Введение 2
Глава I. Теоретике - методические основы нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартрии
1.1 Возрастные нормы развития звукопроизношения у детей дошкольного
возраста 7
1.2 Особенности зукопроизносительной стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста со средней степенью дизартрии 12
1.3 Педагогические подходы к организации логопедической работы по
коррекции нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартрии 19
Глава II. Экспериментальное исследование звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартрии
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ экспериментального исследования по изучению особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста со средней степенью дизартрии 33
2.3. Методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников со средней степенью дизартрии 41
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения 62
Актуальность исследования. Дизартрия является одной из распространенных форм речевой патологии, при которой происходит нарушение иннервации мышц артикуляционного аппарата, что в свою очередь, приводит к нарушениям звукопроизношения, просодики и дыхания.
По статистическим данным отечественных исследователей в настоящее время распространенность дизартрии среди детского населения составляет до 35% детей (5-6лет) дошкольного возраста (Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова). Наличие нарушений звукопроизношения у детей могут проявляться: в отставании формирования познавательной деятельности, речевого развития, нарушением грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Дети с нарушениями речи нуждаются в специальной помощи. В противном случае ребенок может столкнуться с трудностями, которые в дальнейшем могут отрицательно повлиять на его психическое состояние. Это может критично отражаться на полноценном развитии ребенка, на дальнейшем обучении в школе, установлении контакта с окружающим миром. Нарушение речи та же может оказывать влияние на возникновения отрицательных качеств характера, таких как стеснительность, неуверенность, чувство неполноценности. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо приложить усилия для исправления речевого дефекта.
На современном этапе в системе образования проблеме формирования правильного звукопроизношения у дошкольников уделяется особое внимание. Так во многих детских садах общеразвивающего вида существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.
В настоящее время проблема дизартрии детского возраста разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Дизартрия, как сложный речевой дефект интенсивно изучается и освещается в работах отечественных и зарубежных ученых и педагогов: Е.Ф. Архиповой, Л.А. Брюховских, Е.Н. Винарской, Г.В. Гуровец, М.В. Ипполитовой, Л.В. Кузнецовой, Р.И. Лалаевой, К.А. Мастюковой, Р.И. Мартыновой, С.И. Маевской, О.В. Правдиной. В их работах освящается научные представления о причинах, механизмах, патогенезе, характере речевых и неречевых нарушении, а также коррекции звукопроизносительной стороны речи.
Проблема: исследования заключается в том, что работу по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в каждом отдельном случае необходимо выстраивать индивидуально в зависимости от выявленных особенностей. В связи с этим мы выбрали тему исследования «Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартрии».
Объект исследования: звукопроизносительная сторона речи.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартрии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартрии будут выявлены особенности звукопроизносительной стороны речи. Данные особенности по нашему предположению будут заключаться в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смешение) дефектах. Так же мы предпологаем, что существует взаимосвязь между нарушением звукопроизношения, отклонениями в речедвигательной сфере и нару¬шениями слухового восприятия.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по коррекции звукопрозношения у детей старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартрии в соответствии с выявленными экспериментальным путем особенностей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Теоретическое изучение научно-методической и психолого - педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Экспериментальное исследование особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартрии;
3. Составление методических рекомендаций по коррекции
звукопроизносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартрии;
Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Лурия. А.Р., Левина Р.Е.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся: анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение медицинской и психолого-педагогической документации на детей, ко второму - констатирующий эксперимент.
Методы количественного и качественного анализа результатов: количественный анализ заключается в оценивании результатов обследования в баллах (неточности, ошибки, уровень выполнения задания), которые суммировались и переводились в уровни и проценты, а так же сведении итогов обследования в таблицы. Качественный анализ заключался в обобщение и интерпретацию полученных при обследовании данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены имеющиеся научные сведения о симптоматике и структуре речевого дефекта, особенностях нарушений звукопроизношения, содержания, этапов и направления логопедической работы, обоснован и реализован дифференцированный подход к детям старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартрии.
Практическая значимость заключается в том, что представленные в данной работе методические рекомендации по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией могут быть использованы логопедами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: экспериментальной базой исследования является муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Олимпик». В исследовании приняли участие дети в возрасте 6 - 7 лет, в количестве 10 человек.
Этапы проведения исследования.
Исследование проводилось в 2017- 2018 учебном году в три этапа:
1 этап (сентябрь - октябрь 2017г.) - Определение цели, объекта, предмета и задач исследования, формулирование проблемы и гипотезы исследования. Определение содержания констатирующего эксперимента Анализ психолого - педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования.
