ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ 8
1.1 Развитие диалогической речи в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития диалогической речи у детей с общим
недоразвитием речи 16
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
диалогической речи старших дошкольников с ОНР II уровнем 22
ГЛАВАГ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи II уровень 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение А - Анамнестические сведения на участников констатирующего
эксперимента 71
Приложение Б - Результаты констатирующего эксперимента 73
Приложение В - Результаты первой серии задания 75
Приложение Г - Итоговые результаты первой серии задания 77
Приложение Д.- Результаты второй серии задания 78
Приложение Е - Итоговые результаты второй серии задания
Актуальность исследования. Проблема речевых расстройств в настоящие время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного развития человека.
У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи. Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй), в том числе связной речи.
Исследователи В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Ф. Спирова считают развитие диалогической речи главной задачей речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Поскольку у детей с данной нозологией недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программирование высказывания, в синтезирование отдельных элементов в структурное целое и отборе материала для той или иной цели. В дальнейшем это приводит к тому, что ребенок значительно отстает от возрастной нормы.
По данным Р.Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, В.И. Селиверстова, Г.В. Чиркиной и др. это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии.
Нарушение диалогической речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, выражается в несформированности средств коммуникации, препятствует осуществлению полноценного общения, оказывает негативное влияние на установление и поддержку контактов со сверстниками.
Исследователи указывают на тот факт, что формирование диалогической речи имеет большое значение в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи. Вопрос методики коррекции и развития диалогической речи у данной категории детей становится одним из актуальных, так как для каждой группы детей необходим дифференцированный подход, с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Вопросами изучения диалогического общения дошкольников занимались такие исследователи как: Е.Г. Федосеева, А.Г. Арушанова, Л.Ф. Артеменкова, и развития диалогической речи И.С. Назметдинова, А.В. Чулкова, А.А. Соколова. В написании работы нами сделан упор на этих и других авторов. Нужно отметить, что частично вопросы развития диалогических умений детей рассматривались в исследованиях, посвященных формированию коммуникативных умений или коммуникативной компетентности детей, С.В. Проняева, Е.М. Алифанова, С.Е. Привалова, Л.Л. Дубинина.
Выбор темы исследования обусловлен также тем, что формирование диалогической речи является одним из условий правильного развития связной речи, полноценного речевого общения и, следовательно, успешной адаптации выпускников дошкольных учреждений к образовательным школам.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Актуальность проблемы мотивирована и ее социальной значимостью. Согласно ФГОС ДО базисный уровень готовности дошкольника к школе ориентирует на следующие качества: ребенок использует свою речь для выражения своих мыслей, способен договариваться, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; реализуется, прежде всего, по средствам диалогической речи.
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость нашей исследовательской работы.
Проблема исследования. Своевременное выявление и коррекция особенностей усвоения диалогической речи детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, является одним из условий речевого общения, развития связной речи, но и технология данного процесса требует учета индивидуального и дифференцированного подхода к подбору логопедических заданий.
Объект исследования. Диалогическая речь у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Цель исследования. Выявить особенности диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
Анализ литературных данных по проблеме позволил сформировать гипотезу: Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня не сформирована диалогическая речь как средство общения (бедный словарный запас, аграмматизмы, использование простых предложений, нарушение синтаксических конструкций) и формы общения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности использования речевых средств в диалоге у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня и выявить ведущую форму общения.
3. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Методологической и теоретической основой исследования являются: принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи (Л.П. Федоренко, Э.П. Короткова, В.И. Яшина); теория о смене общения в дошкольном возрасте М.И. Лисиной; научно-теоретические положения об общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л. С. Выготский); концепция о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский); положение о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.); о единстве взаимоотношений биологических и социальных факторов в развитии речи в процессе общения (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: изучение медицинской, психологической и педагогической документации детей, констатирующий эксперимент, его количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют подтвердить имеющиеся теоретические представления об особенностях диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты нашего исследования могут быть применены в работе логопедов с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, могут быть использованы воспитателями.
Организация исследования
Базой для исследования стал МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №27» г. Ачинска. В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи II уровня. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (сентябрь 2016 - октябрь 2016г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (март 2017 - апрель 2017г.) - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третий этап (апрель 2017 - май 2017г.) - составление методических рекомендаций, обобщение выводов, оформление работы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, библиографического списка, приложений. Эксперимент проиллюстрирован 6 таблицами, 7 гистограммами.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности развития диалогической речи в онтогенезе, особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, а также проанализировали методики обследования и логопедической работы по развитию диалогической речи у детей. В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что формирование диалогической речи происходит постепенно и поэтапно в своем развитии. Использование различных методик по развитию диалогической речи позволит добиться положительных результатов при соблюдении ряда условий, таких как поэтапность в подаче материала, учета индивидуальных возможностей детей, осуществление дифференцированного подхода, учета ведущей формы деятельности.
