Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Малоенисейская СОШ структурного подразделения «Детский сад Огонек» с. М-Енисейское, Бийского района .
Есть приложения.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения метода моделирования как средства развития связной речи у детей подготовительной к школе группы...5
1.1 Особенности развития связной речи у детей подготовительной к школе группы……………5
1.2 Характеристика метода моделирования…8
Глава 2. Использование метода моделирования как средства развития связной речи у детей подготовительной к школе группы……………………..13
2.1 Метод моделирования как средство развития связной речи у детей подготовительной к школе группы…13
2.2 Организация практической деятельности с детьми подготовительной к школе группы с применением метода моделирования ……………16
Заключение………………………………………………………………………. 22
Список использованных источников………23
Приложение А…………………………………………………………………… 25
Приложение Б……………………………………………………………………. 26
Приложение В…………………………………………………………………… 57
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, потому что дошкольный период развития особенно сенситивен к усвоению речи. Именно в этот период идет активное развитие устной речи детей, которая складывается из таких компонентов, как: звуковая сторона речи; лексический строй речи (словарь); грамматический строй речи; связная речь; выразительность речи.
Формирование навыков правильной связной речи происходит одновременно с развитием физических и умственных способностей детей начиная с первых дней жизни ребёнка. Развитие связной речи считается центральной задачей дошкольного образования во всех возрастных группах.
Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного детства ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Знаком с произведениями детской литературы. Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать.
Связная речь является основным показателем умственного развития (развития мышления) и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в школе.
Обучение связной речи, а именно развернутому изложению определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно может быть реализовано посредством применения различных методов и приемов.
Одним из таких методов развития связной речи дошкольников является моделирование. Сущность данного метода заключается в применении принципа замещения, когда реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Используя модели ребенку легче придерживаться правильной структуры повествования планирование рассказа, у него развивается логика, активизируется память, воображение.
Это и определяет актуальность темы исследования. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над развитием связной речи монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматривались в методике А. М. Бородич при составление текстов всех типов связной речи, А. М. Леушиной в развитии связной речи через овладение основными типами монологической и диалогической речи, Е. И. Тихеевой, которая изучала средства и формы обучения дошкольников рассказыванию, О. С. Ушаковой в своих исследованиях особое внимание отводила формированию представлений о структуре связного высказывания и способах внутри текстовой связи, в работе Е.А. Смирновой рассматривались вопросы формирования связной речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин, а также в педагогических и психологических работах, выполненных под руководством Ф.А. Сохина, связная речь исследовалась Л.В. Ворошниной и другими.
Метод моделирования был разработан педагогами и психологами: Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников были изучены педагогами практиками В. Александровой, Л. Е. Белоусовой, Т. В. Большевой, Н. Б. Полянской, Е. В. Рагозиной, Т.А. Ткаченко и др.
Цель данного исследования заключается в изучении метода моделирования как средства развития связной речи у детей подготовительной к школе группы.
Объектом исследования является процесс развития связной речи детей подготовительной к школе группе.
Предметом исследования является метод моделирования как средство развития связной речи у детей подготовительной к школе группы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить особенности развития связной речи у детей подготовительной к школе группы;
2) дать характеристику метода моделирования;
3) рассмотреть метод моделирования как средство развития связной речи у детей подготовительной к школе группы;
4) разработать и апробировать конспекты занятий по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы с применением метода модерирования.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Данное исследование было направлено на изучение возрастных особенностей развития связной речи у детей подготовительной к школе группы, характеристики метода моделирования, применение метода моделирования как средство развития связной речи у детей подготовительной к школе группы.
В исследовании был поставлен вопрос об эффективности использования метода моделирования в работе над развитием связной речи монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Организация практической деятельности с детьми подготовительной к школе группы с применением метода моделирования позволила достичь следующих результатов: дошкольники стали увереннее рассказывать, опора на модели позволила соблюдать структуру, последовательность, рассказы стали образнее, наблюдалось целостность связность.
