Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мир детства по материалам региональной периодики (1900-1940 гг.)

Работа №170174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Детские периодические издания 14
1.1. Периодические издания для детей досоветского периода как
исторический источник 14
1.2. Детские периодические издания советского периода как исторический
источник 22
Глава 2 Отражение мира детства в региональных периодических изданиях 29
2.1. Анализ досоветских детских периодических изданий 29
2.2. Анализ советских детских периодических изданий 45
Заключение 70
Список источников и литературы 73

Актуальность темы. Традиционно проблемы детства изучаются педагогикой и психологией, однако в настоящее время научный интерес к этой области знаний проявляется и в философии, истории. Так, одним из перспективных направлений современных исследований выступает осмысление детства как первоначала бытия человека.
Как особый социальный феномен детство всегда воспринимается в контексте исторической эпохи. Ребёнок является субъектом истории, органично включённым в конкретное временное пространство, создающим, переживающим историю и реализующим себя в этом процессе. Модели отношения взрослых к детям постоянно меняются. Следует констатировать, что одновременно с изменением социальных отношений всегда происходила «корректировка» статуса детства в обществе (от игнорирования, до признания самоценности бытия ребенка)1.
Изучение ретроспективного опыта воспитания подрастающего поколения позволяет современным педагогам, ученым проанализировать ценный положительный опыт, который может быть востребован и сегодня, но главное - анализ ошибок, проблем, допущенных ранее, чтобы в последующем их избежать.
Цель исследования - воссоздание образа детства первой половины ХХ века по материалам региональной периодики.
Объект исследования - региональные периодические издания для детей.
Предмет - отражение в региональной периодике проблем воспитания, просвещения, развития детей.
Детство мы рассматриваем как период с 7 лет до 14, так как большинство доступных периодических изданий адресованы были именно этой возрастной категории ребят.
Историография проблемы. Предметом исторических исследований детство стало относительно недавно. По мнению Т.М. Смирновой2, всю отечественную историографию детства можно разделить на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности:
1 этап - советская историография детства;
2 этап - историография перестроечного периода (с начала 1980-х годов до конца 1990-х годов);
3 этап - современная историография детства (с начала 2000-х годов по настоящее время).
Основным лейтмотивом советской историографии детства являлась идея «СССР - Родина счастливого детства», что неудивительно, учитывая практически абсолютную идеологизированность всей отечественной науки того времени, в том числе, истории. Кроме того, нельзя не учитывать того, что государственная социальная политика советских времён, действительно, отличалась выраженной ориентированностью на охрану и поддержку материнства и детства, что не могло не отразиться на условиях жизни советских детей.
Говоря о советской историографии детства, Т.М. Смирнова отмечает, что на протяжении более чем 70-летнего периода советской власти она не отличалась единством, и во времена прихода к власти разных правителей имела свою специфику: «В частности, особое место в ней занимает так называемая синхронная литература, то есть работы, написанные непосредственно в изучаемые годы и являющиеся одновременно и научной литературой, и источниками по истории детства»3. К числу таких источников относятся, прежде всего, издания Деткомиссии ВЦИК и местных деткомиссий4.
Идеологическая установка «СССР - Родина счастливого детства» определила специфический ракурс исследований, посвящённых детству советских времён. Речь в данном случае идёт об избегании многих болезненных тем. К их числу относятся такие темы, как:
• проблема беспризорности детей после проведения кампаний по раскулачиванию, коллективизации и паспортизации населения;
• социальное положение детей «лишенцев»;
• жизнь детей в ГУЛАГе;
• высокая смертность детей во времена массового голода в Поволжье (1921-1923 гг.);
• тяжелое положение детей в патронатных семьях;
• проблема нищеты детских домов, вызванная казнокрадством;
• крайне неблагоприятное положение так называемых «морально­дефективных» детей, к числу которых относились педагогически запущенные дети, дети с нарушениями в физическом и интеллектуальном развитии, которые содержались в спецприёмниках и колониях.
Особое внимание в советской историографии уделялось роли коммунистической партии в создании для советских детей благоприятных условий жизни, в решении проблем беспризорности, обеспечения детей полноценным образованием и т.д.5 Работы, написанные в таком ключе, с одной стороны, послужили тому, что проблематика детства советского времени освещалась довольно однобоко, и многие из указанных выше проблем либо замалчивались, либо нивелировались. Однако, с другой стороны, идеологическая предвзятость и ограниченность предмета исследования таких работ послужили для исследователей постсоветкого периода стимулом для поиска новой информации и обращения к более глубоким пластам исторических данных, в том числе, к региональным архивам и периодике. К слову, в научных публикациях современных исследователей отмечается, что региональная историография детства имеет отличительные особенности, прежде всего, более разностороннее описание условий жизнедеятельности детей, раскрывающее социально-бытовые, педагогические, правовые и другие аспекты, а также освещение тех острых проблем, с которыми сталкивалось детское население, проживающее на разных территориях советского государства в разные периоды6.
