ИНТЕГРИРОВАНИЕ АУТЕНТИЧНОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и развития лексико-грамматических навыков при обучении иностранному языку в
9классе 9
1.1 Формирование и развитие лексико-грамматических навыков в
процессе реализации иноязычной речевой
деятельности 7
1.2 Особенности развития лексико-грамматических навыков на уроке
иностранного языка в 9
классе 13
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по дидактизации аутентентичного песенного материала, направленная на развитие лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе 20
2.1 Использование аутентичного песенного материала при обучении иностранному языку 20
2.2. Апробация дидактического аутентичного песенного материала, направленная на развитие лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 9 класс углубленный уровень)». Серия Wunderkinder [dus. Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер,К.Х. Билер 27
Выводы по главе 2 38
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение А 45
Приложение Б 46
Приложение В 47
Приложение Г 48
Приложение Д 49
Приложение Е 50
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и развития лексико-грамматических навыков при обучении иностранному языку в
9классе 9
1.1 Формирование и развитие лексико-грамматических навыков в
процессе реализации иноязычной речевой
деятельности 7
1.2 Особенности развития лексико-грамматических навыков на уроке
иностранного языка в 9
классе 13
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по дидактизации аутентентичного песенного материала, направленная на развитие лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе 20
2.1 Использование аутентичного песенного материала при обучении иностранному языку 20
2.2. Апробация дидактического аутентичного песенного материала, направленная на развитие лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 9 класс углубленный уровень)». Серия Wunderkinder [dus. Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер,К.Х. Билер 27
Выводы по главе 2 38
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение А 45
Приложение Б 46
Приложение В 47
Приложение Г 48
Приложение Д 49
Приложение Е 50
Актуальность данной работы определяется несколькими факторами: согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, основным требованием изучения предмета “Иностранный язык» является существенное увеличение креативной направленности образовательного процесса [Федеральный государственныи...., 2015].
Креативность в сфере иноязычной коммуникации достигается на базе уже сформированных навыков общения, в том числе лексико-грамматических навыков обучающихся, подробно рассмотренных Е.И. Пассовым, С.Ф. Шатиловым и Н.Д. Гальсковой.
Личными результатами в рамках освоения Примерной основной
образовательной программы основного общего образования, является
дружественное, толерантное отношение к проявлениям иной культуры; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа. Более того, мы начинаем лучше понимать свою собственную культуру, если знакомимся с другой. Необходимым становится использование на уроке иностранного языка различных видов и жанров текстов для достижения поставленных результатов.
Вопросами развития креативности обучающихся занимались А.С. Макаренко, Л.С. Выготский. Креативно-ориентированные методики на уроках английского языка описывают Л.Н. Енбаева, Ш.И. Восиева, Е.Л. Паламарчук, Т.В. Старикова.
Несмотря на то, что многие методисты уверены в эффективности использования песен на уроках иностранного языка, разработкам алгоритма использования песенного текста в настоящее время не уделяется должного внимания, особенно это касается немецкого языка. Песенный текст как средство формирования и развития лексико-грамматических навыков обучающихся рассматривают А.В. Сергеева, И.С. Попова, Е.И. Крашенниникова - на опыте работы с песнями на уроке английского языка.
Все вышеперечисленное послужило основанием для выбора темы исследования «Интегрирование аутентичного песенного материала в процесс развития лексико-грамматических навыков при обучении немецкому языку в 9 классе».
Объектом исследования является процесс развития лексикограмматических навыков при обучении иностранному языку в 9 классе.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем аутентичный песенный материал как средство развития лексико-грамматических навыков при обучении иностранному языку в 9 классе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения аутентичного песенного материала как средства развития лексико-грамматических навыков при обучении немецкому языку в 9 классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы процесса развития лексико -
грамматических навыков при обучении иностранному языку.
2. Описать особенности процесса развития лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка в 9 классе.
3. Охарактеризовать аутентичный песенный материал как средство развития лексико-грамматических навыков при обучении иностранному языку.
4. Разработать комплекс заданий с использованием аутентичного песенного материала, направленного на развитие лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 9 класс углубленный уровень)». Серия Wunderkinder [dus. Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер,К.Х. Билер).
5. Провести апробацию разработанного комплекса на базе КГБОУ
«Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» на уроках
немецкого языка в 9 классе.