Для дальнейшего исследования и практической педагогической деятельности рекомендуется более углубленное изучение данной темы в рамках самообразования.
Новизна и практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования разработанных конспектов, как методического пособия для воспитателей по обучению дошкольников связному высказыванию с использованием моделирования в дошкольном образовательном учреждении.
Адресная направленность исследования состоит в том, что материалы работы, могут быть использованы студентами специальности дошкольное образование и в работе воспитателя дошкольного учреждения для формирования связной речи у детей подготовительной к школе группы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022. Режим доступа: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 17.03.2024).
2. Агаева Е. Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования / Е. Л. Агаева. – Москва, 1994. – 173 с.: ил.
3. Андрюшина И. И. Научно-методические основы речевого развития детей в детском саду в трудах Е. А. Флериной: автореферат диссертации канд. пед. наук: / Москва, 2003. – 250 с.
4. Арушанова А. Г. Развивающее общение с детьми 6-7 лет / А. Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 128 с.
5. Белоусова Л. Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: метод. пособие для воспитателей / Л. Е. Белоусова. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 119 с.: ил.
6. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.В. Большева. СПб: Детство-Пресс, 2005. – 116 с.
7. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
8. Ветрова Н. М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования. Вопросы умственного воспитания детей / Н. М. Ветрова. Иркутск, 1992. – 86 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, Изд. 5 исп., 1999. 352 с.
10. Гербова В. В. Составление описательных рассказов / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2021. – №9. – С. 28–34.
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи: сборник / А. Н. Гвоздев. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 472 с. – ISBN 978-5-89814-379-4.
12. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателя детского сада. Издание второе исправленное и дополненное / Э. П. Короткова. – Москва: Просвещение,1992. – 128 с.
13. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Сфера, 2009. – 426 с. - ISBN: 978-5-89357-278-0.
14. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27–71.
15. Моделирование как метод научного исследования. – Режим доступа:https://spravochnick.ru/pedagogika/modelirovanie_kak_metod_nauchnogo_issledovaniya/ (дата обращения: 28.03.2024).
16. Мухина В. С. Детская психология / В.С. Мухина, М.: Просвещ., 1995.– 270 с.
17. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Полянская. – СПб.: Детство Пресс, 2009. – 64 с. ISBN 978-5-89814-493-7
18. Рагозина Е. В. Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. Е. В. Рагозина, О. В. Шкарупова. – 2018. – № 1 (11). – С. 55-57. – Режим доступа: httpsmoluch. ruth1archive773033 (дата обращения 17.03.2024).
19. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика 1985. – 200 с
20. Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина. – 3-е изд. – Москва: Учпедгиз, 1996. – 119 с.
21. Развитие связной речи – Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Развитие_речи (дата обращения: 17.03.2024).
22. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с, ил., 4 л. ил.
23. Роль пространственного моделирования в усвоении логических отношений детьми старшего дошкольного возраста. – В кн.: Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте /Под ред. Л.А. Венгера. М.,1980. – с. 70 – 78.
24. Сборник заданий с использованием наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / сост. Е. В. Александрова. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020. – 45 с.
25. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: Дошкольная педагогика и психология; Педагогика и методика дошкольного образования / Н. А. Стародубова. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2009. – 255 с.: табл.; 21 см. – ISBN 978-5-7695-6210-5.
26. Татаринцева Е. А. Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада / Е. А. Татаринцева, Е. С. Ульянова // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 321-324.
27. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2023. – 161с.
28. Умственное воспитание и речевое развитие в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М., 1984. – 294 с
29. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Серия: развиваем речь / О.С. Ушакова под. ред. Т.С. Цветковой. – СПб: Сфера, 2019. – 288 с. – ISBN: 9785994904657.
30. Хализева Л. М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника / Л.С. Леон, Л.М. Хализева. – М.: Педагогика, 1979. – 234 с.
31. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 115 с.
32. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2016. – 448 с.