Введение 3
1. Теоретические основы развития навыка письменной речи на иностранном
языке в старшей школе 6
1.1. Письмо как вид речевой деятельности 6
1.2. Эссе как разновидность письменной речи 11
1.3. Специфика обучения письменной речи на иностранном языке в старшей
школе 15
Выводы по главе 1 22
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков письменной
речи обучающихся старшей школы на уроках английского языка 24
2.1. Описание опытно-экспериментальной работы 24
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А 52
Приложение Б 54
Приложение В 55
Приложение Г 56
Приложение Д 57
Приложение Е 59
Приложение Ж 61
Приложение З 62
Нет никакого сомнения в том, что речевые навыки были предметом исследования самых разнообразных ученых - лингвистов, филологов, психологов, нейро-специалистов - в течение многих десятков и даже сотен лет. Такой интерес к формированию и развитию речевых навыков обусловлен, прежде всего, тем, что это является одним из критериев, по которым можно судить о степени развития не только отдельных индивидуумов, но и всего общества. Так, интерес к развитию письменной речи подогревался долгие годы, однако только сравнительно недавно, с 60-х годов прошлого столетия данный вопрос начал изучаться с особенной силой.
Важнейшие открытия, связанные с формированием и развитием навыка письменной речи, были сделаны именно в этот период, благодаря чему на данный момент известно достаточно много по исследуемому вопросу. Однако, вместе с тем, следует отметить, что известные и доступные преподавателям приемы применяются отнюдь не повсеместно.
Отдельно необходимо отметить, что при том, что много опыта усваивается отечественными учеными, за рубежом тоже выходят исследования, которые не так быстро вводятся в практику отечественного обучения речевым навыкам. Навыки письменной речи - не исключение, поэтому в данной выпускной квалификационной работе была предпринята попытка не только исследовать теоретическую составляющую, аккумулирующую опыт российских и зарубежных коллег, но и применить на практике полученную информацию.
Актуальность исследования подтверждается тем, что, к сожалению, неизменным остается факт, что на всем протяжении обучения письменной речи она остается видом деятельности, который представляет определенную сложность даже для обучающихся старших классов. Как правило, эти сложности возникают не только из-за лексических и грамматических проблем, но также и из-за неумения сформулировать свои мысли в письменном виде, особенно если задание подразумевает под собой повышенную степень свободы и творчества в конечном результате. Кроме того, современные учебно-методические комплексы не содержат достаточно актуальных и целостных заданий, направленных на развитие навыков письменной речи. Поэтому развитие навыков письменной речи обучающихся через новые подходы, позволяющие раскрыть понимание письменной речи достаточно актуально.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в старшей школе.
Предмет исследования: подходы к развитию навыка письменной речи у обучающихся старшей школы на уроках английского языка.
Цель работы: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность подходов к развитию навыка письменной речи у обучающихся старшей школы на уроках английского языка.
Для наиболее эффективного достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты письма как вида речевой деятельности.
2. Изучить концепцию эссе как разновидности письменной речи.
3. Описать специфику обучения письменной речи на иностранном языке в старшей школе.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию навыков письменной речи у обучающихся старшей школы.
5. Описать и проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: критический анализ научной литературы по проблематике исследования; методический эксперимент, определивший эффективность предложенной системы совокупности процессуального подхода и развернутой обратной связи; педагогическое наблюдение; метод статистической обработки полученных данных.
Теоретическую базу исследования представляют работы ученых, посвященные проблеме обучения письменной речи на уроках иностранного языка: А.А. Вербицкого [Вербицкий, 2015], Н.Д. Гальсковой [Гальскова, 2009], Е.Л. Ерохиной [Ерохина, 2008], C.L. Keh [Keh, 2016]; методике развития навыка письма Н.А. Горловой [Горлова, 2013], Н.Ф. Коряковцевой [Коряковцева, 2010], J. Harmer [Harmer, 2017], V. Steele [Steele, 2015]; нормативные документы, такие как ФГОС основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.
Практическая значимость исследования состоит в апробации инновационных педагогических приемов посредством практики в общеобразовательном учреждении. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей английского языка, в рамках курса методики преподавания английского языка. Результаты исследования также будут применены для выступлений на научно-практических конференциях и при подготовке магистерской диссертации на смежную тему.
Апробация исследования была проведена на Х1 международной научнопрактической конференции «Запад и Восток в диалоге культур» Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян- Шанского.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы развития навыков письменной речи у обучающихся. Представлены актуальные методические разработки, дано определение ключевых понятий. В практической части работы представлен план и описание практического эксперимента, а также анализ эффективности проведенной работы. В заключении указаны итоги проведенного исследования.