Теоретико-методологическую базу работы составляют положения по исследованию процесса развития лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка, изложенные в трудах С.Ф. Шатилова, И.А. Зимней, Н.Д. Гальсковой; использование песенного материала на уроке иностранного языка (М.Э.Раненко, М.Ю. Белкина, Р. Берк); нормативные документы ФГОС основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение и анализ научнометодической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез; обобщение практического опыта, метод сравнительно-сопостовительного анализа, обобщение передового педагогического опыта.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий с использованием аутентичного песенного материала, направленного на развитие лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 9 класс углубленный уровень)». Серия Wunderkinder р1щ. Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер,К.Х. Билер).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении лексике и грамматике на уроке немецкого языка в 9 классе.
Апробация и этапы исследования. Апробация материалов исследования осуществлялась через выступление с докладом на XXII Международном научно - практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 2022 г.; секция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики»: Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников и приложения. Работа изложена на 43 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования и содержание работы.
Первая глава рассматривает теоретические основы процесса развития лексико-грамматических навыков при обучении иностранному языку; описаны особенности процесса развития лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка в 9 классе.
Вторая глава представляет собой анализ особенностей использования аутентичного песенного материала на уроке иностранного языка в 9 классе. Практическая часть второй главы содержит разработанный автором исследования комплекс заданий с использованием аутентичного песенного материала, направленного на развитие лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 9 класс углубленный уровень)». Серия Wunderkinder [dus. Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер,К.Х. Билер).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 34 наименования работ отечественных и зарубежных авторов.
Приложение А содержит бланк опроса обучающихся 9 класса на предмет анализа музыкального вкуса.
Приложение Б содержит результаты опроса обучающихся 9 класса КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» (г. Красноярск) на предмет анализа музыкальных жанров и языка, на котором обучающиеся слушают песни.
Приложение В содержит сертификат участника XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 2022 г.; секция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики»: Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева.
Приложение Г содержит игру «Board game» к песне «Wie es ist» в исполнении немецкой певицы Celina.
Приложение Д содержит задания к контрольной работе до начала интеграции песенного материала.
Приложение Е содержит задания к контрольной работе после интеграции песенного материала.
Креативность в сфере иноязычной коммуникации достигается на базе уже сформированных навыков общения, в том числе лексико-грамматических навыков обучающихся, подробно рассмотренных Е.И. Пассовым, С.Ф. Шатиловым и Н.Д. Гальсковой.
Личными результатами в рамках освоения Примерной основной
образовательной программы основного общего образования, является
дружественное, толерантное отношение к проявлениям иной культуры; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа. Более того, мы начинаем лучше понимать свою собственную культуру, если знакомимся с другой. Необходимым становится использование на уроке иностранного языка различных видов и жанров текстов для достижения поставленных результатов.
Вопросами развития креативности обучающихся занимались А.С. Макаренко, Л.С. Выготский. Креативно-ориентированные методики на уроках английского языка описывают Л.Н. Енбаева, Ш.И. Восиева, Е.Л. Паламарчук, Т.В. Старикова.
Несмотря на то, что многие методисты уверены в эффективности использования песен на уроках иностранного языка, разработкам алгоритма использования песенного текста в настоящее время не уделяется должного внимания, особенно это касается немецкого языка. Песенный текст как средство формирования и развития лексико-грамматических навыков обучающихся рассматривают А.В. Сергеева, И.С. Попова, Е.И. Крашенниникова - на опыте работы с песнями на уроке английского языка.
Все вышеперечисленное послужило основанием для выбора темы исследования «Интегрирование аутентичного песенного материала в процесс развития лексико-грамматических навыков при обучении немецкому языку в 9 классе».
Объектом исследования является процесс развития лексикограмматических навыков при обучении иностранному языку в 9 классе.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем аутентичный песенный материал как средство развития лексико-грамматических навыков при обучении иностранному языку в 9 классе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения аутентичного песенного материала как средства развития лексико-грамматических навыков при обучении немецкому языку в 9 классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы процесса развития лексико -
грамматических навыков при обучении иностранному языку.
2. Описать особенности процесса развития лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка в 9 классе.
3. Охарактеризовать аутентичный песенный материал как средство развития лексико-грамматических навыков при обучении иностранному языку.
4. Разработать комплекс заданий с использованием аутентичного песенного материала, направленного на развитие лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 9 класс углубленный уровень)». Серия Wunderkinder [dus. Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер,К.Х. Билер).
5. Провести апробацию разработанного комплекса на базе КГБОУ
«Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» на уроках
немецкого языка в 9 классе.
