ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОПИНГ-
СТРАТЕГИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ понятий копинг-стратегий личности 6
1.2. Психологические особенности детей старшего подросткового
возраста 20
1.3. Особенности копинг-стратегий детей старшего подросткового
возраста 24
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Программа занятий с элементами тренинга по развитию адаптивных
копинг-стратегий у детей старшего подросткового возраста 48
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Современный мир с каждым годом становится сложнее. Люди слишком подвержены стрессу. Практически каждый день нам нужно решать ответственные и важные задачи из разных сфер жизни - сложности на работе, проблемы со здоровьем, семейные конфликты и многое другое. Необходимо включаться в новые межличностные и общественные отношения. А также учитывать огромнейшее количество факторов, способствующих нашей успешной и продуктивной деятельности. Динамичность темпа жизни предъявляет высокие требования к адаптивным ресурсам человека, его способности быстро и адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия. Человеку приходится находить новые формы поведения из-за изменения окружающей среды, чтобы быстро и успешно адаптироваться к новой ситуации. При этом он использует уже и когнитивные способности, и жизненный опыт, и инициативность.
Анализ психологической литературы и педагогической практики показывает, что именно старший подростковый возраст характеризуется кризисностью отношений, возникающих на почве резкого взросления, изменения межличностных отношений, собственной оценки окружающей действительности и т. п. Перечисленные особенности вызывают огромное количество стрессовых ситуаций. Они основываются на многих факторах, к их числу можно отнести информационные, социальные, экологические, экономические, политические и т.д. И для того, чтобы преодолеть стрессовые ситуации подростки вырабатывают особую систему поведения. В психологии ее принято называть копинг-стратегией или копинг-поведением.
Подросткам зачастую сложно справиться со стрессом и большим количеством проблем. В силу своего возраста они еще не обладают всеми жизненными навыками, способами снятия эмоционального напряжения, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый образ жизни. Вследствие этого они могут прибегать к различным деструктивным формам поведения при стрессе. Именно в подростковом возрасте копинг-поведение находится в фазе активного формирования и выступает важным фактором психологического благополучия, здоровья и успешности деятельности. Поэтому очень важно, чтобы подростки вырабатывали как можно больше адаптивных копинг-стратегий, которые бы помогали им быстро и успешно совладать со стрессом, в отличие от неадаптивных, которые не устраняют стрессовое состояние, а напротив, способствуют его усилению.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время важным фактором для выбора той или иной копинг- стратегии является социальная среда, которая включает в себя не только такие компоненты, как школа, семья, сверстники, но и место проживания - в городе или сельской местности. Однако следует отметить такую проблему как практически полное отсутствие психологических работ, посвященных изучению особенностей выбора копинг-стратегий детьми старшего подросткового возраста в зависимости от места их проживания в городской или сельской местности.
Цель: выявление особенностей копинг-стратегий детей старшего подросткового возраста городской и сельской школы.
Объект: копинг-стратегии детей старшего подросткового возраста.
Предмет: особенности копинг-стратегий детей старшего подросткового возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют отличия в особенностях копинг-стратегий детей старшего подросткового возраста в городской и сельской школе.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы копинг- стратегий;
2. Рассмотреть психологические особенности детей старшего подросткового возраста;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование копинг- стратегий детей старшего подросткового возраста;
4. Сравнить и проанализировать полученные результаты, выявить особенности копинг-стратегий детей старшего подросткового возраста в городской и сельской школах.
5. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие адаптивных копинг-стратегий у детей старшего подросткового возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация информации;
2. Эмпирические: опросные методы
- Опросник Е. Хейма «Способы преодоления критических ситуаций»;
- Опросник «Способы совладающего поведения» (Р Лазарус и С. Фолкман в адаптации Л.И. Вассерман);
3. Количественная и качественная обработка полученных данных.
Исследование проводилось на базе МАОУ «Средняя школа № ХХ» и МБОУ «Тасеевская СОШ № Х». В эмпирическом исследовании приняло участие 40 детей старшего подросткового возраста (г. Красноярск - 20 человек, с. Тасеево - 20 человек). Возраст испытуемых 16-17 лет.
Практическая значимость: определение особенностей копинг- стратегий детей старшего подросткового возраста, обучающихся в городской и сельской школе, может быть полезным педагогам-психологам для практической деятельности, включающей в себя работу, направленную на формирование навыков адаптивного совладания со стрессом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, после которых идут выводы, заключения, списка использованных источников, состоящего из 45 источников, приложения.
Таким образом, мы изучили, проанализировали психолого-педагогическую и методологическую литературу по теме исследования, раскрыли ключевое понятие исследования «копинг-стратегии», проанализировали несколько зарубежных и отечественных классификаций копинг-стратегий, рассмотрели психологические особенности детей подросткового возраста, а также особенности копинг-стратегий этого возраста.
Целью эмпирического исследования особенностей копинг-стратегий детей старшего подросткового возраста городской и сельской школы являлась проверка гипотезы о том, что существуют отличия в особенностях копинг-стратегий детей старшего подросткового возраста в городской и сельской школе.
Для проведения исследования применялись следующие методики: опросник Е. Хейма «Способы преодоления критических ситуаций», опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус и С. Фолкман в адаптации Л.И. Вассерман).
