Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация исторического образования в цифровую эпоху

Работа №170176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения цифровых образовательных ресурсов в обучении 8
1.1. Сущность цифровизации в образовании 8
1.2. Анализ цифровых образовательных ресурсов для обучения исто­рии в условиях цифровизации 20
Выводы к первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса организации обуче­ния с помощью цифровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания 32
2.1. Возможности применения цифровых образовательных ресурсов
на уроках истории и обществознания 32
2.2. Техника разработки уроков по истории с использованием цифро­вых образовательных ресурсов 43
2.3. Проведение мониторинга результативности применения цифро­вых образовательных ресурсов обучения на уроках истории 50
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 66

Глобальное развитие информационного общества требует соответству­ющего изменения системы образования. При этом изменению подлежат не только использующиеся образовательные инструменты (например, замена пе­чатных учебников их электронными копиями), но и сама концепция построе­ния образовательной системы.
На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемиро­выми тенденциями, осуществляется переход от индустриального к информа­ционному обществу. В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в стране циф­ровой экономики, что повышает конкурентоспособность России, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверени­тет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) [2] и программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (рас­поряжение правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р). [3]
Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подго­товки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соот­ветствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инстру­менты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учеб­ному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте.
Изменения, которые происходят в системе образования в настоящее время, касаются не только оборудования, качества сети Интернет, электрон­ных образовательных ресурсов, но в первую очередь самого учителя: его го­товности на компетентностном и личностном уровне принять изменения, быть в них успешным профессионалом.
Распространение цифровых технологий (ЦТ) способствует качествен­ным изменениям в сфере производства и на глобальных рынках. Эти перемены захватывают и сферу образования.
Российские педагоги рассматривают цифровую трансформацию образо­вания (ЦТО) как неизбежный процесс изменения содержания, методов и орга­низационных форм учебной работы, который разворачивается в быстро разви­вающейся цифровой образовательной среде и направлен на решение задач со­циально-экономического развития страны в условиях четвертой промышлен­ной революции и становления цифровой экономики.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. В условиях станов­ления новой системы образования, особую актуальность приобретают во­просы освоения и применения современных образовательных технологий. Важнейшим направлением реализации концепции модернизации образования являются информатизация и компьютеризация, использование цифровых об­разовательных технологий.
Цифровые технологии позволяют увеличить скорость подачи материала в рамках одного урока, их использование позволяет делать уроки истории и обществознания увлекательными, яркими, информационно и эмоционально насыщенными. Исходя из этого, тема нашего исследования является актуаль­ной.
Проблема трансформации образования в цифровую эпоху в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке, но на сегодняшний день не существует монографических исследований по теме «Цифровизация образования в России». Рассматриваются общие под­ходы к цифровизации образования, например, большой вклад в изучение про­блемы цифрового образования внесли российские исследователи-первопро­ходцы: Кондаков А.М со своими работами «Образование в эпоху четвертой промышленной революции» [30] и «Концепция совершенствования (модерни­зации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей ре­ализацию национальных стратегий развития Российской Федерации» [31], в которых он исследует роль образования в аспекте социально-экономического развития эпохи четвёртой промышленной революции; коллектив ученых - Те- релянский П.В., Кузнецов Н.В., Екимова К.В., Лукьянов С.А. и их исследова­ние «Трансформация образования в цифровую эпоху» [37], в этой статье они рассуждают об основных направлениях трансформации российской системы образования в контексте глобальной цифровизации; доктор педагогических наук Гладилина И.П., и её работа «Цифровая трансформация образования: за­рубежный и отечественный опыт» [18], посвященная цифровой трансформа­ции сферы образования; Можаева Г.В., автор множества публикаций и статей, в частности «Электронное образование в эпоху цифровой трансформации» [29], книга посвящена развитию электронного образования в России и мире и др. Существуют исследования по цифровой среде и цифровым образователь­ным ресурсам на примере школьного исторического образования. Так, Н.В. Димова рассматривает применение электронных образовательных ресурсов на уроках истории [24], В.И. Токарева дает общую характеристику цифровым об­разовательным ресурсам [38], М.М. Рябова приводит примеры использования цифровых образовательных ресурсов по предмету «История» [36].
Несмотря на повышенный интерес методистов и педагогов к данной теме, проблема применения цифровых ресурсов и информационных форм обу­чения на уроках истории и обществознания остаётся мало изученной и на практике вызывает много вопросов у учителей-предметников.