Решая вторую задачу с целью выявления особенности использовании речевых средств в диалоге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня и выявления ведущей формы общения, нами был проведен констатирующий эксперимент. При вы боре приемов обследования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста нами были определены две серии задания, в которых использовались следующие методики:
Первая серия задания. Методика определения уровня сформированности речевых средств Р.Е. Левиной в форме беседы.
Вторая серия задания. Методика М.И. Лисиной выявления ведущей формы общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. При обследовании особенностей диалогической речи низкий уровень развития речевых средств показали 83,3% (5 испытуемых), средний уровень
продемонстрировали 16,7% (один испытуемый). Высокий уровень развития речевых средств не был выявлен у испытуемых. При проведении второй серии задания выявлены были следующие формы общения: у 83,3% (5 испытуемых) ситуативно-деловая и у 16,7% (один испытуемый) внеситуативно-познавательная. Речь дошкольника носит ситуативных характер, у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерны односложные высказывания
Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить следующие особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня:
- словарный запас качественно не полноценен;
-затруднения в построении речевых высказываний;
-ошибки при согласовании существительных с глаголами;
-не использование предлогов;
-ошибки в изменении существительных по падежам;
-смешение родовых понятий.
По результатам исследования мы выделили две типологические группы испытуемых, с неоднородностью развития, как неречевых психических функций, так и диалогической речи:
I типогруппа - испытуемых с выраженными недостатками диалогической речи составили 67% (Степа Г., Ариана Л., Егор Р., Лиза Ч.) детей с ОНР, обусловлено дизартрией.
Во II типогруппу испытуемых с незначительными недостатками диалогической речи вошли 33 % (Артемий К., Карина Р.) детей с неосложненной формой ОНР.
Решая третью задачу, на основании результатов констатирующего эксперимента нами были выделы основные направления работ:
1Развитие лексико-грамматических конструкций;
2 Работа с предложно-падежными конструкциями;
3 Работа по распространению предложений;
4. Работа над развитием лексической полноты предложения.
5. Активизация и актуализация словаря.
Таким образом, в рамках настоящей работы нами были решены все, поставленные во введении задачи. Цель исследования достигнута, а гипотеза, а том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня не сформирована диалогическая речь, как средство общения и формы общения ( При нормальном развитии у дошкольников к пяти годам совершенствуется диалогическая речь. Ребенок более активно участвует в беседе, разговоре, дает развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Ребенок может поддержать беседу, задавать вопросы сам, отвечать правильно на вопросы взрослого и сверстника. Учится строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета. Пользуется прямой и косвенной речью, в диалогической речи использует как краткую, так и развернутую форму высказывания. Ведущая форма общения внеситуативно - личностная. У дошкольников с ОНР II уровня могут отмечаться следующие особенности диалогической речи: словарный запас качественно не полноценен; затруднения в построении речевых высказываний; ошибки при согласовании существительных с глаголами; не использование предлогов; ошибки в изменении существительных по падежам; смешение родовых понятий; большинство дошкольников находятся на уровне ситуативно-деловой формы общения, что говорит об отсутствии познавательных интересов и о неспособности детей к внеситуативной беседе), требуют целенаправленной логопедической работы, получила свое подтверждение.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова.-2-е изд.-М.: Мозайка-Синтез, 2005.-120с.
3. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис.... на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.03 / Барменкова Татьяна Даниловна.- М., 1996. - 17 с.
4. Вакуленко Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду/ Ю.А. Вакуленко. - М.: Педагогика, 2008. - 153 с.
5. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи/ В.К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
6. Выготский Л.С. Детская речь: введение в методологические основы психологии/ Л.С. Выготский.-3-е изд., стер. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
7. Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
8. Гаркуша Ю.Ф., Коржевина В.В. Формирование вербальных средств общения у дошкольников/ Б.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина. - М.: Наука, 2006. - 138 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: монография/ А.Н. Гвоздев. - Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007, - 459с.
10. Гербова В. Занятия по развитию речи в старшей группе // Дошкольное воспитание. - 2009. - №3. - с. 78-80.
11. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 2008 - № 4. - С. 8-10.
12. Глухов В.П.,Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: биб-ка практикующего логопеда / В.П. Глухов.-2-е изд., испр. и доп.-М.: АРТИ, 2005.-168с.
