Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении

Работа №170222

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические предпосылки исследования детско-родительских
отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 6
1.1 Содержание и сущность понятия «детско-родительские
отношения» 6
1.2 Характеристика детско-родительских отношений в семьях,
находящихся в социально опасном положении 12
1.3 Родительский клуб как технология социальной работы с семьями,
находящимися в социально опасном положении 20
2 Экспериментальная работа по изучению детско-родительских
отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 28
2.1 Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся
в социально опасном положении 28
2.2 Программа родительского клуба 38
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А 56
Приложение Б 60
Приложение В

Актуальность темы исследования продиктована социально-экономическими изменениями, характерными для современной России. Эти изменения затронули все сферы жизнедеятельности общества и обусловили пересмотр сложившихся социальных отношений. На периферии системы образования оказались семьи, имеющие низкий уровень воспитательного потенциала. Данный факт привел к росту социального сиротства, увеличению количества детей, покинувших школу, ставших жертвами семейного насилия, оказавшихся в социально опасном положении.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой: не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.); лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка.
Вследствие нахождения в социально опасном положении у детей развивается глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении с взрослыми, обида на их безразличие, непонимание. Это ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации. Поэтому защита детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, приоритетная задача общества.
Проблемы детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально-опасном положении рассматривались в исследованиях таких авторов, как Л.Н. Антилогова, Л.К. Фомина, С.Ю. Галиева, В.И. Долгова, Е.Ю. Ляпина, Ю.А.Мельников, Л.А. Николаева, Н.Н. Пеньковская, М.В. Сочина и др.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасно положении.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения детско- родительских отношений.
3. Интерпретировать результаты диагностического исследования и провести сравнительный анализ детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении и благополучных семьях.
4. Выявить и охарактеризовать особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении.
5. Разработать программу родительского клуба.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что детско-родительские отношения в семьях, находящихся в социально опасном положении, характеризуются следующими особенностями: игнорирование потребностей ребенка, отсутствие интереса к жизни ребенка, отсутствие контроля за ребенком, неудовлетворение потребностей ребенка, эмоциональное отвержение ребенка.
Методы исследования.
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
База эмпирического исследования:
Исследование проводилось на базе Городского социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 10 родителей детей, находящихся в социально-реабилитационном центре и 10 родителей детей, обучающихся в общеобразовательной школе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы по проблеме исследования показал, что детско- родительские отношения представляют собой систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Нарушения детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении негативно влияют на здоровье ребёнка, травмируют его психику, затормаживают формирование личности, развивают различные нарушения поведения.
Одной из эффективных технологий социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, является родительский клуб - постоянное детско-родительское объединение, организованное в форме совместной деятельности для решения практических задач воспитания.
Исследование детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, проводилось в г. Красноярске. В исследовании приняли участие 10 родителей детей, находящихся в городском социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних «Росток» и 10 родителей детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
В соответствии с целью и задачами проводимого исследования использовались следующие методики: тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
Анализ результатов, полученных по опроснику родительского отношения, позволил сделать вывод о том, что в семьях, находящихся в социально опасном положении, в большой или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения. Для этих семей характерно нарушение детско-родительских отношений.
Преобладающими типами родительского отношения в семьях, находящихся в социально опасном положении являются: эмоциональное отвержение ребенка, психологическая дистанция между родителями и детьми, отсутствие контроля со стороны родителей. В благополучных же семьях преобладает показатель эмоционального принятия ребенка и проявление интереса к ребенку со стороны родителей.
Анализ полученных результатов по опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» показал, что в семьях, находящихся в социально опасном положении преобладающими типами воспитания являются эмоциональное отвержение и гипопротекция. В таких семьях наблюдается пониженная протекция, игнорирование потребностей ребенка, родители не интересуются ребенком и не контролирует его, ребенок представлен сам себе. В благополучных семьях наиболее преобладающими типами воспитания были выявлены потворствующая и доминирующая гиперпротекция.
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно выделить следующие особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении: эмоциональное отвержение ребенка, игнорирование и неудовлетворение потребностей ребенка, отсутствие интереса к жизни ребенка, отсутствие контроля за ребенком, психологическая дистанция между родителями и ребенком. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.
Полученные результаты обусловили необходимость оптимизации детско - родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении. В целях профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, побуждения родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семьях, способствование осознанию родителями их роли в воспитании детей, развитие чувства ответственности за свою семью была разработана программа родительского клуба «Семейный очаг».
Создание программы родительского клуба необходимо для повышения эффективности профилактической, воспитательной, реабилитационной работы с детьми и их семьями, находящимися в социально опасном положении. Программа родительского клуба направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско - родительских отношений.
Ожидаемые результаты работы родительского клуба «Семейный очаг»: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; снижение числа детско-родительских конфликтов; улучшение микроклимата в семье; обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком; уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, риска ухода из семьи.