Проблема исследования состоит в решении задач по определению эф­фективности применения цифровых образовательных ресурсов на уроках ис­тории и обществознания. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохранен­ная на цифровых носителях. Применение цифровых образовательных ресур­сов в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями орга­низовать познавательную деятельность, приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучаю­щихся к предмету, делают урок наглядным, содержательным для учащихся.
Объект исследования: историческое образование.
Предмет исследования: процесс организации обучения с помощью циф­ровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания.
Цель исследования: проанализировать дидактические возможности циф­ровых образовательных ресурсов и экспериментально апробировать их в об­разовательном процессе школы.
Гипотеза исследования: формирование компетенций и всестороннее развитие каждого обучающегося будет эффективным при цифровой трансфор­мации школьной системы образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность цифровизации в образовании.
2) Проанализировать цифровые образовательные ресурсы для обучения истории в условиях цифровизации.
3) Изучить возможности и условия применения цифровых образователь­ных ресурсов (ЦОР) на уроках истории и обществознания.
4) Разработать учебно-дидактический материал с использованием цифро­вых образовательных ресурсов.
5) Провести мониторинг результативности использования цифровых обра­зовательных ресурсов на уроках истории.
Методы исследования:
Общетеоретические: анализ педагогической литературы по проблемам исследования;
Эмпирические: эксперимент, наблюдение, диагностические методики;
Статистические: качественная и количественная обработка результа­тов исследования.
Методической основой исследования являются: во-первых, научный труд Н. Ю. Игнатовой «Образование в цифровую эпоху» [26], в данной работе раскрыты педагогические проблемы образования в цифровую эпоху; во-вто­рых, материалы всероссийской научно-практической конференции «Истори­ческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы» [27], посвященной консолидации академического, научно-педагогического и преподавательского сообществ, общественных организаций, учреждений культуры в разработке и реализации концептуальных подходов к обучению истории и обществознанию на современном этапе; в-третьих, труд под редак­цией Уварова А. Ю. «Трудности и перспективы цифровой трансформации об­разования» [39], здесь описаны современные представления о роли цифровых технологий, которые преобразуют окружающую нас техносферу и ведут к цифровой трансформации образования; о трудностях и перспективах нового этапа развития образования; рассматриваются изменения в области цифровых технологий и образовательного процесса, которые станут доминантами разви­тия сферы образования в ближайшем десятилетии.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное общеобразователь­ное учреждение Мирнинская общеобразовательная школа. Учащиеся 5-11 классов.
Практическая значимость исследования: разработаны методические ре­комендации педагогам, использующим в практике педагогической деятельно­сти цифровые образовательные ресурсы; подобраны цифровые сервисы, поз­воляющие развивать компетенции, влияющие на эффективность обучения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и прило­жений. Общий объем работы 91 страница. Работа иллюстрирована 8 рисун­ками, 2 приложениями. Список использованной литературы включает в себя 45 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретическое исследование о трансформации историче­ского образования в цифровую эпоху и практическое использование на уроках цифровых сервисов и информационных методов обучения позволяет сделать следующие выводы.
Цифровая трансформация школы - это коренной пересмотр принци­пов работы практически всех подразделений. Это большой, многоступенчатый процесс.
Цифровая трансформация школы включает в себя цифровизацию обра­зования. Цифровизация образования - это процесс перехода на электронную систему обучения, то есть использование в своей работе цифровых образова­тельных ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) - это представленные в циф­ровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические мо­дели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, кар­тографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая гра­фика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для ор­ганизации учебного процесса [38].
Основные положительные стороны цифровизации образования: эконо­мия времени, практичность, поскольку электронные носители не имеют свой­ства рваться или как-то портиться и мобильность, поскольку образование ока­зывается доступным в любое время. К отрицательным аспектам можно отне­сти частые сбои в программах, медленный интернет и недостаточность каче­ственного оборудования в школах.
Применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как воспри­ятие, мышление, запоминание, усвоение учебного материала, приводит к ак­тивизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к предмету. Нельзя сбрасывать со счетов и пси­хологический фактор: современному ребенку намного интереснее восприни­мать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, рабочей тетради. Цифровые образовательные ресурсы делают учебную ин­формацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов, повышают качество обучения и желание учиться. Делают урок наглядным, содержательным для учащихся. Использование ЦОР на уро­ках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип довери­тельности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской по­зиции, развивает навыки самостоятельного поиска и обработки информации.
