Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 8
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе человека 8
1.2. Особенности сформированности звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Методики коррекционной работы по устранению недостатков
сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 21
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 36
2.1. Организация и методика обследования звукопроизношения у детей
старшего дошкольного возраста 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Методические рекомендации, направленные на развитее
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 48
Заключение 64
Список литературы 67
Приложение 1 73
Приложение 2 74
Приложение 3 75
Приложение 4 76
Приложение 5
Актуальность: в настоящее время наметилась тенденция увеличения количества детей с дизартрией, нарушением звукопроизношения. Как указывает Л.С. Волкова: «...в 50-е гг. отмечается 17% нарушений звукопроизношения, а в конце ХХв. и начале XXI - 52,5%, из них 35,8% составили в основном стертые или выраженные дизартрии.».
При таких процентных показателях нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией, эта проблема становится актуальной. Своевременно не скорегированное звукопроизношение у детей дошкольного возраста с дизартрией, в школьном возрасте может привести к затруднению овладением грамотой и освоением школьной программы, и в конечном итоге повлиять на позитивную социализацию детей.
В соответствии с ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) утверждены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выстраивает речевое высказывание в ситуации общения, выделяет звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. А имея, нарушения звукопроизношения под угрозой стоит освоение стандарта.
Исследованием вопроса, выявления особенностей звукопроизношения и разработкой методических рекомендаций для детей дошкольного возраста с дизартрией занимались авторы: Л.А. Брюховских, О.А. Козырева, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева, О.В. Правдина, Г.В. Чиркина, М.А. Поваляева, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Ф.Ф. Рау и многие др.)
Между тем надо отметить, что нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией по своим проявлениям могут отличаться, поэтому и подходы в коррекции звукопроизношения тоже будут отличаться. Отсюда следует, что работа специалиста (логопеда) должна быть индивидуальна с каждым ребенком старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Проблема исследования: заключается в выборе подходящих средств по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема «Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией».
Объект исследования: звукопроизношение у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и подходы к их устранению.
Цель исследования: выявить особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации по коррекции звукопроизношения.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. провести анализ литературы по проблеме исследования;
2. провести констатирующий эксперимент и дать его анализ;
3. составить методические рекомендации для коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Методологическая и теоретическая основа исследования: в данной работе были учтены следующие теоретические и научные положения, выдвинутые: теория В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкина, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев «О механизмах речи» (положение о психофизиологических механизмах овладения звукопроизношением), теория Е.Н. Винарская, Л.А. Данилова, М.М. Кольцова, Л.В. Лопатина «О взаимосвязи между состоянием речи и состоянием моторной сферы ребенка» (положение о взаимосвязи артикуляционной и мелкой моторики с функцией речи), теория Л.С. Выготского «О зоне ближайшего развития и зоне актуального развития» (положение о единстве развития в онтогенезе нормального и аномального ребенка, положение о том, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие).
При выполнении исследования нами были использованы как теоретические методы: изучение литературы по проблеме исследования, биографические методы: изучение материала об испытуемых, анализ результатов констатирующего эксперимента, так и эмпирические методы: беседа, констатирующий эксперимент.
Результаты констатирующего эксперимента были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Гипотеза исследования: звукопроизношение у детей без речевых нарушений проходит стадии онтогенеза и к 5 годам считается сформированным. У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией могут отмечаться особенности звукопроизношения, характеризующиеся смазанностью, нечёткостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке. Данные особенности могут проявляться в фонологических и антропофонических нарушениях звукопроизношения - это замены, смешения, пропуски и искажения. Распространенность нарушений звуков у детей старшего дошкольного возраста может выражаться в нарушениях сонорного звука [р], шипящих, звука [л], свистящих звуков и далее остальных групп звуков.
Методы исследования:
1. теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. биографические методы - сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации (логопедические и медицинские карты);
3. эмпирические методы - беседа с родителями, учащимися и учителями, эксперимент;
4. количественный и качественный анализ при обработке экспериментальных данных^
5. интерпретационный метод - качественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования: в данном исследовании обобщены теоретические сведения по выявлению особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы, логопедами, воспитателями и родителями при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в детских садах.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 112 комбинированного вида» г. Красноярска. На базе которого были скомплектованы 2 группы экспериментальная и контрольная. При комплектовании групп учитывался возраст детей - это дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Контрольная группа - это дети с нормой речевого развития, экспериментальная группа - это дети имеющие в своём логопедическом заключении дизартрию. Исследование проводилось в 3 этапа:
1. сентябрь-ноябрь 2015г. изучение литературных источников.