В контексте темы настоящего исследования особая ценность советской историографии детства заключается в тщательной проработке авторами научных трудов отдельных аспектов проблематики советского детства материалов прессы. Использование материалов прессы исследуемого периода встречается в работах историка медицины Э.М. Конюс7, посвящённых особенностям формирования и развития советской системы охраны материнства и детства, доктора юридических наук Г.М. Свердлова8, который подробно изучал правовые нормы, регламентировавшие в советское время родительско-детские отношения. Материалы периодической печати активно использовались авторами исследований, посвящённых формированию советской системы школьного образования и развития отечественной педагогики9.
Ещё один момент, связанный с советской историографией детства, - практически полное отсутствие в трудах советских исследователей ссылок на источники дореволюционного времени. Если к ним и обращались, то только лишь для того, чтобы представить положение детей в дореволюционной России в негативном свете, возвысив, тем самым, заслуги большевистского правительства в деле создания для советских детей благоприятных условий жизни.
Таким образом, главная отличительная особенность отечественной историографии детства советского периода заключается в том, что жизнь детей освещалась через призму идеологических установок и многочисленных законотворческих инициатив коммунистической партии, нацеленных на охрану детства, и складывавшаяся на этой основе картина имела мало общего с действительным положением дел. Реальная картина повседневной жизни детей, социально-демографические характеристики которых были чрезвычайно неоднородны, оставаясь в тени, существенно отличалась от идеализированного образа счастливого детства каждого советского ребёнка.
Период пересмотра советской историографии, переоценки прошлого и разоблачения мифа о «счастливом советском детстве». Этот период, начавшийся в конце 1980-х годов, до сих пор еще находит отголоски в работах некоторых историков, политиков и публицистов, продолжающих бороться с многократно разоблаченными советскими мифами и создающих новые мифы. Расцвет данной историографической тенденции приходится на 1990-е годы.
С конца 1980-х гг., в связи с изменившимися идеологическими ориентирами и переосмыслением истории России в целом, изменилась и оценка политики советского государства в области охраны детства. Советская детская и молодежная политика подвергалась жесткой критике в рамках общей тенденции огульного отрицания советского прошлого. Много писали, в частности, о фрагментарном решении проблем детства в СССР по принципу остаточного, а не приоритетного внимания, об отсутствии гарантий исполнения законов, о сугубо декларативном характере всех тех законодательных инициатив, которые активно пропагандировались в народе, в том числе посредством периодической печати.10. В противовес широко распропагандированному в советские годы клише «СССР - Родина счастливого детства» в популярной литературе 1990-х годов Советский Союз стали именовать «Государством Неизбывного Сиротства»11.
В значительной степени эта критика была справедливой и полезной, даже необходимой, так как способствовала привлечению внимания общественности и власти к проблемам детства, а также поиску наиболее эффективных методов их решения. Авторы сознательно акцентировали внимание на наиболее острых сюжетах (младенческая смертность, детская преступность, проституция, наркомания и т.п.).
В то же время, критика советской государственной политики в отношении детей в этот период достигла такого уровня, при котором она перестаёт быть разумной и обоснованной. В обсуждении трагичных моментов, связанных с жизнью детей в советский период, акцент сместился с обсуждения происходивших событий в социально-историческом контексте (т.е. с учётом объективной социально-политической и экономической обстановки в государстве) на обсуждение порочности всей советской системы государственного устройства как таковой. Всё, что имело под собой объективные обстоятельства (например, война, которая неизбежно приводит к росту беспризорности и сиротства), стало заменяться представлениями о некоей злой воле власть имущих, преследовавших сугубо личные корыстные интересы. Советские лозунги типа «Дети - наше будущее», «Всё лучшее - детям» стали трактоваться превратно, без учёта тех фактических действий, которые, всё же, предпринимались советской властью во имя благополучия
детей.
Подмена научно-исторического анализа эмоционально­
публицистическими рассуждениями о фактическом неблагополучии жизни советских детей в литературе конца 1980-х - начала 1990-х гг. привела к необоснованному отрицанию накопленного положительного опыта советской системы охраны детства и, как результат, к отказу от ряда значимых достижений в этой сфере....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящего исследования состояла в воссоздании образа детства первой половины ХХ века по материалам региональной периодики.
Историография детства развивалась по общему для всей отечественной истории пути - от советских идеологизированных исследований, через этап «развенчания мифов», до настоящего времени, для которого характерны тенденции к довольно критичному, но без попыток обесценивания, переосмыслению опыта предшествующих поколений исследователей, поиску новых источников и воссозданию как можно более полной и объективной картины жизни детей в первой половине ХХ века.
Периодические издания для детей первой половины ХХ века выполняли разное предназначение. В дореволюционные годы журналы для детей и подростков, по большей части, представляли собой сборники рассказов, стихов и сказок для детей разного возраста. В отдельных случаях в содержание журналов включались познавательные статьи, повествующие о достижениях науки и техники. Содержание этих журналов не было связано с социальной реальностью, в которой проходила жизнь детей, за что журналы подвергались критике. По этой же причине стали появляться первые газеты для детской читательской аудитории. Советская периодика для детей и подростков отличалась ярко выраженной идеологической направленностью, и среди всех печатных изданий, выпускавшихся с 1917 по 1950 гг., самым информативным следует признать газету «Пионерская правда».
