ОСОБЕННОСТИ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С OB3 И НОРМАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИМИСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
|
Введение 3
Глава I. Формирование дружеских отношений младших школьников как психолого - педагогическая проблема 7
1.1. Определение понятия «дружеские отношений» 7
1.2. Развитие дружеских отношений младших школьников 11
1.3. Особенности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 19
1.4. Определение понятия «нормативно-развивающийся» ребёнок 25
Выводы по Главе 1 27
Глава II. Экспериментальное исследование уровня развития дружеских отношений младших школьников 29
2.1. Методическая организация исследования 29
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 38
2.3. Программа формирования дружеских отношений между младшими
школьниками с ОВЗ и нормативно-развивающимися в инклюзивном образовании 48
Вывод по Главе II 56
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложение 66
Глава I. Формирование дружеских отношений младших школьников как психолого - педагогическая проблема 7
1.1. Определение понятия «дружеские отношений» 7
1.2. Развитие дружеских отношений младших школьников 11
1.3. Особенности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 19
1.4. Определение понятия «нормативно-развивающийся» ребёнок 25
Выводы по Главе 1 27
Глава II. Экспериментальное исследование уровня развития дружеских отношений младших школьников 29
2.1. Методическая организация исследования 29
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 38
2.3. Программа формирования дружеских отношений между младшими
школьниками с ОВЗ и нормативно-развивающимися в инклюзивном образовании 48
Вывод по Главе II 56
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложение 66
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
Характерная черта отношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким- либо существенным качествам личности. Дети 3 - 4 классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.
В России помимо здоровых детей есть дети-инвалиды. На январь 2017 года число инвалидов-детей составило 625 тыс., а на январь 2018 года — уже 651 тыс. Об этом на итоговой коллегии Минздрава заявила советник президента Александра Левицкая.
К сожалению, такие дети плохо приспособлены к социуму и не имеют навыков общения.
На этом фоне возникает проблема построения дружеских отношений. Проблема актуальна, потому что отношения являются важной стороной в жизнедеятельности школьника. Также, меняется их отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам.
Данную проблему дружбы рассматривается рядом авторов: И.С. Кон, Я. Л. Коломинский, Л. С. Выготский, В.А. Сухомлинский.
С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция. Родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывать их в семье, они за то, чтобы устраивать своих детей в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В связи с этим многие образовательные учреждения, учителя, родители и дети столкнулись с тем, что психологически не готовы принять «особенного» ребёнка. Основная проблема заключается в том, что они не знают, как правильно им строить дружеское отношение с детьми ОВЗ.
Цель исследования - Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование дружеских отношений между младшими школьниками ОВЗ и нормативно-развивающимися в инклюзивном образовании.
Объектом нашего исследования являются межличностные отношения младших школьников с ОВЗ и нормативно-развивающимися в инклюзивном образовании
Предметом исследования являются особенности дружеских отношений
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, научную периодическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики для выявления дружеских отношений между младшими школьниками с ОВЗ и нормативно-развивающимися и провести их апробирование
3. Изучить особенности отношений между детьми с ОВЗ и нормативно- развивающимися детьми.
4. Разработать программу групповых занятий с детьми направленную на формирование дружеских отношений между младшими школьниками ОВЗ и нормативно-развивающимися в инклюзивном образовании.
Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что особенности дружеских отношений между младшими школьниками с ОВЗ и нормативно-развивающимися представлены на низком уровне и характеризуются:
-низким социальным статусом
-низким индексом групповой сплоченности
-низкой социальной приспособленностью
В работе были применены следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы
2. Тестирование
3. Анкетирование
4. Методы количественного и качественного анализа
5. Методы математической обработки данных
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе КГБОУ « Железногорская школа №1» г. Железногорск. В нем принимали участие 16 учеников 3 класса.
В последующих главах изложены результаты нашей работы по реализации поставленной цели и задач исследования.
Характерная черта отношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким- либо существенным качествам личности. Дети 3 - 4 классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.
В России помимо здоровых детей есть дети-инвалиды. На январь 2017 года число инвалидов-детей составило 625 тыс., а на январь 2018 года — уже 651 тыс. Об этом на итоговой коллегии Минздрава заявила советник президента Александра Левицкая.
К сожалению, такие дети плохо приспособлены к социуму и не имеют навыков общения.
На этом фоне возникает проблема построения дружеских отношений. Проблема актуальна, потому что отношения являются важной стороной в жизнедеятельности школьника. Также, меняется их отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам.
Данную проблему дружбы рассматривается рядом авторов: И.С. Кон, Я. Л. Коломинский, Л. С. Выготский, В.А. Сухомлинский.
С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция. Родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывать их в семье, они за то, чтобы устраивать своих детей в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В связи с этим многие образовательные учреждения, учителя, родители и дети столкнулись с тем, что психологически не готовы принять «особенного» ребёнка. Основная проблема заключается в том, что они не знают, как правильно им строить дружеское отношение с детьми ОВЗ.
Цель исследования - Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование дружеских отношений между младшими школьниками ОВЗ и нормативно-развивающимися в инклюзивном образовании.