Определение методики констатирующего эксперимента;
2. ноябрь-февраль 2015-2016г. проведение констатирующего эксперимента;
3. февраль-май 2016г. анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы 57 источников, 5 приложений.
В настоящее время проблема коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией не потеряла своей актуальности в силу увеличения популяции детей с дизартрией, у которых ведущими нарушениями в структуре речевого дефекта являются недостатки фонетической стороны речи, нарушение звукопроизношения.
Анализ литературных источников по проблеме особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ( Л.А. Брюховских, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева, О.В. Правдина, Г.В. Чиркина, М.А. Поваляева, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Ф.Ф. Рау и многие др.) показал, формирование звукопроизношения в онтогенезе человека осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. В онтогенезе звукопроизношения встречаются замены, смешения, исключением являются искажения, пропуски.
Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат. Артикуляционная база, звуковая структура речи в онтогенезе постепенно формируется, нормализуется к пяти годам при нормальном психоречевом развитии ребенка.
Нарушения произносительной стороны речи у детей с дизартрией чрезвычайно разнообразны и выражаются в пропусках, искажениях звуков (антропофонические дефекты); смешениях, заменах звуков (фонологические дефекты). Наиболее распространено нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих и соноров [р], [л]. Характер нарушения звуков при дизартрии может изменяться под влиянием лингвистических факторов. Речь детей с дизартрией характеризуется смазанностью, нечёткостью.
Методики коррекционной работы по устранению недостатков сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией традиционно включают три этапа работы: подготовительный, формирование первичных произносительных умений и навыков, формирование коммуникативных умений и навыков. Основным средством коррекции нарушений звукопроизношения является системное воздействие на все стороны речевого развития. У детей с дизартрией значительно более длительные сроки работы над каждым звуком.
Констатирующее исследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией показало, что доминируют средний и низкий уровни развития звукопроизношения.
Нами выделены также следующие качественные особенности звукопроизношения:
1. по частотности проявления звукопроизношения доминируют фонологические нарушения звукопроизношения - это замены и смешения, а уже на втором месте антропофонические нарушения - это искажения, пропуски.
2. распространенность нарушения звуков: 1 место - [р], [р'], 2 место - шипящие, 3 место - [л], 4 место - свистящие звуки.
То есть, речь детей у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста характеризуется смазанностью, нечёткостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке и нуждается в специально организованном формировании правильного звукопроизношения.
Мы составили методические рекомендации по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, основополагающими позициями которых являются следующие положения:
1. осуществлять коррекцию звукопроизношения необходимо в соответствии с возрастными особенностями, ведущим видом деятельности - в игровой форме;
2. необходимо использовать индивидуальный и дифференцированный подход, выбирать конкретные артикуляционные упражнения в соответствии с артикуляционно-акустическими характеристиками нарушенных звуков, особенностями речевой моторики конкретного ребенка.
Нами были созданы комплексы артикуляционых упражнений (гимнастика) для каждой группы нарушенных звуков: свистящих, шипящих, сонорных звуков (специально как для [р], [р'], так и для [л], [л']), упражнения для развития мелкой моторики, логоритмические упражнения на автоматизацию звуков [р], [л], [с], [ш].
Мы рассчитываем на эффективность предложенных методических рекомендаций по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, на повышение количественных и качественных изменений показателей звукопроизношения.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
1. Агаева, И.Б. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной деятельности студента: учебное пособие / И.Б. Агаева, Г.А. Проглядова. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188 с.
2. Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3 лет / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич // Дефектология. - 2002. - № 5. - С. 3-27.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
5. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2010. - 254 с.
6. Белякова, Л.И. Заикание: учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности «Логопедия»//Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.: ил.
7. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия /Л.И. Белякова. - М.: ГИЦ Владос,
2013. - 287 с.
8. Бенилова, С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика). Монография. Гриф МО РФ /С.Ю. Бенилова. - Изд-во: Московский психолого-социальный университет (МПСУ). - Москва, 2014. - 536.
9. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь: ООО «Борцов», 2008. - 224 с.
10. Брюховских, Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии /Л.А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. -180с.
11. Брюховских, Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. и доп. / Л.А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 180с.
12. Брюховских, Л.А. Нарушение грамматических структур у детей с дизартрией. Диагностика и коррекция: монография / Л.А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 150 с.
13. Вакуленко, Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 128 с.
14. Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие / Л.С. Вакуленко. - М.: Форум, 2013. - 272 с.
15. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ, 2009. - 144 с.
16. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. - М.: ГИЦ Владос, 2009. - 704.
17. Волкова, С.И. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушением речи / С.И. Волкова. - СПб.: Детство- Пресс, 2012. - 144 с.
