Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КЛАССЕ

Работа №170205

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы дружеских отношений в
многонациональном классе 7
1.1 Сущность понятия межличностных, дружеских отношений 7
1.2 Особенности формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте 18
1.3 Приемы формирования дружеских отношений в многонациональном классе 28
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Изучение актуальных межличностных отношений младших школьников в многонациональном классе 35
2.1 Методическая организация констатирующего эксперимента 35
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.3 Программа формирования дружеских отношений средствами игровых
занятий среди младших школьников в многонациональном классе 47
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения

В настоящее время наше общество неоднородно. Рост эмиграции по политическим, экономическим, религиозным причинам постоянно растет. У различных этносов и культур с разной религией происходит слияние. Мигранты вносят в другое общество свою «особую» культуру, которая нередко воспринимается как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами.
Проблема миграции затрагивает и такую важную часть общества как систему образования. Сегодня в российских школьных классах становится все больше детей, отличающихся от большинства учащихся внешностью, языком, религией. В российских школах немало детей из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Армении и Азербайджана. В большинстве случаев эти школьники испытывают агрессивное отношение к себе, отсюда они становятся неуверенными в себе, они не могут отстаивать свою точку зрения. Незнание других культур, порождающее страх, дискомфорт - вот основные причины нетерпимого отношения детей и подростков к культурным, языковым, национальным отличиям.
Формирование культуры межнациональных отношений в настоящее время является одной из важнейших проблем, которая определяет как современное состояние, так и будущее любого государства. Как показывают наблюдения, в детской среде, все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. По ФГОС'у учитель должен делать акцент на формировании уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формировании целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально¬нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Эту проблему исследовали Дружинский А.Н, Байбородова Л. В., Гасанов З.Т., Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. и другие. Но не смотря на это, она остается до конца неизученной и актуальной в наше время.
В данной работе мы рассмотрим основные понятия, связанные с межличностным общением, особенности младше школьного возраста, как дети выстраивают свое общение, приемы и методы формирования дружеских отношений между детьми разных культур. Выявим актуальный уровень межличностных отношений среди младших школьников, которые обучаются в многонациональном классе, по следующим критериям: представление учеников о дружбе, состояние психологического климата в классе, социальный статус обучающихся и индекс групповой сплоченности.
Данные, полученные в ходе эксперимента, могут быть скорректированы в ходе работы педагога-психолога, и поэтому мы считаем необходимым создание программы, которая будет направлена на сплочение детского коллектива.
Цель: Выявить особенности дружеских отношений младших школьников в многонациональном классе и разработать серию игровых занятий.
Объект: Дружеские отношения детей в многонациональном классе.
Предмет: Особенности дружеских отношений младших школьников в многонациональном классе.
Задачи:
^Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать методики на выявление уровня сформированности дружеских отношений младших школьников в многонациональном классе;
3) Выявить актуальный уровень сформированности дружеских взаимоотношений в коллективе;
4) Разработать рекомендации для учителя по формированию дружеских отношений в многонациональном классе.
Гипотеза: мы исходим из предположения, что особенностями дружеских отношений в многонациональном классе является то, что у детей развиты представления о дружбе на среднем уровне, поведенческий компонент развит на низком уровне.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы
Методики: Анкетирование «Дружба», «Пьедестал», социометрия
Количественный и качественный анализ данных
Теоретическая значимость работы заключается в изучении понятий межличностных и дружеских отношений, изучений особенностей формирования дружеских отношений в многонациональном классе, в ознакомлении с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в многонациональном классе.
Практическая значимость работы заключается в изучении уровня сформированности дружеских отношений между школьниками в многонациональном классе, разработке программы, направленной на формирование дружеских отношений среди младших школьников в многонациональном классе. Материал дипломной работы может быть использован студентами педагогических образовательных учреждений для подготовки внеурочных мероприятий при работе с младшими школьниками.
База исследования межличностных отношений младших школьников проводилось в три этапа на базе СОШ № 98 г. Красноярска. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 «В» класса в количестве 24 человек в возрасте 8-9 лет. Из них 7 детей иностранцев (армяне, азербайджане, узбеки).
Структура работы:
Работа состоит из:
-Введения;
-Двух глав;
-Трёх параграфов в каждой главе;
-Двух выводов;
-Заключения;
-Списка литературы;
-Приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы мы проанализировали различную психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. В работе были рассмотрены различные подходы к понятию межличностные отношения. А также особенности дружбы у детей младше школьного возраста. Было выявлено, что начиная со второго класса, личность учителя становится не так важна для ребенка, теснее становятся его связи с одноклассниками. Начальная школа - это то место, где у детей окончательно сформировывается представление о своем классном коллективе, ребенок за это время должен найти свое место в группе. Немало важную часть формирования отношений между детьми занимают родители, семьи учащихся. Родители, как и ученики должны понимать, что не должно быть никакого деления между людьми, и также как учитель они должны доносить эту мысль своему ребенку. Взрослые должны контролировать свои высказывания в адрес иностранных граждан, хотя бы при ребенке.
В соответствии с изученной литературой были подобраны методики на выявление уровня сформированности дружеских отношений младших школьников в многонациональном классе, составлена диагностическая программа исследования. В своей работе мы использовали анкетирование на представление о понятии дружбы, метод, при котором узнали атмосферу класса, социометрию, количественный и качественный анализ данных.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что представление о дружбе у школьников развито, эмоциональный климат в классе положительный, индекс групповой сплоченности находится на низком уровне, что указывает на то, что с классом нужно проводить работу по сплочению.
Также, нами была разработана программа по формированию дружеских отношений среди детей в многонациональном классе. Данная программа может служить для учителя помощью в организации мероприятий по сплочению многонационального коллектива.