Сегодня существует много форм применения ЦОР на уроках, например таких как:
• работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;
• работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
• использование Internet и ЭОРов: дополнительный материал;
• мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способ­ствующая наилучшему запоминанию материала;
• ИКТ как средство контроля знаний учащихся, ЦОР, в том числе интер­активные тесты, созданные в различных программах.
В данной работе были рассмотрены и описаны применяемые на уроках истории и обществознания различные цифровые ресурсы и информационные методы, которые показали свою практическую значимость и эффективность в развитии универсальных учебных действий учащихся, таких как формирова­ние умения школьников брать на себя ответственность, работать с разными источниками и видами информации, а самое главное, школьники учатся учиться, что служит стимулом их развития и совершенствования в течение всей жизни.
Изучив теоретическую базу по цифровым образовательным ресурсам и их применение на уроках истории и обществознания, проанализировав различ­ные приложения, как сетевые, так и программные, мы разработали урок, в ко­тором информационные методы применяются для работы в группах и инди­видуально.
Применение цифровых ресурсов в каждодневной практике и экспери­ментальное исследование показало, что если их систематически использовать, то у обучающихся снижается уровень затруднений, появляется стимул к учёбе и познавательный интерес, формируются навыки работы с информацией, а также повышается уровень сформированности ИКТ-компетентности. Следует отметить, что лишь наметилась тенденция к росту уровня информационно­коммуникативных компетентностей в классе, так как изменения были незна­чительные, ввиду краткосрочности проведения экспериментальной работы с конца января по конец февраля 2022 г.
Таким образом, положительные результаты проведенной эксперимен­тальной работы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы, о том , что формирование компетенций и всестороннее развитие каждого обучающе­гося будет эффективным при цифровой трансформации школьной системы об­разования.
Цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи ре­шены.


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития ин­формационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утвержде­нии программы «Цифровая экономика Российской Федерации»»
4. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических зада­чах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образо­вания» на 2018-2025 годы.
6. Федеральный государственный стандарт основного общего образова­ния. - М.: Просвещение, 2021.
Литература
7. Абрамова, М. А. Цифровизация образования в условиях цифрового не­равенства / М. А. Абрамова, М. Фарника. - DOI: 10.15372/PEMW20190403. - Текст: непосредственный // Профессио­нальное образование в современном мире. - 2019 - Т. 9, № 4 - С. 3167­3175.
8. Авраменко, А. П. Мобильные технологии в руках российских школьни­ков: панацея или приговор? / А. П. Авраменко. - Текст: непосредствен­ный // Иностранные языки в школе. - 2020 - № 9 - С. 65-73. - Библиогр.: с. 73 (19 назв.).
9. Алексюк, Ю. О. Креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель - студент» в цифровой среде вуза / Ю. О. Алексюк, В. В. Мороз. - DOI: 10.25198/1814-6457-222-63. - Текст: непосредственный // Вестник Орен­бургского государственного университета. - 2020 - № 1 (224). - С. 63­71.
10. Афанасьева, Ж. В. Формы дистанционной внеурочной деятельности в цифровой среде / Ж. В. Афанасьева, А. В. Богданова. - Текст: непосред­ственный.
11. Байбородова, Л. В. Педагогические технологии для современного поко­ления школьников / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская. - DOI: 10.20323/1813-145X-2020-3-114-8-16. - Текст: непосредственный // Яро­славский педагогический вестник. - 2020 - № (114). - С. 8-16.
12. Байкова, Т. Е. Использование электронных образовательных ресурсов в коррекционной практике / Т. Е. Байкова. - Текст: непосредственный // Логопед. - 2020 - № 8 - С. 24-30.
13. Барбашина, Э. В. Дистанционное/электронное обучение: минимизация сложностей / Э. В. Барбашина, Н. В. Гуляевская. - DOI: 10.15372/PEMW20190312. - Текст : непосредственный // Профессио­нальное образование в современном мире. - 2019 - Т. 9, № 3 - С. 2997­3008.
14. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Электронный науч­ный журнал "Современные исследования социальных проблем". - № 6­2, 2017.
15. Бочарова С.Т. Инструмент оценивания сформированности ИКТ- компе­тентности учащихся основной ступени: Методическая разработка. - Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. - 38 с...45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