Объектом нашего исследования являются межличностные отношения младших школьников с ОВЗ и нормативно-развивающимися в инклюзивном образовании
Предметом исследования являются особенности дружеских отношений
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, научную периодическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики для выявления дружеских отношений между младшими школьниками с ОВЗ и нормативно-развивающимися и провести их апробирование
3. Изучить особенности отношений между детьми с ОВЗ и нормативно- развивающимися детьми.
4. Разработать программу групповых занятий с детьми направленную на формирование дружеских отношений между младшими школьниками ОВЗ и нормативно-развивающимися в инклюзивном образовании.
Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что особенности дружеских отношений между младшими школьниками с ОВЗ и нормативно-развивающимися представлены на низком уровне и характеризуются:
-низким социальным статусом
-низким индексом групповой сплоченности
-низкой социальной приспособленностью
В работе были применены следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы
2. Тестирование
3. Анкетирование
4. Методы количественного и качественного анализа
5. Методы математической обработки данных
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе КГБОУ « Железногорская школа №1» г. Железногорск. В нем принимали участие 16 учеников 3 класса.
В последующих главах изложены результаты нашей работы по реализации поставленной цели и задач исследования.
Таким образом, в данной работе нами было рассмотрены особенности дружеского отношения между младшими школьниками с ОВЗ и нормативно- развивающимися в инклюзивном образовании. Как нами было показано - Дружба - всеобщий эталон человеческих отношений, «неизменно занимает высшее место в иерархии нравственных отношений» (И.С.Кон) а дружеские отношения в свою очередь построены на дружбе.
Характерная черта отношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисование. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким- либо существенным качествам личности. Но в целом дети III - IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности.
В рамках экспериментальной главы мы проверяли, существуют ли дружеские отношения между младшими школьниками с ОВЗ и нормативно- развивающимися. Проведя 4 методики, мы подвели итог и составили таблицу диагностики отношений младших школьников.
Диагностика показала:
- у 25% младших школьников (4 ребенка по общей выборки) выявлен высокий уровень дружеских отношений. Эти дети достаточно легко настраивают контакт и общаются со своими сверстниками. Им комфортно в своём классе, они всегда стараются быть в центре внимания. Данные ученики не хотят уходить из своего класса, так как имеют в нём много друзей.
-у 62,5 % младших школьников (10 детей по общей выборки) выявлен средний уровень дружеских отношений. У них есть друзья, им нравится свой класс. Эти ученики стараются не выделяться из общей толпы класса.
- у 12,5% младших школьников (2 ребенка по общей выборки) выявлен низкий уровень дружеских отношений. Им некомфортно в классе, хотят перейти в другой. Друзей нет, большую часть времени находятся в одиночестве. Таким ученикам тяжело строить дружеские отношения со своими одноклассниками.
По этим результатам мы можем увидеть, что младшие школьники с ДЦП не имеют дружеских отношений со своим классом. В данном случае им необходима помощь и поддержка.
Принимая во внимание полученные результаты, нами была разработана программа, предназначенная для коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками. Программа представляет собой групповые занятия с использованием упражнений, направленных на сплочение класса путем совместного и одновременного выполнения упражнения, на то, чтобы обучающиеся смогли почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания, и создание дружеской атмосферы. Групповые занятия разработаны на основе тренинга, психодрамы и театральной постановке.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами для развития дружеского отношения в классе, где учатся дети с ОВЗ. Так же могут быть взяты отдельные элементы, упражнения, что будет способствовать развитию дружеских отношений.
Характерная черта отношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисование. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким- либо существенным качествам личности. Но в целом дети III - IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности.
В рамках экспериментальной главы мы проверяли, существуют ли дружеские отношения между младшими школьниками с ОВЗ и нормативно- развивающимися. Проведя 4 методики, мы подвели итог и составили таблицу диагностики отношений младших школьников.
Диагностика показала:
- у 25% младших школьников (4 ребенка по общей выборки) выявлен высокий уровень дружеских отношений. Эти дети достаточно легко настраивают контакт и общаются со своими сверстниками. Им комфортно в своём классе, они всегда стараются быть в центре внимания. Данные ученики не хотят уходить из своего класса, так как имеют в нём много друзей.
-у 62,5 % младших школьников (10 детей по общей выборки) выявлен средний уровень дружеских отношений. У них есть друзья, им нравится свой класс. Эти ученики стараются не выделяться из общей толпы класса.
- у 12,5% младших школьников (2 ребенка по общей выборки) выявлен низкий уровень дружеских отношений. Им некомфортно в классе, хотят перейти в другой. Друзей нет, большую часть времени находятся в одиночестве. Таким ученикам тяжело строить дружеские отношения со своими одноклассниками.
По этим результатам мы можем увидеть, что младшие школьники с ДЦП не имеют дружеских отношений со своим классом. В данном случае им необходима помощь и поддержка.
Принимая во внимание полученные результаты, нами была разработана программа, предназначенная для коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками. Программа представляет собой групповые занятия с использованием упражнений, направленных на сплочение класса путем совместного и одновременного выполнения упражнения, на то, чтобы обучающиеся смогли почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания, и создание дружеской атмосферы. Групповые занятия разработаны на основе тренинга, психодрамы и театральной постановке.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами для развития дружеского отношения в классе, где учатся дети с ОВЗ. Так же могут быть взяты отдельные элементы, упражнения, что будет способствовать развитию дружеских отношений.