18. Гарева, Т.А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 95-97.
19. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
20. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: ACT, 2008. - 352 с.
21. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой паталогией / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 7-22.
22. Гуськова, А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет / А.А. Гуськова. - М.: Сфера, 2011. - 128 с.
23. Докутович, В.В. Дневник учителя-логопеда ДОУ: планирование деятельности, отчетность / В.В. Докутович. - Волгоград: Учитель, 2014. - 413 с.
24. Елисеева, М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы / М.Б. Елисеева. - Изд-во: Языки славянских культур, 2015. - 344 с.
25. ЗаиканиеИВТ-книга о заикании и лечении заикания
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www. zaikanie. net/2010/03/statistika-rechevyh-narusheniy.html. Дата
обращения: 03.03.2016.
26. Запятая, О.В. Общие умения коммуникации как компонент
содержания образования [Электронный ресурс] / О.В. Запятая // -
Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования. - 2005. - 48 с. - Режим доступа:
http: //pedl ib .ru/Books/3/0159/3-0159-1.shtml.
27. Каше, Г.А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы / Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1971. - 191 с.
28. Козырева, О.А. Логопедические технологии: учебное пособие / О.А. Козырева. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 216 с.
29. Коненкова, И.Д. Новый подход формирования коммуникативной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова // Коррекционная педагогика, 2013. - № 3. - С. 37-40.
30. Конина, М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста / М.М. Конина. - М. - Л.: АПН РСФСР, 1948. - 176 с.
31. Красота и медицина. Дизартрия [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia.
Дата обращения: 14.12.2015.
32. Кротова, В.Ю. Влияние социальной среды на формирование речевой компетентности детей дошкольного возраста / В.Ю. Кротова // Логопедия, 2013. - 2 (40). - С.16-21.
33. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
34. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
35. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - Спб.: СОЮЗ, 2000. - 192 с.
36. Мамаева А.В. Протоколы логопедического обследования
дошкольников: метод. рекомендации / (А.В.Мамаева, Н.В.Сиско,
Т.В.Зиновьева и др.) под ред. А.В.Мамаевой. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 44с.
37. Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: дипломная работа. - Режим доступа: http://www.5rik.ru/better/article-211145.htm. Дата обращения: 14.12.2015.
38. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для вузов / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
39. Нищева, Н.В. Если ребенок плохо говорит. ФГОС / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 112 с.
40. Петренко, А.Ю. Организация коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете групп пребывания компенсирующей направленности / А.Ю. Петренко // Логопедия, 2014. - № 4 (6). - С. 58-62.
41. Петроченко, В.И. Фонетика для логопедов: учебное пособие / В.И. Петроченко, Л.А. Брюховских. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 112с.
42. Поваляева, М.А. Настольная книга логопеда / М.А. Поваляева. М.: АСТ, 2011. - 608 с.
43. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Электронный ресурс] / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с. - Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/3/0439/3-0439-l.shtml.
44. Правдина, О.В. Логопедия: учебное пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. [Электронный ресурс] / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с. с ил. - Режим до ступа: http: //gigabaza.ru/doc/75608-pall.html.
45. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина - М.: АРКТИ, 2003. - 104 с.
46. Семенович, А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники / А.В. Семенович. - М.: Дрофа, 2014. - 304 с.
47. Сизикова, Э. Ю. Протокол логопедического обследования 5-6 лет
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://luchlogoped.43-
ozr.edusite.ru/DswMedia/protokollogopedicheskogoobsledovaniya5_6let.pdf. Дата обращения: 24.12.2015.
48. Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи / Н.Л. Стефанова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 261 с.
49. Сурнина, М.В. Разработка и Использование технологических карт в формировании правильного звукопроизношения / М.В. Сурнина // Логопедия сегодня, - 2011. - № 1(31) - С. 66-68.
50. Сырвачева, Л.А. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 4-5 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие / Л.А. Сырвачева, Л.П. Уфимцева. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 232 с.
51. Сырвачева, Л.А. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие: в 2 ч. / Л.А. Сырвачева, Л.П. Уфимцева. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - ч. 1. - 276 с.
52. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: монография / Т.Б. Филичева. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 314 с.
53. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил.
54. Фомичёва, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/67545.html. Дата обращения: 14.01.2016г.
55. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т.А. Фотекова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96 с.
56. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В.Чиркина - М.: АРКТИ, 2011. - 112 с.
57. Шипицына, Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебник для студентов высшего профессионального образования / Л.М. Шипицина. - Изд-во: Академия (Academia), 2012. - 432 с.