1. Антилогова, Л.Н. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений / Л.Н. Антилогова, Е.И. Ждакаева // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2018. - № 4. - С. 101-104.
2. Антонова, А.В. Организация клубной работы как актуальное направление деятельности образовательной организации по развитию психолого-педагогической культуры родителей / А.В. Антонова // Концепт. - 2014. - № 5. - С. 1-5.
3. Басалаева, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение
подростков, находящихся в социально опасном положении / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, В.В. Коршунова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=17142
4. Белоусова, Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н.С. Белоусова // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 103-107.
5. Богомягкова, О.Н. Специфика родительских установок в семьях
разных социальных категорий / О.Н. Богомягкова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1.
Психологические и педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 105-112.
6. Бубнова, С.Ю. Особенности гармонизации детско-родительских
отношении в неполных семьях в контексте профилактики девиантного родительства / С.Ю. Бубнова, В.А. Андриеш // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и
социальные науки. - 2016. - № 4. - С. 242-245.
7. Быков, А.К. Инновационные технологии, формы и методы защиты прав несовершеннолетних и индивидуальной профилактической работы с
семьей: Методические рекомендации по внедрению в деятельность
специалистов Социально-реабилитационных центров города Москвы / А.К. Быков. - Москва : ИПК ДСЗН, 2014. - 152 с.
8. Вагапова, А.Р. Особенности родительской позиции в семьях разного типа / А.Р. Вагапова, А.Ю. Маркелова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - № 2. - С. 170-175.
9. Вдовина, М.В. Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении: развитие индивидуально-профилактического подхода / М.В. Вдовина // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 11. - С. 9-12.
10. Галиева, С.Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условия профилактики социального сиротства: структурно-функциональная модель / С.Ю. Галиева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 39-42.
11. Галиева, С.Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Светлана Юрьева Галиева. - Уфа, 2015. - 27 с.
12. Галиева, С.Ю. Социально-педагогическая работа с семьей, находящейся в социально опасном положении: теория и практика опытно-экспериментального исследования / С.Ю. Галиева // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2017. - № 2. - С. 45-47.
13. Галиева, С.Ю. Сущностная характеристика семей, находящихся в
социально опасном положении, в современной России: социально¬
педагогический подход / С.Ю. Галиева, В.В. Коробкова // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 12(21). - С. 20-23.
14. Гарданова, Ж.Р. Эмоционально-личностные особенности подростков, воспитывающихся биологическими и приемными родителями, переживающих трудную жизненную ситуацию / Ж.Р. Гарданова, А.Д. Грачева, В.И. Ильгов // Вестник науки и образования. - 2019. - № 3. - С. 101-106.
15. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению
проблем. Фонд поддержки детей, находящихся в ТЖС. - Москва, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rfdeti.ru/files/1296588517 gord.pdf
16. Долгова, В.И. Формирование конструктивных детско-родительских отношений: кросскультурное исследование / В.И. Долгова, А.О. Ибрагимов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016.
- № 8. - С. 114-119.
17. Иосипенко, С.Ю. Принципы и педагогические условия развития воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении / С.Ю. Иосипенко // Европейский журнал социальных наук. - 2012.
- № 1(17). - С. 42-49.
18. Каменская, Р.А. Психолого-педагогическая профилактика
ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних при работе с неблагополучными семьями / Р.А. Каменская, В.В. Виноградов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 7. - С. 77-82.
19. Ляпина, Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательного учреждения / Е.Ю. Ляпина. - 2¬е изд. - Волгоград : Учитель, 2013. - 231 с.
20. Майорова-Щеглова, С.Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений в современных семьях с подростками / С.Н. Майорова-Щеглова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2018. - № 4. - С. 55-61.
21. Маланов, И.А. О работе социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении в современных социально-экономических условиях / И.А. Маланов // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2015. -№ 1. - С. 57-66.
22. Мануйлова, Л.М. Профилактика жестокого обращения с младшими школьниками в семье, находящейся в социально опасном положении / Л.М. Мануйлова, Е.Р. Русакова // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 655-657.
23. Мартынова, М.С. Индивидуальная профилактическая работа с
несовершеннолетними: социально-педагогическая технология / М.С.
Мартынова // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 5. - С. 17-20.
24. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов и педагогов / Е.М. Мастюкова. - Москва: ВЛАДОС, 2016. - 315 с.
25. Мельников, Ю.А. Криминологическая безопасность
несовершеннолетних, находящихся в ситуации социально-опасного положения :автореф. дис. канд. юр. наук : 12.00.08 / Мельников Юрий Александрович. - Москва, 2007. - 30 с.
26. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52888-2013 «Социальное
обслуживание населения. Социальные услуги детям» от 01.01.2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200107239
27. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53061-2014 «Социальное
обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям» от 01.07.2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200112655
28. Николаева, Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - № 2. - С. 187-193.
29. Пеньевская, Н.Н. Повышение психолого-педагогической,
коммуникативной и правовой культуры родителей на заседаниях родительского клуба «Университет для родителей» / Н.Н. Пеньковская // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 4. - С. 77-80.
30. Письмо Минобрнауки России от 01.12.2015 № ВК-2969/07 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420329701
31. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420277810
32. Родин, В.Ф. Психолого-педагогическая помощь семье при деформации детско-родительских отношений / В.Ф. Родин, И.Б. Марьясис, Е.М. Гончарова // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 6. - С. 293-300.
33. Сороков, М.Л. Система межведомственного взаимодействия в профилактике девиантного поведения: учебно-методическое пособие / М.Л. Сороков. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2017. - 132 с.
34. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, В.М. Маркиной. - Москва: ООО «Вариант», 2015.- 100 с.
35. Сочина, М.В. Семьи в социально опасном положении как объект социальной работы / М.В. Сочина // Сборник научных трудов «Теория и практик социально работы : история и современность. - Барнаул : Алтайский государственный университет, 2017. - С. 131-135.
36. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23509/
37. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19558/
38. Федотова, А.А. Предупреждение конфликтов детско-родительских отношений / А.А. Федотова, Е.О. Романова // Инновационная наука. - 2018. -№ 5. - С. 149-150.
39. Фомина, Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704-707.
40. Фомина, Л.К. Родительский клуб «Мы вместе» / Л.К. Фомина // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 88-91.
41. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. - Москва, 2015. - 752 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