Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении
|
Введение 3
1 Теоретические предпосылки исследования детско-родительских
отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 6
1.1 Содержание и сущность понятия «детско-родительские
отношения» 6
1.2 Характеристика детско-родительских отношений в семьях,
находящихся в социально опасном положении 12
1.3 Родительский клуб как технология социальной работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении 20
2 Экспериментальная работа по изучению детско-родительских
отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 28
2.1 Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся
в социально опасном положении 28
2.2 Программа родительского клуба 38
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А 56
Приложение Б 60
Приложение В
1 Теоретические предпосылки исследования детско-родительских
отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 6
1.1 Содержание и сущность понятия «детско-родительские
отношения» 6
1.2 Характеристика детско-родительских отношений в семьях,
находящихся в социально опасном положении 12
1.3 Родительский клуб как технология социальной работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении 20
2 Экспериментальная работа по изучению детско-родительских
отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 28
2.1 Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся
в социально опасном положении 28
2.2 Программа родительского клуба 38
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А 56
Приложение Б 60
Приложение В
Актуальность темы исследования продиктована социально-экономическими изменениями, характерными для современной России. Эти изменения затронули все сферы жизнедеятельности общества и обусловили пересмотр сложившихся социальных отношений. На периферии системы образования оказались семьи, имеющие низкий уровень воспитательного потенциала. Данный факт привел к росту социального сиротства, увеличению количества детей, покинувших школу, ставших жертвами семейного насилия, оказавшихся в социально опасном положении.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой: не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.); лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка.
Вследствие нахождения в социально опасном положении у детей развивается глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении с взрослыми, обида на их безразличие, непонимание. Это ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации. Поэтому защита детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, приоритетная задача общества.
Проблемы детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально-опасном положении рассматривались в исследованиях таких авторов, как Л.Н. Антилогова, Л.К. Фомина, С.Ю. Галиева, В.И. Долгова, Е.Ю. Ляпина, Ю.А.Мельников, Л.А. Николаева, Н.Н. Пеньковская, М.В. Сочина и др.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасно положении.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения детско- родительских отношений.
3. Интерпретировать результаты диагностического исследования и провести сравнительный анализ детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении и благополучных семьях.
4. Выявить и охарактеризовать особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении.
5. Разработать программу родительского клуба.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что детско-родительские отношения в семьях, находящихся в социально опасном положении, характеризуются следующими особенностями: игнорирование потребностей ребенка, отсутствие интереса к жизни ребенка, отсутствие контроля за ребенком, неудовлетворение потребностей ребенка, эмоциональное отвержение ребенка.
Методы исследования.
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
База эмпирического исследования:
Исследование проводилось на базе Городского социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 10 родителей детей, находящихся в социально-реабилитационном центре и 10 родителей детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой: не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.); лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка.
Вследствие нахождения в социально опасном положении у детей развивается глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении с взрослыми, обида на их безразличие, непонимание. Это ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации. Поэтому защита детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, приоритетная задача общества.
Проблемы детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально-опасном положении рассматривались в исследованиях таких авторов, как Л.Н. Антилогова, Л.К. Фомина, С.Ю. Галиева, В.И. Долгова, Е.Ю. Ляпина, Ю.А.Мельников, Л.А. Николаева, Н.Н. Пеньковская, М.В. Сочина и др.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасно положении.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения детско- родительских отношений.
3. Интерпретировать результаты диагностического исследования и провести сравнительный анализ детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении и благополучных семьях.
4. Выявить и охарактеризовать особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении.
5. Разработать программу родительского клуба.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что детско-родительские отношения в семьях, находящихся в социально опасном положении, характеризуются следующими особенностями: игнорирование потребностей ребенка, отсутствие интереса к жизни ребенка, отсутствие контроля за ребенком, неудовлетворение потребностей ребенка, эмоциональное отвержение ребенка.
Методы исследования.
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
База эмпирического исследования:
Исследование проводилось на базе Городского социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 10 родителей детей, находящихся в социально-реабилитационном центре и 10 родителей детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что детско- родительские отношения представляют собой систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Нарушения детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении негативно влияют на здоровье ребёнка, травмируют его психику, затормаживают формирование личности, развивают различные нарушения поведения.
Одной из эффективных технологий социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, является родительский клуб - постоянное детско-родительское объединение, организованное в форме совместной деятельности для решения практических задач воспитания.
Исследование детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, проводилось в г. Красноярске. В исследовании приняли участие 10 родителей детей, находящихся в городском социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних «Росток» и 10 родителей детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
В соответствии с целью и задачами проводимого исследования использовались следующие методики: тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
Анализ результатов, полученных по опроснику родительского отношения, позволил сделать вывод о том, что в семьях, находящихся в социально опасном положении, в большой или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения. Для этих семей характерно нарушение детско-родительских отношений.