При исследовании адаптивности/неадаптивности по сферам психической деятельности копинг-стратегий было выявлено, что наиболее часто используемыми копинг-стратегиями у детей старшего подросткового возраста, проживающих в городе, являются неадаптивные эмоциональные, неадаптивные когнитивные, неадаптивные поведенческие. У детей старшего подросткового возраста, проживающих в селе, наиболее часто используемыми копинг-стратегиями являются адаптивные эмоциональные, адаптивные когнитивные, относительно-адаптивные поведенческие. Таким образом, копинг-стратегии детей старшего подросткового возраста отличаются по уровню адаптивности: подростки, проживающие в селе, чаще используют адаптивные, а подростки, проживающие в городе, чаще используют неадаптивные копинг-стратегии. Относительно-адаптивные копинг-стратегии используются подростками, проживающими в городской и сельской местностях, в равном соотношении.
Также мы выявили, что дети старшего подросткового возраста городской школы и сельской школы способны выбирать различные стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Однако здесь нами были обнаружены некоторые отличия. У детей старшего подросткового возраста городской школы выраженно предпочитаемыми копинг-стратегиями являются: конфронтация, дистанцирование. Реже всего они прибегают к стратегии самоконтроль. У детей старшего подросткового возраста сельской школы выраженно предпочитаемой копинг-стратегией является положительная переоценка. Реже всего они прибегают к стратегии поиск социальной поддержки. Стоит отметить, что независимо от места проживания, у детей старшего подросткового возраста наиболее предпочитаемой копинг-стратегией является бегство-избегание.
На основании всей совокупности эмпирических данных и их сравнительного анализа сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза в ходе исследования подтвердилась. В качестве рекомендаций на основании проведенной диагностики и полученных эмпирических данных о наличии тех или иных копинг-стратегий была разработана программа занятий с элементами тренинга.
Говоря о перспективах дальнейшего развития исследования, можно предположить проведение аналогичного исследования на больших по объему выборках, а также проверку на практике разработанной программы занятий с элементами тренинга по формированию адаптивных копинг -стратегий у детей старшего подросткового возраста.
1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Проблемы, теории, диагностики, терапии. СПб.: СПбГУ, 2004. 53 с.
2. Абабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинг: анализ взаимоотношений // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2004: Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии» (г. Санкт-Петербург, 26-28 октября 2004 г.). СПб.: СПбГУ, 2004. С. 14-22.
3. Азимова С.Ф. Копинг-стратегии и копинг-поведение подростков // ACADEMY. 2020. № 12. С. 113-116.
4. Алиев Х.М. Метод «Ключ». Открой свой мир! вКЛЮЧи
внутренние резервы. М.: Питер, 2010. 200 с.
5. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь,
2007. 320 с.
6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 15-18.
7. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 3. С. 106-116.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1984. 200 с.
10. Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка . М. 2002. 48 с.
11. Головина С.Г. Роль психологической защиты в социально-психологических процессах в детском возрасте // Журнал прикладной психологии. 2003. № 6. С. 44-48.
12. Горохова Л.Г. Исследование копинг-стратегий у подростков // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 г.). СПб., 2008. 18 с.
13. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб. 2003.70 с.
14. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. СПб.: Питер, 2005. 240 с.
15. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб.: СПбГМУ, 2009. 136 c.
16. Карпов А.Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: автореферат диссерт. канд. психол. наук. М. 2006. 28 с.
17. Киселева О.В. Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений поведения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2007. № 29. С. 152-154.
18. Константинова А.С., Онуфриева В.В. Особенности копинг- поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 701¬703.
19. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. 2008. № 2. С. 88-95.
20. Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология: учеб . пособие. Екатеринбург: РГППУ, 2013. 229 с.
21. Лазарус Р. Совладание (coping): психологическая энциклопедиях
[Электронный ресурс]. СПб.: Питер, 2003. 760 с. URL:
https://may.alleng.Org/d/psy/psy077.htm (дата обращения: 10.03.2021).
22. Монина Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Речь, 2009. 250 с.
23. Моргенстерн Д. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: Добрая книга, 2006. 256 с.
24. Морозова Т. Ю. Динамика копинг-стратегий в период кризиса 17 лет // Вестник Тамбовского университета. 2015. № 5. С. 207-214.
25. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №2. С. 23-32.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2008. 321 с.
27. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: учеб. пособие. Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. 98 с.
28. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 21-30.
29. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Питер, 2004. С. 214-231.
30. Ньюстром Дж.У. Деловые игры и современный. М.: БИНОМ, 1997. 144 с.
31. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш учеб заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 400 с.
32. Пяткина О.А., Човдырова Г. С. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. № 1. С. 41-47.
33. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М. 1994. 319 с.
34. Рокицкая, Ю.А. Факторная структура копинг-поведения
подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 220-233
35. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дис. д- ра мед. наук. СПб., 1994. 283 с.
36. Сирота, Н.А. Профилактика и психотерапия нарушений психосоциальной адаптации у подростков. М.: РИО МГМСУ, 2014. 72 с.
37. Сиерральта З.Х. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте: дис. канд. психол. наук. СПб., 2000. 163 с.
38. Станибула С.А. Копинг-стратегии: развитие в онтогенезе // Практическая социология, психология и педагогика. 2017. № 3. С. 195-204.
39. Сухова Е.В. Понятие копинг-стратегии и пример асоциальных копинг-поведений // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 76¬83.
40. Суховей А.В., Коваленко С. В., Носов Е. Н. Копинг-ресурсы и копинг-стратегии как единая система воздействия в поведении личности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 1. С. 363¬368.
41. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2002. 69 с.
42. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2007. 81 с.
43. Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resources among adults with umpolar depression // J. of Person and Soc. Psychology. 1984. Vol. 46. P. 877-891.
44. Folkman S. Personal control and stress and coping processes: a theoretical analysis // J. Pers. Soc. Psychol. 1984. Vol. 46. P. 839-852.
45. Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es Geeignetes oder Ungeeignetes Coping // Psychoter. Psychosom. Med. Psychol. 1988. Vol 1. P. 8¬17.