13. Гойхман О. Я. Основы речевой коммуникации: учеб. для вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 272 с.
14. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - С. 91-93.
15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 263 с.
16. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.-5-е изд. перераб. - М.: КнигоМир, 2011. - 320с.
17.Запорожец А. В. Психология/ А.В. Запорожец. - М.: Учпедгиз, 1953. - 561 с.
18. Козина И.Б., Ворончихина В.М., Гущина С.Ю., Кузьминых Л.М., Обухова Л.Р., Охотникова Э.В. Учите детей говорить. Пособие по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.// Дошкольное образование. - 2007. - №13-14.
19. Комаров К.В.Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: учебное пособие для студентов-заочников дефектологический факультетов педагогических вузов / К.В. Комаров.-М.: Просвещение, 1982.-143 с.
20. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить/ М.М. Кольцова. - М.: Сов. Россия, 1979. - 160 с.
21. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева.- М.: Академия, 2009. - с.201-202.
22. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать учим в диалоге: пособие для воспитателей, логопедов и внимательных родителей / А.Н. Корнев, Н.Е. Ставросельская. - СПб.: КАРО, 2007.-32с+80с.цв.вкл.
23. Коротовских Т. В. Особенности диалогичечкой речи у детей с общим недоразвитием речи // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(48). - Новосибирск: СибАК, 2015.
24. Кучинский Г. М. Диалог и мышление/ Г. М. Кучинский.- Минск.: Университетское, 2012. - 120 с.
25. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников/ Р.И. Лалаева. - СПб.: КАРО, 2014. - 160 с.
26. Левина Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей/ Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение. - 2009. - 159 с.
27. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды/ Р.Е. Левина. - М.: издательство Аркти, 2005. -. 222 с.
28. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122). - 32 с.
29. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
30. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации/ Н. И. Лепская. - М.: РГГУ, 2013. - 311с.
31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И. Лисина. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.
32. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ.
дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее
недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и
интеллектуальной недостаточностью. - 479 с.
33. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вуз. выс. учеб. заведений / Л.С. Волковой.-5-е изд., перераб. и доп.- М..: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. - 703 с.ил.- (коррекционная педагогига).
34. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.49-52.
35. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2001. - 592 с.
36. Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003 - №4
37. Назметдинова И. С. Диалоги в младшем школьном возрасте: типы, варианты реплик / И. С. Низаметдинова, Е. А. Кисть // Начальная школа плюс до и после: Научно-методический и психолого-педагогический журнал. - 2012. - N 11. - С. 39-45
38. Нищева Н.В. Вариативная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс].-М.:ФИРО,2015.- Режим доступа:http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/02/Nisheva.pdf
39. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно -
развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ Н.В. Нищева.-3-е изд.,перераб. и доп. В соответствии с ФГОС ДО.- Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-240с.
40. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под.ред. Л.Б. Халиповой.- М.: Экономика, 2007.-304 с.
41. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г. Л. Розенгард-Пупко. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 272 с.
42. Рузская А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. - СПб.: Питер, 2008. - 315 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.-СПб. :Изд- во Питер, 2000-712с.
44. Савина Е.А. Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2004. - №3. - С. 24-31.
45. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи /Л.Ф. Спирова.-науч.- исслед. ин-т дефектологии АПН СССР.-М.: Педагогика, 1980.- 192 с.
46. Телегин М.В.Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и школьного возраста [Электронный ресурс] / М.В.Телегин // Электронная библиотека МГППУ.-2006.-272с.-Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/TTP/TTP-001.HTM# 1
47. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981.- 111 с.
48. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 2009. - 363с.
49. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис.... канд. пед. наук: 13.00.03/Федосеева Елена Геннадьевна-Москва. -1999.- 191с.
50. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2010. - 128 с.
51. Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова - М.: Просвещение, 2016. -207 с.
52. Филичева Т.Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов пед. ин- тов по спец. «Педагогика и психология (дош)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.-223с.
53. Филлипович Е.И. Методика формирования диалогической речи у детей с ОНР [Электронный ресурс] / Е. И. Филлипович // Корпоротивная информационная система на платформе АСУ УЗ Universys WS 5.-2014.- Режим доступа:http://asu.msgi.info/
54. Шурыгина И.Г. Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] /И.Г. Шурыгина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».-2012.- Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/616930/
55. Якубинский Л. П. О диалогической речи / под ред. Л. В. Щербы. - Спб., 2007. - 259 с.
56. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы/ А. В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984. - 238 с.