ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ 8
1.1 Развитие диалогической речи в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития диалогической речи у детей с общим
недоразвитием речи 16
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
диалогической речи старших дошкольников с ОНР II уровнем 22
ГЛАВАГ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи II уровень 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение А - Анамнестические сведения на участников констатирующего
эксперимента 71
Приложение Б - Результаты констатирующего эксперимента 73
Приложение В - Результаты первой серии задания 75
Приложение Г - Итоговые результаты первой серии задания 77
Приложение Д.- Результаты второй серии задания 78
Приложение Е - Итоговые результаты второй серии задания
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ 8
1.1 Развитие диалогической речи в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития диалогической речи у детей с общим
недоразвитием речи 16
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
диалогической речи старших дошкольников с ОНР II уровнем 22
ГЛАВАГ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи II уровень 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение А - Анамнестические сведения на участников констатирующего
эксперимента 71
Приложение Б - Результаты констатирующего эксперимента 73
Приложение В - Результаты первой серии задания 75
Приложение Г - Итоговые результаты первой серии задания 77
Приложение Д.- Результаты второй серии задания 78
Приложение Е - Итоговые результаты второй серии задания
Актуальность исследования. Проблема речевых расстройств в настоящие время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного развития человека.
У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи. Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй), в том числе связной речи.
Исследователи В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Ф. Спирова считают развитие диалогической речи главной задачей речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Поскольку у детей с данной нозологией недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программирование высказывания, в синтезирование отдельных элементов в структурное целое и отборе материала для той или иной цели. В дальнейшем это приводит к тому, что ребенок значительно отстает от возрастной нормы.
По данным Р.Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, В.И. Селиверстова, Г.В. Чиркиной и др. это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии.
Нарушение диалогической речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, выражается в несформированности средств коммуникации, препятствует осуществлению полноценного общения, оказывает негативное влияние на установление и поддержку контактов со сверстниками.
Исследователи указывают на тот факт, что формирование диалогической речи имеет большое значение в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи. Вопрос методики коррекции и развития диалогической речи у данной категории детей становится одним из актуальных, так как для каждой группы детей необходим дифференцированный подход, с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Вопросами изучения диалогического общения дошкольников занимались такие исследователи как: Е.Г. Федосеева, А.Г. Арушанова, Л.Ф. Артеменкова, и развития диалогической речи И.С. Назметдинова, А.В. Чулкова, А.А. Соколова. В написании работы нами сделан упор на этих и других авторов. Нужно отметить, что частично вопросы развития диалогических умений детей рассматривались в исследованиях, посвященных формированию коммуникативных умений или коммуникативной компетентности детей, С.В. Проняева, Е.М. Алифанова, С.Е. Привалова, Л.Л. Дубинина.
Выбор темы исследования обусловлен также тем, что формирование диалогической речи является одним из условий правильного развития связной речи, полноценного речевого общения и, следовательно, успешной адаптации выпускников дошкольных учреждений к образовательным школам.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Актуальность проблемы мотивирована и ее социальной значимостью. Согласно ФГОС ДО базисный уровень готовности дошкольника к школе ориентирует на следующие качества: ребенок использует свою речь для выражения своих мыслей, способен договариваться, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; реализуется, прежде всего, по средствам диалогической речи.
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость нашей исследовательской работы.
Проблема исследования. Своевременное выявление и коррекция особенностей усвоения диалогической речи детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, является одним из условий речевого общения, развития связной речи, но и технология данного процесса требует учета индивидуального и дифференцированного подхода к подбору логопедических заданий.
Объект исследования. Диалогическая речь у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Цель исследования. Выявить особенности диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Анализ литературных данных по проблеме позволил сформировать гипотезу: Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня не сформирована диалогическая речь как средство общения (бедный словарный запас, аграмматизмы, использование простых предложений, нарушение синтаксических конструкций) и формы общения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности использования речевых средств в диалоге у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня и выявить ведущую форму общения.
3. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Методологической и теоретической основой исследования являются: принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи (Л.П. Федоренко, Э.П. Короткова, В.И. Яшина); теория о смене общения в дошкольном возрасте М.И. Лисиной; научно-теоретические положения об общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л. С. Выготский); концепция о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский); положение о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.); о единстве взаимоотношений биологических и социальных факторов в развитии речи в процессе общения (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: изучение медицинской, психологической и педагогической документации детей, констатирующий эксперимент, его количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют подтвердить имеющиеся теоретические представления об особенностях диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты нашего исследования могут быть применены в работе логопедов с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, могут быть использованы воспитателями.
Организация исследования
Базой для исследования стал МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №27» г. Ачинска. В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи II уровня. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (сентябрь 2016 - октябрь 2016г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (март 2017 - апрель 2017г.) - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третий этап (апрель 2017 - май 2017г.) - составление методических рекомендаций, обобщение выводов, оформление работы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, библиографического списка, приложений. Эксперимент проиллюстрирован 6 таблицами, 7 гистограммами.
У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи. Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй), в том числе связной речи.
Исследователи В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Ф. Спирова считают развитие диалогической речи главной задачей речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Поскольку у детей с данной нозологией недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программирование высказывания, в синтезирование отдельных элементов в структурное целое и отборе материала для той или иной цели. В дальнейшем это приводит к тому, что ребенок значительно отстает от возрастной нормы.
По данным Р.Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, В.И. Селиверстова, Г.В. Чиркиной и др. это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии.
Нарушение диалогической речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, выражается в несформированности средств коммуникации, препятствует осуществлению полноценного общения, оказывает негативное влияние на установление и поддержку контактов со сверстниками.
Исследователи указывают на тот факт, что формирование диалогической речи имеет большое значение в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи. Вопрос методики коррекции и развития диалогической речи у данной категории детей становится одним из актуальных, так как для каждой группы детей необходим дифференцированный подход, с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Вопросами изучения диалогического общения дошкольников занимались такие исследователи как: Е.Г. Федосеева, А.Г. Арушанова, Л.Ф. Артеменкова, и развития диалогической речи И.С. Назметдинова, А.В. Чулкова, А.А. Соколова. В написании работы нами сделан упор на этих и других авторов. Нужно отметить, что частично вопросы развития диалогических умений детей рассматривались в исследованиях, посвященных формированию коммуникативных умений или коммуникативной компетентности детей, С.В. Проняева, Е.М. Алифанова, С.Е. Привалова, Л.Л. Дубинина.
Выбор темы исследования обусловлен также тем, что формирование диалогической речи является одним из условий правильного развития связной речи, полноценного речевого общения и, следовательно, успешной адаптации выпускников дошкольных учреждений к образовательным школам.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Актуальность проблемы мотивирована и ее социальной значимостью. Согласно ФГОС ДО базисный уровень готовности дошкольника к школе ориентирует на следующие качества: ребенок использует свою речь для выражения своих мыслей, способен договариваться, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; реализуется, прежде всего, по средствам диалогической речи.
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость нашей исследовательской работы.
Проблема исследования. Своевременное выявление и коррекция особенностей усвоения диалогической речи детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, является одним из условий речевого общения, развития связной речи, но и технология данного процесса требует учета индивидуального и дифференцированного подхода к подбору логопедических заданий.
Объект исследования. Диалогическая речь у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Цель исследования. Выявить особенности диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Анализ литературных данных по проблеме позволил сформировать гипотезу: Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня не сформирована диалогическая речь как средство общения (бедный словарный запас, аграмматизмы, использование простых предложений, нарушение синтаксических конструкций) и формы общения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности использования речевых средств в диалоге у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня и выявить ведущую форму общения.
3. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Методологической и теоретической основой исследования являются: принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи (Л.П. Федоренко, Э.П. Короткова, В.И. Яшина); теория о смене общения в дошкольном возрасте М.И. Лисиной; научно-теоретические положения об общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л. С. Выготский); концепция о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский); положение о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.); о единстве взаимоотношений биологических и социальных факторов в развитии речи в процессе общения (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: изучение медицинской, психологической и педагогической документации детей, констатирующий эксперимент, его количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют подтвердить имеющиеся теоретические представления об особенностях диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты нашего исследования могут быть применены в работе логопедов с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, могут быть использованы воспитателями.
Организация исследования
Базой для исследования стал МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №27» г. Ачинска. В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи II уровня. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (сентябрь 2016 - октябрь 2016г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (март 2017 - апрель 2017г.) - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третий этап (апрель 2017 - май 2017г.) - составление методических рекомендаций, обобщение выводов, оформление работы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, библиографического списка, приложений. Эксперимент проиллюстрирован 6 таблицами, 7 гистограммами.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности развития диалогической речи в онтогенезе, особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, а также проанализировали методики обследования и логопедической работы по развитию диалогической речи у детей. В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что формирование диалогической речи происходит постепенно и поэтапно в своем развитии. Использование различных методик по развитию диалогической речи позволит добиться положительных результатов при соблюдении ряда условий, таких как поэтапность в подаче материала, учета индивидуальных возможностей детей, осуществление дифференцированного подхода, учета ведущей формы деятельности.
Решая вторую задачу с целью выявления особенности использовании речевых средств в диалоге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и выявления ведущей формы общения, нами был проведен констатирующий эксперимент. При вы боре приемов обследования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста нами были определены две серии задания, в которых использовались следующие методики:
Первая серия задания. Методика определения уровня сформированности речевых средств Р.Е. Левиной в форме беседы.
Вторая серия задания. Методика М.И. Лисиной выявления ведущей формы общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. При обследовании особенностей диалогической речи низкий уровень развития речевых средств показали 83,3% (5 испытуемых), средний уровень
продемонстрировали 16,7% (один испытуемый). Высокий уровень развития речевых средств не был выявлен у испытуемых. При проведении второй серии задания выявлены были следующие формы общения: у 83,3% (5 испытуемых) ситуативно-деловая и у 16,7% (один испытуемый) внеситуативно-познавательная. Речь дошкольника носит ситуативных характер, у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерны односложные высказывания
Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить следующие особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня:
- словарный запас качественно не полноценен;
-затруднения в построении речевых высказываний;
-ошибки при согласовании существительных с глаголами;
-не использование предлогов;
-ошибки в изменении существительных по падежам;
-смешение родовых понятий.
По результатам исследования мы выделили две типологические группы испытуемых, с неоднородностью развития, как неречевых психических функций, так и диалогической речи:
I типогруппа - испытуемых с выраженными недостатками диалогической речи составили 67% (Степа Г., Ариана Л., Егор Р., Лиза Ч.) детей с ОНР, обусловлено дизартрией.
Во II типогруппу испытуемых с незначительными недостатками диалогической речи вошли 33 % (Артемий К., Карина Р.) детей с неосложненной формой ОНР.
Решая третью задачу, на основании результатов констатирующего эксперимента нами были выделы основные направления работ:
1Развитие лексико-грамматических конструкций;
2 Работа с предложно-падежными конструкциями;
3 Работа по распространению предложений;
4. Работа над развитием лексической полноты предложения.
5. Активизация и актуализация словаря.