Преобладающими типами родительского отношения в семьях, находящихся в социально опасном положении являются: эмоциональное отвержение ребенка, психологическая дистанция между родителями и детьми, отсутствие контроля со стороны родителей. В благополучных же семьях преобладает показатель эмоционального принятия ребенка и проявление интереса к ребенку со стороны родителей.
Анализ полученных результатов по опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» показал, что в семьях, находящихся в социально опасном положении преобладающими типами воспитания являются эмоциональное отвержение и гипопротекция. В таких семьях наблюдается пониженная протекция, игнорирование потребностей ребенка, родители не интересуются ребенком и не контролирует его, ребенок представлен сам себе. В благополучных семьях наиболее преобладающими типами воспитания были выявлены потворствующая и доминирующая гиперпротекция.
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно выделить следующие особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении: эмоциональное отвержение ребенка, игнорирование и неудовлетворение потребностей ребенка, отсутствие интереса к жизни ребенка, отсутствие контроля за ребенком, психологическая дистанция между родителями и ребенком. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.
Полученные результаты обусловили необходимость оптимизации детско - родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении. В целях профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, побуждения родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семьях, способствование осознанию родителями их роли в воспитании детей, развитие чувства ответственности за свою семью была разработана программа родительского клуба «Семейный очаг».
Создание программы родительского клуба необходимо для повышения эффективности профилактической, воспитательной, реабилитационной работы с детьми и их семьями, находящимися в социально опасном положении. Программа родительского клуба направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско - родительских отношений.
Ожидаемые результаты работы родительского клуба «Семейный очаг»: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; снижение числа детско-родительских конфликтов; улучшение микроклимата в семье; обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком; уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, риска ухода из семьи.
Одной из эффективных технологий социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, является родительский клуб - постоянное детско-родительское объединение, организованное в форме совместной деятельности для решения практических задач воспитания.
Исследование детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, проводилось в г. Красноярске. В исследовании приняли участие 10 родителей детей, находящихся в городском социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних «Росток» и 10 родителей детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
В соответствии с целью и задачами проводимого исследования использовались следующие методики: тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
Анализ результатов, полученных по опроснику родительского отношения, позволил сделать вывод о том, что в семьях, находящихся в социально опасном положении, в большой или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения. Для этих семей характерно нарушение детско-родительских отношений.
Преобладающими типами родительского отношения в семьях, находящихся в социально опасном положении являются: эмоциональное отвержение ребенка, психологическая дистанция между родителями и детьми, отсутствие контроля со стороны родителей. В благополучных же семьях преобладает показатель эмоционального принятия ребенка и проявление интереса к ребенку со стороны родителей.
Анализ полученных результатов по опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» показал, что в семьях, находящихся в социально опасном положении преобладающими типами воспитания являются эмоциональное отвержение и гипопротекция. В таких семьях наблюдается пониженная протекция, игнорирование потребностей ребенка, родители не интересуются ребенком и не контролирует его, ребенок представлен сам себе. В благополучных семьях наиболее преобладающими типами воспитания были выявлены потворствующая и доминирующая гиперпротекция.
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно выделить следующие особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении: эмоциональное отвержение ребенка, игнорирование и неудовлетворение потребностей ребенка, отсутствие интереса к жизни ребенка, отсутствие контроля за ребенком, психологическая дистанция между родителями и ребенком. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.
Полученные результаты обусловили необходимость оптимизации детско - родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении. В целях профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, побуждения родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семьях, способствование осознанию родителями их роли в воспитании детей, развитие чувства ответственности за свою семью была разработана программа родительского клуба «Семейный очаг».
Создание программы родительского клуба необходимо для повышения эффективности профилактической, воспитательной, реабилитационной работы с детьми и их семьями, находящимися в социально опасном положении. Программа родительского клуба направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско - родительских отношений.
Ожидаемые результаты работы родительского клуба «Семейный очаг»: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; снижение числа детско-родительских конфликтов; улучшение микроклимата в семье; обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком; уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, риска ухода из семьи.
Подобные работы
- Оптимизация детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, средствами семейного клуба
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Организация совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, в рамках проекта «Вместе с детьми»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Основные характеристики конфликтов в семьях, находящихся
в социально опасном положении (по материалам
социологического исследования)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в социально-опасном положении, в учреждении социального обслуживания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика противоправного поведения подростков из семей, находящихся в
социально опасном положении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Групповое консультирование как средство повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018