1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
2. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других// Психологический журнал. Т. 22, №5, 2001.
3. Альберони Ф. Дружба / Ф. Альберони. - М.: Прогресс, 2012. - 521 с
4. Антонова, Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Под ред. М.А. Васильевой. М.: Педагогика, 2006.
5. Аржанова А.А. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста // Ученые записки Андижанского гос. пед. ин-та, вьш.6,1957.
6. Белинская Е. В. Материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников [Текст]. - СПб.: Речь. М.: Сфера. 2008. 125 с.
7. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2014. - 544 с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Тр / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 2013. - 654 с
9. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и общение. — Минск: Изд-во «Университетское», 1990.
10. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 574 с
11. . Гребе М.И. Психология дружбы в юношеском возрасте. // Материалы
конференция «Современная психология: теория и практика».
Научноинформационный издательский центр «Институт
стратегических исследований». М. 2015.
12. Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника:
диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 2012. 275 с.
13. Г.М. Конеева. Формирование нравственных основ у младших
школьников// Журнал "Начальная школа" - №5/2016
14. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. — М., 2007. — 158 с.
15. Дружинин В.Н.: Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2011 Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представлений коллективные// Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 23-58 с.
16.Знанецкий Ф., Томас У. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М., 1994.
17. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 2012. - 319 с.
18. Кенсаринова М. В. Теория коллектива А. С. Макаренко: философские и психологические аспекты // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 1. — С. 301-304.
19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология. Минск: «Университетское» , 1988.- С.354-367
20. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие. - Минск: Тетра Системс, 2000.
21. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987.
22. Кон И.С. Психология детской дружбы / И.С. Кон. - М.: Знание, 2014. - 91 с.
23. Кон И.С. Проблемы исследования дружбы / И.С. Кон, В.А. Лосенков // Педагогика. - 2014. - №10. - С. 35 - 45.
24. Л.О. Володина. Методологическая и методическая компетентности педагога в вопросе духовно-нравственного воспитания// "Начальная школа" - №7/2016
25. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы/В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова// Педагогика. 1999. № 4. С. 9-10.
26. Мальцева, О.А. Развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуация // «Академия», 2012. 321 с.
27. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.
28. Мид, М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 2013. - 423 с.
29. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001
30. Мохов В.А., Мохова Е.Е. Особенности дружбы младших школьников и младших подростков. //Учитель и ученик: проблемы, поиск, находки: Сборник ОМЦ МКО ЮЗАО №23 сер. 7. Москва, 2000.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: «Академия», 2002. 321 с.
32. Мясищев В.Н. Проблема личности и отношения человека. - М.:
Просвещение, 1957.
33.Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.
34. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967
35. Почебут Л.Г., Мейжис И. А. Социальная психология. Издательский дом «Питер», 2016.
36. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная психология // СПб.: Речь. 2000. 298 с.
37. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование / Под редакцией В.А. Горского. 4-е изд. М., Просвещение, 2014 год.
38. Психологический словарь/под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерикова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.
39. Психология младших школьников // Под ред. В.В. Давыдова. М: Академия, 2012. 175 с.
40. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003
41. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. - М.:
Просвещение, 1988. - 289 с
42. Тараканова А.С. Значение школьной дружбы// Начальная школа, 2019
43. Тархова Л. Дети не могут не дружить. Дети не могут не конфликтовать // Нарконет. 2012. № 9. С. 44-47
44. Трофимова М. Секреты дружного класса // Здоровье школьника. 2010. № 6. С. 10-16.
45. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. В. Запорожца. М., Просвещение, 197
46. Усова А.П. Воспитатель и дети. - М.: Педагогика, 1976.
47. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Минск, 1996
48. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие / Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. -М.: Генезис, 1998. - 160 с.
49. Шкуричева Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников. // Начальная школа . 2010. № 11. С.6-8.
50.Эриксон Э. Детство и общество / Предисл. Д. Элкинда. СПб., 1996.
51. Игры и упражнения для тренингов [Электронный ресурс]. Режим доступа:https: //www.psyoffice.ru/menu- 13-p1.htm
52. Процесс формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2bd68a4c53b88421316d26 1.html.
53. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИОТРИЯ [Электронный ресурс].-URL: http: //psihomed.com/mezhlichnostnoe-obshhenie.htm .-1.05.2018
54. Социальная сеть работников образования nsportal.ru//Дружба. Её особенности и качества, 2015 [Электронный ресурс].-URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/08/28/chto-takoe-druzhba.-15.04.2019
55. ТЕСТотека [Электронный ресурс].-URL: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/15.html.-10.10.2018
56. Эти Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Игры на улучшение взаимоотношений с окружающими (для детей 3-9 лет). Режим доступа URL: http://www.eti-deti.ru/grup/523.html.-25.04.2019
57. Pandia [Электронный ресурс].-URL:
https://pandia.ru/text/78/601/53444-28.php.-10.10.2018


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