В процессе исследования нам удалось выполнить цель работы - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность подходов к развитию навыка письменной речи у обучающихся старшей школы на уроках английского языка. Для решения поставленной цели мы реализовали следующие задачи:
• Исследовали теоретические аспекты письма как вида речевой деятельности.
• Изучили концепцию эссе как разновидности письменной речи.
• Описали специфику обучения письменной речи на иностранном языке в старшей школе.
• Провели опытно-экспериментальную работу по развитию навыков письменной речи у обучающихся старшей школы.
• Описали и проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели понятия письма и письменной речи, методику преподавания письменной речи в старшей школе и эссе как особый вид письма.
Письмо - вид речевой деятельности, при котором информация кодируется посредством графических знаков, чьим конечным продуктом выступает текст. Письменная речь - речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций, прежде всего в виде письменного текста. Человек способен писать использовать навыки письменной речи для создания текстов официального и неофициального стилей, следовательно, это и есть главная цель обучения в рамках иностранного языка. Письменная речь имеет ряд отличий от устной, основными из которых являются вдумчивость и опора на зрительный анализатор. К основным трудностям в овладении письменной речью можно отнести ее обширный характер. Так, письменная речь содержит в себе навыки чтения, письма, работы с текстом, лексико-грамматический аспект. Для формирования навыка письменной речи необходима комплексная работа, применение упражнений, направленных на анализ текста, работу с лексикограмматическим материалом, создание собственных текстов.
Нами было дано определение эссе сочинение небольшого объема, написанное в свободной форме изложения по конкретной проблеме, имеющее определенные критерии. Стоит отметить, что важно научить обучающихся включать в сочинение собственный опыт и правильно отражать противоположный, использовать аргументацию и работать в соответствии с критериями.
Мы рассмотрели понятия коммуникативной компетенции, значение письма в обучении иностранному языку и ориентированность методики преподавания на ЕГЭ. В письменной части ЕГЭ по английскому языку, эссе содержится в задании 40. Критерии оценивания задания 40 соответствуют критериям оценки эссе. Мы полагаем, что опытно-экспериментальную работу необходимо ориентировать в соответствии с критериями к заданию 40.
В практической части исследование приведены методические рекомендации по работе с эссе на уроках английского языка, описание и результаты опытноэкспериментальной работы.
Нами были проанализированы основные УМК, используемые в общеобразовательных учреждениях города Красноярска. На основе анализа УМК, мы выявили, что большинство заданий ориентированы на продуктивный подход, присутствует недостаточное количество вспомогательного материала и заданий для качественной подготовки к 40 заданию ЕГЭ.
В процессе исследования мы выяснили, что подход к организации работы над эссе ориентирован на критерии ЕГЭ. Цель написания эссе заключается в проверке навыков как письменной речи, так и уровня мыслительного процесса обучающихся. Мы приняли решение использовать процессуальный подход в практическом эксперименте. При этом важно вести обратную связь со стороны преподавателя.
По результатам опытно-экспериментальной работы, состоящей из вводного эссе и 6 занятий, включающее итоговое эссе мы пришли к выводам, что опытноэкспериментальная работа достаточно успешна. Баллы обучающихся выросли по шкале, при этом тот факт, что изменения более ярко выражены, можно закономерно объяснить тем, что произошло улучшение навыков письменной речи как залог успешного выполнения задания 40 в ЕГЭ.
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ. 2012. (в ред. от 01.07.2020 г.).
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования № 1089. 2004. (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки № 609 от 23.06.2019).
3. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Курасовская Ю.Б. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2021 г.: пособие. М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2021. 112 с.
4. Вербицкий А.А., Григоренко О.А. Контекстное обучение иностранному языку специальности: учебно-методическое пособие, М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова. 2015. 205 с.
5. Верещагина И.Н. Рогова Г.В. Языкова Н.В. Методика обучения английскому языку: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Просвещение. 2008. 224 с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь: собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М.: Москва. 1982. 504 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ. 2003. 192 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студента лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М: Академия». 2009. 336 с.
9. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: АСТ: Астрель. 2005. 351 с.
10. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2. М.: Академия. 2013. 272 с.
11. Головин С.Ю. Словарь практического психолога: словарь-справочник. М.: Харвест. 1998. 517 с.
12. Ерохина Е.Л. Письмо как вид продуктивной речевой деятельности // Риторика: учеб. / под общ. ред. Н. А. Ипполитовой, М. 2008. 448 с.
13. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя: пособие для студентов пед. ин-тов и учителей. М.: Просвещение. 1993. 203 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Логос. 2004. 384 с.
15. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М: Просвещение. 1991. 222 с....43