Теоретико-методологическую базу работы составляют положения по исследованию процесса развития лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка, изложенные в трудах С.Ф. Шатилова, И.А. Зимней, Н.Д. Гальсковой; использование песенного материала на уроке иностранного языка (М.Э.Раненко, М.Ю. Белкина, Р. Берк); нормативные документы ФГОС основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение и анализ научнометодической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез; обобщение практического опыта, метод сравнительно-сопостовительного анализа, обобщение передового педагогического опыта.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий с использованием аутентичного песенного материала, направленного на развитие лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 9 класс углубленный уровень)». Серия Wunderkinder р1щ. Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер,К.Х. Билер).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении лексике и грамматике на уроке немецкого языка в 9 классе.
Апробация и этапы исследования. Апробация материалов исследования осуществлялась через выступление с докладом на XXII Международном научно - практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 2022 г.; секция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики»: Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников и приложения. Работа изложена на 43 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования и содержание работы.
Первая глава рассматривает теоретические основы процесса развития лексико-грамматических навыков при обучении иностранному языку; описаны особенности процесса развития лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка в 9 классе.
Вторая глава представляет собой анализ особенностей использования аутентичного песенного материала на уроке иностранного языка в 9 классе. Практическая часть второй главы содержит разработанный автором исследования комплекс заданий с использованием аутентичного песенного материала, направленного на развитие лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 9 класс углубленный уровень)». Серия Wunderkinder [dus. Авторы: О.А. Радченко, К.Р. Цойнер,К.Х. Билер).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 34 наименования работ отечественных и зарубежных авторов.
Приложение А содержит бланк опроса обучающихся 9 класса на предмет анализа музыкального вкуса.
Приложение Б содержит результаты опроса обучающихся 9 класса КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» (г. Красноярск) на предмет анализа музыкальных жанров и языка, на котором обучающиеся слушают песни.
Приложение В содержит сертификат участника XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 2022 г.; секция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики»: Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева.
Приложение Г содержит игру «Board game» к песне «Wie es ist» в исполнении немецкой певицы Celina.
Приложение Д содержит задания к контрольной работе до начала интеграции песенного материала.
Приложение Е содержит задания к контрольной работе после интеграции песенного материала.
В данной выпускной квалификационной работе выявлены возможности практического использования аутентичного песенного материала как средства развития лексико-грамматических навыков на уроке немецкого языка в 9 классе.
Для достижения цели исследования - разработки комплекса заданий по развитию лексико-грамматических навыков с помощью аутентичного песенного материала на уроке немецкого языка в 9 классе, поставлены задачи, решение которых представлено в первой и во второй главах работы.
При разработке комплекса заданий учитывались возможности использования песенного материала, выделенные К. Бадстюбнер-Кизик: после прослушивания музыки следует воспроизвести устные или письменные высказывания на иностранном языке. Основное внимание уделяется процессу музыкального восприятия и одновременно связанным воспоминаниям, ассоциациям и эмоциям, которые узнаются с помощью конкретных вопросов. В последнее время программная музыка, в частности, зарекомендовала себя как импульс для творческого письма, основанного на ассоциациях. (Badstubner-Kizik, 2006, c. 47)
Дальнейшей перспективой исследования может стать разработка комплекса заданий с использованием песенного материала для формирования лексико - грамматических навыков в 9 классе по всем тематическим блокам УМК «Немецкий язык. 9 класс углубленный уровень)» Серия Wunderkinder р1щ. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд.
Для достижения цели исследования - разработки комплекса заданий по развитию лексико-грамматических навыков с помощью аутентичного песенного материала на уроке немецкого языка в 9 классе, поставлены задачи, решение которых представлено в первой и во второй главах работы.
При разработке комплекса заданий учитывались возможности использования песенного материала, выделенные К. Бадстюбнер-Кизик: после прослушивания музыки следует воспроизвести устные или письменные высказывания на иностранном языке. Основное внимание уделяется процессу музыкального восприятия и одновременно связанным воспоминаниям, ассоциациям и эмоциям, которые узнаются с помощью конкретных вопросов. В последнее время программная музыка, в частности, зарекомендовала себя как импульс для творческого письма, основанного на ассоциациях. (Badstubner-Kizik, 2006, c. 47)
Дальнейшей перспективой исследования может стать разработка комплекса заданий с использованием песенного материала для формирования лексико - грамматических навыков в 9 классе по всем тематическим блокам УМК «Немецкий язык. 9 класс углубленный уровень)» Серия Wunderkinder р1щ. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Образ США в аутентичных учебниках английского языка
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018