2 этап (ноябрь - февраль 2017- 2018гг.) - проведение констатирующего эксперимента.
3 3 этап (март - май 2018г.) - составление методических
рекомендаций по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со средней степенью дизартриеи; обобщение результатов исследования, оформление выводов и заключения.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, списка литературы (в количестве 60 источников), приложения.
Дети, имеющие диагноз «дизартрия», представляют крайне не однородную группу, так как нарушение звукопроизношения при дизартрии может, проявляется в искажениях, попусках, заменах и смешениях звуков, что приводит к значительным трудностям при словообразовании, произношении слов сложной слоговой структуры, звукового анализа слов. В связи с этим в каждом отдельном случае дефект носит особый характер и работу по его коррекции необходимо выстраивать индивидуально. Очень важно вовремя исправлять дефект, так как это является предпосылкой к успешному овладению грамотой.
Анализ теоретико - методологических основ показал, что развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе проходит ряд последовательных этапов. К пяти годам при нормальном развитии и полноценном речевом окружении звуковая сторона языка в целом оказывается полностью сформированной.
При различных органических поражениях ЦНС наблюдаются нарушение звукопроизношения, расстройства моторных функций, дыхания, голоса, а также фонетической стороны речи, которые обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата. Нарушение звукопроизношения зависит от формы дизартрии и тяжести ее проявления. При дизартрии характерным является упрощение артикуляции.
Со стороны звукопроизношения возможны нарушения, как согласных, так и гласных звуков. Характер нарушения звуков при дизартрии может изменяться под влиянием лингвистических факторов: места звука в слове, соседствующих звуков, структуры слога, в который входит звук, слоговой структуры всего слова, его длины, места ударения. Речь детей с дизартрией характеризуется «смазанностью», нечёткостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке и нуждается в специально организованном формировании правильного звукопроизношения.
Логопедическое воздействие имеет ряд специфических этапов. Осуществляется последовательно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ д/с №17 г. Дивногорска. В рамках исследования была сформирована экспериментальная группа из 10 детей старшего дошкольного возраста имеющих диагноз дизартрия. С целью выявления особенностей звукопроизношения данной группы детей нами были подобранны следующие методики: Т.А.Фотековой - для обследования подвижности артикуляционного аппарата и звукопроизношения; обследование фонематического стороны речи проводилось с использованием методов и приемов, представленных в работах Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой. Во время обследования соблюдались специальные логопедические и общедидактические принципы. В результате нами было выявлено, что 100 % испытуемых детей нарушено произношение разных групп звуков. Так же у 100 % детей нарушена моторика артикуляционного аппарата, которая особенно выразительно проявляется при выполнении сложных двигательных актов. Нарушение фонематической стороны речи так же отмечаются у всех участников экспериментального исследования и проявляются в разной степени. Соответственно, по результатам исследования нами было выявлено, что 100% испытуемых, это дети с нарушениями звукопроизношения, обусловленными нарушением артикуляционной моторики и фонематического восприятия.
Учитывая результаты обследования нами были составлены методических рекомендаций по содержанию коррекционной работы для преодоления дефекта звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией. Для достижения высокого результата работу необходимо выстраивать в двух направлениях:
• коррекционная работа с ребенком включает в себя организацию комплексного сопровождения, преодоление дефекта звукопроизношения и организацию коррекционо - развивающей среды;
• просвещение родителей заключается в просвещении и практико - ориентированных занятий.
Необходимо учитывать, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В связи с этим, чтобы повысить интерес детей к выполнению упражнений и тем самым повысить эффективность, логопедическую работу рекомендуется проводить их в игровой форме.
На основании результатов констатирующего эксперимента нами были подобранны игры и упражнения для преодоления нарушения звукопроизношения. Которые по нашему предположению помогут детям старшего дошкольного возраста с дизартрией овладеть нормированным произношением, а так же позволят логопедам, воспитателям и родителям в реализации коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение
1. Агаева И.Б., Проглядова Г.А. Курсовая и выпускная квалификационная работа как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188с.
2. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 141 с.
3. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии /- Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
4. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей/ Е.С. Анищенкова. - М.:АСТ: Астрель.2007. - 158с.
5. Архипова. Е.Ф. Стертая форма у дизартрии - М.: АСТ - Астрель Хранитель, 2006.
6. Архипова. Е.Ф. .Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
7. Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 818-822. - URL:http://e-koncept.ru/2016/46339.htm(23.11.2017)
8. Беляева О. Л., Ступакова М. Монография. Организационно¬педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи устарших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида. Красноярск, 2016. 158с.
