Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения цифровых образовательных ресурсов в обучении 8
1.1. Сущность цифровизации в образовании 8
1.2. Анализ цифровых образовательных ресурсов для обучения истории в условиях цифровизации 20
Выводы к первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса организации обучения с помощью цифровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания 32
2.1. Возможности применения цифровых образовательных ресурсов
на уроках истории и обществознания 32
2.2. Техника разработки уроков по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов 43
2.3. Проведение мониторинга результативности применения цифровых образовательных ресурсов обучения на уроках истории 50
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 66
Глобальное развитие информационного общества требует соответствующего изменения системы образования. При этом изменению подлежат не только использующиеся образовательные инструменты (например, замена печатных учебников их электронными копиями), но и сама концепция построения образовательной системы.
На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями, осуществляется переход от индустриального к информационному обществу. В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в стране цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность России, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) [2] и программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р). [3]
Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте.
Изменения, которые происходят в системе образования в настоящее время, касаются не только оборудования, качества сети Интернет, электронных образовательных ресурсов, но в первую очередь самого учителя: его готовности на компетентностном и личностном уровне принять изменения, быть в них успешным профессионалом.
Распространение цифровых технологий (ЦТ) способствует качественным изменениям в сфере производства и на глобальных рынках. Эти перемены захватывают и сферу образования.
Российские педагоги рассматривают цифровую трансформацию образования (ЦТО) как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, который разворачивается в быстро развивающейся цифровой образовательной среде и направлен на решение задач социально-экономического развития страны в условиях четвертой промышленной революции и становления цифровой экономики.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. В условиях становления новой системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий. Важнейшим направлением реализации концепции модернизации образования являются информатизация и компьютеризация, использование цифровых образовательных технологий.
Цифровые технологии позволяют увеличить скорость подачи материала в рамках одного урока, их использование позволяет делать уроки истории и обществознания увлекательными, яркими, информационно и эмоционально насыщенными. Исходя из этого, тема нашего исследования является актуальной.
Проблема трансформации образования в цифровую эпоху в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке, но на сегодняшний день не существует монографических исследований по теме «Цифровизация образования в России». Рассматриваются общие подходы к цифровизации образования, например, большой вклад в изучение проблемы цифрового образования внесли российские исследователи-первопроходцы: Кондаков А.М со своими работами «Образование в эпоху четвертой промышленной революции» [30] и «Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации» [31], в которых он исследует роль образования в аспекте социально-экономического развития эпохи четвёртой промышленной революции; коллектив ученых - Те- релянский П.В., Кузнецов Н.В., Екимова К.В., Лукьянов С.А. и их исследование «Трансформация образования в цифровую эпоху» [37], в этой статье они рассуждают об основных направлениях трансформации российской системы образования в контексте глобальной цифровизации; доктор педагогических наук Гладилина И.П., и её работа «Цифровая трансформация образования: зарубежный и отечественный опыт» [18], посвященная цифровой трансформации сферы образования; Можаева Г.В., автор множества публикаций и статей, в частности «Электронное образование в эпоху цифровой трансформации» [29], книга посвящена развитию электронного образования в России и мире и др. Существуют исследования по цифровой среде и цифровым образовательным ресурсам на примере школьного исторического образования. Так, Н.В. Димова рассматривает применение электронных образовательных ресурсов на уроках истории [24], В.И. Токарева дает общую характеристику цифровым образовательным ресурсам [38], М.М. Рябова приводит примеры использования цифровых образовательных ресурсов по предмету «История» [36].
Несмотря на повышенный интерес методистов и педагогов к данной теме, проблема применения цифровых ресурсов и информационных форм обучения на уроках истории и обществознания остаётся мало изученной и на практике вызывает много вопросов у учителей-предметников.
Проблема исследования состоит в решении задач по определению эффективности применения цифровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. Применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к предмету, делают урок наглядным, содержательным для учащихся.
Объект исследования: историческое образование.
Предмет исследования: процесс организации обучения с помощью цифровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания.
Цель исследования: проанализировать дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов и экспериментально апробировать их в образовательном процессе школы.
Гипотеза исследования: формирование компетенций и всестороннее развитие каждого обучающегося будет эффективным при цифровой трансформации школьной системы образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность цифровизации в образовании.
2) Проанализировать цифровые образовательные ресурсы для обучения истории в условиях цифровизации.
3) Изучить возможности и условия применения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках истории и обществознания.
4) Разработать учебно-дидактический материал с использованием цифровых образовательных ресурсов.
5) Провести мониторинг результативности использования цифровых образовательных ресурсов на уроках истории.
Методы исследования:
Общетеоретические: анализ педагогической литературы по проблемам исследования;
Эмпирические: эксперимент, наблюдение, диагностические методики;
Статистические: качественная и количественная обработка результатов исследования.