Таким образом, в рамках настоящей работы нами были решены все, поставленные во введении задачи. Цель исследования достигнута, а гипотеза, а том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня не сформирована диалогическая речь, как средство общения и формы общения ( При нормальном развитии у дошкольников к пяти годам совершенствуется диалогическая речь. Ребенок более активно участвует в беседе, разговоре, дает развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Ребенок может поддержать беседу, задавать вопросы сам, отвечать правильно на вопросы взрослого и сверстника. Учится строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета. Пользуется прямой и косвенной речью, в диалогической речи использует как краткую, так и развернутую форму высказывания. Ведущая форма общения внеситуативно - личностная. У дошкольников с ОНР II уровня могут отмечаться следующие особенности диалогической речи: словарный запас качественно не полноценен; затруднения в построении речевых высказываний; ошибки при согласовании существительных с глаголами; не использование предлогов; ошибки в изменении существительных по падежам; смешение родовых понятий; большинство дошкольников находятся на уровне ситуативно-деловой формы общения, что говорит об отсутствии познавательных интересов и о неспособности детей к внеситуативной беседе), требуют целенаправленной логопедической работы, получила свое подтверждение.
Решая вторую задачу с целью выявления особенности использовании речевых средств в диалоге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и выявления ведущей формы общения, нами был проведен констатирующий эксперимент. При вы боре приемов обследования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста нами были определены две серии задания, в которых использовались следующие методики:
Первая серия задания. Методика определения уровня сформированности речевых средств Р.Е. Левиной в форме беседы.
Вторая серия задания. Методика М.И. Лисиной выявления ведущей формы общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. При обследовании особенностей диалогической речи низкий уровень развития речевых средств показали 83,3% (5 испытуемых), средний уровень
продемонстрировали 16,7% (один испытуемый). Высокий уровень развития речевых средств не был выявлен у испытуемых. При проведении второй серии задания выявлены были следующие формы общения: у 83,3% (5 испытуемых) ситуативно-деловая и у 16,7% (один испытуемый) внеситуативно-познавательная. Речь дошкольника носит ситуативных характер, у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерны односложные высказывания
Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить следующие особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня:
- словарный запас качественно не полноценен;
-затруднения в построении речевых высказываний;
-ошибки при согласовании существительных с глаголами;
-не использование предлогов;
-ошибки в изменении существительных по падежам;
-смешение родовых понятий.
По результатам исследования мы выделили две типологические группы испытуемых, с неоднородностью развития, как неречевых психических функций, так и диалогической речи:
I типогруппа - испытуемых с выраженными недостатками диалогической речи составили 67% (Степа Г., Ариана Л., Егор Р., Лиза Ч.) детей с ОНР, обусловлено дизартрией.
Во II типогруппу испытуемых с незначительными недостатками диалогической речи вошли 33 % (Артемий К., Карина Р.) детей с неосложненной формой ОНР.
Решая третью задачу, на основании результатов констатирующего эксперимента нами были выделы основные направления работ:
1Развитие лексико-грамматических конструкций;
2 Работа с предложно-падежными конструкциями;
3 Работа по распространению предложений;
4. Работа над развитием лексической полноты предложения.
5. Активизация и актуализация словаря.
Таким образом, в рамках настоящей работы нами были решены все, поставленные во введении задачи. Цель исследования достигнута, а гипотеза, а том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня не сформирована диалогическая речь, как средство общения и формы общения ( При нормальном развитии у дошкольников к пяти годам совершенствуется диалогическая речь. Ребенок более активно участвует в беседе, разговоре, дает развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Ребенок может поддержать беседу, задавать вопросы сам, отвечать правильно на вопросы взрослого и сверстника. Учится строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета. Пользуется прямой и косвенной речью, в диалогической речи использует как краткую, так и развернутую форму высказывания. Ведущая форма общения внеситуативно - личностная. У дошкольников с ОНР II уровня могут отмечаться следующие особенности диалогической речи: словарный запас качественно не полноценен; затруднения в построении речевых высказываний; ошибки при согласовании существительных с глаголами; не использование предлогов; ошибки в изменении существительных по падежам; смешение родовых понятий; большинство дошкольников находятся на уровне ситуативно-деловой формы общения, что говорит об отсутствии познавательных интересов и о неспособности детей к внеситуативной беседе), требуют целенаправленной логопедической работы, получила свое подтверждение.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Методическое обеспечение процесса коррекции особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Особенности сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II- III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Тюменский Государственный Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019



