60. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие/ Е.В. Мигунова. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
61. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда/ С.А. Миронова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 с.
62. Миронова, Э. В. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации/ Э. В. Миронова, А. И. Сатаева, И. Д. Фроленкова // Дефектология. - 2005. - № 1. - С. 57-64
63. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / под. Ред. С.В. Лыкова. - М.: Карапуз, 2000. - 272 с.
64.
Новоторцева, Н.В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников/ Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Гринго, 1994. - 130 с.
64. Носкова, Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей/ Л. П. Носкова, Н.Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
65. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика. - 144 с.
66. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.
67. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже. - М.: Римис, 2008. - 448 с.
68. Пудов, В.И. Кохлеарная имплантация в вопросах и ответах/В.И. Пудов, В.Е. Кузовков, О.В. Зонтова. - СПб.: ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», 2009. - 28 с.
69. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада./ Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
70. Развитие общения дошкольников со сверстниками/под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 216 с.
71. Рейнстейн, А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи у дошкольников / А.Э. Рейнстейн. - М.: Просвещение, 1993. - 180 с.
72. Речицкая, Е.Г., Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе/ Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
73. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста/
Г.Л. Розенгард-Пупко. - М.: Издательство Академии Педагогических Наук, 1963. - 96с.
74. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Психология дошкольника: хрестоматия: для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия, 1997. - 19 с.
75. Савина, Е.А. Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи/ Е.А. Савина// Логопед, 2004. - № 3. - С. 18-24.
76. Сатаева, А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим детям/А.И. Сатаева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 55-63.
77. Сатаева, А.И. Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/А.И. Сатаева. - Москва, 2016. - 112 с.
78. Семенова, К.О. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим детям/К.О. Семенова// Международный журнал гуманитарных наук. - 2016. - № 1. - С. 38-42.
79. Слама-Казаку, Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей / Т. Слама-Казаку // Вопросы психологии. - 1961. - № 2. - С. 97-107.
80. Смирнова, Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам/ Е. Смирнова, В. Холмогорова// Дошкольное воспитание. - 2003. № 8. - С. 73-75.
81. Соломатина, Г.Н. Становление диалогической речи в онтогенезе/ Г.Н. Соломатина// Язык. Текст. Дискурс. - 2006. - № 4. - С. 222-227.
82. Сохин, Ф.А. Задачи развития речи/ Ф.А. Сохин // Развитие речи детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1984. - С. 4-16.
83. Ступак, Л.В. Онтогенез диалогической речи/ Л.В. Ступак// Специальное образование. - 2012. - № 3. - С. 109-113.
84. Струнина, Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения/ Е.М. Струнина, О.С. Ушакова - М.: Вентана-Граф, 2008. - 288 с.
85. Терешкова, М.А. Особенности диалогической речи детей с кохлеарным имплантом/ М.А. Терешкова// Актуальные проблемы гуманитарных иестественных наук . - 2016. - № 5. - С. 87-89.
86. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С. Ушакова - М.:
Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
87. Ушакова, Т.Н. Психолингвистика/Т.Н. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 416 с.
88. Фисенко Е. Ф. Развитие диалогической речи неслышащих младших школьников посредством драматизации сказок // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 309-310.
89. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
91.Чеканова, М. В. Становление диалогической речи в онтогенезе/ М.В. Чеканова // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1509-1512.
92. Шведова, Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи/ Н.Ю. Шведова. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. - 378 с.
93. Шматко, Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников/Н.Д. Шматко// Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 45-51.
94. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык/ Л.В. Щерба // Избр. работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1957. - С. 113¬129.
95. Юрьева, Н. М. Диалог в онтогенезе: функциональный подход.// Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание». - М., -1988. - с. 200-202
96. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. М.: Наука, 2007. - 259 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