Методической основой исследования являются: во-первых, научный труд Н. Ю. Игнатовой «Образование в цифровую эпоху» [26], в данной работе раскрыты педагогические проблемы образования в цифровую эпоху; во-вторых, материалы всероссийской научно-практической конференции «Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы» [27], посвященной консолидации академического, научно-педагогического и преподавательского сообществ, общественных организаций, учреждений культуры в разработке и реализации концептуальных подходов к обучению истории и обществознанию на современном этапе; в-третьих, труд под редакцией Уварова А. Ю. «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования» [39], здесь описаны современные представления о роли цифровых технологий, которые преобразуют окружающую нас техносферу и ведут к цифровой трансформации образования; о трудностях и перспективах нового этапа развития образования; рассматриваются изменения в области цифровых технологий и образовательного процесса, которые станут доминантами развития сферы образования в ближайшем десятилетии.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Мирнинская общеобразовательная школа. Учащиеся 5-11 классов.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации педагогам, использующим в практике педагогической деятельности цифровые образовательные ресурсы; подобраны цифровые сервисы, позволяющие развивать компетенции, влияющие на эффективность обучения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Общий объем работы 91 страница. Работа иллюстрирована 8 рисунками, 2 приложениями. Список использованной литературы включает в себя 45 источников.
Проведенное теоретическое исследование о трансформации исторического образования в цифровую эпоху и практическое использование на уроках цифровых сервисов и информационных методов обучения позволяет сделать следующие выводы.
Цифровая трансформация школы - это коренной пересмотр принципов работы практически всех подразделений. Это большой, многоступенчатый процесс.
Цифровая трансформация школы включает в себя цифровизацию образования. Цифровизация образования - это процесс перехода на электронную систему обучения, то есть использование в своей работе цифровых образовательных ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [38].
Основные положительные стороны цифровизации образования: экономия времени, практичность, поскольку электронные носители не имеют свойства рваться или как-то портиться и мобильность, поскольку образование оказывается доступным в любое время. К отрицательным аспектам можно отнести частые сбои в программах, медленный интернет и недостаточность качественного оборудования в школах.
Применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение учебного материала, приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к предмету. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, рабочей тетради. Цифровые образовательные ресурсы делают учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов, повышают качество обучения и желание учиться. Делают урок наглядным, содержательным для учащихся. Использование ЦОР на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции, развивает навыки самостоятельного поиска и обработки информации.
Сегодня существует много форм применения ЦОР на уроках, например таких как:
• работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;
• работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
• использование Internet и ЭОРов: дополнительный материал;
• мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;
• ИКТ как средство контроля знаний учащихся, ЦОР, в том числе интерактивные тесты, созданные в различных программах.
В данной работе были рассмотрены и описаны применяемые на уроках истории и обществознания различные цифровые ресурсы и информационные методы, которые показали свою практическую значимость и эффективность в развитии универсальных учебных действий учащихся, таких как формирование умения школьников брать на себя ответственность, работать с разными источниками и видами информации, а самое главное, школьники учатся учиться, что служит стимулом их развития и совершенствования в течение всей жизни.
Изучив теоретическую базу по цифровым образовательным ресурсам и их применение на уроках истории и обществознания, проанализировав различные приложения, как сетевые, так и программные, мы разработали урок, в котором информационные методы применяются для работы в группах и индивидуально.
Применение цифровых ресурсов в каждодневной практике и экспериментальное исследование показало, что если их систематически использовать, то у обучающихся снижается уровень затруднений, появляется стимул к учёбе и познавательный интерес, формируются навыки работы с информацией, а также повышается уровень сформированности ИКТ-компетентности. Следует отметить, что лишь наметилась тенденция к росту уровня информационнокоммуникативных компетентностей в классе, так как изменения были незначительные, ввиду краткосрочности проведения экспериментальной работы с конца января по конец февраля 2022 г.
Таким образом, положительные результаты проведенной экспериментальной работы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы, о том , что формирование компетенций и всестороннее развитие каждого обучающегося будет эффективным при цифровой трансформации школьной системы образования.
Цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи решены.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»»
4. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы.
6. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2021.
Литература
7. Абрамова, М. А. Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства / М. А. Абрамова, М. Фарника. - DOI: 10.15372/PEMW20190403. - Текст: непосредственный // Профессиональное образование в современном мире. - 2019 - Т. 9, № 4 - С. 31673175.
8. Авраменко, А. П. Мобильные технологии в руках российских школьников: панацея или приговор? / А. П. Авраменко. - Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. - 2020 - № 9 - С. 65-73. - Библиогр.: с. 73 (19 назв.).
9. Алексюк, Ю. О. Креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель - студент» в цифровой среде вуза / Ю. О. Алексюк, В. В. Мороз. - DOI: 10.25198/1814-6457-222-63. - Текст: непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020 - № 1 (224). - С. 6371.
10. Афанасьева, Ж. В. Формы дистанционной внеурочной деятельности в цифровой среде / Ж. В. Афанасьева, А. В. Богданова. - Текст: непосредственный.
11. Байбородова, Л. В. Педагогические технологии для современного поколения школьников / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская. - DOI: 10.20323/1813-145X-2020-3-114-8-16. - Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2020 - № (114). - С. 8-16.
12. Байкова, Т. Е. Использование электронных образовательных ресурсов в коррекционной практике / Т. Е. Байкова. - Текст: непосредственный // Логопед. - 2020 - № 8 - С. 24-30.
13. Барбашина, Э. В. Дистанционное/электронное обучение: минимизация сложностей / Э. В. Барбашина, Н. В. Гуляевская. - DOI: 10.15372/PEMW20190312. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в современном мире. - 2019 - Т. 9, № 3 - С. 29973008.
14. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Электронный научный журнал "Современные исследования социальных проблем". - № 62, 2017.
15. Бочарова С.Т. Инструмент оценивания сформированности ИКТ- компетентности учащихся основной ступени: Методическая разработка. - Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. - 38 с...45