9. Беляева О.Л., Хисматулина А.В. Магистерская диссертация. Педагогическая компетентность родителей кохлеарно имплантированных детей старшего дошкольного возраста. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2015. http://elib.kspu.ru/document/15776
10. Белякова. Л.И., Волоскова. Н.Н. Логопедия. Дизартрия М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
11. Брюховских Л.А., Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2012.
12. Брюховских Л.А. Формирование понимания сложных логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений: Дис. на соискание учебной степени кандидата пед. наук.-2005.
13. Вакуленко. Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
14. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель . -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
15. Винарская. Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с.
16. Волкова. Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой.- 5-е издание.,перераб.идоп- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007
17. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб. - метод. пособие / Г. А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 144 с.
18. Гвоздев. А.Н. Вопросы изучения детской речи. Издательство: Детство- Пресс, 2007. - 472с.
19. Грибова. О.Е. Технология организации логопедического обследования. - Айрис Пресс, М-2015. -80 с.
20. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. -- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
21. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2008. - 232 с.
22. Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественные - научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений/; под ред. проф. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС ,2003-303с- (Специальное образование)
23. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями/ О.И.Давыдова. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. - 128с.
24. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации» Издательство: "Сфера" 2010
25. Дмитриева О.А. Логопедические практикумы: учебное пособие; Краснояр. Гос. Пед.ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2016. -92
26. Иншакова. О.Б.Альбом для логопеда /О.Б.Иншакова.-2-е изд. испр. и доп.-М.: Гуманитар. изд. центр Владос ,2011.-279с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
27. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. -М., Эксмо, 2011-288 с.
28. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Эксмо, 2016 г. 120с.
29. Козырева. О.А. Логопедические технологии: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015.- 216 с.
30. Комарова, Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 32 с.
31. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В.: Автоматизация шипящих звуков
С, СЬ, З, ЗЬ, Ц у детей. Дидактический материал для логопедов. - 2-е изд.
испр. и доп. - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2016. - 78с.: ил
32. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста. - СПб.: Речь, 2006
33. Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов. -М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. -94 с.
34. Лалаева. Р.И, С. Н. Шаховской Лого патопсихология: учеб, пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011.
35. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии- М., Альянс-2014¬368 с.
36. Лопатина Л.В. Логопедиеская работа с детьми дошкольного возраста.
Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Союз», 2005. - 192 с.
(Коррекционная педагогика)
37. Лопатина. Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
38. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. - М.: ТЦ. Сфера, 2005. - 112с.
39. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений / Под общ ред. Г. В. Чиркиной // Дефектология.- 2003. - № 6. - С. 70-72.
40. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология
органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова -- М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. (Коррекционная педагогика)
41. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет: Методическая литература. Издательство: ОЛМА Медиа Групп, 2015
42. Пережигина, Н.В. Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии /М-во образования и науки Рос. Федерации, Ярослав. гос. ун-т им. П. Г.Демидова. - Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2004. - 98 с.
43. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил.
44. Протоколы логопедического обследования дошкольников:
методические рекомендации/ сост.: А. В. Мамаева, Н. В. Сиско, Т. В. Зиновьева и др. ; под. ред. А. В. Мамаевой. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010. - 44 с
45. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. -- 448 с.
46. Российская. Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. - М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
47. Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детских садов. / - 3-е изд. / В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 2006 - 192 с.
48. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 320 с.
49. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: Учеб. пособие / Е. Л. Солдатова, Г.Н.Лаврова. - Ростов н/Д.: Феникс,2004. - 383 с.
50. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
51. Ушакова Т. Н. Раннее речевое развитие и его природные основания / Т. Н. Ушакова, С. С. Белова, О. Е. Громова // Вопросы психологии. - 2007. - №
2. - С. 44
52. Филичева, Т.Б. Нарушения речи детей / Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В Чиркина. - М.: Просвещение 2009.- 332 с.
53. Флерова. Ж.М. Логопедия. - Изд. 3-е, Флерова Ж.М/ 2008.
54. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии:/ Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 3.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2009 - 239 с.
55. Фомичева М.Ф., Волосовец Т. В.,. Кутепова Е. Н и др.; Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Т. В. Волосовец - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
56. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников М.: Айрис-пресс, 2007. - 96 с.
57. Цейтлин. С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
58. Чиркина. Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.
59. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. — М.: Академия, 2003.
60. Шаблыко, Е.И. Коррекция нарушений произношения свистящих
звуков у дошкольников и младших школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64