Источниковую базу работы составили материалы региональной периодики, сосредоточенные в фондах Красноярской краевой библиотеки. Среди них особую ценность для нас представляют газеты «Пионерская правда» и «Сталинские внучата», журналы «Игрушечка», «Маяк» и «Детское чтение», издававшиеся в регионе или распространявшиеся в регионе и предназначенные для детей, родителей, педагогов.
Детская периодика дореволюционных лет в первой половине ХХ века, представленная иллюстрированными журналами «Игрушечка», «Маяк» и «Детское чтение», была доступна детям из семей дворянства и духовенства, а также, отчасти, детям из крестьянских семей - тем, у кого была возможность общаться с детьми из семей священнослужителей, проводить своё свободное время в совместных играх с ними, быть вхожими в их дома. Содержание детской периодики тех лет имело образовательный и развлекательный характер, детские журналы отличались высокохудожественным оформлением, а содержание публикуемых материалов было близким к условиям и образу жизни детей из сословий дворянства и духовенства. Содержание названных детских журналов не отражало событий внешней и внутренней политики государства, объективных сложностей жизни крестьянских и городских детей, проблематику тяжёлого детского труда, безнадзорности и распространения различных девиаций в детской среде.
Совершенно иной характер и содержание имела советская детская периодика. Так, в газете «Пионерская правда» общее (государственное) благо представлялось как высшая ценность, вокруг которой и необходимо выстраивать свою частную жизнь, которая, в свою очередь, является частью жизни общества. При очевидной идеологизированности содержание газеты отличалось широтой тематики публикуемых материалов. На страницах «Пионерской правды» отражались внутриполитические события и процессы, давалась им официальная оценка, которая способствовала формированию политических взглядов подрастающего поколения. Газета сообщала о событиях в СССР и за рубежом, освещала деятельность детских организаций в других странах, рассказывала о жизни советских пионеров и школьников. «Пионерская правда» также писала о всесоюзных и международных детских мероприятиях. В газете нашли своё отражение многие актуальные проблемы «детства военных лет», публиковалось множество материалов об учёбе и досуге школьников. Сотрудниками газеты были выработаны специфические приёмы и формы подачи материала, в результате чего сложился своеобразный характер взаимодействия с читателем.
Помимо всесоюзной газеты «Пионерская правда», региональная детская периодика советского времени в архивах ГУНБ Красноярского края представлена красноярской газетой «Сталинские внучата», являвшейся изданием «Организационного бюро ЦК ВЛКСМ Красноярского края и горкома». Содержание газеты в полной мере отражало культурно-исторические особенности своего времени - имела ярко выраженный пропагандистский характер, сочетала в себе идеологический и образовательный контент, образовательная составляющая во многих случаях имела политизированный характер. Существенное отличие «Сталинских внучат» от «Пионерской правды» состоит в стилистике текстов, которые написаны, преимущественно, сухим языком в форме констатации фактов.
В целом же региональная детская периодика советского времени была ориентирована на воспитание подрастающих поколений в духе тех ценностных ориентиров, которые задавались правящей партией, с ярко выраженной патриотической направленностью и установкой на интолерантное отношение ко всему чуждому идеалам социализма.


1. XV лет работы по улучшению жизни детей. М., 1936.
2. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х годов. М.: Изд- во МГУ, 1982.
3. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // СОЦИС. 2003. № 9. С. 61­72.
4. Арнаутов Г.А. Забота Коммунистической партии и Советского правительства об охране детей и строительство детских домов в РСФСР в период 1917-1925 гг. Дис. ... канд. педагог, наук. М., 1952.
5. Арошенко М.М., Ильдеркина В.С. Источники современного сиротства по результатам экспертного опроса // Социальные проблемы сиротства. М., 1992. С. 43-48.
6. Безленкина Л.Ф. Семья нуждается в поддержке // Семья и школа. 1995. № 6. С. 10-11.
7. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999.
8. Бреева Е.Б. Детская беспризорность: современная ситуация, возможные стратегии // Дети и молодежь - будущее России: Материалы Российской научно-практической конференции, г. Вологда, 27-29 июня 2002 г. Вологда, 2002.
9. Брутман В.И. Раннее социальное сиротство. М., 1994.
10. Буданова Г.П., Перевалов В.В. Российская пресса о детских проблемах // Актуальные проблемы современного детства. Вып. V. М., 1998. С. 96.
11. Василькова Ю.Т., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
12. Веременко В.А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX - начало ХХ в.): монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015.
13. Волкова Т.И. Периодическая печать как исторический источник: учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2018.
14. Вологина Е. Дореволюционные периодические издания для детей //
Парус. 2017. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://:®ypHanbHbiHMHp^/content/dorevolyucionnye-periodicheskie-izdaniya- dlya-detey
15. Галанин С.Ф. Газетная реклама как исторический источник: По материалам Казанских газет второй половины XIX века: Дис. канд. истор. наук. Казань, 1999....87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